Сапоги всмятку

1992 год(а может быть и 93? Уже слиплись в памяти те нескучные года). Всё тот же отарский гарнизон - глубоко в степи , между Фрунзе и Алма-Атой.
 Демократия и суверенитет независимого Казахстана движутся вперёд семимильными шагами; офицеры из Белоруссии, Украины и России поразъехались почти все; "казахские ваучеры" с наивной надеждой вкладываются оставшимися в какой-нибудь "ФОНД "АЙБЕБЕК"; по ночам "неформальная молодёжь" из ближайших посёлков, объединившись в мелкие шакальи стаи, хозяйничают и беспредельничают в когда-то образцово-показательном военном городке, а их пробуют усмирять с помощью временно размещенной роты спецназа, выведенной после подавления бунта в Оше.
  В магазинах гарнизонных шаром покати; денег который месяц не платят; офицерские семьи кое-как "поддерживают штаны", благодаря "натуральному пайку", получаемому на солдатских продскладах; сахар и ряд других продуктов первой необходимости только по талонам, да и те невозможно отоварить: нет завоза в "Военторг". Ну это так - преамбула, что бы вспомнились запахи той эпохи...
  Раскопал я как-то зимой в кладовке коробку с новыми хромовыми сапогами.
  Специально ведь когда-то одну пару хранил  отдельно только для строевых смотров. А теперь лишь место занимают... И вспомнил я тут, что  пару лет назад сосед мой холостой-неженатый капитан Юрка Магай как-то хвалился, будто бы имеет хорошие связи среди местных чабанов. А он сам в то время ещё служил на Матыбулаке в отдельной части обслуживающей весь окружной полигон, где этих чабанов с отарами овец - за каждой сопкой по паре штук. И помнится, говорил он, что может, мол, запросто обменять офицерские сапоги на «живого барана». Юфтевые - один средний баран, хромовые - два молодых или один крупный - "курдючный".
  Я тут как раз тот наш нетрезвый разговор и припомнил. Благо, что по сравнению с "застойными годами", когда ни о рубашках с коротким рукавом, ни о туфлях, ни о высоких батинках-"берцах" строевой офицер и не знал даже: сапоги-портупея-китель каждый божий день, не смотря ни на жару, ни на пожелания Михал Сергеича "быть поближе к людЯм". И сапоги в ту лейтенантскую пору стирались об сопки да об плац быстрее, чем сыр "Пармезан" о крупную тёрку. А уж "выходные", с любовью заказанные-пошитые в Алма-Ате в спец-ателье "хромачи-бутылочки" нормальные гусары берегли и лелеяли, как те хасиды свои пейсы.
  Но в начале 90-х сапоги для офицера, тем более такого "прожженного" капитана как я, уже перестали быть "предметом первой необходимости". И чего им зазря пылиться-то ? Достал я из дальнего закутка, протёр тряпочкой эти новые "хромачи-тупорылые р.44/Ш " и понёс к Магаю.
  Хоть Юра к тому времени уже давненько в "Голубой дивизии" служил, но старые-то связи никуда не делись, думаю.
 - Давай, брат Михалыч, выручай. Вот тебе мои девственные "сапоги-скороходы". Меняю эту красоту дефицитную   на "скатерть-самобранку", в смысле - а принеси-ка ты обещанной когда-то баранины? За посредничество возьмёшь честную долю, ну и пляшка с меня, естественно.
Юра вещмешок с обувкой взял и пообещал порешать вопрос через бывших сослуживцев. Правда, сразу предупредил, что расценки по бартеру скорее всего изменились в меньшую сторону.
 -Ну и ладно,- отвечаю,- "на безрыбье нынешнем и сам раком встанешь".
 Месяц проходит, другой проходит - нет обещанного бакшиша. Юрка говорит, что передал через кого-то, а вот с ответом тянут что-то...
