Реквием по Зиме. Сказка

Зима уходит...
Кто-то пел на рассвете. Жалобно так, протяжно...
Я проснулась и села на кровать. Пол был холодный, ледяной.
Озябшими ногами на ощупь я попыталась найти тапочки, но они куда-то подевались.
Всего пара минут из тёплой постели - и я продрогла.
Отопление в моей маленькой комнатке подобно тлеющему камину, -
за ночь она остывает так, что под утро кажется,
 будто моя кровать стоит где-то на холодной улице,
разве что ветры не обдувают её.
Такое ёмкое слово "стужа".
Оно выражает всю уязвимость дрожащего от холода тела.
И зачем я сплю в летней ситцевой сорочке?
Завернувшись в одеяло, я подошла к окну.
Последний день Зимы.
Ещё с детства мне казалось таким устрашающе-грозным сочетание букв слова "февраль".
Какая-то нескончаемая фатальная метель мне слышалась в этом слове.
Метель, от которой нет спасения,
заполняющая тяжёлым ледяным покровом пространство,
будто в ней - конец мира.
На самом же деле, февраль в наших краях обычно тёплый. Да и снег растаял давно.
Уж и не вспомню точно, когда пейзаж на улице можно было назвать зимним?
Я стояла, прислонившись к оконному косяку и прислушивалась к жалобным звукам,
которые меня разбудили.
Мне слышалась музыка. Отчётливая мелодия.
Можно было даже сейчас открыть крышку пианино и наиграть её.
С глубокой тоской выводил голос этот мотив. Надо же, ветер умеет петь!
Может быть, это происходит каждое утро, а я и не знаю?
Моё обычное пробуждение никогда не совпадает с тем моментом,
когда ночная тьма передаёт свету дня свои права. Мистическое время.
Но сегодня мне выпало быть зрителем происходящих перевоплощений.
Где-то в небеса всё выше и выше поднималось солнце,
но через снежно-белый синтепон пухлых туч лучи его не могли проникнуть на землю,
а лишь неспешно наполняли яркостью наступающий день,
словно повинуясь плавному движению светорегулятора.
Белое небо. Безучастное.
Во всём этом чувствовалась такая обречённость!


День задался обыкновенный, ничем не выдающийся.
Та же привычная суета в людском муравейнике, как и всегда.
 Внешне всё так и выглядело.
Но прислушавшись с бОльшим вниманием к общему хору человеческих вибраций -
кое-что особенное можно было услышать в этот день.
Некая единая нотка проявлялась отчётливо в общем их настроении, звонкая такая,
которая резонировала над всеми остальными звуками, сопутствующими человеческому бытию.
Она звучала не сплошной звуковой волной, а так,
словно кто-то легко и игриво ударял деревянной палочкой по звонкому колокольчику.
То тут - то там, то тут - то там...
Там-там-там-там - разносился по воздух этот звон, в голосах, в улыбках, во взглядах.
Сегодня последний день Зимы.
И маленьким неспешным ручейком эйфория разливалась повсюду
 в преддверии новых чаяний и надежд.
Только небо не разделяло этих настроений.
Оно не звенело, и ветер больше не пел.
Солнце забралось ещё выше и похоже, решило уснуть, переждать во сне этот день.
Мир будто переживал болезненную мутацию,
продолжая своё размеренное движение во времени,
не принимая во внимание непостоянные колебания маятника сумбурной людской жизни.


