От Аль-Фатиха до Ан-Нас
У каждого вера своя,
Преданья, обычаи, нравы.
Пред Богом молитвы творя,
Считает себя каждый правым!
Скажем, кто, или что может изменить отношение к Богу глубоко убежденного правоверного мусульманина, говорящего:
Не стану молиться тому,
Кого божеством вы избрали.
Аллаху молюсь одному -
Землей, небесами он правит.
Каждая религия, коль ее исповедует множество людей, имеет право не только на существование, но и на почтительное отношение к ней, полное глубочайшего уважения. Я, стойщий у порога вечности, верю, что наступит такое время, когда люди поймут, что Бог у всех – един, вечен, могуч, милостив, справедлив и милосерден. И не стоит, со своими людскими мерками, подходить к его действиям, клясться и осуждать Его именем!
Вы ничтожно малы, чтобы пытаться искать сравнения, хотя бы в действиях Его и ваших!
Подумайте над тем, видит ли вас муравей, осознает ли он ваше величие? Но ведь вы даже не создатель такого маленького, но невероятно сложного существа, как муравей! Вам и такое малое недоступно.
Представим только, что «комаха»
Вдруг человека отрицает,
Он вне ее сознания живет...
Подобен человек, не веруя в Аллаха,
Он хлеб, им созданный жует.
Автор этого произведения не исповедует ислам, он не относится к когорте теологов и теософов, поэтому не ищите в моем труде чего-то осуждающего, комментирующего то, во что верят миллиарды людей. Я, знакомясь с Кораном, искал только то, что объединяет людей, а не разъединяет. Я не могу искать общего с теми, кто верит многим богам – такое не по силам моим. Это подобно тому, как искать черты своего характера в толпе людей, абсолютно незнакомых, к тому же, говорящих на незнакомых языках. Мне бы только хотелось поставить перед язычниками один вопрос, не ожидая на него ответа
Создатель мира был один,
Откуда к вам явились боги?
Один над ними господин,
А молитесь вы многим…
Мир наш, несмотря на внутренние и внешние катаклизмы, сопровождающиеся телесной болью, и душевными страданиями, безусловно – прекрасен.
Каждый из нас хотел бы жить в мире гармонии и доброты, хотя и то и другое в полной мере не доступны нам. Даже пребывая в храме искусств, можно видеть, насколько наши представления о гармонии и красоте не совпадают. В одном и том же предмете один видит шедевр красоты, а другой – только безобразное.
Милость, мир, гармония –
Это ль – не желание?
Только беззаконие –
Дарит нам страдание.
Мир людской, клокочущий,
Полный зла, обмана…
Прикоснуться хочется
К звукам сур Корана!
В них крупицы мудрости
Жемчугом посеяны,
Но в душе дремучей
Не взойдут посевами.
И от жизни города,
Ставшей мне постылою,
Ухожу без проводов
И брожу пустынею.
Вечерами звездными,
С тишиной чудесною,
Не ветрами грозными,
А звучащей песнею
Я общаюсь мыслями,
Прикасаясь к вечности,
Без пороков чистыми,
Детскими, беспечными,
Возвращаюсь к юности,
Убежав от старости…
Предстоят ли трудности,
Сколько их осталось мне?
Видится пустыня мне
Девой целомудренной,
И цветущей по весне
Под звездою утренней
Идя по жизни своей, в ее невероятно коротком отрезке, каждый из нас напоминает человека, идущего по пескам пустыни, когда они сухи, не скреплены влагой, падающей с небес. Какой след оставите вы в ней?
Стопою на песке оставлен след,
Он не глубок, а значит, и недолог.
Подуло ветром, его – нет,
Закончат дело жар и холод.
След в памяти людской, столь же недолговечен, как и следы ног в пустыне, поскольку путь, выбираемый, часто определяется не Аллахом, а человеком, не всегда следующим законам Бога, данного им в откровениях пророка.
Путь каждый выбирает свой:
Одни – копье и меч,
Другие – мысли и покой
У третьих - к Богу речь!
Правда, бывают и такие времена, когда за меч приходится браться всем, кто в состоянии его держать.
Условия нужны и время…
Когда година выпала войны,
Пришла беда, все ставят ногу в стремя,
Не только воины, но – разума сыны.
НА ВОСТОКЕ ЗАЖГЛАСЬ ЗВЕЗДА ПЕРВОЙ ЖИЗНИ
Как прекрасна земля, созданная Богом. И нет на ней иного места, более значимого для истории человека чем то, что названо было Востоком. Священное писание говорит о том, что там были созданы первые люди, потом уже оттуда произошло их расселение по всей земле. Жили Адам и Ева в мире, по сути своем – в чудесном оазисе, названным Эдемом или раем. Были изгнаны из него первые люди из-за непослушания своего Богу. Но, бродя по земле в поисках чего-то подходящего для жизни сносной, не забывали первые мужчина и женщина красоты потерянного и передали потомкам своим описание сказочных красот рая и желание попасть туда, хотя бы после смерти. Путь телесному туда невозможен, да и для души он совсем нелегок. Душе придется, чтобы попасть в Эдем, преодолеть мост, называемый «аль-Сират», перекинутый через ад. Ширина моста все время меняется: для душ праведных мост достаточно широк, для грешников он узок, для грешников, совершивших тяжкий грех перед Господом, порой становится шириной с лезвие меча. А внизу клокочущая, пылающая бездна. Но Аллах милостивый и милосердный дарит каждому, живущему на земле, надежду. Но исполнится ли она?..
Мост в рай проходит через ад,
Казалось бы, не трудно перебраться,
Служил Иблису много лет подряд,
Такому, трудно добираться…
Для верного Аллаху – мост широк,
Для грешных - слишком узок,
Внизу огня бушующий поток,
А мост шатается от зла большого груза.
Мост станет уже лезвия меча,
Ступил, и тут же вниз сорвался-
В безбожье жизнь свою, влача,
Ты с каждым шагом к аду приближался.
Раздастся трубный глас, и из своих могил,
Поднимутся, пойдут к Аллаху люди,
И каждый понесет все то, что натворил,
Кому-то символом спасенья будет.
Другие возгласят: « О горе нам!
Поднялись мы из мест успокоения,
Кто изучал, кто не читал Коран,
Надежды есть ли на спасение?
И прозвучит ответ: «Я это обещал!
Вам истину несли мои пророки,
И день суда для всех людей настал,
На лицах ваших – все грехи, пороки!
Воздастся вам, и ни одна душа
Обижена не будет по заслугам,
При жизни вере истово служа,
Опорой были детям и подругам.
Воистину, кто жизни не жалел,
Боролся с ложью и изменой,
Тот будет мною помещен в Эдем,
Пусть негой насладятся его члены.
Рай – после смерти. А при жизни как быть? Вот и пытается каждый создать подобие рая, руководствуясь своими представлениями о красоте. Один его пытается создать в жилище своем, а, создав, говорит мечтательно: «Райский уголок!»
Правда, на взгляд других это не только не рай, но, скорее, ад, в котором не вещи служат человеку, а человек – вещам!
