Яблоневый сад

Летом, когда горожане уезжают на дачи или к тёплому морю, я предпочитаю оставаться в Москве, в замечательном зелёном районе, в котором живу. От станции метро “Кунцевская” до моего дома можно идти несколькими путями. Один из них пролегает вдоль улицы Ивана Франко через лесопарк,  который находится за префектурой Западного административного округа. В лесопарке растут дубы, ели и сосны. Летом деревья одеты в пышный темно-зелёный наряд, создающий животворную тень в жаркие, солнечные дни. Есть там и несколько каштанов, и красивая клумба, украшенная искусно подобранными цветами и камнями. Я любуюсь этим рукотворным великолепием, и на душе у меня теплеет.
 
Можно идти домой и нижней дорогой через теперь уже заброшенный фруктовый сад, расположенный перед префектурой. В мае, когда цветут яблони и боярышник, моему взору открывается поистине необыкновенное зрелище. Бело-розовые цветущие деревья придают пейзажу праздничный, нарядный вид. Повсюду разливается благоухание, и всё моё существо наполняется благостью и любовью к окружающему миру.

Из окон своей квартиры я всегда видела деревья, в каком бы районе города ни жила. В детстве и юности в Лихове переулке, а в молодые годы на улице академика Павлова я сажала цветы, кустарники и деревья. Переехав на Партизанскую улицу, из окон второго этажа любовалась могучими каштанами. Весной, когда ещё не распускались листья, на ветвях зажигались белые стройные свечи – соцветия, и каждый год я стремилась вернуться в родной город, чтобы вновь полюбоваться их необыкновенной красотой. Я обожала эти каштаны и больше всего тосковала по ним, когда снесли нашу пятиэтажку и нас переселили в новый дом. На месте старого дома построили многоэтажное здание, и возле него места старым каштанам не нашлось.

Окна моей новой квартиры выходят на северо-восток и юго-запад, и с обеих сторон передо мной открывается великолепный вид на высокие деревья, посаженные другими людьми, которые когда-то жили здесь, в малоэтажных домах, а теперь, после их сноса, переехали в другие районы.
 
Осень в нашем лесопарке и яблоневом саду тоже прекрасна многоцветием увядающих листьев – жёлтых, красных, коричневых. В сочетании с зелёными кронами, ещё не ощутившими наступившей прохлады и сократившихся световых дней, открывающаяся панорама вызывает у меня восхищение и неподдельный восторг. Осенью ветви яблонь опускаются под тяжестью созревших плодов, и упавшие с деревьев яблоки местами кучно лежат на земле. Некоторые жители близлежащих домов собирают их для еды, а другие - для продажи, однако делать этого не следует. Всё-таки это Москва, и всего в нескольких десятках метров от фруктового сада проходит оживлённая автотрасса. Вспоминаю, как мне было смешно смотреть на своего младшего, тогда ещё четырёхлетнего, внука, когда он метал, словно гранаты, лежавшие на земле яблоки, да так далеко и высоко!
 
В конце весны, летом и в начале осени природа нашей средней полосы по красоте и благотворному влиянию на душу ничуть не уступает диковинным пейзажам южных широт с пальмами на берегу океана и экзотическими деревьями в частных владениях. В мае этого года я не смогу воочию увидеть наш фруктовый сад, но, открыв свою страницу в интернете, я сразу увижу фотографию цветущих яблонь, и меня снова окатит волна нежности к этой неброской красоте.

Но и в наш сад на смену живописной осени приходит унылая осень, с дождями, слякотью и серым небом. Я никогда не понимала нашего великого Пушкина, утверждавшего:
           - И с каждой осенью я расцветаю вновь;
       Здоровью моему полезен русский холод.

Мне гораздо ближе чувства Некрасова, когда он сетовал:
           - Поздняя осень. Грачи улетели.
     Лес обнажился, поля опустели.

