На книжных полях - дистопии

Утопии, дистопии и конспиралогия
Они легко переходят друг в друга…

Золотая книжечка - столь же полезная сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия.
Томас Мор

"Утопия" вновь актуальна. Но почему бы не оценить ее как великолепный образчик фантастического жанра. В связи с явным повышением внимания к исследованиям в области дискурсологии, в частности современных политических дискурсов, небесполезно вспомнить о некоторых научных направлениях, которые предшествовали (могли предшествовать) развитию этого направления
Но - скучно жить в Утопии.
Регламентация, серость, уравниловка – как иначе укротить все многообразие разрушительных страстей. Нужен герой, «Утоп» - вождь революции и народа, короче. Зато сытость и безопасность, отсутствие бьющей в глаза несправедливости и овец-каннибалов.
Канцлер Мор, хоть и жёг еретиков, но понимал также ценность для развития человека свободного времени. Правда, на практике оно растрачивалось на стояние в бесчисленных очередях. А близость сельского и городского образа жизни реализовывалась в поездках «на картошку». Но это ли самое страшное?
Говорят, что идею неправильно применяли, ведь самый острый меч при ударе об камень тупится. Но меч в камне – это всего лишь легенда, а в реальности только дурак рубит клинком булыжники. Не таковы ли социалисты на практике?


Вести ниоткуда или Эпоха спокойствия
 Уильям Моррис

Как-то пропустил в свое время эту утопию. Наиболее интересное в фигуре Морриса, не то, что он социалист, а то, что имел отношение к прерафаэлитам (как и знаменитый Рэнкин). Эстетика здесь, пожалуй, интереснее идеологии. Если смотреть на произведения знаменитой школы, то они чем-то напоминают кич следующего столетия – картинки в стиле «фэнтези» - идеализированной «истории» феодальной эпохи. По идее, это похоже на высмеянный в «Коммунистическом манифесте» «феодальный социализм» («увидев на заду старые феодальные гербы, народ разбегался с громким и непочтительным хохотом»). Моррис в своем романе, однако же, серьезен – насколько серьезен может быть вымысел. Женское и мужское платье в его сне «в стиле четырнадцатого века». Отказ от машинного производства в пользу любимого ремесла. Экологическая и этическая идиллия.
 «Вести ниоткуда» - типичная утопия, с «наивностью», «пресностью» и т.д. Собственно, как роман, произведение «никакое»: герой в своем сне плывет на лодке по Темзе, участвует в трапезах, да любуется радостными лицами поселян и неизгаженной природой. При этом всплывают страшные воспоминания об эпохе капитализма, да появляется информация, что буржуинов отставили от власти в результате всеобщей стачки. Если это коммунистическая пропаганда, то очень неубедительная. На наш взгляд.
 Главное, что угнетает, так это информационная бедность. Упоминаются книги из какой-то библиотеки. Но в целом народ из сна, предпочитает не читать, а жить здоровой жизнью ремесленников и крестьян, готовиться к сенокосу и вкушать экологически чистые продукты. Мы бы там завыли от тоски. Но – смотря кто. Если бы речь шла о работниках, вынужденных исполнять нудную и нелюбимую работу, о тех, кто попал в переплет, типа нашей армии и пр., то они отдохнуть бы не отказались.
 Время сна относится к нашему времени. Прошло каких-то 120 лет, а расстояние кажется большим, чем между 19 и 14 веками. Впрочем, даже время советского издания (1962) представляется сейчас баснословными годами.
 Но «эпоха спокойствия» - хороший подзаголовок. Так надоели всякие кризисы!   


Возвращение в дивный новый мир
 Олдос Хаксли

У автора знаменитого романа есть памфлет «Возвращение в дивный новый мир» (1931 и 1958), где О.Хаксли размышляет о том, что «браво» придет гораздо раньше. Его вариант явно вытесняет в реальности воплощение антиутопии Оруэлла. Но для возможности воплощения того или/и другого много причин. Представитель семейки Гексли-Хаксли (порочного рода, озабоченного вырождением, евгеникой, дарвинизмом, трансгуманизмом и пр.) видит угрозу в стремительном размножении на планете двуногих.
  А с наркотиками тоже все не просто. Не Хаксли ли их пропагандировал?


Каллокаин
 Карин Бойе

Антиутопия 1940 года. Потом стала незаметной в тени Оруэлла, но многое предвосхитила. В отличии от "1984" печаталась в Союзе в серии зарубежной фантастики ибо считалось, кто "каллокаин" - это обличение фашизма. Сюжет крутится вокруг "сыворотки правды", используемой в тоталитарном государстве.
  Бойе прожила еще год после выхода романа. Потом психическое нездоровье, выбор между любовницами и общая гнетущая атмосфера привели её к самоубийству.
 