Другой ищет его за пределами зрения и слуха. Но, это, скорее всего, что-то эфемерное, не имеющее четких контуров, причем с индивидуально сложившимися понятиями и характеристиками. Сложно, используя только осязание, обоняние и вкус, да, пользуясь методом отбора проб, постичь прекрасное. Поэтому, большинство все-таки прибегают к зрению, глазами своими ищут прекрасное, влекущее их. Кто-то видит образец совершеннейшей красоты, когда перед взором его предстают видение темно-синих изломанных вершин гор, и тянет его неудержимо забраться на самую высокую из них. Подзуживает что-то, - сил нет удержаться. И до конца не продумав опасности возможные, руководствуясь только желанием, как ишак, нагруженный всем необходимым, начинает человек свой первый в жизни подъем. Придет время опыта, когда от фуникулера человек перейдет к забивке костылей в отвесно поднимающуюся стену высоченной скалы, придет время, когда придется ледорубом выбивать ямки в веками нетронутом льду, и цепляясь за них ломающимися ногтями, подтягивать ставшее невероятно тяжелым тело Напрашивается вопрос: Для чего это надо? Нет, не для того, чтобы, стоя на ледяной шапке горы, глянуть вниз и через светло-голубые разрывы между плывущих облаков увидеть зеленые долины с голубыми лентами рек и такого же цвета пятнами озер, а чтобы покорить вершину. «Покорить» - это, значит, привлечь внимание себе подобных, для того, чтобы информация о покорении с упоминанием его имени разнеслась вокруг. Значит, что руководит в таком случае человеком? Да тщеславие, и ничто большее! Тщеславие разумом не управляется, это – чувственная сторона человеческой души, распирающая грудь человеческую от гордости за лично совершенное. Чувственная сторона над телесной настолько преобладает в таком случае, что о теле своем не слишком беспокоятся. Не потому ли, многие из «покорителей» оставили свои тела в расщелинах ледяных разломов и под толщей снежных лавин? Не ведомо нам, какая встреча ожидала души покорителей, когда они вставали перед всё понимающими строгими глазами Создателя? Не стоит, естественно, осуждать человека за его деяния, если они не несут ничего разрушающего для человеческой общины. Тут дело личное, и не больше. И право выбора было определено Богом. Что поделать, если безумно пользуемся мы этим правом. А что тянет человека в абсолютно неприемлемые для жизни просторы Антарктиды? Ведь человек, направляясь туда, знал, скольких открывателей и покорителей до него поглотило ослепительное снежное безмолвие, он опять немел от восхищения перед безмолвными, необозримыми белоснежными просторами Антарктиды, и стремился сам пощупать, проверить, покорить… И опять телом своим расплачивался за ее «покорение»! И опять причиной несчастья было тщеславие, желание выделиться хоть чем-то из многоликой, но трудно дифференцированной по своей значимости человеческой массы. Тщеславие заставляет человека браться за то, что находится за пределами разумного, требующего огромного напряжения сил физических, заставляющего разрываться мышцам и связкам, крошиться и перемалываться костям. Впрочем, опять прибегая к повторению, я не осуждаю этих людей, хотя по размышлению, не нахожу ничего, что имело бы, пусть и в самом крошечном, количестве, отношение к заповедям Бога нашего! Но, что поделать, если Бог, - опять повторяюсь, - предоставил человеку свободу выбора, даже тогда, когда это противоречит элементарному инстинкту самосохранения! Если продолжать рассуждать о прекрасном, то не будет ни конца, ни краю в великом количестве описаний красот природы. Но вернемся к Востоку, вернее к тому, что получило название Ближнего Востока. Это он называется колыбелью человечества. Отсюда вышла безутешная Агарь с сыном своим Исмаилом, когда по велению жены своей Авраам изгнал служанку свою, и кровь от крови, и плоть от плоти своей – сына своего. Многочисленные арабские племена и народы и стали потомками сына Авраама (Ибрахима). И Кааба, основание которой было возведено Ибрахимом и его сыном Исмаилом, стала центральной святыней ислама. И паломничество к Каабе стало одной из священных обязанностей каждого мусульманина.
ПУСТЫНЯ РОЖДАЕТ ДУХОВНОСТЬ НАШУ
Итак, следует согласиться, что для истории человеческого общества роль Востока огромна. А на Востоке нет иного места, чем пустыня, где бы рождалась в величии своем мудрость, истинная мудрость, а не ложная.
Душа от сибаритства тает,
И расслабляет дух уют.
Мысль одиночество рождает
Не мыслится, когда кругом снуют.
Мешают мыслить звуки моря,
Мешает шумом мыслить лес,
И степь, где глухо звуки спорят,
И звонко птицы шлют с небес.
Всех идеальнее пустыня,
Рождает шелест здесь песок,
В нем можно слышать Бога имя.
Коль веришь, ты – не одинок.
Не видно живности на мили,
С восхода солнца жизни нет,
И облачка с небес уплыли,
Не оставляют тени след.
В пустыне пребывал Иса, -
На мысли в городе запрет,-
Вел иудеев сорок лет Муса,
Пустынею рожден был Мухаммед.
Здесь целый день стоит жара,
Ночь холодна – под утро иней,
Зато красивая вечерняя заря,
Сам свод небес из блеклого стал синим.
Приятно теплым стал песок,
И шепоты рождает, вздохи,
Пророк теперь не одинок,
Он погрузился в помыслы глубоко.
Взошла луна на небосклон,
И все вокруг засеребрилось.
Чу, слышит речь иную он,
Что вдруг в сознанье появилась.
Возможно, Бог заговорил, -
И замер путник на мгновенье,
Чтоб Бог его благословил,
Духовному служению.
Притягивает пустыня к себе тех, кто остановился на пути своем в раздумье, не зная, что делать дальше? Ищет человек ответа не просто в уединении своем, а, веря в то, что подскажет ему в пустыне, как найти выход, Величественное, Непознаваемое, воплощение разума видимого и невидимого мира. И, если это Разумное и Вечное, найдет в пустыннике существо, способное уловить мысли его и нести их людям, то становится такой человек проводником, посланником этого Могучего, и дано ему будет право провозглашать от имени Того и законы вечности, и будет он награжден даром пророчества. Я думаю, всем известны имена Моисея, Иисуса Христа, Мухаммеда, и известны деяния их?.. В становлении каждого из них пустыня была просто необходимостью. Здесь происходила встреча с Великим милостивым и милосердным. И место встречи той – изменить нельзя. Она была задумана самим Господом. Здесь, в пустыне заключался договор между Богом и человечеством, отсюда уходил человек обновленным, с печатью божественности на лице своем.
Пустыня не всегда пустынною бывает,
Пришла весна, вся в травах и цветах,
Как дева юная цветет, благоухает…
Наступит лето – женщина в летах…
Клочки из трав кой-где еще видны,
Глубокие морщины покрывают,
Хотя сосцы питанием бедны,
Пастух овец своих сюда гоняет.
Потом наступит зной, пустыня замерла.
Жизнь прячется, когда приходит пекло,
К пустыне старость подошла,
И прежняя красавица поблекла.
Преобладают желтый, серый фон –
Цвета глубокого и темного загара.
И над пустыней бледный небосклон,
И часты миражи от пышущего жара.
Пустыней жаркою рожден был сын,
Он матерью пустынею доволен,
Бродяга и скиталец бедуин,
Надежный в дружбе, и отважный воин.
И даже перебравшись в города,
Цивилизацию он не находит сладкой,
Пустыня властная влечет к себе, сюда,
И ставит бедуин свою палатку…
Пустыня так же жестка и сурова, как истина. Ложь и пустыня не совместимы. Ложью в пустыне не проживешь, и надеяться, находясь в ней, приходится только на жесткую правду, себя, да на Господа.
Из-за давности, прячущейся в глубинах седой древности, дошедшей до меня и поселившейся в глубинах моей памяти, я не могу сказать, своею ли волей избрали люди пустыню кормилицей своей? Возможно, этих мирных людей оттеснили сюда более сильные и воинственные племена. Люди тех времен ни читать, ни писать не умели, да и понятия о самом Слове божьем не имели. Приспособились, осевшие в пустыне люди к нехватке воды, приспособились к суровым условиям выживания, научились превосходно действовать и копьем, и мечом. И в помощь людям дал Господь ценнейшее животное – верблюда. Широкие стопы верблюда, шагая, не тонут в песке, и без пищи, и без воды может долго-долго находиться. Верблюд все дает бедуину: и мясо, и молоко, и шерсть, и кожу. Желудок, после специальной обработки, его емкостью для воды и молока становится. В отсутствие воды в моче верблюда новорожденного купают. Нет цены этому животному. Научились бедуины, кочевники, и источники воды находить в пустыне, без которых длительные переходы по пустыне невозможны.
Колодцы в пустыне оставили имя,
Их знает любой караван,
Куда бы не шел, но путями своими,
След должен оставить свой там.
Дорог здесь не знают, неведомы тропы,
Ведет их природный инстинкт,
Подаренный Богом и спрятан глубоко,
Как крепко заученный стих.
Никогда в голову араба мысль не приходила, называть себя «покорителем» пустыни. Он – сын ее! Только в безводной пустыне человек чувствует свое полное ничтожество перед великим творением Бога и рассчитывает только на милосердие его. Недаром, большинство сур Корана начинаются словами: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного!» И, путешествуя по пустыне, человек чувствует дыхание Бога за своею спиной. Но это чувство, чувства страха перед величием Аллаха, не может остановить человека, привыкшего постоянно передвигаться в поисках пастбищ для скота своего. Да и торговля без движения караванов по пустыне обойтись не может.
От колодца до колодца - жизни путь,
Но для глаз невидима дорога.
Караваны мирные бредут,
А надежды – на себя и Бога.
Впереди шагает проводник,
По бокам – надежная охрана.
Каждый, путешествуя, привык
Просыпаться, подниматься рано.
По утру – приятен холодок,
День настал, и наступило пекло.
Здесь опасен свежий ветерок…
Вот пустыня, посерев, поблекла.
Ветра нет, а слышны звон и шум, -
Караванщик принимает меры,
Чувствует чутьем – идет самум,
А спасенье – лишь Аллаха вера.
Может, милосердие спасет?
Сбились в кучу, лица укрывают,
Ветер злой песок стеной несет,
Плотными слоями укрывает…
Улеглось все – каравана нет,
Словно, никогда и не бывало.
И покажет через много лет,
Что пустыня под песком скрывала.
