Фенисно-Ясно-Сокол - перышко. 21 плюс

5.
ФЕНИСНО-ЯСНО-СОКОЛ-ПЕРЫШКО.

  И. А. ХУДЯКОВА
ВЕЛИКОРУССКИЕ СКАЗКИ.


Жил был купец; у купца было три дочери.
Собирается купец на ярмарку и спрашивает своих дочерей: "Что вам купить?"
Старшая говорит: "Купите мне на платье материи".
Вторая говорит: "Купите мне шарф".
Третья говорит: "Купите мне Фенисно-Ясно-Сокол - перышко [Имя (название) - Фенис-Ясно-Сокол. Просит достать его перо - пёрышко (нежно, ласкательно)].

Долго-ли, коротко-ли ездил купец; приезжает домой.
Этим дочерям привез, а той позабыл.
Она стала плакать.
«Ну не плачь, - говорит. - Я опять скоро поеду на ярмарку и привезу! Утешу тебя!»

Скоро опять собирался он ехать на ярмарку и спрашивает дочерей: «Что вам купить?»
Первая говорит: "Браслеты".
Вторая говорит: "Серьги".
А третья говорит: "Фенисно-Ясно-Сокол перышко". 

Долго ли, коротко ли ездил, воротился.
Этим привез, а меньшой опять позабыл.
Она заплакала.
Он опять утешает её: «Привезу, говорит, тебе; скоро, говорит, опять поеду».

Собрался опять ехать на ярмарку и спрашивает дочерей: «Что вам купить?»
Первая говорит: "Атласные башмаки".
Вторая: - "Кольцо".
Третья: -  "Фенисно-Ясно-Сокол перышко".

Долго ли, коротко ли ездил, возвратился, и привез покупки всем трем дочерям.
Вот меньшая и стала все с этим перышком постоянно в спальне сидеть.
Вот сестры-то её и говорят между собой: «Что это такое значит? что она там разговаривает? подслушаем», - говорят. 
А перо-то было волшебное; то был царский сын.

«Давай, - говорят сестры то, - сделаем между собой вечер; позовем её к себе и попотчуем её всякими напитками, вином».
Вот и пригласили ее и напоили пьяной.
Пошла она в свою спальню и заснула крепким сном.
Сестры то её вошли в её спальню; на окне, куда прилетал Фенисно-Ясно-Сокол - перышко, натыкали ножей.

Он прилетает к ней, изрезался ножами и видит, что она спит и написал своею кровью: «Если ты меня любишь, то ищи меня за тридесять земель в тридесятом царстве».
Проснулась она, увидала, и от горя начала плакать и стала проситься у отца искать Фенисно-Ясно-Сокол перышко.
Он ей долго не позволял; она его упросила.
Он её отпустил.

Пошла она в кузницу; заказала трои чоботы железные, три прута железные и три просфиры железные.
Сделал ей кузнец трои чоботы [обувной фасон] железные, три прута железные и три просфиры [просфоры] железные, и пошла она.

Шла, шла, шла; чоботы избила, прут изломала, просфиру сглодала. [Первый комплект]
Подходит к избушке, а избушка стоит на курьих ножках, повертывается. [Избушка-повертушка - во все стороны крутушка].
«Избушка, избушка! стань к лесу задом, ко мне передом». (*** Задайся вопросом, отчего вход «избушки на курьих ножках» всегда повёрнут к лесу?!)
Избушка повернулась.
Вот она взошла в избушку, а там баба-Яга из угла в уголь перевертывается: одной губой пол стирает, а носом трубу закрывает.
У ней нос с Перевицкой [Перевицкий?] мост!
«Фу, фу, фу! - говорит. — Бывало русского духу слыхом не слыхать, видом не видать; а нынче русский дух на ложку садится, и в рот катится. Что, красная девица, делом пытаешь или от дела лытаешь [летаешь]?» 
"Бабушка, не столько от дела лытаю, сколько дело пытаю".
«Зачем же, - говорит, - сюды[а] пришла?»
"Да вот что, бабушка. Было у меня Фенисно-Ясно-Сокол - перышко; было да улетело". 
«О, о! это мне родственник! На вот тебе серебреное блюдечко и золотое яблочко, само катается. Ступай и дойдешь ты до такой же до кельи [***] к моей двоюродной сестре; она тебе путь покажет. Я, - говорит, - зла; а она еще злее меня. Прощай же, не медли!»

