Некрополи Александро-Невской лавры

   Река времен в своем теченьи
   Уносит все дела людей
   И топит в пропасти забвеньи
   Народы, царства и царей.
           Г.Р. Державин «Река времен».

    Любите ли вы бывать на кладбищах, уважаемые  читатели? Что за странный вопрос, скажете вы. Большинство людей посещают эти скорбные места по необходимости, в связи с соответствующими событиями.  И чем старше становишься, тем чаще приходится  бывать   там – многие  из близких друзей, родственников переселяются в мир тишины и вечного покоя.   И хочется, чтобы места упокоения близких людей были ухоженными, красивыми, насколько это возможно. Хотя, следует сказать, наши православные кладбища, особенно в маленьких городах, находятся в большом запустении, зарастают бурьяном, кустарниками, за ними нет должного присмотра.  Никакого сравнения  с    кладбищами европейских стран и Америки. Кто бывал, тот знает, как там чисто, ухожено и красиво. Ведь места захоронения – это тоже часть культуры страны.

    Писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) в своей книге «Кладбищенские истории», которую наверняка многие читали, рассказывает о шести знаменитых кладбищах мира, в том числе, об одном российском – а именно о Старом Донском в Москве. Жаль, что писатель не рассказал о Петербургских некрополях Александро-Невской Лавры. Там стоит побывать всякому, кто интересуется отечественной культурой и историей.

    Я к Лавре не равнодушна, часто бываю и в Свято-Троицком соборе,  и люблю  побродить среди    старинных  надгробий.   Особенно хорошо там в погожие дни ранней осени или поздней весны, когда уже, (или еще), нет массы туристов, и  можно спокойно ходить, размышлять, вспоминая людей, давно ушедших из жизни, но оставивших яркий след и в истории страны, и в моей душе.  На территории Александро-Невской  Лавры несколько кладбищ-некрополей.

    Рядом со  Свято-Троицким собором, напротив его главного входа, находятся захоронения конца XIX – начала XX века, но они не относятся ни к одному из трех официальных некрополей – Лазаревскому (Некрополь XVIII века), Тихвинскому (Некрополь мастеров искусств) и Никольскому.  Чем же знамениты эти некрополи? Давайте вместе прогуляемся. Ведь многие надгробия там можно отнести к достопримечательностям Петербурга.

   Самое молодое, Никольское кладбище было открыто в 1863 году, к востоку от Свято-Троицкого собора. Первое время его называли Засоборным, но после постройки храма Святого Николая Мерликийского(Николая Угодника) в 1868-1871 гг. оно получило свое современное название – Никольское. Кладбище входит в состав некрополей Александро-Невской лавры, но в отличие от Лазаревского и Тихвинского кладбищ, не является музеем-заповедником, и вход туда свободный.  В 1930-40-е годы здесь уже не хоронили, и даже собирались вообще ликвидировать его. Однако, в конце 1970-х годов захоронения возобновились, здесь стали хоронить людей за их особые заслуги перед обществом. Поздние захоронения в основном расположены в правой части от главной аллеи.

   В декабре 1996 года в авиакатастрофе погибли С.П. Селезнёв, командующий Ленинградским военным округом, и его супруга. Их могила находится рядом с церковью, на красивом большом надгробии изображены два лебедя, падающие вниз.  1998 году недалеко от храма, с правой стороны главной аллеи, была похоронена депутат Государственной думы  Г.В. Старовойтова, убитая 20 ноября в подъезде своего дома на канале Грибоедова. Множество посетителей этого кладбища непременно подходят и к могиле первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Александровича Собчака, похороненного в 2000 г. На его могиле поставлен очень внушительный и красивый памятник, и всегда есть цветы.   В 2008 году здесь нашел свое упокоение знаменитый хирург, академик,борец за здоровый, трезвый образ жизни Ф.Г. Углов, проживший 103 года!

    Слева от главной аллеи, рядом с церковью Николая Мерликийского, находится могила Льва Николаевича Гумилева, советского историка, создателя теории этногенеза, сына знаменитых русских поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Почти рядом с главной аллеей могила лицейского товарища А.С. Пушкина графа Модеста Корфа, государственного деятеля, директора Публичной библиотеки.

   Здесь также покоятся архитектор В.А. Кенель, художник М.О. Микешин, первые русские авиаторы С.И. Уточкин и Л.М. Мациевич, и много других замечательных людей. Конечно, это кладбище не такое ухоженное, как Некрополь мастеров искусств, старинные надгробия местами покосились, возможно, за ними уже некому ухаживать.