От верблюдов, осликов, людей,
Что когда-то двигались в пустыне,
Груды побелевшие костей,
Черепа с глазницами пустыми.
МУХАММЕД СТАНОВИТСЯ ПРОРОКОМ
Но вернемся к вопросу контакта смертного человека с бессмертным Аллахом. Мог ли такой контакт быть случайным? Это исключено самим несоответствием двух договаривающихся сторон: ничтожество и величие – так несовместимы…
Так с кем следовало заключать договор, если это все же касалось человека? Это должен быть преданный Богу человек, с просвещенным взором и кристально чистою душой. Его следовало вначале подготовить к встрече с Богом, хотя такая встреча никогда не могла быть прямой. Для человека вид Бога, в Его истинном могуществе и сиянии, губителен. Следовательно, общение должно было происходить только через орган слуха. Такое уже прежде имело место на земле. И Моисей, и Иисус говорили непосредственно с Богом, между ними устанавливался прямой слуховой контакт. Для других, не посвященных в Великое, речь Бога казалась просто громовыми раскатами. Но и этого было недостаточно для контакта, необходимым становилось условие, чтобы, человек, избранный Аллахом, не мог даже подумать о том, что он находится во власти галлюцинаций. О таком явлении, как галлюцинации, человек знал давно. Он получал их, пользуясь травами и веществами дурманящего характера. Слуховые галлюцинации, звучали как реальные, человек не доверял им. Поэтому перед началом диалога, посредником между человеком и Господом, становился один из ангелов. Встреча ангела с человеком не грозила гибелью последнему.
Руководство прямое – руководство Аллаха.
Все иное – ложь, все иное – блуд,
Следуя Аллаху, действуйте без страха,
И господь оценит завершенный труд.
Пророком, несущим слово Аллаха, должен был стать Мухаммед, муж сорока лет отроду, приятной внешности и благочестивой души. Проживал он в городе Мекке, что расположилась на юге-западе Аравии. Почему понадобился Аллаху вновь пророк? Времени после воскресения Иисуса Христа прошло достаточно много, а люди от заблуждений не избавились. Они извратили посланные им откровения и законы. Мало того, арабы продолжали находиться еще во власти многобожия.
Не приняли предупреждений Бога,
К знамениям Аллаха были глухи,
Создали идолов для поклонений много,
Душой, умом владеют злые духи…
Безверие никогда не возникало само по себе, оно культивировалось группой тех, кто хотел себя поставить над обществом. Религия всегда старалась поставить человека в рамки духовных законов, а они возникали из высоких принципов морали. Да, и сама вера, разом не возникает, она рождается из множества поучений, наставлений, определений, сливающихся в единое, подобно реке, вбирающей в себя воду из множества источников. Вот угадать бы, как долго это все будет служить?
Из малых родников рождается река,
Как угадать, какою будет?
Служить ли долгие века,
Или исчезнет, и о ней забудут?
Такое ж с верою явленье,
Века ведется тяжкий спор,
И вдруг в какое-то мгновенье
Исчезнет то, что до сих пор
Являлось важным и надежным…
Искать причины не досуг,
А впрочем, не таких уж сложных,
Нет на земле надежных слуг.
Бог снова обращается к людям, чтобы их наставить. Аллахом сделан выбор. А как обстояло дело с Мухаммедом? Мог ли Мухаммед сразу сказать самому себе:
«Со мною Бог заговорил,
Представлю на мгновение,
Что он меня благословил
На важное служение…
Не сразу сын Абдаллаха понял, что он, именно он - избран, что с ним произошло то, что некогда произошло с Мусой (Моисеем).
Аллах велит пророку говорить:
«Я не прошу за это плату
Но знайте, беззаконие творить,
То, значит ожидать жестокую
расплату.
Я книгу дал, с такой же шел Муса?
В ней свет для вас и руководство.
Кто верует – очистится душа,
И лик зажжется благородством».
Наступало утро. Мухаммед вышел из пещеры, что находилась на горе Хира, неподалеку от родной Мекки. В этой пещере он накануне решил заночевать, как это он делал время от времени, чтобы удалиться от суеты торгового города и предаться размышлениям и молитвам. Стоя на открытом всем сторонам света участке горы, он медленно освобождался от ленивой скованности мышц, появляющейся тогда, когда лежишь, долго не меняя положения тела. Воздух был свеж и приятен, холодком пробегая по коже и нежно лаская ее. Солнце медленно поднималось из-за горизонта. В голове Мухаммеда царила сумятица, Он вспоминал свое ночное видение. Он помнил слова, обращенные к нему. Все было настолько ясным, что он мог в тончайших деталях описать его, если бы умел писать. Он лежал на циновке, и хотя, устал за день, и хотя дневная жара спала, глаза не хотели закрываться. Кто-то приблизился к нему, лежащему, держа в руках завернутую в парчу книгу, и впиваясь глазами в глаза Мухаммеда, грозно приказал: «Читай!»
«Я не умею читать», - ответил Мухаммед. Пришелец наклонился к лежащему и надавил книгой на горло. Давление было настолько сильным, что Мухаммеду стало трудно дышать. Он мог поклясться, что пришелец только видом напоминает человека, в то время как тело его было, несмотря на четкие контуры, слишком подвижно, напоминая сгусток темной, колыхающейся воздушной массы. Мухаммед через силу спросил: «Что же читать?» Неизвестный заговорил, заставляя Мухаммеда повторять за собою слова: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он еще не знал».
Незнакомец говорил, а в голове Мухаммеда рождались неведомые до этого мысли. Голова как будто распухла, взору открылось то, что прежде было совершенно недоступно. Он стал механически произносить то, что ему говорил незнакомец.
Как только Мухаммед повторил все сказанные слова, ночной гость ушел и скрылся во тьме, словно растворился в ней.
Воспоминания прервал внезапно раздавшийся голос с небес: «О, Мухаммед, ты посланник Аллаха, а я – Джибрил!» Мухаммед поднял голову и увидел гигантского размера фигуру одного из главных ангелов. На небе, упираясь ногами в горизонт, возвышалась фигура Джибрила. Мухаммеду стало страшно, и он повернулся спиной к ангелу. Но, удивительно, Джибрил опять стоял прямо перед ним. Мухаммед не понимал, как это происходит, но факт оставался фактом, куда бы не поворачивался Мухаммед, он постоянно прямо перед собой видел Джибрила. И не отрывая своего взора от лица Мухаммеда, Джибрил продолжал повторять: «О, Мухаммед, ты – посланник Аллаха, а я – Джибрил!» Наконец, до сознания Мухаммеда, сына Абдаллаха, из рода хашим, племени курайш, населявшем торговый город Мекку в Аравии, дошел смысл того, что ему пытался вложить в голову ангел. В душе Мухаммеда рождалось и крепло ощущение того, что действительно через ангела Джибрила Аллах объявил волю свою сорокалетнему мужчине, почувствовал он впервые себя пророком и посланником единого и единственного божества - Аллаха, избравшего его своим посредником между людьми и собой…
Вернемся на несколько секунд к современности, когда все давно происшедшее пытаются представить мифом, далеким от реальности. Так вот, что я скажу:
«Только человек очень далекий от знаний истории может усомниться в реальности существования Мухаммеда. Не должно подозревать его и в неискренности. Мухаммед высказывал вслух не те, собственные мысли, которые рождались в его голове, а только те, которые приходили откуда-то извне, и их невозможно было спутать с его собственными».
Сомнений нет, Коран
Для верящих в Аллаха –
наставление,
Народам многим в мире дан,
Ведь это непростое «Чтение»
Сам Мухаммед читать не мог,-
Джибрил велел читать,
А диктовал слова сам Бог,
Чтоб людям передать.
Избранником стал Мухаммед,
Читал Коран без страха,
Неся для мира много лет
Веления Аллаха.
Современный человек, считающий себя намного развитее и умнее своих предков, наверное, удивился бы, узнав, что Мухаммед не только постиг Коран, в переводе на наш язык «Чтение», но ни разу не позволил своим мыслям звучать в поучениях и наставлениях, обращенным к людям. Он безошибочно находил необычно ясные, доступные до сознания бедуина слова, позволяющие ему понять, что уста его произносят, только то, что от Аллаха вливается в уши. Коран был прост, но он нес огромную информацию. В этом были сила и величие «нового» пророка.
Посланники Аллаха и пророки,
И в их числе посланник Мухаммед
Невежество клеймили и пороки
Чтоб люди видели Аллаха свет.
Как их предостеречь?
Глухими предки были к вере …
Как души верою зажечь?
Какие привести примеры?
Хоть задери их лица к небесам,
Пред взором их высокие преграды,
Они не верят божьим чудесам,
Зато служить Иблису рады.
