Основатель политического сионизма

      Теодор Биньямин Зеев. Интернет

    
29-31 августа 1897 года, в швейцарском городе Базель состоялся 1-й Сионистский конгресс. Повестка дня для такого солидного форума на первый взгляд выглядела вроде бы странновато. Евреи со всей Европы собрались, чтобы обсудить новую книгу.

Правда, трактат венского писателя и журналиста Теодора Герцля был необычным. Назывался он «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Впервые книга была опубликована 14 февраля 1896 года в Вене. В том же году она была издана на иврите, английском, французском, русском и румынском языках.

Вот несколько биографических штрихов провозвестника еврейского государства. Теодор Герцль (Биньямин Зеев) родился 2 мая 1860 году в Будапеште. Его родители были ассимилированными евреями. Тем не менее, кое-какие еврейские традиции они соблюдали.

В 1878 году семья переехала в столицу Австро-Венгерской империи Вену. Теодор поступает на юридический факультет Венского университета. В эти годы он практически не интересуется еврейской проблематикой. Для окончательного решения еврейского вопроса ассимилированный венский студент предлагал своим соплеменникам креститься. Однако спустя какое-то время понял, что этот путь ведёт в тупик.
 
 В 1982 Герцель заканчивает университет. В 1884 году защитил диссертацию, и получает степень доктора юриспруденции. Год работает адвокатом в судах Вены и Зальцбурга. С 1885 года Герцль всецело посвящает себя литературной деятельности.

Он пишет пьесы, фельетоны, эссе. Быстро завоёвывает популярность. Его пьесы с успехом идут на сценах австрийских театров. Одновременно работает парижским корреспондентом очень влиятельной тогда венской газеты «Ное фрайе прессе» (новая свободная пресса).

 Крутой поворот во взглядах Герцля на еврейский вопрос  произошёл под влиянием судебного процесса по сфабрикованному делу Дрейфуса. Как собственному корреспонденту венской газеты ему пришлось его освещать.

Крики «смерть евреям» на парижских улицах возле здания суда, где шёл процесс, окончательно убедили Герцля в том, что единственным решением еврейского вопроса может быть только исход евреев из стран рассеяния и создание собственной страны.

Там же в Париже после суда над капитаном-евреем Дрейфусом Герцель высказывает и другую несколько неожиданную мысль. В одной из своих статей он озвучил её так: «Здесь в Париже я стал более терпимо относиться к антисемитизму. Я теперь его понимаю исторически и, как ни странно, извиняю.

Но главное что я понял, так это бесплодность и обреченность попыток бороться с антисемитизмом» Логическим продолжением неожиданного «озарения» отца сионизма явился его следующий, мягко выражаясь, очень странный политический ход. Как неоднократно заявлял Герцль, совершил он его исключительно заботясь о благе российского еврейства. Вот суть этого политического цинизма.               

В 1904 году, буквально спустя пару месяцев после жуткого  бессмысленно-кровавого кишинёвского погрома, Теодор Герцль отправляется в Санкт-Петербург. Там он встречается с главным черносотенцем Российской империи, вдохновителем еврейских погромов, министром МВД В.К. Плеве.

Но не подумайте хорошо, не для того, дабы высказать своё возмущение лавиной еврейских погромов, прокатившихся по Российской империи. Отнюдь нет. Руководствуясь своими новыми сионистскими умозаключениями, Герцель пошёл на сговор с генеральным погромщиком. Лидер мирового сионизма предложил лидеру русского антисемитизма способствовать массовой эмиграции евреев из Империи.
 
Доля евреев в российском революционном движении составляла заметный процент. А потому Герцель резонно считал, что отток еврейского населения на родину предков, несомненно, ослабит ряды революционеров.

И что же Вы думаете? Идея Герцля Плеве очень приглянулась. Он даже согласился «помочь» своим еврейским землякам. Скажу больше. Министр не только пообещал помочь делу сионизма, но сразу же после встречи объявил себя «горячим приверженцем сионизма».

И надо отдать должное министру. Плеве действительно поспособствовал еврейской эмиграции. Правда, по большей части путём ужесточения условий и без того невероятно тяжёлой жизни евреев российской черты оседлости.

Реализации идеи возрождения еврейского государства на Святой Земле Герцль посвятил всю свою оставшуюся жизнь. А прожил основоположник сионизма совсем немного. Всего 44 года. Он умер от болезни сердца 3 июля 1904 года.

В оставленном завещании Герцль просил похоронить его на венском кладбище рядом с могилой отца. А после создания еврейского государства перевезти останки в Эрец-Исраэль. 14 августа 1949 года эта просьба была выполнена. Ныне прах Герцля покоится в Иерусалиме на горе, носящей его имя.

Недалеко от могилы находится музей, посвящённый его жизни и деятельности. Несмотря на некую противоречивость взглядов Герцля, его заслуги в деле создания еврейского государства неоспоримы.