     А теперь отправимся на самое старое из сохранившихся в Санкт-Петербурге, Лазаревское кладбище. Это некрополь XVIII века, он находится слева от входа на территорию Лавры, за аркой надвратной церкви Всех Скорбящих радости. Кладбище было заложено одновременно со строительством Александро-Невского монастыря, и там поначалу хоронили только знатных представителей столичного общества. Для погребения требовалось личное разрешение Петра I. В 1717 году здесь была похоронена любимая сестра Петра царевна Наталья Алексеевна, а затем и его сын царевич Петр. Над их могилами построили небольшую часовню во имя Воскрешения святого Лазаря, потому кладбище стали называть Лазаревским. Значительно позже останки царевны и царевича были перенесены в Благовещенскую церковь, над их могилами положены плиты, получившие название царских, а Благовещенская церковь превратилась в первую царскую усыпальницу Петербурга.

    Большая часть могил на Лазаревском кладбище относится к XVIII cтолетию, хотя хоронить продолжали еще в XIX и даже в ХХ вв. Одним из последних стало захоронение в 1915 году выдающегося государственного деятеля графа С.Ю. Витте. В 1919 г. кладбище было закрыто для погребений, а в начале 1930-х годов на его основе стал создаваться музей художественных надгробий. Вместе с находящимся напротив Тихвинским кладбищем и Благовещенской усыпальницей оно входит в состав Государственного музея городской скульптуры, и вход туда платный.

    На Лазаревском кладбище довольно тесновато, проходы между надгробиями узкие, надписи на многих памятниках полустерлись и плохо читаются. Но приходят сюда и отдельные посетители, и группы туристов. Здесь покоятся архитекторы, создававшие замечательный облик Санкт-Петербурга: И.Е. Старов, А.Н. Воронихин, Дж. Кваренги, Ж.Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси. Достаточно скромная стела стоит на могиле великого ученого М.В. Ломоносова, на торцовой стороне которой написано, что она возрождена в 1832 году графом М.С. Воронцовым. Одно из самых красивых надгробий со скульптурной группой на усыпальнице князей Белосельских-Белозерских.   Многие посетители, и я в том числе, непременно идут к могиле Н.Н. Ланской-Пушкиной, жены великого, любимого поэта. Она находится у дальней от входа стены, недалеко от часовни.

Справа от входа в Некрополь есть захоронение, на памятнике которого такие запоминающиеся слова:

Прохожий! Ты идешь, но ляжешь, так, как я .
Присядь и отдохни на камне у меня.
Сорви былиночку и вспомни о судьбе –
Я дома – ты в гостях – подумай о себе.

   Задумавшись о бренности всего земного, мы переходим в следующий некрополь – Тихвинское кладбище,  которое находится напротив Лазаревского, и называется «Некрополь мастеров искусств».   Именно его больше всего посещают туристы. Оно сформировалось в начале XIX века. К этому времени на Лазаревском уже не оставалось мест для захоронения, и в марте 1823 года канцелярия Александро-Невской лавры предложила создать новое, которое поначалу так и называли – Новым Лазаревским. В 1869 г. по проекту архитектора Н.П. Гребёнки и на средства купцов бартьев Полежаевых в северной части кладбища была построена церковь во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, и оно получило имя Тихвинского. В конце 1870-х территорию кладбища обнесли каменной оградой, сохранившейся до настоящего времени. В 1931 году церковь закрыли, здание сначала переделали под почту, а теперь там размещается выставочный зал Музея городской скульптуры.
 
  С 1934 года хоронить на кладбище перестали. Приближалась 100-летняя годовщина со дня смерти А.С. Пушкина, и в связи с этим, власти решили превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета, под руководством главного архитектора города Л.А. Ильина, разработал проект Некрополя.

   В 1935 году начались работы по реконструкции, которые проводились в спешке, непродуманно. Многие старые памятники сносились без учета их исторической и художественной ценности и были утрачены навсегда. В результате реконструкции Тихвинское кладбище в том виде, каким оно было в начале ХХ века, перестало существовать. В начале XX в. на этом кладбище насчитывалось 1325 надгробий, из которых сохранилось всего около ста. В соответствии с названием некрополя – Мастеров искусств, сюда переместили, перезахоронили с других кладбищ прах выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. Всего сюда было перенесено более 60 памятников.
На относительно небольшой территории Некрополя собраны, как сказали бы теперь, «звезды» российского искусства. Сейчас здесь около 200 захоронений.

    Осмотр некрополя я обычно начинаю с правой стороны, где почти рядом со входом находится могила Ф.М. Достоевского с массивным памятником. Рядом с ним в 1968 г. была перезахоронена его жена, Анна Григорьевна, прах которой перевезли из Ялты, и внук – А.Ф. Достоевский. Вблизи от надгробия Достоевского находятся скромные могилы лицейских друзей Пушкина: барона А.А. Дельвига, К.К. Данзаса – секунданта на последней дуэли, Ф.Ф. Матюшкина – адмирала, совершившего кругосветное плавание.
 