Сколько вопросов сразу возникло перед Мухаммедом, ставшим пророком? Как нести слово Аллаха, какую форму для этого избрать? Где? С кого начать?
Идти с речью открытой к бедуину?.. Но о бедуинах можно сказать только то, что:
Лики ясны и открыты,
Но закрыты уши,
И дела темны, сокрыты,
И туманны души,
И сердца тверды, как камень,
Мысли все греховны
Переплавил все бы пламень, -
Стало б твердой формой.
Решил начать с родных и близких. Если и не приемлют они новое учение, то, хотя бы не побегут доносить! Оказалось, что близкие отнеслись с большим недоверием к пророку. Не слишком серьезным казался им Мухаммед. Он был одним из них, ничем особенным не отличавшимся, он был – обыденно привычным. Дожил до сорока лет, занимаясь тем же, чем занимались все окружающие, и на тебе – заговорил! Правда, и прежде сын Абдаллаха некоторыми малозаметными странностями отличался: он был слишком впечатлительным и склонным к одиночеству. Но вот отвергнуть разом то, что сейчас Мухаммед говорил близким, было невозможно! Ведь правда в его словах была такая простая и доступная.
Аллах и землю нам создал,
И свод небес, как здание,
И воду с неба нам подал,
И дал всем пропитание.
Он создал горы и сады,
Пруды, озера, реки,
Хлеб овощи, плоды -
Что нужно человеку…
А пророк, выждав несколько времени, чтобы слушатели успели осознать величие творчества Аллаха, продолжал:
«О сколько неразумных есть –
Не думают, откуда блага?
Способны только пить и есть.
Не верят в милости Аллаха».
И возвысив голос, закончил:
«Все в наслаждениях забыли…
Вами позабыты долг, и страх,-
Далеки пока вы от могилы,-
Помните, на небесах Аллах
Счет ведет тому, что позабыли
Если б знали вы, что достоверно
Души покаяние несут,
И о тех преступных наслаждениях,
Спросят вас, когда настанет суд».
Широко раскрывались глаза родных и близких Мухаммеда, когда уши их внимали его словам. Но души их были еще закрыты. Как сломать запоры, наложенные многовековой верой в многобожие? Как убедить близких и родных в том, что Аллах, посланцем которого он стал, совсем не тот Аллах, которого они знали, как одного из многих богов их религиозного мира, незначительного по существу, которого и рассматривали только, как источник какой-нибудь мелкой пакости, неприятности? Аллах, представителем которого был Мухаммед сейчас - Всемогущий Бог, десницей его создан был весь мир, в его разнообразии и многоликости. Единый Бог, который не был рожден, а существовал вечно, Бог, не имеющий родственников: ни братьев, ни сестер, ни детей. Деяния Аллаха не постижимы смертным.
Величие Аллаха вне границ,
Он обладает знаньем необъятным,
Он множество имеет форм и лиц,
Не потому ль, являясь непонятным?
Вселенную построил за шесть дней,
Нет ничего, что сделать он не может!
Он наградил свободою людей,
Характер человека крайне сложный.
Воистину сомненья сердце гложут,
Из праха создан человек,
Он добрых дел немало сделать может,
Но, почему-то зло творит в свой век.
«Аллах правит миром через слуг своих, называемых ангелами, а людям шлет послания свои через избранников – пророков.- неужели до сознания сестер и братьев это не доходит? – думал Мухаммед, глядя на напряженные взгляды вокруг сидящих.
Беда, каждый человек, не познав азов веры, ждет личного общения с Богом, не доверяет посланнику, требует доказательств каких-то… Каких еще доказательств, если сомнения являются постоянными спутниками человека?
Ты ждешь, когда к тебе придет Аллах,
Или подаст тебе знамение?
Построена вся вера на словах,
Царят в душе сомнения, смятение…
Ну, что тебе, «метущийся» сказать?
Потребуешь потом еще и доказать?..
Знаменье покажи,
Ты все ж далек от веры.
Хоть все великое в один пучок свяжи,
Сомнения твои воистину без меры.
Тут прямо следует сказать:
«Без веры все надежды хлипки,
И веру следует ценить и уважать,
Без веры ты всегда в большом убытке».
Впрочем, есть и такие люди, которые верят только тогда, когда их желания тут же выполняются. Если молитва остается без быстрого ответа, то такой во всем винит Создателя, не понимая, что помощь получает только тот, кто верит, и получает ее не в той форме, какая каждому видится, и не в объеме его человеческого мышления. Бог не познаваем человеком, пути его не открыты для взора человека. Что поделать, если человек не выполняет настолько ясных велений Аллаха, а требует от Господа чуть ли не платы обычного материального характера..
Есть те, кто вышел в путь-дорогу,
Едва взглянул и сделал шаг,
О помощи взывает к Богу,
Возможностей, решений, не ища.
Коль так, то твой неверен шаг,
В плену находишься у ложных представлений.
Ты должен помнить, что Аллах
Твою приемлет веру без сомнений.
Повинуйтесь Аллаху, он не любит неверных,
Истина и блага от него идут.
«Может быть», « Возможно» и «Наверное!»,
При общенье с Богом - не пойдут.
«Каждый из вас ждет жизни долгой, легкой и приятной,- покачал головой пророк,- но такого не бывает.
Жизнь долгая даруется с нагрузкой,-
Спина сгибается дугой,
И мир желаний станет узким,
И по понятиям - другой.
МЕККА ОТТОРГАЕТ ПРОРОКА
Если трудно было убедить близких и родных, то, каково приходилось пророку в общении с горожанами знакомыми и незнакомыми?..
Следует представить, какие трудности ожидали вообще посланника (расула) Аллаха, выполняющего свою миссию в арабском мире, в котором был до того свой Аллах, не тот великий и всемогущий, а один из множества богов, почитаемых в храме Каабы, города Мекки. Мухаммед объявил своим согражданам, что есть только одно реально существующее и всемогущее божество, имя которому Аллах. Иных богов не существует. Коран, произносимый устами Мухаммеда, гласил: Бог един, он вечен, нет у него ни детей, ни родственников, ни соперников, ни товарищей. Что он – единственный над всеми людьми, даровавший чудесный земной мир людям, созданный им самим. Аллах это тот же Бог, что и у иудеев, и у христиан, и у других народов. Но народы эти отвергли, или извратили посланные им откровения и законы. Поэтому Аллах вновь обращается через него, своего посланника, к ним, чтобы их наставить, направить на путь познания истины.
Кто землю сотворил и превратил в ваш дом?
Кто защитил ее небесным сводом?
Подумайте, хотя бы и о том,
Как ложно ваше представление свободы!
Как часто заблуждались вы,
Рождая зло и тяжкие пороки?
Чтоб вытащить из царства тьмы,
Аллах вам посылал святых, пророков.
Вы пребывали, словно в снах,
Служа не Господу, Иблису,
В грехах покайтесь, чтоб простил Аллах,
И день, и нощно, кайтесь и молитесь!
Коль с верой слабою в Аллаха, торг ведя,
К условиям своим ее приспособляя –
Подобны мотылькам - на свет они летят,
Не зная, что в пути их ожидает?
Сверкнула молния, они – ослеплены…
Потом бредут, пока она им светит.
Погасла молния, - и в окруженье тьмы
Стоят и ждут, не зная, что их встретит!
Заблудший слеп и глух, и нем:
Горит огонь, не чувствует, не видит,
Готовый покоряться всем –
Его и муха, «бедного» обидит.
В безверии начала нет, конца,
Нет милосердия и страха,
Не ведает величия творца,
Нет милости к нему бессмертного
Аллаха!
Когда болезнь в сердцах,
Добру не появиться,
В нем слишком много накопилось зла.
И мысли светлой в нем не появиться,
Как в ласточку не превратить козла.
За правый путь купили заблужденье –
Не прибыльна была торговля та,
Со всех сторон теснит сомненье…
И впереди – сплошная темнота.
«Я несу вас свет истины от Бога вашего, ждущего, когда вы свернете с пути, по которому вас ведет Иблис!» - сказа Мухаммед, впиваясь глазами в лицо двоюродного брата, который посмел ерзать задом по кошме.
Не следует шагать по стопам сатаны,
От веры Бога уклоняясь
Надежды ваши так бледны,
Вам никогда не видеть рая!
