Темная сторона - психология персонажей. ч. 1

В предыдущих статьях ящика мы  уже говорили о разработке персонажей художественного драматического произведения с точки зрения трех граней: физиологической, социальной и психологической. Так же, я бы хотел напомнить о важной роли предыстории вашего героя. Не зная откуда он или она, какую жизнь они прожили до того как попасть на страницы вашего романа вы никогда не создадите правдоподобный характер. Как и везде в море писательского мастерства, тут есть свои подводные камни. Для начала, нужно научиться избегать ошибок в предыстории, а уж потом переходить к «граням». Так или иначе, я надеюсь – вы простите мне немного повторений, я же, в свою очередь, могу заверить вас, что все они мотивированы необходимостью построить цельную и последовательную статью.
Когда вы впервые встречаете человека, вы задумываетесь, какой была его жизнь до вашей встречи? Вы когда-нибудь задавались такими вопросами:
Откуда он родом? Почему он переехал в ваш город?
Почему она выбрала именно эту работу? Где она работала раньше?
Сколько они уже женаты? Где они встретились?
Нам интересно узнавать прошлое людей, потому что мы знаем, что за каждым их решением стоит интересная история. Некоторые из этих историй рассказывают об интригах («Ее просто заставили уехать из города»), или о любви («Они повстречались на обзорной площадке Эйфелевой башни во время учебы во Франции»), или о коррупции («Политик украл деньги правительства и купил дом в Калифорнии»). Текущая жизненная ситуация является результатом решений или событий в прошлом. Уже сделанный выбор определяет последующий выбор в будущем.
Прошлые события и влияния, которые оказывают непосредственное воздействие на построение истории. Читатели, а также и сам автор должны знать об этих прошлых событиях, чтобы понимать всю историю произведения. Иногда предыстория – часть биографии героя. Возможно, зрители никогда о ней не узнают, но автор должен ее знать, чтобы создать характер героя.
Воображение автора дает жизнь героям и наделяет их характеры определенными чувствами и жизненным опытом. Предыстория помогает автору разобраться, какие именно чувства и опыт играют ключевую роль в создании объемного героя.
Так сколько же информации о прошлом героя вам нужно знать?
Лайош Эгри/Lajos Egri в книге «Искусство драматургии/The Art of Dramatic Writing» рекомендует авторам написать биографии для своих героев. Биография героя может включать следующую информацию:
ФИЗИОЛОГИЯ: возраст, пол, осанка, внешность, физические дефекты, наследственность.
СОЦИОЛОГИЯ: социальный класс, работа, образование, домашняя жизнь, религия, политические взгляды, увлечения, развлечения.
ПСИХОЛОГИЯ: сексуальная жизнь и моральные принципы, стремления,  разочарования, темперамент, отношение к жизни, комплексы, способности, уровень интеллекта, личностные особенности (интроверт, экстраверт).


Курт Людке объясняет: «Я думаю, мы недостаточно прорабатываем предысторию. Я ни разу не слышал, чтобы авторы написали полную предысторию до написания самого сценария. Вам кажется, будто вы знаете все о герое, но когда начинаете писать, то обнаруживаете, что в некоторых ситуациях реакции героя вам непонятны. Иногда сцена выглядит слишком плоской, частично потому, что все действия героя предсказуемы. Порой я спрашиваю себя: «Что если он не поступит так, как большинство других людей в этой ситуации? Что если она скажет, не то, что ожидают, а прямо противоположное?». И иногда, один раз из четырех, находится интересный ответ. В этом случае надо глубже исследовать предысторию героя».
Предыстория разнится для каждого героя. Биография сама по себе не сможет дать вам нужную информацию. Если вы пишите «Гамлета», то неважно знать, в какие игры он играл в детстве или с кем дружил. Если вы пишите «Скрипача на крыше/Fiddler on the Roof», то как раз эта информация может оказаться ключевой.