   Далее, вдоль северной части ограды,на так называемой композиторской дорожке, идут захоронения композиторов М. И. Глинки, П.И. Чайковского, М.А. Балакирева, А.П. Бородина, А.С.Даргомыжского, Ц.А. Кюи, Н.А.Римского-Корсакова. Самый красивый памятник поставлен на могиле П.И. Чайковского. В 1972 году сюда был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А.Г. Глазунова.

   К западу от музыкантов покоятся художники И.И. Шишкин, И.Н.Крамской, А.И.Куинджи, Б.М. Кустодиев, историк Н. М. Карамзин. В центральной части Некрополя находятся могилы выдающихся артистов - В.Н. Асенковой, В.Ф.Комиссаржевской, Н.К. Черкасова, Ю. М. Юрьева, балетмейстера М.И. Петипа и других. Над многими надгробиями поставлены бюсты, другие отличаются простотой, скромными стеллами. Мне очень нравятся памятники на могилах Н.К. Черкасова и В.Ф. Комисаржевской.
Почти в самом конце южной дорожки высится монументальный памятник В.В. Стасову, крупному музыкальному и художественному критику.

   Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 году выдающийся театральный режиссёр Г.А. Товстоногов, в течение 33 лет( с 1956г.) возглавлявший БДТ им А.М.Горького в Ленинграде. Над его могилой возвышается крест с распятой фигурой Христа работы скульптора Левона Лазарева.

   Вдоль южной стены, ближе к выходу, находится могила великого баснописца И.А. Крылова, надгробие над которой выполнено по проекту П.К. Клодта, являющегося также и создателем памятника Крылову в Летнем саду. Рядом похоронен еще один современник А.С. Пушкина – Н.И.Гнедич, русский поэт, знаменитый переводчик «Илиады». Наискосок, через дорогу, похоронен знаменитый мореплаватель Ю.Ф.Лисянский, участник первой русской кругосветной экспедиции.
 
    А перед могилой Крылова посетители надолго останавливаются перед гранитным саркофагом, со всех сторон исписанным эпитафиями в стихах и в прозе. Принадлежит надгробие (хотя на нем нет имени и фамилии погребенного) мало известному нынче книгоиздателю и книготорговцу XIX века Лисенкову Ивану Тимофеевичу. Все надписи составляют маленькую, но тщательно подобранную антологию. Это единственный в своем роде литературный памятник. Часть букв читается с трудом, но при желании можно все прочесть. Первая часть открывается четверостишием известного стихотворени я Г. Р. Державина «Река времен».

Река времен в своем теченьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвеньи
Народы, царства и царей.
Уходит человек из мира,
Как гость с приятельского пира
Он утомился кутерьмой
Бокал свой допил, кончил ужин.
Устал! Довольно – отдых нужен
Пора отправиться домой.

   На другой стороне саркофага – три совета, как следует вести себя в жизни: 1.Употреби труд, храни мерность – богат будешь. 2. Вождержно пий, яждь мало – здрав будешь. 3.Делай благо, бегай злаго – спасен будешь.

   Обычно экскурсоводы рассказывают, (а если вы без экскурсовода, то смотрительница у входа тоже поделится с вами сведениями), что этот участок под захоронение на Тихвинском кладбище, был куплен И.Т. Лисенковым для друга, книгоиздателя А.Ф. Смирдина, умершего в 1857 г. Для него же Лисенков на свои средства изготовил саркофаг (судя по одной из надписей, он был вырублен в 1870 г). Однако семья Смирдина похоронила Александра Филипповича на Волковском кладбище. А под этим саркофагом впоследстии похоронили самого Лисенкова И.Т., умершего 15 марта 1881 . И еще одна очень интересная надпись на боковой стороне саркофага , где книгоиздатель прощается с нами:

«Ты будешь тем, что я теперь.
Гробницы, гробы здесь на явке
Стоят, как книги в книжной лавке,
Число страниц их видно вам,
Заглавье в каждой книге ясно,
А содержанье беспристрастно,
Подробно разберемся там.
Прохожий, бодрыми шагами
и я ходил здесь меж гробами,
читая надписи вокруг,
как ты мою теперь читаешь.
Намек ты этот понимаешь?
Прощай же! До свиданья, друг».

    Вот и мы попрощаемся с Некрополем, покинув его в задумчивости о скоротечности жизни, бренности бытия. Как написал советский поэт С.Я. Маршак:

Любите жизнь, покуда живы, меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы,ни звезд, ни пепельниц, ни книг.


Рецензии