Цитадель Никиты Михалкова и его оппоненты
Господа , Вас ,наверно, удивит мое « вторжение» в кинематограф . Я , рядовой зритель , вдруг осмелился посягнуть на « святая , святых « и выразить своё мнение по поводу « Утомлённого солнца» , и его Цитадели . Ведь либералы, посетив кинотеатр « Октябрь» , и посмотрев «Цитадель» сделали всё , чтобы кинолента Никиты Михалкова не только не была бы представлена на премию «Оскар» , но и здесь , в России , не получила признание. О чём говорить , если даже Андрон Кончаловский , брат Никиты Михалкова , выступил против . Тогда я поразился такой принципиальности и тоже посчитал , что этот фильм , не должен представлять Россию . Либералы , и их рупор « эХО Москвы» , как они это умеют делать , развернули бешеную травлю « Утомлённого Солнца» . Их трубадуры, эстетствующие дамы , и дамы « приятные во всех отношениях», Ларина и Петровская , отрабатывали по полной программе , заказ на дискредитацию фильма . Потом я узнал , что они мстили Михалкову за его позицию государственника , и за то , что свой пост он не уступил Марлену Хуциеву , которого они подпирали сбоку , снизу и сверху , короче со всех сторон . Эти их разборки , меня как зрителя , волновали мало , да я в них и не очень разбирался . Для меня было важнее понять . Так ли плох « Утомлённое Солнце -2» , ведь первую часть я смотрел с удовольствием . Фильм талантливый , и всё что делает Михалков , со всеми его поворотами , находками , безукоризненны . Итак «Цитадель» . Оплот гитлеризма , его военной машины , Цитадель , которая должна остановить наступление советских войск . Но как ? И здесь , я далеко не согласен с Михалковым , генерал Котов должен искупить свою « вину» перед властью , перед страной , а для этого , должен возглавить колонну безоружных штрафников и взять « Цитадель» . Что значит взять Цитадель ? Для начала уложить , похоронить всех тех , кто находился в штрафбате. А дальше , как получится , как повезёт . Такой наказ дал ему Сталин .
В эпизоде , где Сталин даёт задание генералу Котову , прищуривая глаза , что должно было подчеркнуть его коварство , он в целом говорит правильные слова . Пусть те , кто был изменником , и те , для которых своя шкура , была дороже Родины , а Родина находилась в смертельной опасности, искупят это своей кровью. Но разве , чтобы искупить свои грехи , штрафники должны были взять палки в руки и брать Цитадель ? Но даже , в этих условиях , разве Сталину важна была гибель штрафников , а не взятие Цитадели? Такой расклад вызывает недоумение . Михалков погрешил против правды , и аплодисменты либералов ему не помогли . Ненависть либералов уже выходила за рамки идеологии , и они принялись ниспровергать художественные достоинства фильма . А вот здесь, именно здесь в большей степени , проявилось мастерство художника . Массовые , батальные сцены превосходны , они страшны , они запоминаются . Война , трагедия страны , трагедия человека .
Лицо войны ужасно., но ведь не мы , СССР , напали на Германию и подвергли её уничтожению . Германия разрушила половину моей страны , и горе, страдания людей , отпечатаны на их лицах. 240 курсантов , цвет армии , был брошён в горнило войны , эту мясорубку , и стал человеческим фаршем . Так ли историчны эти факты , не знаю . Может быть здесь уже больше важна игра актёров, их сомнения , хотя уверен , что таких было немного . Немного , несмотря на репрессии 37 года , их убеждённость оказалось выше , выше разрушительной морали либералов , превративших свою « Цену Победы» в издевательство над историей .
Игра актёров , не говоря уже о Михалкове , убедительна и прекрасна ., как прекрасна игра и Нади Михалковой . А сцена , когда они друг против друга , и малейшая неточность , движение в сторону и мина разнесёт их вдребезги , кульминационна . Такое не забывается . Фильм в целом несёт в себе заряд оптимизма , и несмотря, ни на что , даже на трагические её страницы , вселяет уверенность в том , что такой народ победить нельзя .
Сцены , когда сам генерал Котов , а потом и все остальные , с дубинками наперевес , берут Цитадель , уже имеют больше символическое значение . Даже с дубинкой в руках , с дубинкой наперевес , боец защищающий свою страну , непобедим . Сегодня , когда слово патриотизм , и даже малейшее движение ума и сердца в сторону патриотизма , вызывает у либералов злобу , фильм рождает светлые чувства . Что касается его художественного значения , то он , конечно , по моему мнению , достоин признания , достоин Оскара .
Никита Сергеевич доказал и убедил меня в том , что он , один из самых выдающихся кинорежиссёров России , его Цитадель , эпизоды войны , выписаны с такой убийственной силой , и ему мои , искренние аплодисменты .
Борис Неравнодушный , на Сайтах Проза . Ру и Справедливо Онлайн
Москва , 25 февраля 2013 года
Свидетельство о публикации №213022800972