Столько было страсти в словах, которые произносил «набий» (пророк), что люди внимательно слушали его и многие из слушателей становились его учениками и сторонниками. Но, порою силы покидали Мухаммеда. И тут на помощь Мухаммеду приходил ангел Джибрил. Вот, оказывается, для чего Аллах послал на землю Джибрила! На первых порах прямой контакт между ангелом и пророком был визуальным. Душевное успокоение и религиозный настрой вселялся прямым служителем Аллаха. Позднее его заменил речевой. С Мухаммедом говорили либо сам Аллах, либо Джибрил. Слова их и составляют содержание Корана. Следовательно, Коран для мусульман – это речь самого Аллаха. Постепенно люди, слушающие Мухаммеда, стали понимать, что через пророка с ними говорит сам Господь. И, если, в начале своего пути, пути посланника Аллаха, Мухаммед передавал слова, услышанные свыше самым близким людям, то теперь он проповедовал открыто. Те, кто поверили ему, и стали первыми мусульманами. А, уверовав, они сами настойчиво проповедовали единобожие. Новая вера рвала связи людей со старыми богами и обычаями, которые и были их устоями. Зарождался новый крупный торговый центр – Мекка. Стоящие у власти над племенем «курайш», почувствовали, что под влиянием проповедей Мухаммеда, власть их становится слабой, призрачной. Начались преследования пророка. Мусульманам, последователям Мухаммеда, не давали возможности собираться для молитвы, осмеивали, запугивали, закидывали камнями.
Преследования не останавливали Мухаммеда, он продолжал «читать» Коран. Не обходилось и без споров и возражений. И следовало обладать особым даром убеждения, чтобы переубедить заблудших.
Забыли люди, что Аллах все сведущ.
Ему принадлежат земля и небеса.
Царит порядок стройный в небе,
А вот с земли несутся голоса:
«Богаты мы, Аллах стал беден»…
Им мало слов, пустили руки в ход,
Неисчислимыми повсюду стали беды,
От веры уклоняется народ.
В невежестве погрязли и пороках,
Попрание идет священных прав,
Нередки избиения пророков,
И хлещет через край их злобный нрав.
Вкусили наказание огня,
Но как ослы, становятся упрямы,
Грешат открыто среди бела дня,
А по ночам под близких роют ямы.
Одуматься пришла пора бы им,
И следует напомнить многим
Един над жизнью, смертью господин,
И миром правит дух Господень.
И чем тяжелее приходилось пророку, тем страстнее звучал его голос:
В единстве все, всему цена,
Земная жизнь лишь испытание,
Не сдал – душа осуждена,
А милость ждет, или страдание?..
Для вас мученье – слово Бога,
Вы дьяволу продали души,
Хоть чувств осталось еще много,
Но не способны видеть, слушать!
Господь писание вам дал,
Не прейскурант услуг и цены,
Чтоб каждый дело выбирал,
Лишь из того, что очень ценно.
Что касается вас, вы скопище пороков
Путь истины открыл для вас Аллах,
Вы избивали посланных пророков,
Дар Бога превращая в прах.!
Как-то один из слушателей при произношении слова «прах» позволил себе усмехнуться. Пророк язвительно сказал ему:
Из праха появился ты,
Звездою в небе не помечен,
И бьешься в путах темноты,
От лжи во истину беспечен!.
Мухаммед рисовал слушателям картины рая и ада, куда попадут люди после воскресения. «Уверовавшие в рай, отказавшиеся от пути Аллаха – в ад!»
Не обходилось и без прямых обвинений, с вызовом бросаемых Мухаммеду.
Он нес людям слова Бога, а его обвиняли в том, что он собирает вокруг себя недостойных и вносит смуту в мирную жизнь города. В ответ Мухаммед приводил примеры из прошлого, в которых те, кто не слушался пророков, были Богом наказаны или вовсе уничтожены. К примеру, в одной из сур говорится:
«Разве ты не видел, как поступил твой Господь с Адом, Ирамом, обладателем колонн, подобно которому не было создано в странах, и самудитами, которые пробивали скалы в долине, и с Фирауном, обладателем кольев, которые творили нечестие в странах и умножали там порчу? Пролил на них Господь твой бич наказания».
В доказательствах Мухаммед все чаще и чаще прибегает к упоминаниям о прошлом и о том, как были наказаны нечестивцы, хотя при жизни они благоденствовали и отвергали путь Аллаха:
«Считали ложью и до них народ Нуха, и обитатели ар-Расса, и Самуд, и Ад, и Фираун, и братья Лута, и обитатели ал-Айки, и народ Туба, - все сочли лжецами посланников, и оправдалась Моя угроза».
Пророк хорошо знал особенности мышления жителей Аравии. Им вообще был присущ интерес к историям и сказаниям. На досуге в городе, во время стоянок караванов люди любили слушать рассказы о событиях и героях прошлого, своего, аравийского, или чужого.
Мухаммед много рассказывал собравшимся о том, что пророков прошлого преследовали. Многое пережили: Нух (Ной), Лута (Лот), Ибрахим (Авраам), Иосуф (Иосиф), Иса (Иисус)
Аллах, в конце концов, всегда возвышал своих пророков, а его противников либо унижал, либо уничтожал.
Аравийцы были народом впечатлительным, запугать их можно было, приводя примеры из тех исторических событий, которые были известны в то время. Рассказывал Мухаммед и о великих героях и мудрецах: «Двурогом» - Александре Македонском, Дауде (Давиде), Сулеймане (Соломоне).
БЕДУИНЫ – ТОПЛИВО ДЛЯ СВЯЩЕННОГО КОСТРА АЛЛАХА
Пытаюсь мысленно представить события прошлого. Как следовало поступить Мухаммеду, которого избрал Аллах своим посредником, своим пророком? Положение его во сто крат было затруднительнее, чем у иных пророков, живших и несших слово божье до него. Все те пророки жили в обществе человеческом, исповедовавшем одного Бога, и действия их определялись только появлением попыток уклоняться от исполнения основных пунктов завета. Мухаммеду предстоял совсем иной путь. Ему нужно было нести слово божье в условиях многобожия. Метод принуждения тут исключался полностью, слишком низкий уровень человеческой иерархической лестницы занимал сорокалетний пророк. Был он одинок, без сторонников, в условиях постоянного противодействия. Иудейские пророки несли свою нелегкую ношу в гуще людей, не разрозненно живших, а объединяемых условиями жизни. Арабы, среди которых жил и проповедовал пророк, были в большинстве своем, кочевниками, приезжавшими в Мекку редко, только тогда, когда возникала острая нужда в пополнении предметов первой необходимости и продажи продуктов животноводства, которые они производили. Люди, живущие на Востоке, имеют особенности своего уклада. Привыкшие к жизни в одиночестве, они не утратили желаний общения друг с другом. Собравшись временно все вместе, они не спешат выговориться. Жизнь не приучила к спешке. Одиночество бытия вело к размышлению и осмысливанию. Что еще делать, когда от тебя на большом расстоянии ни души? Скот мирно пощипывает сочные зеленые травы по весне, либо тщательно размалывает крепкими плоскими зубами сухостой и колючки. Бедуин у шатра пьет медленными глоточками чай, с запахом мяты. Вода – священна в пустыне. Чего спешить, употребляя ее? Пусть рот получит долю своего блаженства. Ведь желудок не подает никаких иных знаков, кроме чувства голода и сытости. Смотрит кочевник в глубину ночи, на покрывале которой рассыпаны крупные яркие звезды, думает: «А где же моя, та, что родилась с появлением меня на свет?» Ранним утром, когда воздух пустыни уже согреваясь, но еще сохранивший все запахи ее, приятно холодит кожу на груди распахнутого халата, смотрит кочевник вдаль, в то место, где воздух золотится, зорю розовую рождая. «Кто разбудил красавицу? Кто заставил ее покинуть ложе свое и начать тормошить пребывающую еще во сне землю?» - думает сын пустыни, но не выпускает из взора своего пасущихся овец и верблюдов.
Размышления в одиночестве приводят к появлению желания общения с подобными ему, чтобы самому о виденном рассказать другим, и таких же бродяг, как он послушать. Бедуин ничего не записывает, он – неграмотен. Но память цепкая, без которой в пустыне не проживешь, долго хранит в себе приобретенное, и не только у своих близких людей, но полученных от общения с другими народами. Молчать и слушать, не перебивая, – важное приобретение кочевника. На Востоке научились слушать, долго подготавливаясь к этому. А, спрашивается, куда спешить? Все приятное следует растянуть во времени. Так и осмысливать легче, да и закладывать в память тоже. Пусть все уляжется в голове, пусть найдет себе место достойное. Вот когда все услышанное в вести превращается, тогда – иное дело – их нести нужно быстро! На востоке весть о караване значительно опережает его движение. Возможности влияния событий намного быстрее осмысливаются, чем эти события сами развертываются. Важен путь накопления вестей. Соберутся бедуины, прибывшие в Мекку, сядут в кружок. Посредине круга – чайник с ароматным чаем, в руках пиала. Рот получает долю своего удовольствия, глаза – уже получили, пора и уши побаловать. Речь плывет медленно, слова в кружева связываются. Красивая, певучая, пересыпаемая событиями религиозного характера, особенно ценится слушателями. Сегодня внимательно слушают Мухаммеда сына Абдаллаха. Речь красивая, но не совсем понятная. «О какой новой вере, он говорит? Разве они до этого не молись Аллаху? Но он – не единый из множества богов?» - думает почти каждый второй бедуин.