Биологический материал
 Нинни Хольмквист


Ужасная дрянь!
  Западноиды (о которых писал свои блестящие эссе А.А.Зиновьев), бесятся с жиру и вместо реальных проблем придумывают для себя ужастики с сентиментальной подкладкой. Хольмквист умеет писать (но ведь и Ларс фон Триер умеет снимать – а получается мерзость). По тону книга похожа на фильм «Танцующая в темноте» - не знают, что еще накрутить для жалостливости, а вызывает отвращение.
 Замысел и сюжет книги очень странные (мягко говоря). Повествование ведется от лица женщины, которую привезли в специальную тюрьму-медцентр для медицинских опытов. Органы таких как она используются в качестве биологического материала (отсюда и название романа). В некой демократической стране на референдуме принято решение, что бездетных баб (с 50 лет) и мужиков (с 60) будут использовать как доноров для тех, кто детей имеет. (Что с котами делать будете? – На польты пойдут). Вот и описываются будни этого центра. Чистый фашизм понимаешь ли! (Но выхолощенная демократия и ведет к фашизму, вирус которого никуда не исчез из сознания европейцев). О потрясающей глупости замысла и бесчисленных нестыковках книги писать излишне. Ничего подобного просто не может быть. Главное, зачем использовать для разрезания на органы пожилых белых «мидлов», если есть миллиард сапиенсов, чья жизнь хуже смерти и которые с удовольствием отдали бы свою почку и т.д. лишь бы пожить в таком санатории для доноров. (Забавная деталь: описывая-показывая свои страшные ужасы западные авторы не забывают о приличном уровне комфорта. То, что люди могут жить в нищете, не имея в достатке еды и воды находится за скобками их понимания. Приходится выдумывать дополнительные пытки – вроде видеокамер в туалете).
 В романе дальше показывается страсть обреченных, в результате которой героиня «залетела» в 51 год. Несмотря на беременность (с отцом могла бы встретиться и на воле раньше – чем бы еще разжалобить?) родителей используют как биологический материал (но почему никто из отобранных не сопротивляется – вот западное законопослушание!), а малютку передают на воспитание. Повествование обрывается на полуфразе…
 Несмотря на весь этот явный абсурд, текст довольно показательный. Вырождение, о котором так ярко писал в позапрошлом веке Макс Нордау,  для Запада все же наступило и демографические показатели – наиболее яркое его проявление. Западноиды хотят комфорта и свободы без ответственности и не хотят детей (после нас хоть потоп!). Но вопрос теплится где-то на переферии: как же так. Без детей то? Защитной реакцией является связать диктатуру с деторождением (пример еще – омерзительный фильм Шлендорфа «Дневник служанки», с показом диктатуры, где плохие парни тоже заставляют женщин зачинать и вынашивать, если те способны на это, для тех, кто не способен). Уровень жизни, образ жизни современного Запада губительны для Живого – вот корень проблемы. Отсюда фобии и химеры наподобие «Биологического материала». Так или иначе, но это противоречие драматически разрешится.
 Нам, правда, от этого не легче.   
 
Будущее уже началось: Что ждет каждого из нас в XXI веке?
 Брюс Стерлинг

Есть несколько интересных идей, но за личиной крутого сеперфантаста проглядывается типичный западный филистер, только более информированный.
 Стерлинг пишет очень скучно - и романы, и свою футурологию.
 Что-то напоминает советского брехуна-прогнозиста И.Бестужева-Ладу. Тоже скармливал публике сказки о будущем.
 Особенность этой книги БС - вставная сага о басаеве.


Комитет 300. Тайны мирового правительства
 Джон Колеман

Книга понравилась бы Дм. Галковскому. он у е давно утверждает, что "Россия - это криптокология Великобритании".
 И вот - оказывается, что не только Россия, но и США тоже....
 Из послесловия:
 "Исследование автора дает очередное подтверждение того, что врагом Рода Человеческого осуществлена подмена сознания людей. Мы все живем не своим умом. Наши сознания контролируются и управляются, а через контроль и управление сознаниями отдельных людей управляются народы и государства...   
  Между прочим, рассказывается  о том, что доходы от опиумных войн обогащали английскую королеву, «Битлы» были раскручены, дабы рекламировать «дурь» и т.п.
В общем, пример конспиралогии. Но недавно швейцарские ученые, проанализировав связи в мире бизнеса, выявили сто с лишним  центров, к которым сходятся основные нити.