Осень сменяет зима, и хорошо, если она снежная. А иначе в яблоневом саду перед глазами, как скелеты, торчат из земли голые стволы и ветви. Если же они припорошены снегом, то можно видеть сказочный “берендеев” лес. И тогда он бодрит и заставляет зачарованно всматриваться в эту зимнюю сказку. Однако часто зимой бывают такие морозные дни, что боязно выходить на улицу, страшно захлебнуться холодным, обжигающим горло воздухом. А порой наступают хмурые, серые дни, когда неделями сквозь тяжёлые, слоистые облака не проглядывает ни единый лучик солнца. Тогда душа начинает болеть, тосковать по дневному светилу, и волнами накатывает депрессия, и становится совсем одиноко. В эти минуты начинаешь жалеть себя и размышлять, как  выбраться из этого тягостного состояния.

В один из таких дней меня осенило: нужно просто купить картины, на которых запечатлён летний пейзаж, и не просто одиночный цветок или дерево, а лес, настоящий лес. И вот на Старом Арбате я купила две картины в тяжёлых рамах. На той, которую повесила в гостиной, изображена берёзовая роща. Солнечный летний день, голубое небо, кучевые облачка. На переднем плане слева  видны белоствольные берёзы, на заднем - густой берёзовый лес, в центре картины - поляна с несколькими раскидистыми деревьями, не затенёнными своими сёстрами-берёзами и потому в изобилии получающими солнечный свет. В воздухе висит еле заметная дымка. Взгляд скользит вдоль тропинки, протоптанной через заросшую цветущим тысячелистником поляну, и… беспокойство постепенно отступает, настолько ровное настроение создаёт эта картина, выполненная мягкими, приглушёнными, матовыми красками.

На картине в моей спальне тоже изображены берёзы, но совсем по-другому. Их ветви разрослись так широко, что из-за листвы совсем не видно белых стволов. Поэтому угадать, что это за деревья, невозможно. Передний и задний планы картины разделены речкой, на ровной, спокойной поверхности которой, как в зеркале, отражается лес. Вода каким-то чудесным образом сумела подглядеть, что эти мощные деревья всё-таки белоствольные, а значит, лес берёзовый. Весь пейзаж кажется настолько озарённым солнцем, что от его ярких лучей листва и особенно верхушки деревьев выглядят ослепительно. Я подолгу смотрю на эту картину, и меня согревают какие-то тайно исходящие от неё лучи, не осязаемые физическими органами чувств. И постепенно меня покидает зимняя тоска и одиночество.
 
В последнее время мне в голову всё чаще приходит мысль: “Неужели я могу навсегда расстаться с этим чудом природы - этим лесопарком, этим яблоневым садом?” И сама себе отвечаю: “Я не рассталась бы никогда, но очень скоро здесь пройдёт шестиполосная автострада, будет построена гостиница, проложены новые дороги, созданы транспортные развязки. Что тогда останется от лесопарка, от яблоневого сада? Никому не нужны ни люди, ни яблони… Мы живём в век, когда машины всё безжалостнее вытесняют природу, и вряд ли этот процесс можно остановить”.

Яблоневый сад и лес, вы так дороги и близки мне! Вы лечите меня и восстанавливаете моё душевное равновесие. Когда у меня на душе неспокойно, я выбираю прямоствольное дерево, подхожу к нему и прошу дать мне немного энергии и умиротворения. А потом обнимаю ствол и прижимаюсь к нему всем телом. Уходя, благодарю дерево-целитель и желаю ему долгой жизни. Желаю, чтобы не повредили ему ни мороз, ни ветер, ни звери, ни люди.

Лес и сад, вы - моя неизменная и нежная любовь. Вы - богатство, которое всегда со мной. И если вам не суждено будет сохраниться, вы будете жить в моих картинах и  моей памяти…


Рецензии
Лес даёт силу и разум.Каменные джунгли уничтожают и то и другое.
Возвращаясь мысленно в глухую деревеньку,в которой в детстве я
проводил время восстанавливает равновесие духа и уверенность в себе.
Деревня ,с ее отсутствием постоянной суеты обладает магическим
действием на формирование суперинтеллекта.

Хотя у любого эффекта не бывает одной причины...

Виталий Поляков 2   07.02.2024 01:02     Заявить о нарушении
На меня каменные джунгли действуют угнетающе. Вместе с тем я определённо городской житель и привыкла жить в домах со всеми удобствами, чего массово нет в российских деревнях. Сейчас я живу в идеальных условиях: в доме со всеми удобствами и на природе.
Спасибо.

Алла Валько   08.02.2024 07:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.