Аркадий и Борис Стругацкие. Часть 2

Начало здесь: http://www.proza.ru/2013/02/22/416

В предыдущем номере мы с Вами начали говорить о жизни и творчестве великих советских фантастов ; братьев Стругацких. Как Вы помните, нам не хватило места для того, чтобы рассказать о них все, что нам хотелось, поэтому в 15 номере Вас ждет продолжение их биографии.
Закончили мы на самом начале 1971 года, а именно на выходе романа «Обитаемый остров». Соответственно, в этом номере повествование начнется с последующих событий.
В феврале и марте Стругацкие работали над «Пикником», и закончили черновик  к 4 апреля 1971 года. Довольно быстро. Связанно это с тем, что как раз в это время в Германии вышла, без ведома авторов, «Сказка о тройке», за которую им еще приходится извиняться, помните, я об этом уже писала? Злость на Систему, вызванная этим событием, дала энергию для работы.
В целом, год прошел в суете, которая никак не была связанна с литературой. Конечно, они работали над «Пикником», продолжали работу над «Градом». Но от повестей их постоянно отвлекали другие проблемы, которые нужно было решать. Несмотря на это, к ноябрю они завершают «Пикник на обочине».
В «Авроре» выходит повесть «Малыш», частями, в 4 номерах: с августа по ноябрь.
В конце года Аркадий Стругацкий наконец обзаводится своей квартирой, тоже по-своему великое событие, в ней он прожил до конца жизни. Правда, куплена квартира в рассрочку на 15 лет, почти как наша ипотека. Но ведь лучше так, чем всемером в трехкомнатной квартире. Любопытная деталь: именно в том доме и подъезде, где Стругацкий купил квартиру, снимался фильм «Ирония судьбы».
72 год оказался еще более сложным, особенно в вопросе литературной работы. Даже на дневники особо времени не хватало. В начале января удалось поработать над сценарием для экранизации «Понедельника». А затем вновь продолжается работа над «Градом». Обратите внимание, это уже третий год работы над произведением, и к концу мая наконец-то закончен черновик.
Тогда же из «Молодой гвардии» пришли первые замечания к «Пикнику», и Борис садится делать правки. Аркадий в это время работал над сценарием мультика «По следам космического Негодяя». Теплилась надежда, что «Пикник» все-таки напечатают отдельной книгой. Однако очень быстро стало понятно, что надежды тщетны.
В сентябре Борис поехал в Варшаву. Это его первая поездка за границу. Было интересно, и, в чем-то, приятно. Ведь по-хорошему Стругацких могли и не выпускать из страны, многих и за меньшее не выпускали. Да и намекали им не раз, что они не выездные.
Ну и под конец года братьев снова огорошили, на этот разизданием «Гадких лебедей», и снова во Франкфурте, в журнале «Посев». 
73 год начинается с работы над повестью «Миллиард лет до конца света». А Летом Маша, младшая дочь Аркадия, поступает в Московский институт инженеров транспорта.
В конце лета Борис уже с женой снова едет в Варшаву. Получился этакий семейный отдых за границей. Польша; это уже не Советский союз, хотя и дружественное государство. Здесь было проще достать запрещенную литературу, и большую часть времени Борис проводит в номере, читая книги. Благо, у него хватило житейской мудрости не брать ничего с собой. А на таможню и правда кто-то по-дружески сообщил о Борисе. В итоге досматривали их с особым пристрастием, но ничего крамольного не нашли.
В конце года в сборнике «Талисман» выходит повесть «Малыш». А в заключительный том «Библиотеки современной фантастики» Бела Клюева умудрилась пропихнуть последнюю главу из «Пикника». Аркадий уезжает в Душанбе, работать над сценарием фильма для местной киностудии. За него обещали большие деньги, а в деньгах тогда нуждались оба брата.
В Москву Аркадий возвращается только в конце января 1974 года. И уже в начале февраля без предупреждения к нему приезжает Борис, и они садятся писать «Парня из преисподней». План набросан уже давно, и к концу февраля они закончили повесть.  В конце года она вышла все в той же «Авроре».
А затем братья снова сел за заброшенный некогда «Миллиард лет до конца света». Правда работа шла не слишком хорошо. Создавалось впечатление, что само Мироздание, так детально прописанное в «Миллиарде», противится написанию этой повести. Различные мелочи не позволяют братьям встретиться, когда же Аркадий все-таки приезжает в Ленинград, работа тем более не клеится. И причина вполне реальная, одного из друзей Бориса арестовывают за распространение запрещенной литературы, а Бориса с женой, как и все окружение арестованного, таскали в органы на допросы. Разве в такой обстановке можно работать? Когда стало понятно, что тюрьма Борису не грозит, Аркадий уехал обратно в Москву.
