Дяденьки. Воспоминание

               
         
          От  проблем советского времени ещё не слишком давних лет: очередей, дефицита, иной раз голова просто шла кругом. Таким вступлением я пытаюсь оправдаться, прежде, чем изложить, увы, правдивую  историю из собственной жизни.

          Об этом я долго никому не рассказывала, да и сама старалась вспоминать реже.
          В мою молодость достать хорошую кофточку, платье или туфли было настоящей проблемой. Помню, стояла я в "Пассаже" за зимними сапожками очень долго, полдня, не меньше. На ладони моей написан был номер очереди, чтобы никто не придрался в случае, если понадобится отойти ненадолго. Несколько раз добровольцы, ответственные за порядок и организованность строя, делали перекличку.
         Когда я уже почти добралась до прилавка, объявили, что остались только тридцать четвёртые и тридцать пятые размеры. У меня же был тридцать седьмой с половиной!  Но мне так хотелось купить себе финские сапожки на высокой платформе, бежевые, мягкие! Я взяла тридцать пятый, решив, что как-нибудь разношу. И разносила. Но чего мне это стоило!

        Эту историю я тоже привела ради примера, чтобы морально легче было поведать вторую, произошедшую опять же из-за пресловутых шмоток, точнее из-за велюрового манто.

         Его мне удалось купить в магазине "Весна". Это было просто чудо! Как оно мне шло! Я принесла пальто домой и показала бабушке. Она одобрила , помогла даже с деньгами, ведь я истратила всё, что оставалось до получек моей и мужа.
          Налюбовавшись на манто и на себя в нём и повесив красоту эту в шкаф, я пошла погулять с пятилетней дочуркой. Нужно ещё было позвонить сестре из телефонной будки, так как в квартире нашей телефона не было.
          Во дворе девочки, лет семи - восьми, играли в классики. Дочке тоже захотелось поиграть с ними, и они приняли её в свою компанию. Я решила оставить ребёнка всего минут на пять и добежать до телефона. Разговор намечался деловой  и  короткий. Дочке было велено никуда не уходить, а девочки пообещали за ней приглядывать.
          В ту пору семилетние дети уже гуляли поблизости с домом без родителей. Их не обижали. О маньяках, педофилах и прочих извращенцах мы, практически, не слышали. Может, они и были, но не в таких ужасающих количествах, да и в прессе о них редко сообщали. За детьми мамы и бабушки  спокойно наблюдали из окон.
        Сейчас же и за порог детям без присмотра не выйти! Как такое произошло?!  Видимо, по телевидению и в печати слишком большое место уделяется  историям насильников, развратников.  Теперь  уже с них неокрепшие умы и души подростков  берут пример!
       А  раньше людям примером служила  совесть, любовь к Родине, порядочность.  Именно с этими акцентами ставились фильмы советского времени, спектакли, писались книги. Тогда понятия  эти вбивались в голову капитально. Им следовали даже потерявшиеся в жизни люди, такие, как «дяденьки» -герои  моего рассказа.

            Итак,  дочка осталась в нашем дворе, а я  побежала в следующий, к телефонной будке. Всё, что было необходимо, сообщила я  сестре довольно быстро и уже собралась попрощаться, как она вдруг поделилась радостью о своей огромной удаче. Удача заключалась в покупке модельных туфелек. Сестра  восторгалась тем, что они подходят ко многим её нарядам, описывала каблучки, пряжечки, похожие на брошки. Вобщем, щебетала и щебетала. Ну как я тут могла не рассказать о новом велюровом манто!

           Я взахлёб расписывала то, как и мне повезло сегодня с покупкой. И при этом в очереди  пришлось постоять самую малость, всего два часа, азартно расхваливала чудное качество и прекрасный пошив импортного изделия, восторгалась мягким воротничком из ламы. Потом плавно мы перешли на воспоминания о прочих удачах на ниве приобретения красивых вещей себе и мужьям.
          Начинало уже темнеть, когда наконец-то, распрощавшись  сестрицей  я, повесила трубку и отправилась домой.