Бедуин, он и есть – бедуин,
Вечный странник пустыни востока,
Лишь шатер, да свод неба над ним,
Звезд мерцание, крупных, далеких.
В Мекку прибыл, в ней много богов,
И не знает, какому молиться?
Каждый бог и могуч и суров.
Хоть в тумане не видны их лица.
Каждый требует денег и жертв,
На ремонт и строительство храма,
Только денег не хватит на всех,
Все смешалось с приходом Корана
Молчат слушатели, вслух мыслей не высказывая. Мухаммед обладает в минуты общения с людьми повышенной обостренной чувствительностью. Он доволен тем, что
его не перебивают, но по реакции слушателей трудно догадаться, понимают ли они, что Мухаммед не свои слова говорит, а Господа великого, милостивого, милосердного.
Аллахом создан мир, о чем тут говорить!
Осевши на земле, или по ней слоняясь,
И день, и ночь должны благодарить,
Главою до земли пред ним склоняясь.
Всего того, что вам дано,
Все может быть отобрано обратно.
Аллах велик, но вам не суждено,
Понять того, что Господу понятно.
К кому вы обращаетесь в беде,
Взывая со смирением и с тайной?
И где б вы только ни были, везде,
Ответ Аллаха будет не случайным.
Он слышит вас, его ответ
Зависит от того, как служите вы вере,
Вам только нужно знать один ответ:
Аллах велик и добр сверх меры.
Богатство, бедность – все в его руках,
Об этом думайте всегда,
Богатство власть вам дал Аллах,
Оставит вас, и ждет беда!
Что требует от вас?
Ему внимать, благодарить и истово молиться,
Завесой спрятано, ударит час,
Когда вам следует на суд его явиться.
Всемилостив, он может быть, простит
Все то, что вы невольно натворили,
Но следует при жизни так себя вести,
Чтобы надежды на прощенье были.
В руках Аллаха милость,
Но нужно милость заслужить,
И верить Господу, чего бы ни случилось,
Служение Аллаху – ваша жизнь!
Прикрываю глаза веками, чтобы не мешали видению окружающего ушам моим, и слышу суры Корана. Как переубедить неверующих, чтобы они поверили тебе, как пророку, чтобы пошли за тобой? Как донести, чтобы слова Аллаха до сердец бесстрастных добрались?
Мухаммед должен был быть страстным в речах своих, убежденным в правоте своей, и не забывать при этом, что существует та грань, через которую переступить нельзя:
У каждого вера своя.
Когда поклоняетесь Богу,
Посулы чужие манят –
Благих пожеланий так много…
Но путь выбираешь один,
Путь добрых надежд и смирения,
И если Аллах – господин,
Тебя оставляют сомнения!
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного! О, вы неверные! Я не стану поклоняться тому, кому вы будете поклоняться,- произносит слова суры Мухаммед и, прервав речь на мгновение, проверяя, какова будет реакция на обвинение их в неверии, и продолжает, видя, что лица бедуинов непроницаемы, - И вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться!»
Реакция слушателей спокойна, они молчат, переваривая в головах смысл их. Опасаясь, что слушатели проявят негодование, пророк заканчивает суру словами:
«У вас – ваша вера, и у меня – моя вера!»
Против такого заключения, едва ли найдутся возражения. Поняв, что все в порядке, Мухаммед продолжает говорит убежденно, внимательно следя за лицами слушающих:
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Видел ли ты того, кто ложью считает религию?..»
И против этого ни у кого из слушателей не может возникнуть возражений. Чтобы закрепить эти слова в сознании бедуинов, Мухаммед перечисляет тех, кто, безусловно, пользуется ложью: «Это ведь тот, кто отгоняет сироту и не побуждает накормить бедного.
Где же молящимся, которые о молитве своей небрегут, которые лицемерят и отказывают в подаянии!»
Вкушая пищу, помнить надо
Про бедняков и про сирот
Несет еда тогда отраду,
Когда от скверны чистый рот.
Коль пища пред тобой чиста,
Тобою не забыты братья,
И будет жизнь твоя проста
И ждут волшебные объятья.
Нет уверенности, что слова суры усвоены. Возможно, что кто-то верит, а кто-то и нет. Всякому свое время! Терпение, убежденность сделают свое дело. Появятся сторонники, и будут они числом прирастать постоянно. Так уж устроен бедуин: долго думает, прежде чем принять решение. Но, приняв его, он уже не отступает.
Пророк успокоился. Жизни его пока ничто не угрожает. Но поменять направление речи необходимо. Но, как это сделать? Мухаммед твердо знает, что все произносимое им не принадлежит ему, слова приходят извне. Мухаммед убежден и предан тому, кто говорит так часто с ним. Он мысленно посылает сигнал Аллаху и получает от того такое же мысленное разрешение. Мухаммед усложняет речь свою. Он понимает, что сухая, без ярких жизненных примеров, обойтись нельзя. И он всякий раз их находит. Слова Аллаха идут к сердцам и душам слушателей. Он отлично знает притчу о слоне и знает, что она знакома слушающим его. И он говорит:
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Разве ты не видел, как поступил Господь твой с владельцами слона?
Разве Он не обратил их козни в заблуждение?
И послал Он на них птиц стаями?
Бросали они в них камни из обожженной глины.
И сделал Он их точно нива со съеденными зернами.
Для подкрепления значимости деяний Аллаха, говорит Мухаммед о значимости знамений того в суре «Ясное знамение»:
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
Те, которые не веровали из людей писания и многобожников, не отделялись, пока ни пришло к ним ясное знамение.
Посланник от Аллаха, который читает очищенные свитки, в которых писания прямые.
И не разделялись те, которым было принесено писание, иначе как после того, как пришло к ним ясное знамение.
И было им повелено
только поклоняться Аллаху, очищая перед Ним религию, как ханифы, выстаивать молитву, приносить очищение. Это – вера прямоты!
Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые не уверовали,- в огне геенны, - вечно пребывая там. Они – худшие из твари.
Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, эти – лучшие из твари.
Воздаянием им у их Господа – сады Адна, где внизу текут реки, - для вечного пребывания там навсегда.
Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом.
Это – для тех, кто боится своего Господа».
ИУДЕИ - НАРОД СТРОПТИВЫЙ
Изо дня в день трудился Мухаммед, общаясь с бедуинами и горожанами. Среди последних немало было пришлых евреев, близких по укладу жизни арабам, а главное – верующих в единого Бога. Прибыли они в Аравию из Персии. Слухи на Востоке быстро распространяются. Слышал Мухаммед о том, что при царе Фирузе в Исфагане возник конфликт между магами-огнепоклонниками и евреями-талмудистами. Религиозный спор закончился дракой. В драке всегда сложно разобраться, кто прав, кто виноват? Правым бывает тот, у кого больше прав! А какие права были у иудеев, пришедших в Персию из Византии? Да, никаких. К тому же, в драке два мага получили повреждения, от которых они вскоре скончались. Персы и так едва терпели пришельцев из-за их богатств и надменного поведения, вызванным этим качеством. Они обратились к своему царю. Фируз сказал: «Евреи – те же собаки! Их нужно убивать!» Началось массовое избиение евреев. Половина их погибла, другая половина сбежала в Аравию. Решил Мухаммед присмотреться к пришельцам. Он стал посещать раввинов, знакомясь с торой. В торе оказалось многое, созвучное с тем, что говорил голос, приходивший к нему извне. От Джибрила Мухаммед получил согласие на включение в «Чтение» - Коран многих положений из торы. Тем более, что Исмаил, от которого повели род свой арабы, доводился сыном библейского Авраама. После знакомства с положениями Торы Мухаммед решил распространить положения Корана на иудеев, но встретил молчаливое, однако упорное сопротивление.
Мир идеальным быть не может,
Коль неизвестен идеал.
Коль зависть сердце, душу гложет,
И принцип: «Дал, или не дал!»
Иль проще: «Положи на лапу!»
А не положишь, сам поймешь,
Страдать придется, горько плакать,
Без взятки ты не проживешь!
Молчат евреи, хоть щеки от злости раздуваются, но свежи еще в памяти события, пригнавшие их в Мекку из Персии. Мухаммед продолжает, словно не замечает реакции слушателей.
К умножению увлекла вас страсть,
Что дарует наслажденье телу?
Все с собой в могилу не покласть.
У души иное будет дело…
Посещая близких вам могилы,
Думайте о смысле бытия,
И не тратьте на пустое силы,
И добром делитесь, не тая.
Щедрость ляжет в ширину моста.
Для души на суд идущей Бога.
Цель расчетов, видите, проста –
Станет легче для души дорога!
