Беседа с философом 29

Разговор с Григорием Сковородой

                Свит ловив мене та не впиймав…..               
                Надпись на могиле Григория Сковороды
               
Летом я приехал погостить в Киев и остановился у родственников,которые живут на
окраине города   Китаевке.По преданию здесь некоторое время жил Григорий Сково-
рода в небольшом домике,который давно исчез,но стоял на месте дома моих родстве-
ников.Это было где-то около 1700 года.Я ещё со школы помнил его насмешливые    
стихи:Всякому городу нрав и права
           Всяк име свой ум голова    
           Всякого прихоти водят за нис
           Всякого манить к наживи свий бис.
Он был бродячим философм,поэтом,педагогом.Окончил Киево-могилянскую Аккаде-
мию,где потом сам преподавал.Много странствовал по миру и оставил большое коли-
чество стихов и философских трудов.Церковь его не признавала и труды его ходили по
рукам в рукописях и они сохранились до нашего времени.Он считал,что человек должен
так верить в Бога,чтобы слиться с ним и тогда он получит от Бога сокровенные знания.
Перед тем как уснуть я долго думал о Григории,старался вспомнить,что он рассказывал
о мироздании,Боге и человеке.И провалился в болезненный сон.Как будто я сплю и в то
же время какая-то явь.Я увидел старый Киев и я ученик какой-то церковной школы -
бурсак.В свободное время хожу в Академию слушать лекции Григория Сковороды,но
так много непонятного он говорит.И мне захотелось побеседовать с учителем.Я узнал,
где он живёт и вечером постучал в его комнату.Никто мне не ответил и я со страхом
просунул голову в  щель двери.Григорий сидел за столом.Перед ним стояла миска с мо-
локом и краюха хлеба.Он отламывал от неё куски,мокал в молоко и с удовольствием ел.
Можно к вам?-спросил я.Если ты уже просунул голову,то заходи.Я тебя не сьем.Ты кто?
Я бурсак.Слушаю ваши лекции и мне хочется лучше понять ваши мысли.Всю прошлую
ночь я штудировал конспекты ваших лекций,но мало что понял.Ещё меньше чем,когда 
слушал вас.Очень всё мудро.Мне кажется,что я сам никогда не пойму ваши мысли. 
Григорий:Я знаю ещё меньше тебя,юноша.Не отчаивайся.
Я:Как это м ожжет быть?
Григорий:Вот послушай.Видишь маковое зёрнышко?Это твоё знание,а поверхность -
неизвестное.Моё знание шарик гороха,а неизвестное его поверхность.Так кто больше
знает?Мои встречи с неизвестным неизмеримо большие чем твои.
Я:Кажется я понял.Знает всё только Всевышний.
Григорий:Может быть и так.Что мы смертные можем знать о бесконечном и вечном?
Я:Верую в Бога.он существует и творит до сих пор.Всё что на Земле его творения.Но
что есть Бог?И зачем он творит?И зачем ему мы,смертные?
Григорий:Ты сразу хочешь всё узнать.Это похвально,но всего не знаю и я.Могу только
мыслить.Бог – это Свет и Дух в бесконечности Хаоса.
Я:А что есть Хаос?Добро или Зло?
Григорий:Хаос ничто.Это Вечность без времени,пространство без границ,необузданная
материя с огромной энергией.Может это Ад,но с зачатками разума.
Я:Но нас учат,что Бог безграничный,всемогущий,неосязаемый,невидимый.Но живой,
потому что жывые и мы его создания.Скажи,учитель,сейчас тоже существуют рядом   
Бог и Хаос?
Григорий:Они всегда рядом в беспредельном пространстве.Они оба вечные.Ты должен
запомнить,что каждая самая малая частичка беспредельного тоже беспредельна.Бог в
в Хаосе,или Хаос в Боге?Кто может это знать?
Я:Если думать,что Хаос был всегда,то был ли всегда Бог?
Григорий:В беспредельном пространстве,если есть энергия,то она бесконечно большая.
В Вечности там всё могло призойти.Мог родиться и Бог.Бог – это Свет,а Свет отличен
от Хаоса.В Свете мог сформироваться Дух.Дух и есть Разум – Бог.Один ли Бог в бес-
пределье?Кто может знать.Смертному это не понять.А может и бессмертному?
Я:А зачем Богу мы,смертные,беспомощные в великом Хаосе?Зачем он нас сотворил?
Григорий:Что ты хочешь от меня?Я не знаю.Можно только логически мыслить.Да и то,
что такое логика,тем более логика Бога.Бог – Свет.Когда Он понял,что самостоятельно
существует,Он стал желать.Возможно одно из желаний было отвоевать у Хаоса прост-
ранство для Разума.Ещё один парадокс Бога:отвоевать часть беспредельного у беспре-
дельного для  беспредельного.
Я:Это мне никогда не уразуметь.
Григорий:Это не удивительно.Слушай дальше.Бог – это волновая энергия.Она имеет
свой порядок.Как волна не поверхности пруда,когда ты бросишь в него камень.Энергия
в беспредельном пространстве бесконечна,но в то же время её количество всегда одно и
то же.Это тебе не понять.Мне тоже.У Бога было две возможности:упорядочивать энергию Хаоса,делать её подобно своей.Но Хаос не хотел этого и боролся с Богом и его сопротивление было тяжким даже для Бога.Бесконечная энергия Бога встретилась с
бесконечной энергией Хаоса.Тогда Бог нашёл другой путь без борьбы.Бог стал творить
в беспредельном Пространстве Вселенные и заселять их живыми существами,которым
вдувал частичку своего Духа.Вселенные были в другом Пространстве и не соприкаса-
лись с Хаосом.Частички Духа крепли в живых смертных истотах,становились разумны-
ми и после смерти переходили в пространство Бога и Хаоса.Мощность Бога всё время
увеличивается.Поскольку Бог живёт в вечности для него время в конечных мирах как
укол иглы на простыне бесконечности.И Бог всё время растёт.Но что это значит в бес-
пределье не понять нам смертным.
Я:Значит живое беспрерывно борется с мёртвым – Хаосом.Как конечное может бороться с бесконечным?
Григорий:Разум Бог творит Вселенные из материи Хаоса,а живым даёт частичку себя.
Я:А что дальше?
Григорий:Ты всё хочешь знать.А это неизвестно даже бессмертным.Может и Богу не
дано знать всё.Борьба Разума с Хаосом Вечна,так как пространство,где существует Бог и Хаос беспредельно,не имеет ни конца ни начала.
Я:Правильно ли я Вас понял,что Дух бессмертный,а если это так,то и мы частичуи Духа Бога бессмертны?
Григорий.Мы бессмертны только в Духе Бога.Он дал нам жизнь,право выбора и обязал
совершенствоваться.После смерти наши тела возвращаются в Хаос,души в Свет.Но только Бог знает,что правда,а что есть игра моего воображения.
Что-то сверкнуло.Пробуждение было светлым и радостным.И в моей памяти возникли
слова из Книги Бытия:Сначала было Слово и Слово было Богом.


Рецензии