Предыстория может рассказать нам, почему герой боится любви (возможно, из-за прошлой травмы) или почему он стал циником (возможно, из-за смерти любимого человека). Она объясняет нам мотивы, действия и чувства. Она показывает нам, что определенное воздействие в прошлом может сформировать определенную личность в настоящем.
 Помните метафору с айсбергом? Девяносто процентам предыстории нечего делать в сценарии, но автор должен ее знать. Зрителям достаточно знать лишь то, что поможет понять характер героя и слегка намекнет о его прошлом через поступки в настоящем. Чем богаче предыстория, тем богаче мир героя.
Обычно предыстория уместна, когда детали прошлого выясняются мало-помалу в коротких диалогах. Как показано в предыдущих примерах, предыстория должна проявляться очень тонко и выверено, чтобы расцветить и усилить основную историю.

По настоящему важен в создании предыстории только один из трех аспектов – граней, а именно – психологический. О нем и поговорим.
Для того, чтобы понимать психологи ваших героев, вам не нужно быть психологом. Тем не менее, изучение и понимание определенных аспектов человеческой психики может оказаться крайне полезным для развития характеров в вашей истории. Вы можете прочесть работы Фрейда и Юнга, К. Леонгарда и Н. Шмишека, однако для базового использования вам необходимо прояснить четыре ключевых момента, на которых мы и остановимся подробнее.
Со многим материалом, представленным в этой статье, вы можете быть уже знакомы - интуитивно или из книг по психологии. Понимание этих категорий важно, но так же важно помнить, что герои - это всегда больше, чем их психология. Они создаются не расчетом, а воображением. Знакомство с этими областями может пролить свет на героя. Может помочь вам решить проблемы героя, добавить измерение и ответить на вопросы: «Сделал бы мой герой такое? Сказал это? Отреагировал так?»
Первый вопрос, на который стоит ответить начиная изучение психологической грани персонажа: «Как личная предыстория влияет на характер?».
В предыдущих статьях мы рассмотрели некоторые внешние обстоятельства, которые влияют на характер, включая события из прошлого героя. То, как люди интерпретируют эти события, иногда подавляя их или переопределяя их в зависимости от негативного или позитивного воздействия, которое они оказали на их жизни, так же важно.
Когда Зигмунд Фрейд работал над своими психологическими теориями, он открыл огромное влияние, которое события прошлого оказывают на нашу жизнь в настоящем. Они формируют наши действия, наши отношения и даже наши страхи. Фрейд рассматривал травмирующие события в прошлом как причину комплексов и неврозов в настоящем. Он верил, что большая часть отклоняющегося поведения происходит из-за подавления этих событий. Психолог Карл Юнг понял, что влияние прошлого могло бы быть позитивным источником здоровья, а не зачатками психических болезней. Иногда мы восстанавливаем наше психическое здоровье, когда заново открываем ценности нашего детства.
  Если есть область психологии, более важная, чем другие применительно к психологии в драматургии, - это понимание, что внутри любого взрослого человека продолжает жить ребенок из его прошлого. И если вы можете понять ребенка из прошлого, вы можете создать критические события из опыта этого ребенка, которые влияют на вашего героя. В своих исследованиях детства психоаналитик Эрик Эриксон/Erik Erikson нашел ключевые моменты, которые люди должны преодолеть в определенном возрасте, чтобы быть здоровыми, целостными и адаптированными к жизни людьми. Пока эти моменты остаются неразрешенными, они продолжают контролировать развитие личности - временами негативно.
Один из первых моментов, с которым сталкивается ребенок - это доверие. Младенец должен чувствовать себя в безопасности в этом мире, и начинается это с родителей. В случае недостатка доверия, ребенок будет идти по жизни, неспособный доверять другим. В случае перемен в жизни человека в дальнейшем, вопрос доверия может возникнуть снова.