Вес добрых дел, когда наступит суд
На сегодня он не видим вами:
Вес тяжел, легко вас понесут,
В воздухе заблещет мотыльками.
Ну, а тот, чей слишком легок вес,
Тяжкой гирей виснет на ногах,
Он не даст добраться до небес…
Ведь о том предупреждал Аллах!
До драки дело не дошло, но понял Мухаммед, что словами Корана сознание иудеев не пробудить. А силовой вариант был неприемлем. Необходимо было дождаться удобного времени.
ХИДЖРА - «ПЕРЕСЕЛЕНИЕ»
К этому времени положение самого Мухаммеда в Мекке стало крайне сложным. Жрецы многочисленных богов объединились против Мухаммеда, увидев, что тот набирает силу и угрожает их привилегированному положению в обществе. Многие слушатели, опасаясь мести жрецов, оставили Мухаммеда. Многие, став мусульманами перебирались в город Йасриб. Работа пророка не давала тех плодов, на которые он рассчитывал. Обидно, но естественно, самыми трудными для пророка людьми, не желавшими воспринимать новую религию, были люди племени Курайш, с которыми Мухаммед был связан родственными связями. Пророк в суре сто шестой говорит следующее:
«Во имя Аллаха милостивого, милосердного!
За союз курайшитов, союз их в путешествии зимой и летом…
Пусть же они поклоняются Господу этого дома, который накормил их после голода и обезопасил после страха».
Читали ли эту суру курайшиты, я не знаю, но они тогда не последовали за пророком.
Возможно, здесь сыграло роль подспудное недоверие к тому, которого они хорошо знали. Не могли они допустить мысли о том, что родич их, живший с ними рядом, такой же, как они сами, вдруг объявил себя посланцем самого Бога. Угроза побивания камнями возрастала. По счастью, среди слушателей был человек из города Йасриба, низкого происхождения, но здравого рассудка. Он первым принял пророка. Он же предупредил Мухаммеда о грозящей опасности. Он же увлек пророка и его немногочисленную группу в Йасриб, т.е. Мухаммедом и его сторонниками была совершена знаменитая хиджра – «переселение».
Йасриб позднее получил новое название – аль-Медины. Само это слово означает – «город, или центральное поселение оазиса».
Правильное название Йасриба стало звучать так: Мадинат ан-наби, что означает – город пророка. Это название город получил потому, что в 622 году туда переселился Мухаммед со своими сподвижниками. Город Йасриб с добротой принял пророка, между жителями и Мухаммедом был заключен договор, согласно которому жители города признают его посланником Аллаха и подчинится его воле, с тем, чтобы он навел порядок в городе, который переживал не лучшее свое время. Кровавые распри не прекращались между основными племенами – аус и хазрадж.
Свою часть договора пророк выполнил В Йасриб переселились все мусульмане Мекки. Вскоре, спасаясь от банды убийц, в задание которых входило убийство посланника Аллаха, прибыл и сам Мухаммед. Ему ужалось обмануть посланную за ним погоню.
Здесь, в Медине, произошло окончательное оформление ислама как самостоятельной религии.
Медина приняла пророка и его учение. Из Медины и началось распространение Ислама, самой многочисленной из религиозных общин.
Находясь в Йасрибе, Мухаммед ожидал, что христиане и иудеи, исповедующие единобожие, последуют за ним. Ведь так просты слова Аллаха, никаких противоречий при вере в единого Бога…
Он Бог царей, он Бог людей,
Он Бог всего живого.
Христианин и иудей
Подумайте немного!
Ведь Бог един. Он не рожден,
Не стоит и перечить!
Ведь все живое создал он…
К чему пустые речи?
И дело, значит, не в словах –
«Нет Бога кроме Бога!»
А Бог, Господь, или Аллах? –
Имен у Бога много.
Молитесь Богу своему,
И будьте справедливы –
Ведь жизнь обязана ему,
Ее создал красивой.
И вывод, какой можно было сделать из того, что наставления Мухаммеда не дошли до сознания руководителей иудейской и христианской общин.
Хоть кол на голове теши,
Аллаху не уверуют они,
В дремучей глупости, как стаи
саранчи,
Грызут гранит науки ночи, дни,
Все более от Бога удаляясь,
Откинет прочь Аллах, творец,
И покидают жизнь, не каясь
Не ведая, какой их ждет конец!
Люди «Писания»,- так называет Коран христиан и иудеев, - отвергли Аллаха.
И здесь особенное непочтение к себе пророк испытал от иудеев, на которых он более всего надеялся. Они высмеивали его, уличали в неправильных ссылках на Библию, в искажении истории древних пророков. Но Мухаммед в это время достиг высокого положения среди людей. Его слово стало непререкаемым. Мухаммед частично перебил иудеев, а частично изгнал из Медины. К этому периоду времени относится случай, вошедший в историю. Одна из красивейших иудейских девушек, вошедшей в историю под именем Зейнаб, стала одной из жен пророка. Она решила отомстить Мухаммеду за гибель близких, приготовив ему отравленное мясо.
Красавица Зайнаб женою стала,
Пророк пленен еврейки красотой,
Средь жен его жемчужиной сияла,
Покорностью и нежностью простой.
Из рук ее пророк и пил, и ел,
Она еду готовила прекрасно,
И ублажала мужа, как того хотел,
Он доверял ей, но, кажется, напрасно…
Отравленное мясо принесла,
Оформлено красиво на подносе,
Ко рту его рукою поднесла,
Отведать, хоть кусочек, его просит.
Пророк губами взял, не проглотил,
Тут приближенный пал и корчится
от боли,
Он мясо выплюнул, жену рукой схватил,
Та завизжала, крикнула: «Мне больно!»
«Зачем ты это сделала? – спросил, -
Твой мне поступок не понятен,
Хоть я пророк, но я тебя любил,
Союз меж нами был и светел, и приятен»
Зайнаб ответила: « Хотела я проверить,
Коль ты пророк, то Бог предупредит…
Остался невредим, теперь я верю,
И буду тебе преданно служить!»
«Ты мстила за народ, ты мстила за евреев,
Аллах меня предупредил,
Ты даже оправдаться не умеешь» -
Пророк сказал, жену казнив.
В Медине оформляются правила мусульманского ритуала, и божественные откровения рассказывают о молитве, посте, дарах и милостыни и так далее.
С попреком милостыня ваша,
Со словами, полными обиды,
Как с дырою поданная чаша,
Лицемерье ваше очевидно
Пролился ливень над скалой,
Стекла вода и она – гола,
Подобна милостыне той,
Где лицемерие – основа!
С попреками она дана,
Обиды, горечи в ней много,
И милость та осуждена,
Нет, не дойдет она до Бога.
Бывают милости благими,
Подобны саду на холме,
Когда над ним пронесся ливень,
И он принес плодов вдвойне.
На тех вы обратите взор,
Кто молит вас, не приставая
Скромны они, в глазах укор,
Ведь нищета у них немая.
Аллах замыслил это так,
Они не бродят по земле,
Пред Богом тот и тот бедняк
Будь в городе иль на селе.
Не забыты в откровениях Аллаха и те, кто не может просить милостыню в силу физических дефектов и морального состояния
Аллах велит вам милостыню дать
Тому, кто двигаться не может, -
За богачей их можно принимать,
Хотя нужда их тело, душу гложет.
Чтоб из добра на них не издержали,
Аллах вернет с лихвою вам,
В дни радости дарите, и в печали,
И волю дайте благостным словам.
Даря, не унижайте словом,
Не сейте обездоленным обид.
Аллах – богатства вашего основа,
Оставит вас, что с вами может быть?..
Проповеди Мухаммеда не прекращались. Суры Корана не записывались, поэтому приходилось по многу раз повторять одно и тоже в кратких и длинных вариантах, в различных вариациях, некоторые детализировались, другие упрощались. Но в каждой суре возвеличивалось милосердие Аллаха, с напоминанием сурового наказания отступникам
Напоминание о скоротечности жизни:
Век человека быстротечен,
Как долго на ноги встает,
Весь путь ошибками помечен,
А рвется мыслями вперед.
Вот если б знать, что не откат,
Не бег по замкнутому кругу,
Но сатана толкает взад,
За то, что оказал услугу.
Уходишь с болью в мир иной,
Неся грехов с собою кучу,
С надеждой, может быть, одной,
Что жизнь загробная получше…
Но, если веры нет в тебе,
Иль вера слаба, не глубока,
Ты доверяешься судьбе,
При встрече вечно одинокой.
Предупреждение о слепоте человеческой души, не позволяющей рассмотреть будущее:
Луга зеленеют, сады,
Журчанье светлых вод.
Чудесные висят плоды,
Пасется тучный скот.
Немало разного добра,
И не пустеют чаши
Из золота и серебра
В домах просторных ваших.