После всех своих привычных дел возвращаясь домой,
я посмотрела на часы и с удивлением обнаружила,
 что сегодняшний день, начавшийся для меня так давно,уже отработал своё время.
Вечер наступил незаметно.
Он тихо шёл за мной, когда ещё было совсем светло и возле моего дома
незаметно остановился,прислонившись к кирпичной стене в ожидании сумерек.
Вокруг было безлюдно, только голодные голуби маленькими стайками
то и дело перелетали с одного клочка мёрзлой земли на другой в поисках съестного.
Берёзки стояли будто нищенки, такие несчастные,
тоненькими ветвями верхушек едва покачиваясь от ветра.
Меня пробрало до костей, как это бывает от сырого леденящего воздуха,
хотя погода стояла на редкость сухая, да и от морозов все уже успели отвыкнуть.
Скорей бы домой.
Чай, пряники, тёплый плед и газовая комфорка -
моё спасение в неотапливаемой квартире.
Натянув шарф выше подбородка, я ускорила шаг и направилась к арке, ведущей к дому.
Из моего двора через арку выбежал мальчик. Маленький такой, лет шести.
За ним шла женщина.
Шла торопливо, будто бы до этого долго бежала и больше у неё совсем не осталось сил.
Я отошла в сторону, чтобы пропустить их.
Это были не мои соседи. Соседей своих я знала,
не так уж много людей проживает в маленькой пятиэтажной "хрущёвке".
Женщина поравнялась со мной, едва бросив взгляд в мою сторону.
Я остановилась в изумлении.
Она была одета лишь в одно только тонкое длинное платье белого цвета.
Белокурая как снег коса расплелась от торопливости её движений.
Лицо было невероятно бледным, словно мел, без какого-либо живого румянца.
Тяжело дыша, вдруг она рухнула ниц, опёршись на землю одной рукой.

- Ох, не могу больше, сил нет... - проговорила она сдавленным голосом,
 будто бы самой себе.

Мальчик остановился на расстоянии нескольких шагов от неё и молча смотрел на происходящее.
Я поспешила помочь, намереваясь поднять её с земли,
но женщина, вновь окинув меня тревожным взглядом, жестом руки дала мне понять,
что она не хочет, чтобы кто-то приближался к ней.
Она была довольно молода и красива.
В огромных стальных глазах её чувствовалась такая сила,
которая скорее отталкивает и пугает, нежели притягивает.
Но вместе с тем, соприкоснувшись с этим взглядом,
трудно было выйти из его глубоких недр,втягивающих внутрь себя, будто магнит.

- Я не знаю, что я ещё могу сделать для Вас, - растерялась я.

- Разве это возможно? Разве ты можешь? - лёгкий призрак улыбки коснулся её бледных губ,
- Ты слышала, как звенел сегодняшний день?.. Это звон непостоянства человеческих сердец.
В них больше нет отражений. Люди не сохранили зеркальной глади,
остались одни лишь осколки.

Женщина совсем поникла, её тонкое тело изогнулось,
будто куст можжевельника под тяжестью навалившегося сугроба.
Растрепавшиеся по мёрзлой земле белокурые волосы
 придавали её фигуре особый утончённый драматизм.
Было видно, что с каждой минутой жизненные силы в ней иссякают.
Её голос звучал всё тише и тише.

- Последний день Зимы... Последний мой день. Люди...как они его ждут..!
Если бы это было в их силах, они бы изгнали меня из своего мира
ещё задолго до скончания моих дней.
Я бы и сама ушла.
Разве можно, будучи отвергнутой всеми продолжать желать оставаться в этом мире..?
Разве в бесконечной веренице своих реинкарнаций я ещё могу обманываться в том,
что повторяется из года в год с проклятым постоянством?
Сегодня последний мой день. Сегодня - особенный день,
апогей торжества человеческой ненависти ко мне..!

Жалость переполняла меня. Я не могла больше молчать.

- Но разве люди не любят Вас? Разве не ждут Вашего прихода?
Ведь именно с Вами они связали столь значимое событие своего человеческого бытия
 - отсчёт Нового Года. Начало новых свершений, нового счастья,
 нового периода жизни, на который они возлагают все свои надежды!
 Это ли не любовь?