Если в раннем детстве нет безопасности, любви и доверия, дети будут испытывать отсутствие поддержки, а с ней - и недостаток веры в себя. Критика может заменить любовь в семье. Когда дети идут в школу, они могут обернуть критицизм против себя, став негибкими, слишком контролирующими себя и ориентированными на внешние правила или они могут почувствовать себя пристыженными и стать непослушными, но мечтающими быть как все. Такая ярость оборачивает либо внутрь себя («Я плохой»), либо наружу («Я вас ненавижу»). Недостаток самооценки и уверенности в себе повлияет на самоидентификацию. Если детей постоянно критиковать, их самоидентификация формируется тем, что родители думают о них, а не тем, кто они есть на самом деле. Вопрос идентичности становится особенно важным в старшей школе, когда подростки готовятся войти во взрослую жизнь и принимать взрослые решения.
Когда человек достигает сорока-пятидесяти и старше, случается еще один кризис – «целостность против отчаяния». Это не просто кризис достижений и профессиональных успехов, а, скорее, значений и ценностей. В этой точке люди сталкиваются с вопросом, имеет ли их жизнь значение, есть ли в них глубина. Последовательность неразрешенных кризисов может привести к отчаянию, алкоголизму, депрессии, даже суициду

Многие психологи верят, что наше сознание составляет всего десять процентов человеческой психики. То, что движет нами и мотивирует нас, идет больше от бессознательного, которое состоит из чувств, воспоминаний, опыта и впечатлений, которые отпечатываются в нашей памяти с рождения. Эти элементы, часто подавленные из-за негативных ассоциаций, движут нашим поведением, заставляя нас действовать способами, которые могут противоречить нашей сознательной системе убеждений или нашему собственному пониманию себя.
Многие элементы в наших жизнях, хоть и неизвестные нашему сознанию, движут нашим поведением. Эти силы могут заставлять нас действовать, противореча нашей системе убеждений или собственной идентичности. У нас у всех были разговоры с людьми, глядя на которых кажется, что они себя понимают. Но когда мы их слушаем, мы чувствуем, что их впечатление от самих себя отлично от того, что думаем о них мы. Женщина может рассказывать нам, насколько она открытый человек, когда на самом деле она постоянно начеку, зажата, закрыта. Мужчина может казаться мягким, но позже он выдает свою жестокую сущностью, о которой даже он сам мог не догадываться. Некоторыми из этих людей может двигать бессознательное стремление к власти, или желание контролировать, испорченность или жестокость.
Люди обычно слабо представляют, как эти бессознательные силы влияют на их поведение. Зачастую это негативные элементы, которые отрицаются или рационализируются. Психологи называют это «тенью» или «темной стороной личности». В теневой части бессознательного можно обнаружить ярость, сексуальность, депрессию или, определяя это по-другому, семь смертных грехов похоти, чревоугодия, алчности, уныния, гнева, гордыни, зависти. Эти бессознательные силы достигают большей силы, когда они подавлены или отрицаются. Неосознанные, они могут заставлять людей делать и говорить вещи против своей воли. Подавляемые, они приобретают больше возможностей втянуть людей в неприятности.
Я знаю, во всех есть хорошее и плохое, - говорит Барри Морроу, - свет и тьма, инь и янь, и «Билл» был целиком о свете и надежде, а «Человек дождя» - о прямо противоположном.
Чарли Бэбит не осознает, что его действия и поведение вызваны, в большой степени, его потребностью в отцовской любви и одобрении. Согласно Рону Бассу: «Чарли необходимо быть самодостаточным, отстраниться от боли отвержения. Что движет Чарли - это стремление к отцовской любви, знание, что он ее не получит, знание, что его отец мог быть прав и что он потерпит неудачу. Самые большие проблемы в наших жизнях - те, которые мы повторяем снова и снова, надеясь, что в следующий раз все будет по-другому, что все получится. Его самая большая цель - доказать, что отец был неправ, и все-таки в глубине души он продолжает доказывать его правоту. Он мог бы доказать, что отец ошибался, став успешным, на своих условиях и своим собственным образом, без отцовской помощи или наставлений. Это доказало бы, что он не нуждается в отцовской любви».