  А тут уже и майские праздники "на носу". А в закромах у старого капитана, семьёй уже пару лет как обремененного, ни выпить,как говориться, ни закусить. А сыну-то уже почти 3 года- ест поболе моего. Да и жена молодая ещё от мамкиных чимкентских хлебосольных столов не отвыкла.
 Не пойдёшь же в тот "АЙБЕБЕК" в долг брать, в счёт будущих обещанных "агромадных дивидендов"?
 Я опять к Юрке :
- Хошь что делай, дорогой: хошь сайгака в степи на смерть забегай, хошь   чабанам своим поруби "кутаки  на пятаки", но вынь-да-положь мне мяса обещанного до майских каникул.
  Поскрипел Михалыч зубами, посмотрел печальным взглядом( а, между прочим, у него «печальность задумчивая» очень хорошо получалась, особенно как гитару свою возьмёт: все девки, помню, навзрыд рыдали), но пообещал твёрдо: «Не бздимо, Савелич!,- на чистейшей  "западеньской мове" молвил он,- Будет тебе обещанная свежатинка на праздничный достархан !..я-буду !»
  И точно - сдержал слово. Подхожу как-то поздно вечером к дому, а он на скамеечке перед подъездом сидит, курит.
 - Привет, Гена. Зайдешь?
 А он прямо на первом этаже в моём же подъезде и жил, я к нему частенько захаживал "на огонёк". Парень он аккуратный, компанейский,запасливый,опять же.
 - Да поздно уже, Юра…
 -Пойдём-пойдём,- щурится Юрка своим добрым корейским глазом,- должок хочу отдать.У нас же у танкистов-черчикских слово крепче крупповской брони.
  Зашли. Он прям у порога и вручил мне не шибко чистый картофельный мешок с поклажей. Я сначала подумал , взвесив его в руке, что он сапоги возвращает обратно. Глянул я в тот лёгонький туесок, а там на дне лежит "себе не тесно" задняя часть молодого барана. Точнее - очень задняя (от копчика до пяток) и очень молодого, видать, барашка. Ну, килограмма четыре-пять от силы будет, и то это если "брутто" брать( т.е. вместе с мешком, с верёвочкой и с копытами).
 - Вот, Гена, принимай...или не принимай. Всё, что смог. Таков нынче расклад на продуктовом бартере. Производитель диктует цены. Может, конечно, и посредники слегка отпилили, хотя клянуться-божаться. Если откажешься - завтра " в обратку" поменяю.
 - Нет, Михалыч,- грустно вздохнул я,- и на том спасибо. Альтернативы всё одно нет,- Я, правда, намедни подстрелил в сопках двух кекликов, но сколько там мяса в весенних птичках? Голубь помойный и тот жирнее.
 -Давай-ка вот, что, Юра: разрубим напополам эти "ходульки". У тебя всё одно,как всегда, морозильник наполовину пустой, а в мой как раз одна ляжка и влезет.
 Так и сделали.
   Поднялся я к себе на третий этаж, зашёл. Гляжу - а жена сына, видать, укладывала и сама рядышком и задремала (наседушка моя заботливая).
  Не стал я её будить, двери прикрыл и потихонечку пошёл на кухню. Помыл мясцо, срезал плевУ, подрезал сухожилия и максимально компактно сложил эту весьма стройную конечность( которую и окороком-то назвать стыдно) в большой эмалированный таз. Накрошил побольше пьязу(лук по-казахски, кто забыл), перчик чёрный, перчик красный,приправки, соли в меру, придавил всё это большой кастрюлей с водой и на балкон кухонный выставил мариноваться.
  А назавтра,как расцвело, как раз и праздник уже. Маришка что-то там с утра самого салатики-малатики какие-то постные настрогала, пирог-"шарлотку" в духовку засунула, а тут как по-заказу  соседка наша зашла и позвала её в «Продуктовый»: вроде бы что-то там завезли к празднику. Маришка наказала, чтобы я "шарлотку" через двадцать минут выключил-не прозевал, а сама взяла сына и пошла "отовариваться".