- Да, - печально произнесла она, - это ещё хуже для меня.
Если бы люди не заверяли в своей любви,
если бы они не были так убедительны в своих признаниях,
если бы не осыпали меня самыми драгоценными эпитетами,
не возвышали, не превозносили, не дарили самые прекрасные свои эмоции..!
Ах, если бы всё это было ложью с их стороны - разве я страдала бы так отчаянно?..
Обман обижает, но не калечит душу.
Они любили меня. Я знаю. Это было истинной правдой.
Правдой вне всяких сомнений, как и то, что любовь их странным непостижимым образом
сменилась на томительное ожидание моей смерти.
Если бы я имела власть над своей судьбой, то ушла бы, не дожидаясь своего срока,
по собственной воле, в момент внезапной перемены непостоянных человеческих чувств.
Я ведь полюбила людей...
Не за их восторженные эмоции, не за признания в любви,
но потому что просто поверила.
А верить - это уже любить.
Но вот... я умираю ненужной, нежеланной, гонимой всеми...

Я стояла и молча слушала, не в силах произнести ни слова.
Все слова мои замерли в оцепенении.
Что тут можно было сделать?
Иногда единственно возможное участие - просто остаться рядом до конца.
Она лежала, приникнув головой к земле.
Белые тучи тяжелели,
приобретая серый отчётливый рельеф по мере наступления темноты.
Сумерки плавно переползали в ночь.
Голуби уже давно разлетелись неведомо куда.
И только маленький мальчик стоял в сторонке позади меня, так тихо,
что я совсем уже позабыла о нём.
Где-то рядом витали знакомые протяжные звуки, которые я уже слышала на рассвете.
Только эта мелодия мне теперь казалась ещё более жалобной, совсем траурной.
Сердце моё сжалось от боли.
Это ветер оплакивал уход Зимы.

- Эй, ты ещё здесь..? Ты слушаешь меня? - едва смогла различить я слова.
Голос её звучал совсем тихо, и щемящий звук ветра почти перекрывал его.

- Да, я рядом, - отозвалась я и подошла к ней настолько близко,
что могла дотронуться рукой до её тела, содрогающегося то ли от холода,
то ли от предсмертной агонии.
Её белая, распластанная на холодной земле грациозная фигура
будто наполнялась светом, всё больше контрастируя с темнотой надвигающейся ночи,
такой печальной, траурно-чёрной, не предвещающей звёзд.

- Ты слышишь? - прошептала она, не поднимая головы, - я хочу попросить тебя...

- Да, - сказала я, - о чём угодно...

Бесконечная пауза повисла в воздухе.

- Полюби меня... если сможешь... - прерывисто дыша, она обхватила руками колени,
словно хотела согреть себя.

Торопливым движением озябших пальцев я расстегнула молнию своего пухового пальто,
и размотав с шеи толстый вязаный шарф, укрыла её плечи и руки, прижатые к груди.
Мне хотелось хоть чем-то облегчить её последние мучительные мгновения.

- Полюби меня... - проронил её шёпот, - полюби... без восторга... без признаний...
без причин... просто так... полюби... если сможешь...

Я не успела ей ничего ответить.
Внезапный сильный порыв ветра будто бы вошёл в неё,
и она растаяла у меня на глазах без следа,
как будто холодный студёный воздух вобрал её в себя и унёс высоко в небеса.
Только вязаный шарф мой остался лежать на земле.

Мальчик, стоявший неподалёку вдруг сорвался с места и скрылся в тёмной арке моего дома.
Я побежала за ним, пытаясь догнать.
Уже во дворе я настигла его и схватила за руку.
Он остановился, глядя на меня с озорством искрящимися карими глазёнками.

- Мальчик, ты чей? Откуда ты взялся? - спросила я, запыхавшись, - Кто ты? Как тебя зовут?

Он весело одёрнул свою руку и убегая от меня,
оглушая тишину своим звонким смехом, крикнул мне, обернувшись :

- Март! Меня зовут Март..!

Через секунду он исчез в темноте неосвещённого двора.
Я посмотрела на часы. Как время быстро переместилось.
Очень скоро мир вступит в иную пору года.
И это произойдёт в своё время, строго в назначенный срок.
Но у Зимы всё же ещё осталось в запасе
несколько непрожитых часов её последнего дня...


Рецензии