          Дверь открыла бабушка. Она смотрела на меня как-то очень странно. Рядом с ней стояла дочка, которую за руку держал муж. Он тоже глядел в упор и был явно мною недоволен!
          И тут я вспомнила о том, что брала дочь с собой на улицу! Проболтала я не меньше часа! Значит, она сама пришла домой?!  Не похоже, судя по выражениям на лицах моих близких...

           Я  увела дочку в  комнату и  стала громко укорять  её за то, что она без разрешения покинула место, где была оставлена.  Я сокрушалась, что облазила все ближайшие подвалы в поисках пропавшего ребёнка, которого, конечно же, не ругала. Такое  было бы в высшей степени наглостью!  Но укоряла  дочку я громко, вживаясь в образ, чтобы не попало самой от бабушки и мужа.
Потом  тихонько у неё спросила:
- Ты что, сама домой пришла?
- Нет, - ответила она, меня три дяденьки привели.

          Из дочкиного рассказа я поняла, что девочки, наигравшись в классики, решили продолжить прогулку в другом месте и позвали её с собой, а потом и вовсе разошлись по домам. Дочка осталась одна, да ещё и не в своём дворе. Дорогу домой было не найти. «Тогда», - рассказала мне она, - я увидела в садике на скамейке трёх дяденек. Они что-то пили, а один был сильно растрёпанный. Я подошла к ним и сказала: "Меня зовут  Юля, дяденьки, отведите меня домой, я свой адрес знаю».  Она, действительно, знала с четырёх лет наизусть свой адрес. Так вот, дяденьки, по её словам, шатаясь и поочерёдно падая, довели её до дома. Потом  поднялись на четвёртый этаж, позвонили в квартиру и ответственно сдали бабушке, как говорится, "из рук в руки".

          Теперь я сообразила, отчего с таким недоумением глядели на меня мои близкие и стала, продолжая  вживаться  в образ,  рассказывать  в подробностях  моих, в кавычках, поисках дочери. А потом, чуть погодя, спросила бабулю:
- Поблагодарила ли ты тех трёх пьянчужек?
- Что ты, я так испугалась, увидев их, даже и дар речи потеряла!  У двоих синячищи под глазами, а третий вообще еле стоял, думала, упадёт. Они позвонили в дверь. Один показывает на Юлю и спрашивает: "Ваш ребёнок?" - Я говорю, "Наш!" -  Они -  "Тогда получите!" Я  Юльку скорее в квартиру затащила, а дверь сразу со страха и захлопнула."
- А Миша где был? - спросила я о муже.
- Он позже пришёл. Встретил пьянчужек уже на лестнице.

          Вот так из-за проблем с дефицитом я забыла однажды любимую дочку на улице, вернее забыла, что брала её с собой. Хорошо, что тогда было другое время, не столь тревожное и опасное для детей, оставшихся без присмотра. Три алкоголика, которым я безмерно благодарна и которых вспоминаю всю жизнь, привели ребёнка домой, убедились, что открывшая дверь пожилая женщина, действительно, бабушка, и тогда только ушли.

          Манто я продала. Наказала себя. Подруге повезло: получила прекрасную вещь без очередей и переплаты.
          Сейчас, когда прилавки магазинов ломятся от товаров, даже не верится, что совсем ещё недавно, всё обстояло иначе.
         И всё же люди, несмотря на трудности, по-моему, были отзывчивее, ответственнее и гораздо ближе друг к другу.

2009 г.


Рецензии
Да-а, большой вопрос: когда было лучше тогда или сейчас? Мои весы всё больше склоняются к тем временам.

Геннадий Дмитричев   03.04.2013 09:52     Заявить о нарушении
Дима, рада Вам.
Похоже, многое было тогда лучше, хоть далеко не всё. Люди больше друг к другу тянулись, дружбой дорожили и совестливые были, в основном.
А уж дети-то точно так часто не пропадали.

Ольга Огланова   03.04.2013 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.