Однако Мироздание все же проиграло братьям, потому что в  итоге повесть была написана, а все, что так сильно мешало Стругацким, стало частью повести, и сделало ее еще более яркой и впечатляющей.  И закончили они свою работу, по старой доброй традиции, в конце года.
Что в 1974 году случилось принципиально важного для братьев? Почти полностью сменилось руководство издательства «Молодая гвардия», где раньше часто печатали Стругацких. Если последние несколько лет редакция вела хоть какой-то диалог с писателями, откладывая публикации до лучших времен, то новое начальство на переговоры не шло принципиально. Слало лишь глупые до нелепости отписки, мыслимо ли, ссылались даже на нехватку бумаги.
Этот же год можно считать годом зарождения семинара Бориса Стругацкого. Здесь считаю нужным вернуться немного назад. В Ленинграде при Доме писателей Илья Варшавский еще в начале 70-х организовал семинар для молодых фантастов, однако он очень тяжело заболел в 73 году, и с того времени Борис начинает его подменять. А в 74 Варшавский умер. Борис поддержал идею семинара, продолжил его вести своими силами. И вел н их практически до самой своей смерти. Эти семинары стали настоящей кузницей кадров сначала советской, а потом и российской фантастики.
А Аркадий после окончания работы над «Миллиардом» сталкивается с новым для себя явлением: так называемой «творческой депрессией», когда после окончания какой-то работы накатывает апатия и тоска.  Теперь она станет его постоянным спутником. Однако сила духа у Аркадия достаточно велика, и уже к 18 января 1975 года он снова готов к работе, они с братом едут в дом творчества в Комарово, где предпочитают писать последующие годы, дорабатывать «Град обреченных». Впервые дорабатывать не для того, чтобы попытаться опубликовать, а для того, чтобы на время убрать в стол, а точнее спрятать у самых близких друзей. Сами братья прекрасно понимают, что эту книгу сейчас не опубликует никто и ни за что.
В это же время появляется идея повести о человеке, которого было опасно обижать. Братья даже придумали  название - «Хромая судьба». Правда название это потом будет передано другому произведению. А идею Стругацкие будут реализовывать по отдельности, каждый сам, и уже значительно позже.
А в феврале Аркадий неожиданно отправляется в санаторий в Кисловодск. Неожиданно потому, что он просто не любил подобные учреждения, и никто не мог даже предположить, что он послушает совет доктора. А к врачам его отвела жена. Правда, не столько для лечения, сколько для того, чтобы познакомить со своим давним знакомым, другом семьи. А тот в свою очередь приводит на эту встречу своего товарища, Юрия Чернякова, кардиолога. Через пять лет он стал персональным врачом Аркадия и близким другом.
А еще в марте появляется Тарковский, который одержим экранизацией «Пикника на обочине». Идея была хороша, и братья взялись сочинять заявку на сценарий. Ну а в сентябре 75 они начинают обсуждать новую повесть. Рабочее название – «Стояли звери около двери», а в последствие ее назвали «Жук в муравейнике».
76 год почти полностью уходит на работу над «Сталкером», и совсем немного над «Жуком». Летом случается два события, которые сильно портят настроение братьям: во-первых, к приближающемуся съезду партии пришло письмо, с поддельными подписями обоих братьев, в котором те, якобы, требовали перестать чинить им препоны в печати, и угрожали уехать в Израиль, во-вторых, Андрей, сын Аркадия, не добирает одного бала, и не поступает в институт.
А в конце года Борис продает свою коллекцию марок, и, наконец, приобретает свою первую машину. Для него, как автолюбителя, событие это крайне приятное. До сих пор он разъезжал по стране на арендованных машинах.
В марте 77 Борис с острой болью в животе попадает в больницу, сразу на операционный стол. Ему удалили селезенку. Более того, во время операции возникли осложнения, требовалось срочное введение дыхательной трубки, и ускорили этот процесс за счет удаления зубов. Сам Борис даже сразу после операции относился к этому иронически.
В августе Андрей снова пробует поступить, и у него это даже получается, но нервов и у самого Андрея, и у Бориса уходит очень много.  В целом 77 год в литературном смысле не плодотворен. Полным ходом идет работа над «Сталкером», да и обстановка все еще не рабочая, продолжается война с «Молодой гвардией» за книгу, по которой уже снимается фильм.