Пошла; шла, шла, шла.
Чоботы избила, прут изломала, просфиру изглодала [второй железный комплект выкованный кузнецом].
Подходит, видит: стоит избушка на курьих ножках, повертывается.
«Избушка, избушка! стань к лесу задом, ко мне передом!»
Избушка поворотилась.
Она вошла.
Там баба-Яга из угла в угол переметывается, одной грудью печь заметает, а другой трубу закрывает.
Она зубами заскрипела: «Фу, фу, фу! Бывало русского духу слыхом не слыхать, видом не видать; а нынче русский дух на ложку садится и в рот валится".
Девушка устрашилась и низехонько поклонилась.
«Что ты, красная девица, дела пытаешь или от дела лытаешь?»
"Не столько, бабушка, от дела лытаю, сколько дело пытаю".
«Ты не сказывай мне, я все, говорит, знаю!» [Свойство, уменье читать не мысли, но недосказанный смысл слов, того кто заговорит].
Дает ей гребень золотой, серебреное намыко (1) [1. Инструмент, на который пряжа кладется.] и золотое веретенце — само прядется.
«Этем [этим, с помощью этого], - говорит, - ты дойдешь; прощай! там моя двоюродная сестра; я зла, а она еще злее меня!»

Вот она пошла; шла, шла, шла; чоботы избила, прут изломала, просфиру изглодала [третий комплект].
И подходит она к избушке; стоит избушка на курьих ножках, повертывается.
«Избушка, избушка! стань к лесу задом, ко мне передом!»
Вот избушка повернулась, она и взошла.
В избушке баба Яга - костяная нога; железный у ней нос, в потолок врос; лежит, отдувается.
«Фу, Фу, фу! Бывало русского духу слыхом не слыхать, видом не видать; а нынче русский дух на ложку садится и в рот валится. Что ты, красная девица, дело пытаешь или от дела лытаешь?»
"Не столько, бабушка, от дела лытаю, сколько дело пытаю. Было у меня Фенисно-Ясно-Сокол - перышко; улетело оно от меня!"
«Плохо же ты думала о нем. Он мне племянник».
Дала она ей золотые пяльцы, серебреную иголку, сама шьется.
«Этем [***] ты дойдешь до него; иди тут вот не далеко это царство. Тут есть кусточки; ты ляжь [залягай, залегай] под кусточки. Он поедет на охоту с охотниками; собаки набегут на тебя и ты будешь в его царстве».
Вот она поблагодарила и пошла.

Шла, шла, шла; последние чоботы избила, последний прут изломала, последнюю просфиру изглодала.
Видит: ввиду у ней [неё] кусточки. «Должно быть что они!» [те о которых баба-Яга сказывала].
Дошла она до кусточков, легла под них [залегла, легла под раскидистый лапник кустовой]; слышит: лай ужасный от собак.
Охотники [пёсий лай] думали [решили], что зверь какой [найден, обнаружен].
Скачут.
Прискакали и видят красну-девицу и докладывают царю Февисно-Ясно-Сокол - перышку: «Куды[а] прикажут её определить?»
Царь сказал: "На задний двор к старушке".

Отправили ее туда.
У старушки она все выспросила [выяснилось:]- Фенисно-Ясно-Сокол - перышко женился.

Пошла она до пруда, видит: девка чернавка моет рубашку, в которой Фенисно-Ясно-Сокол - перышко изрезался, и никак не может её отмыть.
Она и видит, что это его рубашка и говорит: «Дай, голубка, я тебе отмою».
Взяла рубашку и начала над ней плакать.
Плакала, плакала и все до одного пятнышка [слезами, горючими (горечь слёз)***] отмыла.
Девка-чернавка понесла рубашку к царице [жене Февис-Ясно-Сокол] похвалиться.
Та её похвалила.

И попросила эта [красна-девица], что отыскивала Фенисно-Ясно-Сокол - перышко, у царицы [жены] позволенья садиться против дворца с редкостями; вынесла столик, поставила против дворца; вынесла блюдо и золотое яблоко — само катается.
Царица высылает девку чернавку спросить: «Что продажные или заветные и что завету?» [продажа или обмен]
Она отвечает: «Заветные, а завету: с Фенисно-Ясно-Сокол - перышком ночь переспать»!
Она [супружница] согласилась. [***этнограф.]

Царь приезжает, царица угостила его допьяна и положила его в кабинет[*** см. далее].
Впустили и эту девушку; она ему плакала, плакала, щипала его, рассказывала все.
А он от-пьяна ничего не слыхал.
Приходят те часы ["заветные" - меновые]; высылают её вон.

На другой день царь встает и поехал на охоту.
Она взяла опять золотой гребешок, серебреное намыко и золотое веретенце — само прядется! Поставила против дворца.
Царица прельстилась; опять высылает девку чернавку: «Поди, спроси: продажные или заветные»?
Она [Красна-девица ей отвечает] говорит: «Заветные, а завету с Фенисно-Ясно-Сокол - перышком ночь переспать».
Царица [снова] согласилась.

Царь приезжает с охоты; царица опять его угощает.
Царь удивляется: «Недаром у меня тело болит» [последствие предыдущего угощения].
Сам не столько пьет, сколько мимо льет.
Приходят те часы, пошел царь в кабинет; не хотел спать да и заснул.
Впустили и эту девушку.
Вот она опять плакала, щипала его; а он не слышит, спит мертвым сном.
Утром и высылают её вон.