  Выждал я время обозначенное, пирог вынул, а туда, прям в эту разогретую духовочку, окорочок свой на глубокий противень и пристроил.
  Правда, плита газовая у меня там стояла ещё с поры первых целинников и "духовка" у неё чадила сильно ( мы ей поэтому редко пользовались). Но я дверь балконную приоткрыл пошире, рядышком большой вентилятор пристроил дополнительно, что бы тоже " вытяжку" изображал...
  Уже через 10 минут такой запашише поплыл по всей округе - А-БАЛ-ДЕТЬ!!!
  Я, чтобы самому слюной не захлебнуться, перебрался на противоположную сторону на ладжию, а двери и на кухню, и в спальню, и на лоджию саму наглухо прикрыл. Но ароматы непереносимые и туда, бляха-муха, всё одно долетали.И как только соседи сверху не убили меня тогда и за чад этот и за запах одним разом? (Шучу я: вообще-то, соседи у меня там были очень хорошие, врать не буду, дружно жили).
 А и с другой-то стороны: ведь мясцо-то дымком вроде бы как на костре  подкоптится и всё тебе удовольствие, как говорится, "в одном флаконе" и "не отходя от кассы".
   Когда через пару часов мои домочадцы вернулись с покупками, их ждал сюрприз: ну, во-первых, - непередаваемый для долго постящихся людей ЗАПАХ СВЕЖЕПОЖАРЕННОГО БАРАНЬЕГО ШАШЛЫКА, во-вторых, - сияющий весь такой-собой-при параде и свежепобритый гусар, благоухающим модным французским ароматом "О"ЖОН"( это я про себя, понятно).
  А в зале всё уже было накрыто-готово к праздничному банкету: большой стол вынесен на середину, белая праздничная скатерть, салатики – селёдочка - шпротики элегантно ( ну, на сколько смог, понятно) разложены по хрустальным вазочкам, салфеточки-напиточки-рюмочки-фужерчики, праздничные тарелочки из свадебного сервиза, мельхиоровые ножи-вилочки и даже несколько веток сирени в хрустальной вазе (за "Почтой" успел наломать).
  И главное: на самом видном месте посреди стола, на большом подносе, в кругу из калиброванного отварного картофеля красиво запечённый, истекающий свежим горячим жирком бараний окорок, для красоты обложенный большими зелёными капустными листьями и зелёным укропчиком.
  Немая сцена у порога. Жена застыла Галатеей от переполнения и переизбытка: она ж по по лестнице когда поднималась  вся этим запахом покорена была. Только гадала: из-под чьей же счастливой двери так божественно пахнет? Дверь открыла - и шок!   
 Сын не разуваясь и не раздеваясь полез сразу на стол...
  В ОБЩЕМ, братцы,НАСТРОЕНИЕ СРАЗУ ПОДНЯЛОСЬ НА ДОЛЖНЫЙ ПЕРВОМАЮ УРОВЕНЬ... Ну, не знаю,даже с чем и сравнить…. Вот недавно сыну (ему уже 22 исполнилось) подарил "Вольво "в безраздельное пользование ( первая его машина), так на лице его и отдалённо той радости не нарисовалось, как тогда... даже вспоминать неинтересно... 
  Всё же в наше время счастье было куда как ближе и понятнее, и весомее...   
 А моя-то тоже как-то быстро от шока сюрпризного отошла, мясцо попробовала, похвалила вполсилы и давай что-то опять про трудности, да про очереди нудить...
  У меня настроение, не смотря на поднятые пару тостов, сразу вниз как-то пошло: ведь сюрприз всю ночь в голове готовил, и вкус получился отменный, а тут и двух комплиментов в отдачу не получил.
