впервые у моря

       Впервые у моря мне посчастливилось отдыхать в Грузии.

      Сын часто болел, врачи рекомендовали свозить его к морю, и я, собрав детские вещи, купила билет на самолет до Батуми. Муж, как всегда летом в отпуск поехать не мог, да мне и не привыкать было возиться с детьми одной.

      Встретил нас знакомый лейтенант, помог устроиться в общежитие военного городка.
      Но, как оказалось, к морю нужно было еще ездить на электричке минут 30.
С детьми это не совсем удобно. Мой 4-х летний малыш к вечеру так уставал, что засыпал, и от электрички приходилось нести его на руках. Поэтому через пару дней, занялась поиском квартиры поближе к морю.

      Городок Кобулети, как и все приморские городки, растянулся вдоль  побережья на несколько километров. На русском языке говорило не все население, но мне повезло – я встретила русскую немолодую женщину, и она привела меня к своей подруге, у которой нашлась свободная комната. В те времена, да еще и в июле, отыскать свободное жилье было огромной удачей.  Я, не торгуясь, поселилась в этом гостеприимном жилище: одна комната, три кровати и холодильник! Кухня и удобства во дворе.
 
     Хозяева-грузины, хоть и с трудом объяснялись со мной, но оказались очень доброжелательными.  А очень молоденькая  жена их сына – лет пятнадцати – рассказала, что очень хочет учиться в медицинском училище, но «нужно заплатить много денег». Мне было это странно слышать, так как  в те годы в России  еще можно было поступить и учиться бесплатно.

     Днем купались, загорали, а вечером мы с мальчиками гуляли по городу, ходили в кафе-мороженое.
     Многое меня удивляло.

     На базаре изобилие  всяких местных вкусностей, многие из которых мы попробовали впервые.  Чурчхела была нашим любимым лакомством.  В кафе дети мои ничего есть  не могли, потому, что все было слишком острое.
     Один раз увидели большие пельмени, обрадовались, а когда принесли заказ, оказалось, что они из травы… Мой маленький сын расстроенно сказал:
    - Эх, я думал пельмени, а это опять хачИнЫ!  Хотя это и не хачины были, но  больше всего он запомнил именно  это название из грузинской кухни.
После этого мы всегда заказывали сначала одну порцию, чтобы убедиться, можно ли это есть.
Сациви, хачины, хачапури - для нас все это было в новинку. А фрукты на базаре стоили   «монэта», что означало рубль. Мелочь там вообще была не в ходу.

      По утрам, пока дети спали,  я бегала в магазин за молоком. Сначала не могла понять, почему две очереди – одна состоит из женщин, а в другой только мужчины…. И «мужская» движется, а "женская" трогается с места только после того, как закончится  "мужская" очередь.  Хозяйка объяснила, что мужчины в очереди не стоят, потому их и отпускают  без очереди. И сказала, что ее муж продавец и может для меня приносить молоко. Вот радость-то была!


     Когда,  в кафе, сын нечаянно разбил стакан, я подошла к хозяину, сердито на меня посмотревшему: 
      -Простите, сколько стоит? Я заплачу…
      И, этот, казалось бы, сердитый, неулыбчивый мужчина мне ответил, что мы его гости, а это ребенок, что он всегда будет рад нас видеть у себя в кафе и денег не взял.

     Потом на базаре, мы примеряли  кепочку, понравившуюся,  моему старшему сыну. Я поинтересовалась о цене, а в ответ с удивлением услышала:
     -Слющай, ты адын приехал?
Я, на всякий случай, ответила, что  с мужем.
    -Я тэбэ па-да-рю! Только приезжай в следующий раз адын!

     А однажды мы сидели с одной из отдыхающих в сквере на лавочке и увидели, как небольшого роста толстячок с короткими ножками, в огромной кепке, несет впереди себя большущий арбуз. Это была так уморительно, что мы не выдержали и рассмеялись.  Мужчина, проходя мимо разулыбался, а спустя какое-то время вернулся, подошел к нам и заговорил.... Оказалось, он узнал, что командир его сына отдыхает здесь и  привез ему подарки – фрукты, вино и арбузы.
Рядом стояла его машина и, узнав, что наши мужья тоже военные, принялся угощать вином с фруктами и приглашать к себе домой. Мы, конечно отказывались. А он оставил адрес и сказал, что у него очень хорошая жена и  она будет  рада гостям.

      Все это  не приставания, а просто необыкновенное гостеприимство.
      И в крови  у сильной половины этого южного народа показать, что он мужчина, в любом возрасте!

В обратный путь наш самолет  вылетал ночью. Автобусы и днем-то не очень хорошо и регулярно ходили, а уж ночью добраться до аэропорта и вообще было проблемой.
     Хозяйка, прощаясь, тепло сказала:
      - «Все русский б….. А ты хороший! Приезжай, не надо деньги… ты теперь -  как сестра!»
      А хозяин отвез нас на своей машине,  наотрез отказавшись брать деньги, но взяв с нас обещание приехать к ним ещё….
      Скорее всего, у каждого, кому пришлось там отдыхать,  свое мнение о Кобулети и его местном населении. 
       У меня - вот такое!
       Может мне повезло?


Рецензии
Людмила,чудесный отдых получился! Незабываемые впечатления. Мне не довелось побывать в тех краях, с большим интересом прочитала Ваш рассказ. Кавказская кухня всегда привлекала и люди такие гостеприимные, понравилось очень. Великолепно передали местный колорит и культуру. Спасибо за прекрасные эмоции Виктория.

Виктория Романюк   19.06.2022 18:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.