78 год также богат скорее не на литературные, а на личные события, стоит лишь отметить, что именно в этот год начинается серьезная работа над «Жуком».
Елена вдруг, ни с того ни с сего, меняет наконец фамилию с Воскресенской на Стругацкую, а затем они с Аркадием едут в Болгарию. А еще братьям поступает предложение на экранизацию «Понедельника». Причем очень неожиданное, им предложили сделать из него мюзикл. Бориса это предложение не заинтересовало, так что над сценарием работал только Аркадий. В итоге получились известные всем «Чародеи», вышедшие под новый 1983 год. Кстати, тогда оба брата были сильно разочарованны тем, что получилось. Лишь много позже Борис смог без содрогания смотреть его, и даже признал, что он достоин внимания.
Мария Стругацкая заканчивает институт и выходит замуж. Правда брак этот длится фактически меньше года. Конечно, официальный развод оформят позже. И останется от этого брака сын Иван.
А в конце года завершаются съемки «Сталкера». Закончена долгая и трудная работа, безусловно, интересная, но очень утомительная. На экраны же фильм выйдет только в мае 80, очень уж долго его не пускали в прокат. Зато цензурных правок в него почти не вносили.
Работа над «Жуком» продолжается и в 1979 году до 30 апреля. В целом же, год для братьев, и, главным образом, для Аркадия, очень тяжелый. Во-первых, имеет место кризис в отношениях с Еленой. Из-за этого он старается как можно реже бывать дома. Впрочем, над повестью работают все же в Москве. А Елена уходит с работы в связи с рождением внука Ивана.
В конце лета впервые дают о себе знать проблемы с сердцем. Почти весь август Аркадий проводит в больнице. Лечит его Черняков. И в этот раз, и всю его оставшуюся жизнь.
Ну и самый страшный удар для братьев – смерть матери. Умерла Александра Ивановна 18 сентября.
На таком фоне как-то уже и не сильно радостно выглядит то, что в журнале «Знание – сила» выходит «Жук в муравейнике», а издательство Детская литература переиздает «Понедельник» под одной обложкой с «Парнем из преисподней».
В этом же году начинает в полную силу работать московский семинар фантастики, который почти сразу стал таким же известным, как Ленинградский. И роль он в развитии нашей фантастики сыграл ничуть не меньшую.
1980 год ; год победы Стругацких над «Молодой гвардией». Именно тогда, наконец, выходит сборник «Неназначенные встречи», куда вошли три повести братьев: «Извне», «Малыш» и, наконец-то, «Пикник на обочине».  Начиная с этого года отношения писателей с издательствами становятся значительно теплее, что не может не радовать.
Однако положительные моменты 80-го года на этом закончились. Весной из ЛГУ отчисляют Андрея. Борис до последнего не любил вспоминать о той истории. Выгнали его, вроде бы, за дисциплинарные нарушения и хвосты, хотя подоплека все же была политическая.  Более того, данная история имела не менее неприятное продолжение. Первый секретарь Ленинградского Союза Писателей вызвал Бориса к себе, и рекомендовал, почти по-дружески, притихнуть, отсидеться. В итоге оставшиеся с того момента две встречи ленинградского семинара в 80-ом провел не Стругацкий, а  Евгений Брандис.
А Андрей Стругацкий осенью ушел в армию, и загремел в стройбат. Впрочем, после возвращения из армии, Геофак он все-таки закончил.
Осенью 80-года проблемы с сердцем начинаются уже у Бориса. Диагноз ; стенокардия. И в феврале 81 года Борис вновь попадет в больницу, на этот раз с инфарктом. Оправился он относительно быстро, но раз и навсегда бросил курить.
Зато в начале 80-х Московский семинар начнет работать регулярно, каждый месяц, с перерывом на лето. Аркадий, в отличие от брата, вести эти семинары никогда не будет, да и посещал они их не слишком часто. Он предпочитал общаться с молодыми писателями в более уютной, домашней обстановке.
В это же время поднимается вопрос о переезде семейства Аркадия в Ленинград. Здоровье братьев уже не позволяло им постоянно мотаться туда-сюда, да и в домах творчества работать они просто боятся: случись приступ, даже врача вызвать будет некому. Подобрали даже квартиру, однако они так и не переедут, причин тому несколько, и ухудшение здоровья Аркадия  играет в этом не последнюю роль.