Бессознательное проявляет себя в наших характерах через наше поведение, жесты и речь. И эти глубинные побуждения, неосознаваемые героем, в любом случае будут влиять на то, что он делает или говорит.

Хотя все мы принадлежим к одному человеческому виду, мы все не являемся одинаковыми. Каждый из нас проживает жизнь по-своему. У нас разные взгляды на жизнь и восприятие жизни. Писатели на протяжении веков использовали понимание типов характеров, чтобы помочь нарисовать своих героев. В Средние века и Ренессанс писатели верили, что физическое тело может быть разделено на четыре элемента, или темперамента, также как физический мир может быть разделен на четыре элемента: землю, воздух, огонь и воду. Эти элементы включали черную желчь, кровь, желтую желчь и лимфу. Темперамент (или тип характера) определялся преобладанием одного из элементов.
Личность, контролируемая черной желчью, был меланхоликом - задумчивый, сентиментальный, переживающий, недеятельный. Мрачная нерешительность Гамлета и размышления Жака в «Как вам это понравится» - примеры меланхолического темперамента.
Личность, в которой доминирует кровь, является сангвиником - благожелательная, радостная, влюбчивая. Это темперамент Фальстафа.
Холерическую личность, в которой доминирует желтая желчь, легко разозлить, она нетерпелива, упряма, мстительна. И ревность Отелло, и безрассудность Лира демонстрируют крайности холерика.
Флегматичная личность собрана, сдержанна, с уверенностью и спокойной стойкостью, как, например, Горацио в «Гамлете».
Совершенный темперамент - тот, в котором все четыре элемента абсолютно сбалансированы. И напротив, серьезный дисбаланс может вызвать неспособность приспособиться к окружающей среде, безумие.
Шекспира интересовали отношения между характерами. Некоторые типы хорошо ладят, поскольку видят мир сходным образом. Другие отношения вызывают конфликт. Например, холерика, который требует быстрых действий и реакций, будет выводить из себя флегматик, который хочет все обдумать. Сангвинику покажется слишком депрессивным общество меланхолика. За последние сто лет появилось много новых интерпретаций этих типов личности, и, вам, как писателю, знакомство с этими теориями может быть полезно для проявления различий в ваших героях и усиления конфликтов между героями.
Карл Юнг говорит, что большинство людей тяготеют или к экстравертности или к интровертности. Социальные экстраверты фокусируются на внешнем мире, а интроверты сосредотачиваются на внутренней реальности. Экстраверты тяготеют к толпе, легко общаются с другими, любят вечеринки и людей. Интроверты - одиночки, ищущие уединенной деятельности, такой как чтение и медитация. Их центр жизни сосредоточен скорее внутри них, чем вовне.
В драме, как и в реальной жизни, большинство героев - экстраверты. Экстраверты двигают действие и создают конфликт и динамику фильма. Они - люди, направленные вовне, хорошо взаимодействующие с другими и активно ведущие себя в жизни. Но «Человек дождя» доказал, что интроверт может быть мощным героем, в паре с более активным героем, который будет двигать действие.
Карл Юнг добавил еще четыре категории к интроверту и экстраверту, чтобы углубить понимание типов личности: чувствующий тип, мыслительный тип, ощущающий тип и интуитивный тип.
Чувствующий тип постигает жизнь через чувства. Они настроены на свое физическое окружение - цвета и запахи, формы и вкусы. Они тяготеют к жизни в настоящем, реагируя на вещи вокруг себя. Многие чувствующие типы становятся хорошими поварами, строителями, докторами, фотографами - любое занятие, которое является физическим и сенсорно-ориентированным.