Технотронная эра
 Збигнев Бжезинский

 «Это породит тенденции на несколько последующих десятилетий, которые приведут к ТЕХНОТРОННОЙ ЭРЕ – ДИКТАТУРЕ, при которой почти полностью будут упразднены существующие ныне политические процедуры. Наконец, если заглянуть вперед до конца века, то возможность БИОХИМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОЗНАНИЕМ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ С ЛЮДЬМИ, ВКЛЮЧАЯ СОЗДАНИЕ СУЩЕСТВ, КОТОРЫЕ БУДУТ НЕ ТОЛЬКО ДЕЙСТВОВАТЬ, НО И РАССУЖДАТЬ КАК ЛЮДИ, МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ РЯД СЕРЬЕЗНЫХ ВОПРОСОВ».
 Бжезинский писал все это не как частное лицо, но как советник президента Картера по национальное безопасности, ведущий член «Римского клуба», член Комитета 300, «Совета по международным отношениям», а также член старинной польской «Черной Аристократии». В его книге объясняется, каким образом Америка должна отказаться от своей индустриальной базы и вступить в то, что он назвал «совершенно новой исторической эрой». (Д.Колеман)   
  Матерый вражина!

 
Конец Радуг
 Вернор Виндж

Интересно. Роман как бы иллюстрирует статью самого Винджа о наступлении Технологической Сингулярности. Пресловутый Кролик – это уже ИИ или его призрак?
 Идеи нового оружия, носимых компьютеров и линз тоже весьма оригинальны. Этот роман ВВ лучше других. «Время радуг» - это как бы «фантастика ближнего прицела», а другие романы повествуют о далеком и непонятном будущем, о котором, согласно самому Винджу, ничего определенного сказать нельзя. И придумать тоже. Выходит очень скучно и безжизненно. Великим писателем Виндж явно не является. Если бы его романы были бы вдвое короче, то стали бы в два раза интереснее. Или в три. К примеру, здесь, описания приключений в Сан-Диего явно затянуты и перегружены трудно воспринимаемыми деталями. Но как гимнастика для ума, ищущего контуры будущего в настоящем, – это любопытное чтение.   
Что касается пресловутой «сингулярности», то один из оригинальных ру-блогеров отозвался об этом так: «К счастью, сингулярность невозможна. Сингулярность – это точка вырождения функции в бесконечность. Бесконечность физически недостижима. Делить на ноль нельзя. И то, что тенденция должна измениться – это совершенно верно. Она должна измениться, потому что не может прийти к невозможному результату. И изменится она только в результате кризиса, катастрофы – в этом авторы концепций сингулярности совершенно правы»…
 
 За чертополохом
Пётр Краснов.

Дивная вещь!
Интересная православно-монархическая утопия. Можно удивляться, можно умиляться, МОЖНО ПОСМЕЯТЬСЯ.
Белые еще не потерпели окончательного поражения, а автор уже мечтает о том, как Россия возродится фантастическим образом за слоем чертополоха.
- А евреи у вас есть? – спросил Дятлов.
- Как не быть, живет. Куда же им деваться. Только не правят больше нами.
В общем, наивно, но написано талантливо и без вырожденческого модернизма, приятно читать и интересно данное направление «ретрофутуризма».
80 миллионов, собрвшихся в поход за мировую революцию истреблены газом и чумой. Россия отгорожена от Европы – «остров Россия» на «континенте Евразия». Восстанавливается порядок, православная монархия и всеобщее довольство
Надо помнить и про все «антиномии» той эпохи, про трагедию миллионов соотечественников и всю драму автора. Европа изображается гротескно, но несколько напоминает нынешнюю постмодернистскую толерастию. Российская монархия «окрепшая за чертополохом» идеализируется «божно».
Краснов  ведь действительно любил Россию до слез и … спутался с немецкими захватчиками в годы ВОВ. Ненависть к большевикам оказалась сильнее.

Но все же, оценивать книгу нужно исходя из года написания - 1921. Очень легко назвать текст лубочным, сусальным, но таковы были, в общем, положительные идеалы тогдашней, крестьянско-мещанской России. И идеология, которая из могла обеспечить была бы православно-монархическая. Реакционная утопия? Да, после победы большевиков это стало утопией и еще более обостряло "лубочную" ностальгию. (Для сравнения есть крестьянская утопия Чаянова - голос сельского Мира). Но людям просто мечталось, чтобы пожить по русской правде, как им хочется. Потом бы разобрались, развились, реформировались бы. Так ведь не дали! Сволочи! Утопия у власти покалечила страну, десятки миллионов уничтожила, культуру извратила невообразимым образом.
В 20 веке утопии не только сбывались, они торжествовали, а нормальная жизнь превращалась в недостижимую утопию.
Добавление. Некоторые сатирические детали, о которых Краснов фантазировал в 21 году, сейчас на Западе расцвели махровым цветом.
Антиутопии сбываются.


Рецензии