Ежегодно 14 августа отмечается как национальный день памяти основателя и вождя сионистского движения, провозвестника государства Израиль. Кстати сказать, на 1-ом Сионистском конгрессе в августе 1897 года Герцль заявил, что ровно через 50 лет будет создано еврейское государство. И оказался провидцем. Расхождение между предсказанием и реальностью составило всего лишь несколько месяцев.

Когда Герцль писал книгу «Еврейское государство», он ещё чётко не представлял, где оно будет находиться. Поначалу его выбор пал на Аргентину, чуть позже – на Уганду. И только после посещения Палестины Герцль пришёл к окончательному выводу: еврейское государство должно быть создано в Эрец-Исраэль, на исторической родине еврейского народа.

Вопреки своим прежним взглядам Герцль предложил оригинальное решение еврейского вопроса. Он заявил, что евреи должны не метаться из страны в страну в поисках лучшей доли, а создать своё собственное независимое государство.

Это политическое решение должно быть согласовано с великими мировыми державами. Юридической основой массового переселения евреев во вновь созданное еврейское государство по мысли Герцля должна была стать некая международная Хартия, признанная мировым сообществом.

Финансовой основой – всемирный еврейский капитал. Основоположник политического сионизма полагал, что Хартия открыто признает право евреев на создание собственного государства и явится его гарантией.

  Свои взгляды, по большей части утопические, Герцль в художественной форме очень подробно изложил в романе «Альтнойланд», «Старо-новая земля». В нём он дал волю своей фантазии.

В частности нарисовал идеалистическую картину будущего еврейского государства. Вот как это выглядело. На Святой Земле, текущей молоком и мёдом, собираются евреи со всего мира. Они с энтузиазмом приступают к освоению заброшенных земель.

Арабы, мусульмане и христиане, друзы и прочие народы, населяющие Палестину, принимают активное участие в развитии еврейского сельского хозяйства. Живут они, разумеется, в мире и полном согласии. Собираются вместе за пасхальным столом. Двумя словами – дружба народов.
 
В романе Герцль предложил очень простое решение всех насущных проблем нового государства: установить в нём европейские порядки. Так сказать, перенести традиции Европы на Ближний Восток.

Граждане будущего еврейского государства в романе Герцля ходят после работы в оперу, посещают выставки и картинные галереи, играют в крикет. Восточных евреев в стране нет. Доктрины иудаизма заменяет некая новая универсальная религия. Иврит остаётся языком молитвы. Простой народ говорит на идише, а высшее общество – на немецком.

Различными еврейскими диаспорами идея создания еврейского государства была воспринята далеко не однозначно. Большинство западноевропейских евреев её отвергли. Зато подавляющее большинство евреев восточной Европы, еврейская молодёжь, Германии, Австрии, Польши, Австро-Венгрии и особенно России идею Герцля встретили с огромным энтузиазмом.

На таком общественно-политическом фоне Конгресс выработал Базельскую программу по созданию в Палестине «национального очага для евреев» где они могли бы жить под защитой закона. На этом же конгрессе была создана Всемирная сионистская организация (ВСО). Она и занялась реализацией Базельской программы.

Тут, наверное, самое время сказать о термине «сионизм». В СССР ему явно не повезло. Советская пропаганда приспособила его для своих сугубо политических нужд. Истинный смысл этого понятия был до невероятности извращён.

Чаще всего «сионизм» служил слабо завуалированным аналогом слова «еврейство». Использовался он, когда нужно было обозначить национальный оттенок события, не применяя неблагозвучного при советской власти слова «еврей».

Термином «сионистская деятельность» пользовались, когда надо было охарактеризовать любую подозрительную для властей форму жизнедеятельности группы лиц еврейской национальности.
А вот «антисионистское движение», инициированное властями, было по-существу самым обычным государственным антисемитизмом.

В бывшем СССР большинство простого народа толком не знало, что такое сионизм. Зато все обязаны были с ним бороться. При этом с сионизмом вели борьбу намного энергичней, чем с антисемитизмом. Но что особо выглядело по-идиотски, так это призывы коммунистов бороться с сионизмом и антисемитизмом одновременно.
 
На самом же деле сионизм – это политическое сугубо добровольное движение, сформировавшееся во второй половине XIX века. В его основу была положена идея возрождения независимого еврейского государства на территории Эрец-Исраэль.

Основатели движения и, в первую очередь Теодор Герцль, видели в этом единственное средство спасения европейского еврейства от тотального уничтожения. После того, что произошло с евреями во вторую мировую войну, можно только поразиться прозорливости основоположников сионизма.      


Рецензии
Лев, довольно интересно.
Я не еврей, но интересуюсь этими вопросами.
Недавно (месяца три назад) я прочёл необычное мнение одного из американских политиков.
Он сказал, что через десять лет Израиль исчезнет. Самое интересное – этот политик еврей.

С уважением,

Александр Пересыпкин   02.03.2013 01:11     Заявить о нарушении
Знаете ли, Александр, это не самое интересное. То что еврейская страна исчезнет говорят с 1948 года.

Лев Израилевич   02.03.2013 22:46   Заявить о нарушении