Мыслительный тип - прямо противоположный. Они думают ситуациями, вычисляют проблему, берут все под контроль, чтобы найти решение. Они принимают решения, основываясь на принципах, а не на чувствах. Они логичны, объективны, методичны. Мыслительный тип становится хорошим администратором, инженером, механиком, руководителем.
Ощущающие типы обладают чувством взаимосвязи с другими. Они заботливы, способны к сопереживанию, добросердечны. Их чувства зачастую доступны и находятся на поверхности. Учителя, социальные работники и медсестры - часто ощущающие типы.
Интуитивный тип заинтересован в будущих возможностях. Они - мечтатели с новым видением, планами, идеями. Они руководствуются интуицией, верят предчувствиям и живут в предвкушении того, что будет в будущем. Интуиты часто бывают предпринимателями, изобретателями и художниками, чьи идеи иногда приходят к ним в готовом виде. Некоторые грабители банков и азартные игроки - интуиты, живущие предвкушением будущего богатства.
Эти функции никогда не существуют поодиночке. У большинства людей - две доминантные функции и две подчиненные (иногда называемые «теневыми функциями»). Большинство людей - и большинство героев - стремится получить информацию о мире вокруг себя через ощущения (прямой опыт) или интуицию. И они обрабатывают информацию либо через обдумывание, либо через чувства.
Понимание этих категорий может быть полезно, чтобы создать героев, которые не похожи друг на друга и действуют по-разному, а также, чтобы помочь вам создать динамичные отношения между героями.
Зачастую самые сильные конфликты у людей случаются с их противоположностями. Герои боготворят людей, которые выражают их слабейшую функцию. Если у человека плохо с интуицией, он может искать наставника в интуиции, который возьмет на себя эту функцию. Если слабой является мыслительная функция, люди могут искать человека идей.  Нечувствующие типы может потянуть к страстному, моралистическому проповеднику, который отвечал бы за их чувства. Женщины, у которых слабо развита ощущающая функция, особенно падки на бабников или страстные любовные отношения.
В зависимости от конкретной истории, которую вы хотите рассказать, вы можете обнаружить, что вам могут быть полезны другие способы определения типа характера. В книге «Герой внутри/The Hero Within» Кэрол Пирсон/Carol Pearson описывает «шесть архетипов, живущих рядом с нами» как сироту, невинного, скитальца, мученика, воина и мага. Марк Герзон/Mark Gerzon в «Выборе героев/A Choice of Heroes» обсуждает несколько мужских типов характера, таких как солдат, пограничник, наставник. Жан Шинода-Болен/Jean Shinoda-Bolen» в своей книге «Богини в каждой женщине/Goddesses in Every Woman» и «Бог в каждом мужчине/God in Every Man» использует образы бога и богини, чтобы помочь понять человеческую природу. Любая из этих книг может быть полезна для углубления характеров героев и понимания разницы между характерами разных героев.
УПРАЖНЕНИЕ: Писательство - это процесс внутреннего исследования. Многие из сценаристов и писателей, проинтервьюированных для этой книги, говорят, что каждый герой, до определенной степени - аспект их самих. Подумайте, с каким типом вы идентифицируете себя - думающий, чувствующий, ощущающий, интуитивный?  Вообразите, как бы вы действовали, будь вы противоположным типом. Если вы ощущающий тип, вообразите себя интуитом. Если думающий тип, представьте себя чувствующим. Как преобладание каждого из этих качеств изменило бы вашу личность? Подумайте о своих знакомых. К каким типам, на ваш взгляд, они принадлежат? Чем они отличаются от вас?
Все мы, в первую очередь – люди, со своими проблемами и комплексами. Сложность психологического аспекта писательства заключается в том, чтобы отделить свою личность как человека, от личности автора. Для создания полнокровных и правдоподобных персонажей, нужно залезть в голову читателя, оставив свою нетронутой.
Продолжение следует…


Рецензии
С благодарностью.

Наталья Караева   04.05.2020 17:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.