В 82 году братья наконец-то садятся за работу над повестью «Хромая судьба». Мало кто считает ее по-настоящему удачной, о ней вообще редко говорят. Причина этого, скорее всего, вовсе не в низком качестве, просто «Хромая судьба» ; это не фантастическая повесть. Это повесть о фантастике. И относиться к ней нужно соответственно. Ну и стоит ли говорить, что с самого начала работы над ней, писатели даже не надеялись ее опубликовать, и, также как с «Градом», работали в стол.
5 сентября 1982 года умирает Илья Михайлович Ошанин, тесть Аркадия. Аркадий к нему всегда относился очень хорошо, и это была, безусловно, большая потеря для всей их семьи. Особое впечатление смерть деда произвела на Машу, которая просидела с ним всю его последнюю ночь.
В октябре братья заканчивают черновик «Хромой судьбы».  Несмотря на то, что Елена опасалась отпускать Аркадия из Москвы, окончание работы над повестью проходит в Ленинграде. В этот же приезд они начинают разрабатывать  повесть «Волны гасят ветер». А еще в 82 году в свет выходит «Жук в муравейнике» и впервые в книжном варианте «Отель «У погибшего альпиниста».
«Волны гасят ветер», вышедшие в 1983 году, стали последней повестью в полуденном цикле. При этом многих она разочаровала. Особенно насторожил нестандартный способ подачи информации: в виде перечисления документов. Почти никто не понял, что же на самом деле хотели сказать авторы. Повесть получилась грустной, мрачной, никак не соответствующей миру Полудня.
Здоровье Аркадия постепенно ухудшается, и они все чаще работают в Москве, а не в Ленинграде, как раньше. О поездках в Дома творчества речи и вовсе не идет.
В августе 1985 года  Маша второй раз выходит замуж, за Егора Гайдара. Теперь у них будет совсем большая семья: у Марии уже есть Ваня, у Егора ; Петя и Маша, от первого брака. После родился у них и совместный ребенок, мальчик Паша. 
А Аркадию в этот год исполнилось  60 лет - юбилей. Правда отмечает он его не дома: уезжает с женой по приглашению друзей в Ереван.  А в конце осени они с Борисом готовят к публикации «Хромую судьбу». Это большой прорыв, ведь ее они вообще не надеялись напечатать с ближайшее время.
Конец 80-х ; это вообще странное время. Новая власть совершенно по-новому относится к интеллигенции, и на первый план вполне естественно выходит литература. Правда написано за это время действительно хорошего не так уж и много. А из «закромов», где хранилось годами не напечатанное, извлечено очень много. Для писателей, которых до этого не печатали, настало счастливое время.
В конце 85 года Стругацкие начнают работу над последним, как потом оказалось, своим совместным крупным произведением: «Отягощенные злом». Потом будет только небольшая пьеса, и все, дальше только сольные работы. Правда, в декабре они успели лишь набросать план. За черновик взялись в 86. Братья снова начинают выезжать в дом творчества, но уже не в Комарово, а в Репино.
В журнале «Нева», в августовском и сентябрьском номерах, выходит повесть «Хромая судьба». Тогда же поступает предложение от Владимира Михайлова опубликовать «Гадкие лебеди» в его журнале «Даугава». Еще имеется некий страх, и публиковать предполагается под измененным названием: «Время дождя».
Не стоит забывать, что в этом же, 86 году, произошла печально известная Чернобыльская катастрофа. Нас она интересует в том плане, что очень многие проводили параллель между теми событиями и повестью Стругацких «Пикник на обочине». Братья писали, конечно же, совсем про другое, но сами ликвидаторы рассказывали, что зона отчуждения вокруг АЭС и вправду похожа на то, что описали авторы. Для ликвидаторов эта книга стала культовой, они напрямую ассоциировали себя со сталкерами.
1987 начался с писем от издательств, которые почти умоляют прислать им хоть что-нибудь новое. Становится понятно, что в ближайшее время можно будет опубликовать все, что уже есть, и все то, что еще успеют написать. Работать хочется очень, хотя все больше становится отвлекающих факторов.  Весной братья редактируют «Град обреченных». Не забывают они и об «Отягощенных злом».  Почти целиком его написали за этот год, лишь самый конец оставят на январь 1988.
Было еще одно событие 87 года, которое стоит упомянуть: на имя Стругацкийх в Союз Писателей пришло приглашение на Всемирный конвент Фантастов в Великобритании. Приглашения такие приходили им и раньше, но времена были другие, до Стругрцких они не доходили. Впрочем, изначально и в этом году до братьев приглашение не дошло. В СП его по привычке запихнули куда подальше. Не учли они, что реальность изменилась. 
