Цитадель Никиты Михалкова и его оппоненты

              «Цитадель «   Никиты   Михалкова    и  его  оппоненты . 

      Господа  , Вас   ,наверно,  удивит    мое  «  вторжение»   в  кинематограф .     Я  ,  рядовой  зритель ,  вдруг   осмелился    посягнуть  на  «   святая ,  святых «   и  выразить  своё  мнение  по  поводу   «  Утомлённого   солнца»  ,  и  его   Цитадели .   Ведь  либералы, посетив  кинотеатр  «  Октябрь» ,   и  посмотрев    «Цитадель»  сделали  всё  ,  чтобы   кинолента  Никиты  Михалкова  не  только  не  была  бы  представлена  на  премию  «Оскар» ,  но  и  здесь  ,  в  России   ,  не  получила  признание.   О  чём  говорить  ,  если  даже  Андрон   Кончаловский ,  брат  Никиты  Михалкова ,  выступил  против  .   Тогда  я  поразился   такой  принципиальности  и    тоже   посчитал ,  что  этот  фильм  ,  не  должен  представлять  Россию .     Либералы  ,  и  их  рупор  «  эХО   Москвы» ,  как  они  это  умеют  делать ,  развернули  бешеную  травлю  «   Утомлённого  Солнца» .  Их  трубадуры, эстетствующие  дамы ,  и  дамы  «  приятные  во  всех  отношениях»,  Ларина  и  Петровская ,  отрабатывали  по  полной  программе  ,  заказ   на  дискредитацию   фильма .   Потом  я  узнал ,  что  они  мстили   Михалкову   за  его  позицию  государственника ,  и  за  то ,  что  свой  пост он  не  уступил  Марлену   Хуциеву ,  которого  они  подпирали сбоку ,  снизу  и сверху ,  короче  со  всех  сторон .   Эти  их  разборки ,  меня  как  зрителя ,    волновали  мало ,  да  я  в  них  и  не  очень  разбирался  .  Для  меня  было  важнее  понять .  Так  ли  плох «   Утомлённое  Солнце -2» ,  ведь  первую  часть  я  смотрел  с  удовольствием  .  Фильм  талантливый  ,  и  всё  что  делает  Михалков ,  со  всеми  его  поворотами ,  находками ,  безукоризненны .   Итак     «Цитадель»  .   Оплот  гитлеризма  ,  его  военной  машины ,  Цитадель  ,  которая  должна  остановить    наступление  советских  войск  .    Но  как  ?  И  здесь  ,  я  далеко  не  согласен  с   Михалковым ,  генерал  Котов  должен  искупить    свою «  вину»  перед    властью  ,    перед  страной  , а  для  этого ,   должен    возглавить    колонну   безоружных   штрафников  и  взять  «   Цитадель»  .   Что  значит  взять  Цитадель ?   Для  начала  уложить ,  похоронить  всех  тех ,  кто  находился  в   штрафбате.   А  дальше ,  как  получится  ,  как   повезёт  .   Такой    наказ  дал  ему  Сталин .    
          В  эпизоде ,  где  Сталин  даёт  задание  генералу  Котову ,  прищуривая  глаза ,  что  должно  было  подчеркнуть   его  коварство  ,   он  в  целом  говорит  правильные  слова  .  Пусть  те ,  кто  был   изменником ,  и  те  ,  для  которых  своя  шкура  ,  была  дороже  Родины  ,  а   Родина  находилась  в  смертельной  опасности,  искупят  это  своей   кровью.   Но  разве  ,  чтобы  искупить  свои  грехи ,  штрафники  должны  были  взять  палки  в  руки  и  брать  Цитадель ?      Но  даже  ,  в  этих  условиях ,  разве  Сталину   важна  была  гибель   штрафников ,  а  не  взятие   Цитадели?    Такой  расклад  вызывает  недоумение .    Михалков  погрешил  против  правды  ,   и  аплодисменты  либералов   ему   не  помогли .   Ненависть  либералов  уже  выходила  за  рамки  идеологии ,  и  они  принялись    ниспровергать   художественные   достоинства  фильма  .   А  вот  здесь,  именно  здесь  в  большей  степени ,  проявилось   мастерство  художника .    Массовые ,  батальные  сцены  превосходны ,   они  страшны ,  они  запоминаются  .   Война  ,  трагедия   страны ,  трагедия  человека  .   
        Лицо  войны  ужасно., но  ведь  не  мы  ,  СССР ,  напали  на  Германию  и    подвергли  её уничтожению     .   Германия  разрушила  половину    моей   страны ,  и  горе,    страдания  людей ,   отпечатаны  на  их  лицах.    240  курсантов ,  цвет   армии ,  был  брошён  в  горнило  войны ,  эту  мясорубку  , и  стал    человеческим  фаршем .   Так  ли историчны  эти  факты  ,  не  знаю .    Может   быть   здесь   уже   больше   важна  игра  актёров,  их   сомнения  ,  хотя  уверен ,   что  таких  было  немного .   Немного ,  несмотря   на  репрессии  37  года  ,  их  убеждённость   оказалось  выше  ,   выше   разрушительной   морали    либералов  ,   превративших  свою   «   Цену   Победы»    в  издевательство  над  историей .
          Игра  актёров  ,  не  говоря  уже  о  Михалкове ,  убедительна  и  прекрасна .,  как  прекрасна  игра    и  Нади  Михалковой  .   А сцена ,  когда  они   друг  против  друга  ,  и  малейшая  неточность ,  движение  в  сторону  и  мина  разнесёт  их  вдребезги ,    кульминационна .   Такое не  забывается  .  Фильм  в  целом  несёт  в  себе  заряд  оптимизма ,  и  несмотря,  ни  на  что ,  даже  на  трагические  её   страницы  ,  вселяет  уверенность  в  том ,  что  такой  народ победить  нельзя  .   
         Сцены ,  когда  сам  генерал  Котов  ,  а  потом  и  все  остальные ,  с  дубинками  наперевес  ,      берут  Цитадель  , уже  имеют  больше  символическое  значение  .  Даже  с  дубинкой  в  руках ,  с  дубинкой  наперевес ,   боец   защищающий  свою  страну ,  непобедим .   Сегодня ,  когда  слово  патриотизм ,  и  даже  малейшее  движение  ума  и  сердца  в  сторону  патриотизма ,  вызывает  у   либералов   злобу ,   фильм  рождает  светлые  чувства  .    Что  касается  его  художественного  значения ,  то он ,  конечно ,  по  моему  мнению  ,   достоин   признания ,   достоин    Оскара .

       Никита  Сергеевич  доказал  и  убедил  меня  в  том ,  что  он  ,  один  из  самых  выдающихся  кинорежиссёров   России ,   его    Цитадель   ,   эпизоды   войны   ,   выписаны  с  такой убийственной  силой  ,   и  ему  мои  ,   искренние  аплодисменты . 

    Борис Неравнодушный  ,  на     Сайтах   Проза .  Ру  и  Справедливо Онлайн 

                Москва  ,   25   февраля  2013  года


Рецензии