  Вот ведь тоже жизненный парадокс: когда жена моя какому-то постороннему человеку комплименты говорит или просто даже разговаривает, особенно с малознакомыми, так я заслушиваюсь и  журчанием голоса, и удивительной незаеженностью сравнений. Так бы и слушал, не заходя в комнату и не прерывая потока. А как со своим законным кормильцем-поильцем - так только на укоризну междометий-сравнений и хватает. А как доброе слово сказать да взглядом волооким опахнуть- так хренушки нам...
 Как там было у классика?:
-..Так ведь быбьи-то суды
Про мужей всегда худы...
НО ты в себе не сумлевайся :
Ты любовник - хоть куды !!!...
   В общем, когда вместо приличествующих пиршеству речей она завела очередную "нудную волынку" про тяжкую долю офицерской жены, про то как сейчас хорошо у мамы в Чимкенте на даче…
У меня настроение вдруг сразу испортилось... Последующие рюмки только усугубляли уже не очень-то и праздничную атмосферу.
 И на её очередной вопрос про :
 - Откуда всё же мясо? Что ты скрытничаешь вдруг?
 Я честно сказал :
 - Да, Юрка Магай принёс. Ещё отрезать ?
 - ДА,пожалуй.Неплохо получилось. Давай небольшой кусочек, только, где не сильно жирный и не зажаренный край...
 - Вот видишь: Магай хоть и холостяк, а ходы-выходы имеет. А у вас-замполитов кроме карандашей да высохшей чёрной туши и не
дождёшься ничего…
 И меня вдруг прорвало. Сам не понял откель "язвочка выползла":
- А ты раньше, Маришка,- вопрошаю с любопытством многозначительным,- что точно никогда  собачатину-то не ела ?
 Моя так, перестав жевать: 
 - Нет... А что?
 - Да,нет-нет – ничего… Так просто вспомнилось: Юрка же,помнишь, как-то говорил, что если собаку нормально приготовить, то от баранины ни за что не отличишь...
 Пауза . 
 - Ты хо-чешь-ска-зать-что-это-не-ба-ра-ни-на?????
 - Да я и не спрашивал, если честно: дарёному коню....- ну,сама понимаешь... Да и не всё ли равно, если вкусно же ?
  И начал ей, как бы между прочим, рассказывать недавно  прочитанную историю русского журналиста, как он нечаянно наелся в Китае жаренной саранчи. Причём , когда ему сказали, что это саранча, он воспринял это достаточно спокойно, потому как всё было съедено в темноте да под пиво, а по вкусу сильно напоминало наши посоленные семечки...
 Но Марина меня уже не слышала. Она молча уставилась в пустоту и как-будто оключилась... Наверное, хотела в глубине души или непосредственно в бренном теле почувствовать те, ещё не очень явные, но однозначно неотвратимые изменения, которые уже несомненно разъедают её изнутри. Возможно с таким же погруженным в себя взглядом сидела какое-то время Ева,пытаясь понять-осознать, что же сотворил с ней змей-искуситель, и чем ей придётся теперь всю жизнь расплачиваться за эти несколько приятных вроде бы минут... 
 Почувствовав, что нытьё "за жизнь" и его причины позабыты напрочь, а шутка моя, ощущаю, оказалось несколько тяжеловатой для " моего нежного цветочка", я виновато улыбнулся:
 - Да, брось, Марисолька! Я пошутил... Не помнишь разве, как я в феврале я Юрке сапоги на бартер отнёс? Вот он вчера вечером и вернул "обратку". Правда вместо двух обещанных когда-то баранов,получилась всего треть худенького барашка, но всё же... Давай я тебе ещё вот этот мягонький кусочек положу и картошечки.
 - Ну, ты и сволочь,- нежно прошипела моя боевая подруга, прожигая меня своим непередаваемым осетинским взлядом. Но кусочек всё же взяла и даже начала потихоньку пилить туповатым мельхиором. Но как-то уж очень-очень осторожно. И,вроде, как бы по-новому распробовая абсолютно незнакомое для неё блюдо, и пытаясь уловить посторонние вкусовые обертонА...