Несмотря на все попытки скрыть этот факт, информация о приглашении просочилась за предел Союза Писателей, и один из друзей Аркадия, Михаил Ковальчук, списался с организатором Конвента, предложив выслать повторное приглашение.  Оно было выслано и даже передано писателям. Вот только Аркадий воспротивился, заявив, что никуда не поедет. Уговаривали всем миром, и, в конце концов, уговорили поехать за компанию с братом. Ну, не отправлять же его одного.
Главным событием мира фантастики в 1988 году стало создание издательства «Текст». У его истоков стояли постоянные посетители и организаторы Московского семинара. К слову, именно это издательство через пару лет начнет готовить к печати полное собрание сочинений Стругацких. Планировалось сделать его десятитомным, а в итоге получилось аж 14 томов. Это было одно из первых частных, а значит, независимых издательств.
В конце года братья начинают работать над пьесой «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах». Она стала последним совместным произведением писателей. Но тогда этого, конечно же, никто не знал. С уверенностью можно сказать, что последняя вещь удалась на славу, став очень яркой точкой в их творчестве.
Однако и в 88 и в следующем 89 они работают все больше над планами, персонажами и названием. Собственно начали писать текст только в конце 89 года, 7 декабря.  Основная же работа приходится и вовсе на 90 год. Заканчивают они пьесу в апреле, а в сентябре она уже выходит в «Неве». А затем даже была поставлена в театре на Малой Бронной. И идет, если я не ошибаюсь, до сих пор.
Начало 90 для всех было очень непростым, и в особенности, для братьев Стругацких. Прежде всего, стоит вспомнить о том, что Аркадий все хуже себя чувствует. При этом ему приходится довольно много выбираться из дома на различные семинары, встречи и выступления, он вместе с братом пишет множество статей на самые разные темы. Страна меняется, и активность именно тогда имела огромный смысл для пока еще советской фантастики.
В семье старшего Стругацкого трудностей не меньше. Так, проблемы с сердцем начинаются теперь уже у старшей дочери Аркадия, хотя ей в это время нет еще и 40 лет. Причем проблемы эти настолько серьезные, что Наталье требуется дорогая операция, которую в нашей стране просто не делают.
В то время очень удачно подвернулось предложение поучаствовать в продвижении фильма на территории Германии. Это была уникальная возможность получить столь необходимые деньги. И Аркадий едет, хотя при других обстоятельствах его вряд ли удалось бы уговорить. Даже если аналогичная операция требовалась бы ему самому. 22 января Аркадий, Елена и Наташа вылетают в Германию.
В августе, почти сразу после 65-летия Аркадия, к нему приходят в гости пятеро молодых людей и одна девушка: Игорь Евсеев, Вадим Казаков, Сергей Лифанов, Юрий Флейшман, Михаил Шавшин и Светлана Бондаренко. Ребята эти представляли группу «Людены», которая тогда только образовалась. Именно эта группа проводила затем полномасштабные исследования творчества Аркадия и Бориса Страгацких. Они общались с Аркадием, задавали ему  множество разных вопросов. Фактически  ; это было коллективное интервью. Но главное значение их визита даже не в этом. Они, по просьбе Бориса, перевозят большую часть Московского архива братьев а Ленинград. К сожалению, вывезти оставшуюся часть они не смогли, и на данный момент она считается утерянной.
В рабочем дневнике братьев в этот период практически нет записей. Есть наработки «Дьявола среди людей» и «Поиска предназначения». Эти произведения братья писали уже порознь. И если в написании «Дьявола» Борис хоть как-то учувствует, то «Поиск предназначения» написан Борисом вовсе без помощи Аркадия. В этом возрасте разница между братьями становится вновь слишком большой, взгляды на жизнь и на работу у них теперь не совпадают, поэтому и совместного творчества не получается.
«Дьявол» был закончен Аркадием  в апреле, и, хотя от повести явно остается ощущение незаконченности, доделывать автор ее уже не стал. Не было никакого желания работать. Вышла эта повесть в издательстве «Текст» под псевдонимом Ярославцев.
«Поиск предназначения» выйдет позже, да и закончена  будет уже после смерти Аркадия,  в 1994 году. И тоже была опубликована под псевдонимом, Борис выбрал фамилию Витицкий.
