Стоп - сигнал

              Камчатка. «СКР-50». Вышли на закрытие района, наша линия строго на юг от мыса Налычева. Корабль в дежурстве ПВО. Всё по настоящему, на зенитных автоматах сидят расчёты в готовности к немедленному открытию огня. Из территориальных вод уже вышли и просто идём в назначенную точку, рядом никого, даже не видно по локации.
              Командир решил проверить фактическую готовность расчётов ПВО. Вахтенный офицер пустил сигнальную ракету по направлению перпендикулярно от борта корабля и  дал команду на открытие огня. Расчёт дежурных средств команду «проспал», пока сообразили что к чему – всё пропало.
              Контрольная проверка закончилась, по результатам подведения её итогов замполит с секретарём комсомольской организации провели партийно-политическую работу среди боевых расчётов.
              Заступила очередная смена дежурства и вахты, всё спокойно идём дальше. По локации  обнаружили цель, я произвёл расчёты и определил, что она идёт в запретный для плавания район, на границе которого мы должны стоять и никого туда не пускать. Связисты доложили, что цель на запросы не отвечает. Начали сближение с целью что бы её остановить, её уже видно – это рыболовный сейнер, а тут ещё выясняется, что мы с ним сблизимся только уже в районе. Плохо получается, потому, что в закрываемом районе крылатые ракеты будут лететь, могут захватить этот сейнер в виде цели и навестись, то есть попасть в него. Не до шуток.
             Вызываем сейнер на связь в радиосети, светим прожектором, гудим, дудим – результат – ноль. Внаглую продолжает свой путь или  может они там штурвал закрепили и спать пошли? Вошли в район запретный для плавания, между нами наверное километр. Решили пустить ему по курсу, в направлении по носу судна сигнальную ракету красного света – что в данном случае   означает – «Ваш курс ведёт к опасности».  Пустили. И тут случилось. На ходовом мостике все видят, как вслед за ракетой устремляется трасса зенитных снарядов. Расчёты дежурных зенитных автоматов знали о проверке предыдущей смены и естественно ждали, что наступит и их очередь, ну и дали очередь из всех стволов как только увидели сигнальную ракету.
            Сейнер стал как вкопанный, нам тоже пришлось с «Самый полный вперёд» на «Полный назад» отрабатывать что бы мимо не проехать. Остановились, лежим в дрейфе, между нами метров сто-сто пятьдесят. Командир корабля и капитан сейнера общаются по громкой связи, т.е. по  связи для подачи команд по верхней палубе. Слышимость отличная. Командир популярно объяснил рыбаку где мы находимся и почему ему  дальше идти не надо. Капитан принёс свои извинения за предоставленные хлопоты.
            Потом, уже через два-три года я пересказал этот случай в компании  с рыбаками и мене поведали: «Если все правила соблюдать – то рыбы не поймать». Поэтому они, рыбаки  гнут свою линию до последнего и тот видимо был бывалым и остановить его можно было только специальным «стоп-сигналом», что и произошло. Жалоб и заявлений не поступило.   
 1983 год.


Рецензии