На третий день царь опять поехал на охоту.
А она вынесла золотые пяльцы, серебреную иголку — сама шьется; поставила против дворца.
Царица прельстилась; опять высылает девку-чернавку: «Поди, спроси: продажные или заветные»?
Она говорит [отвечает]: «Заветные, а завету с Фенисно-Ясно-Сокол - перышком ночку переспать».
Царица согласилась.
Царь воротился; царица стала его угощать, а он притворился, будто спит.
Стал ждать что будет: «Что такое у меня тело болит и что меня все царица поит»?
Девушку впустили.
Тут они друг другу обрадовались.
Тут он все выслушал от неё и также плакал, как и она.
Перед утром притворился, будто спит.
В те часы её выслали.

Вот утром царь встал, поехал на охоту; а между тем велел собрать царей, богатырей на бал [сказитель прекрасно осведомлён о городской жизни. Тому «виной» могли быть и так называемые "отхожие промыслы" в зимний период в городе, либо как нередко встречается в других записях сказок - указание на то, что рассказчик - отставной рекрут - "солдат" унтер-офицер, получивший во время воинской службы образование и имевший возможность расширить личный кругозор (сам бал можно было подсмотреть и даже быть его участником и в сельской местности в барском поместье, в том случае если хозяин преимущественно дворянин (первая половина XIX в.) постоянно обитал в нём. В этом случае можно с большой долей вероятности предполагать разрядную принадлежность населённого пункта - это не государственные и не закреплённые за церковью, монастырями земли с приданным крепостным населением].
Все съезжаются на бал; а царица-жена ничего не знает, к чему этот бал.
Съехались все, сели за стол.
Вот царь и говорит: «Послушайте, добрые гости! Которая дли меня жена вернее: которая меня за редкости продает или которая шла, отыскивала мена; трои чоботы износила, три прута изломала, три железных просфиры изглодала»?
И велел [супруге] редкие вещи подать в зал [на показ, для всеобщего обозрения].
Тут все в один голос закричали, что та жена, — которая трудилась до кровавого поту.
Тут он приказал привязать её [царицу] к сивому жеребцу к хвосту[***этнограф.] и приказал по полю размыкать[***этнограф.].

А с этой тут же свадьбу задал.
Потом в её отечество поехал к её отцу.
Царь [батюшка, "забывчатый купец", сравнить сюжет (подоплёку) актуальность картины «Сватовство майора»] обрадовался, что она жива и за эдакого замуж вышла.

(Записана мной в Жолчине, селе рязанского уезда).


И. А. ХУДЯКОВ.
ВЕЛИКОРУССКИ СКАЗКИ.
    Издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина.
      Цена 75 коп.
  МОСКВА,
     В Типографии В. Грачева и К0. 1860.
 ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ
 с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Москва, октября 19-го 1860 года.
                Ценсоръ А. Петров.
Здесь помещено нами тридцать семь народных сказок, две саги и рассказ о ведьме. Все они записаны лично мной в гг. Тобольске, Казани, Москве и в с. Жолчине Рязанской губ. и уезда; только №30 записан и сообщен мне г. Мельковым, которому не могу не принести моей искренней благодарности. Из сказок здесь лучшие: № 18 Мужик и Настасья Адовна, № 19 Иван Дорогокупленный и № 20 Иван Царевич и Марья Маревна; также замечательна сага о русском. Сказки № 35 Аполлон вор и № 36 Бова королевич, кажется, книжного происхождения. Подробные комментарии к напечатанным здесь сказкам будут нами сообщены в последствие. К сожалению должны заметить, что некоторые обстоятельства не позволяют нам печатать много интересные сказки из нашего собрания.
Иван Худяков.
10 Сентября 1860 года.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Жар-птица.............1
2. Три 3. Царевна и жених................14
4. Димитрий царевич.........................21
5. Фенисно - ясно -сокол – перышко [Фенисно-Ясно-Cокол – перышко].............25
6. Семилетка....................30
7. Мужик и царева дочь....................35
8. Опять мужик и царева дочь......................38
9. Офицер и барыня.......................40
10. Иван царевич и Марья царевна.................42
41. Волшебница.................45
12. Опять волшебница.....................46
13. Мачихина дочь и падчерица................48
14. Опять падчерица и мачехина дочка...............49
15. Замарашка..................54
16. 17. Иван царевич и перстень................58
18. Мужик и Настасья Адовна..............60
19. Иван Дорого-купленный................65
20. Иван царевич и Марья Маревна................77
21.Три вьюноши....................89
22. Безручка....................94
23. Серебреная голубка................................................97
24. Иван-Дурак.....................100
25. Два брата....................103
26. Тоже два брата..........................105
27. Работник..................107
28. Старик...........................110
29. Мужик с женой..................111
30. Иван-Дурак и братья..................114
31. Ленивая жена....................116
32. Упрямая жена.........
33. Богатыри...........
34. Тимоня.....................121
35. Аполлон-вор....................124
36. Бова королевич.....................127
37. Заколдованное дерево липка.................132
38. Сага о русском..................135
39. Сага о часовом..............144
40. Рассказ о ведьме................146


Рецензии