6 октября в театре на Малой Бронной прошла премьера пьесы «Жиды города Пиера». А 12 октября 1991 года Аркадий Стругацкий умер. Все родные и близкие очень тяжело переживали смерть этого великого человека. Особенно трудно пришлось, пожалуй, все-таки Борису. Они были слишком близки, годами они учились понимать друг друга, работать на одной волне, мыслить одинаково, чувствовать одинаково. Они стали практически единым целым, и смерть одного больно бьет по второму.  Последний раз Борис был в Москве в день похорон брата, 16 октября.
Впрочем, остальным близким приходилось не менее тяжело. Елена пережила мужа всего на 3 года, и умерла в марте 1994. После смерти Аркадия она просто не хотела жить. Мария даже боялась, что мать наложит на себя руки, и старалась не оставлять ее одну. Часто забирала к себе. Умерла Елена Ильинична от обширного инсульта.
Согласно завещанию, тело Аркадия было кремировано, а прах развеян по ветру. Точно также завещала сделать и его жена, поэтому могил у Аркадия и Елены нет.
Первое время после смерти брата, Борис не был уверен, что вообще когда-нибудь снова начнет писать. Однако у него лежал незаконченный роман, и позже он вернулся к нему. «Поиск предназначения» получился не менее интересным, чем совместные произведения авторов, к тому же очень автобиографичным.
Затем был второй роман, «Бессильные мира сего».  Это произведение вызвало много споров. Мнение читателей разделились, кто-то считал его едва ли не лучшим среди всех произведений Стругацких, кто-то ругал и критиковал, говорил, что в романе автор слишком далеко ушел от общего стиля  братьев. Впрочем, последний аргумент вряд ли можно назвать объективным. Каждый автор имеет собственный стиль. Соавторство неизбежно сглаживает, сплавляет два стиля в одно целое, работая сольно, Борис проявил свою индивидуальность. А писать так же как они писали вместе с Аркадием, он просто физически не мог. Это не значит, что текст плохой, просто он другой.  Впервые это произведение было опубликовано в 2003 году. Издан он также под псевдонимом Витицкий.
И без того замкнутый Борис, после смерти брата появлялся на публике еще меньше. У него не было никакого желания расширять свой круг общения, с журналистами он не соглашался встречаться принципиально. Его общение с окружающим миром теперь выглядело совершенно иначе. Он много пишет статьей на различные темы, переписывается с читателями через их официальный сайт, где до последнего велось офф-лайн интервью с метром, ну и, конечно же, семинар. Именно в нем Борис находил утешение в последние годы. Без преувеличения можно сказать, что семинар в этот период стал главным делом в его жизни.
Было и еще одно занятие, которому Борис обязательно уделял внимание. В 1998 году Центром современной литературы и  книги была учреждена Международная литературная премия в области фантастики имени Аркадия и Бориса Стругацких, в просторечии АБС-Премия.  Премия вручается 21 июня, начиная с 99 года. Дата выбрана не случайно, это ровно середина между днями рождения двух братьев.
Выбор лауреатов происходил следующим образом: специальная комиссия из фантастических книг, вышедших за последний год, выбирает те, которые могут претендовать на получение премии, Борис прочитывали все и выбирал несколько лучших, по его мнению, затем из этих книг путем тайного голосования жюри выбирался победитель. Голоса так же подсчитывал сам Борис.
Для полного собрания сочинений братьев Стругацких Борис подготовил книгу под названием «Комментарии к пройденному». В этой книге подробно описана история созданий всех произведений писателей.
Более подробную информацию о Борисе Стругацком найти сложно, потому что он крайне не любил афишировать детали своей личной жизни. Возможно теперь, после его смерти, биографы займутся этим вопросом вплотную, пока же придется удовлетвориться этими скудными сведениями.
А тем, кто захочет узнать об Аркадии и Борисе Стругацких больше, могу порекомендовать книгу Анта Скаландиса «Братья Стругацкие», материалы из которой и были использованы для создания этой статьи.
 
Автор иллюстрации Екатерина Трошкова


Рецензии
Глубокая признательность авторам за развернутую публикацию о жизни и творчестве моих любимых Стругацких. Случайно наткнувшись на нее, я открыл для себя целую эпоху! Словно заново прожил годы рядом с незабываемыми, многократно перечитываемыми произведениями Мэтров Фантастики! Рад этой встрече, еще раз, спасибо!

Валерий Заикин   18.07.2013 14:35     Заявить о нарушении
Спасибо за теплый отзыв.

Редакция Бука   18.07.2013 15:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.