  Я ещё разок налил по рюмочке, положил себе "селёдочки в шубе" (сынуля мой тогда- ох же мы и смеялись- всё сидел и беззубо-шепеляво просил:
- Дай свекровь !Дай свекровь!
  Пока мы разобрались, что он просит "селёдки под шубой "- чуть с ума не сошли.   Ассоциация у ребёнка: -Свекла-морковь-свекловь-свекровь.
 Но поскольку ручеёк разговора как-то иссяк, я возьми да снова издалека заведи туже самую шарманку:
- А знаешь, кстати, Мариша, у корейцев-то собак для приготовления специально выращивают-откармливают. Причём считается(это я зачем-то на ходу придумывал), что есть приготовленное блюдо из собачьего мяса можно исключительно в кругу родственников или друзей самых близких. То есть, кто вместе собаку съел - те уже считаются "не-разлей-вода" на всю жизнь.
  Предлагаю тост по этому случаю :
 - Пусть наша любовь и дружба живут долго и до «самой берёзки»!
  Смотрю - Маришка опять жевать перестала и смотрит настороженно.
 -Да ты не бойся, не бойся - ешь спокойно. Ведь у чабанов собака-то ценится куда как больше, чем баран. Баранов-то у них сотни, а собак раз-два и обчёлся... И добавил задумчиво:
 - Хотя, конечно, это у чабанов...А вот прапорщики матыбулакские, которые Юрке мясо привезли- от них любой подлянки ожидать можно.
  Всё. Праздничный обед закончился досрочно.
  К мясу тому моя дрожайшая половинка больше не притрагивалась ни под каким соусом и ни за какие посулы-коврижки, игнорируя и мои и юркины доводы.
 Уж сколько лет минуло, а и теперь даже при упоминания того случая очень сердится моя "Багира неукротимая" и, почему-то, шипит нецензурно. ( Это уже потом, когда мы в Сибири, в Ужуре, служили, она этот "ненормативный лексикон" выучила и начала пользоваться им время от времени: дикий край, потомки каторжан, что с них там возьмёшь ?)
  Тут можно было бы и закончить эту зарисовочку, которая меня, конечно, не шибко красит, но ведь против правды-то не попрёшь.. Хоть и стыдно, конечно вспоминать с годами…
 Но вот о чём я подумал вдруг сейчас, рассказывая вам ночью эту историю: А вдруг слова мои тогдашние не только обидой в любимом мной сердечке скопились-проросли? Ведь есть же поверье, что всяко слово вслух сказанное несёт и закрепляет в мире окружающем определённую энергетическо-информационную цепочку и та потом влияет и на всю глобальную вселенскую систему в целом ?
 Вот ведь слушал-смотрел же я лет несколько назад в соцсетях биографии своих бывших друзей-однокашников-сослуживцев. Так редко кто из них смог семью тогдашнюю первую сохранить. По пальцам можно перечесть, ей-богу. Кто холостякует, кто женат вторым, а кто уже и третьим браком. А я всё на одну и ту же женщину любуюсь, всё одно и тоже привычное уже нытьё-ворчание слушаю, по-прежнему мясо и рыбу только сам всегда жарю-запекаю, всё по тем же старым рецептам....
И с чего бы такая склонность к однообразию?
Может,действительно, прапора-казахи тогда Магаю всё же "некошерное" мясцо -"неразлей-вода" подсунули? От того и страдания-испытания нам все такие выпали от самого рассвета демократии ( не к ночи будь она помянута) и, дай бог, до самой той " "последней берёзки»?


Рецензии
Хороший, Гена, у тебя рассказ получился! Да и места, до боли, знакомые... Всё знакомо! Спасибо за доставленное удовольствие! Удачи!

Александр Муровицкий   26.03.2014 15:21     Заявить о нарушении