Но все исчезнуть может в миг,
Беда придет без меры,
Коль житель каждый не постиг,
Глухим остался к вере.
Все превратится в тлен и прах,
Как будто не бывало,
Тогда поймете, что Аллах
На все имеет право
Карает большинство за то,
Что отвергали веру,
И все богатства – суть ничто,
Когда грехов без меры
Как одолеть вам аль- Сарат,
Он – узок и неровен.
В рай не пройти. Ликует ад,
Он может быть доволен!
Господне слово справедливо,
А верят только слухам.
Глазами видят чудо, диво –
К знаменьям Бога глух.
Глаза их слепы, пелена
Скрывает все от взора –
Безумства, дикости полна
Жизнь полная позора!
Не виден им и тот конец,
Который ждет любого.
Там ждет нас Бог-Творец
А грешных слишком много
Не верят, что он создал их
Их праха, капли спермы
Блуждают в помыслах своих,
По сути грешных, скверных.
И вновь о могуществе Аллаха, о власти его беспредельной.
«Владеет властью необъятной,
И милосердьем без границ,
Что вам, неверным, непонятно?
Не вижу просветленных лиц!
Напоминание о богатстве, даруемом Аллахом и о разумности управления им:
Вы копили злато, серебро,
Увлекаясь страстью к умножению,
Умножая зло, а не добро,
Пребывая часто в наслаждениях.
* * *
Поможет ли тому богатство,
Кто собирал всем зло творят,
Забыл родных, оставил братство,
Связался с чертом, говорят…
Богатство скряге не поможет,
И собирал его он зря.
При жизни душу черви гложут,
И от суда уйти нельзя!
О лукавстве человеческом и о вере…
Кто верит, тот наград не ждет,
И молится тому,
Велением кого земля цветет, живет, -
Аллаху одному!
И еще:
Ложь от дьявола, истина от Бога,
Ложью мерят, вешают, сбавляют.
В мире лживых появилось много,
Ложью часто правду разбавляют.
Горы обвиняемы во лжи,
День суда, и тот считают ложью.
Истиной богатство заслужить
Трудно, а порою невозможно.
Продолжение мысли о людях, погрязших в грехах и не слушающих истины, идущей от Бога.
Когда молился ты, просил,
Покинул тебя Бог?..
Когда идти не стало сил,
Когда ты занемог?..
Извлек тебя из пут беды,
Ты обо всем забыл?
Тобой оставлены следы –
Грехи одни творил.
Что следует ожидать от погрязших в грехах и о светлом забывших?
Что убеждать погрязшего в грехах,
Расходовать слова свои без меры,
На слух их наложил печать свою Аллах,
На взорах их завеса – не до веры!
* * *
Пытаясь обмануть Аллаха,
Надеясь на прощение его…
Не ждет их возрождение из праха,
И жизнь пуста, и дальше – ничего.
* * *
Глупцы не ведают, что глупы,
Хоть ложь и глупость на устах,
И в мире, как живые трупы,
Не слышит зова их Аллах!
* * *
Зажгли огонь и ярок свет,
Всё осветил, а они слепы,
Живут во мраке много лет,
Путь темен, не сулит успеха!
Им заблуждения – в удел,
К Аллаху им не возвратиться,
Ум их покинул, улетел,
Шайтан летит к ним быстрой
Птицей.
* * *
Как с неба туча грозовая
Рождает у неверных страх,
Глаза и уши закрывают,
Объемлет их страданием Аллах!
* * *
Вера и покорность – вот оплот.
Все иное вызывает гнев.
Ждете одного – пришел не тот,
И слова его – дурной посев.
* * *
Оцените сами лицемера,
Хоть и сладка ложь в его устах,
Настоящий осквернитель веры,
Отвернет лицо свое Аллах
И опять напоминание о бессердечности забывших послания Аллаха…
Ты бедным был,
Богатство дал
А ты о нем забыл
И бессердечным стал…
Ты заблудился и в беде
Тебя на путь наставил,
Ему молился ты везде,
В душе лукавил
Ты обдираешь сироту,
Беднягу гонишь прочь,
Попал ты на стезю не ту,
А ждет – глухая ночь!
Опять слова о многобожии – самом скверном из всех греховных дел человека
А кто закоренел в безбожии своем,
Кто многобожию предался?
Печати благодати нет на нем,
Как показать ее б он ни старался!
Что им слова из Книги Ясной,
Все увещания – бесплодны.
Хоть пища для души прекрасна,
Они останутся голодны.
И вывод:
Не спасет никого достояние,
И кривое не станет прямым,
Не молись ты чужим изваяниям,
И богам не молись иным.
К тем, кто неверен Аллаху остался, хотя не раз к ним обращались с его словом:
Кто лжив и неверен,
Не найдет пути прямого,
Перед ним закрыты двери,
Нет и милости от Бога…
Увлек Иблис от праведной стези,-
Ужели не поняли это?
И груз грехов неси, вези,
Но не пробиться к свету!
Клятвы, славящие Аллаха, милость его и справедливость
Я клянусь большой горой.
Книгой мудрости начертанной,
Я клянусь ночной порой,
И небесным лунным серпом.
Я клянусь зарею алою,
Солнцем и его сиянием,
Что земля пустыней стала бы
Без Господнего внимания.
Свитком я клянусь раскрытым,
Кровлей дома вознесенною,
Морем вздутым и сердитым,
И землею потрясенною.
Горы сдвинутся в движение,
И сожмется жизнь от страха,
Только будет то знамением
Всемогущества Аллаха.
Небо бьется в колебаниях,
И леса горят огнем –
Бог назначил испытание
Разуверившимся в нем!
И еще:
Клянусь зарею, десятью ночами,
И четом-нечетом клянусь,
Когда Аллах пребудет с вами,
Уходят прочь недуги, слезы, грусть.
Не дано вам понять
Господне слово справедливо,
Но не дано таким понять,
Идут по жизни торопливо
На них не следует пенять…
Ведь сами отвергали веру.
Пошлет ли Бог знаменье, нет?
Злонравны люди те без меры,
Их не разбудит Мухаммед.
Предостеречь возможно тех,
Кто сурам следует Корана,
Лишь тем сопутствует успех,
Кто с истиной шагает прямо.
Когда земля трясется,
Пытаясь сбросить свою ношу,
Живое прочь тогда несется,
Защиты Бога просит.
Бежит толпа, поднявши пыль,
Живое высекает искры,
Землетрясение – не быль,
И не покинет память быстро.
Быть может, что найдется тот,
Кто замысел поймет Аллаха:
Душа неверного умрет,
А правого отделается страхом.
Ночь могущества Аллаха
Что значит власть людей, имущество?
Перед лицом Аллаха – тлен,
Аллах покажет в ночь могущества,
Что ночь прекрасна, как и день!.
Нисходят ангелы и падают кумиры,
Нечистое бежит, уходит прочь,
Ликует до зари над миром
Могущества Аллаха ночь!
О готовности:
Расстаться трудно с тем, что сердцу мило,
Чтоб о потере позже не скорбеть,
Чтоб сердце песней говорило,
Во имя Бога принять пытку, смерть!
Чтоб благочестия добиться,
Все дорогое Господу отдай,
На свет не стоило, наверно, появиться,
Чтоб целью стал благословенный рай.
О надежде
Когда небо раскололось,
И моря переливались,
Когда ночи слышен голос,
Когда звезды осыпались.
И душа объята страхом,
И надежда лишь на веру:
Что по милости Аллаха
В рай открыты будут двери.
Творите добро
На то и есть глаза, язык и губы,
Чтоб видеть все и говорить,
Грехов не делать грубых.
Добро, одно добро творить!
Читаю и я суры Корана, понимая то, что слова пророка рано или поздно прорастут и дадут посевы. И, все же, должны были они упасть на подготовленную почву. Нельзя представлять арабов во времена пророка Мухаммеда темными, забитыми и невежественными. Да, многого они не знали, ибо грамота была уделом немногих. Но в скитаниях своих, много видели, многое слышали. Приходилось видеть им и божьи знамения. Но не были те знамения чистыми, а, следовательно, открытыми. Пелена религии многобожия мешала им рассмотреть все в деталях. Но уйти от поучений Корана им не дано
От Аль- Фатиха до Ан-Нас,
Все содержимое Корана
Ведет под власть Аллаха вас,
Хоть своевольны и упрямы.
Содержание первой суры Корана, называемой «Аль-Фатиха» (В переводе В.А. Эбермана), «Открывающей книгу»
«Хвала Аллаху, который миров Господин,
Милый, милосердный он один,
Для страшного суда Властелин,
Тебе мы поклоняемся,
Помощь дается нам Тобою одним,
Веди нас по пути тех, кто Тобою водим,
По пути тех, на Кого простерлась милость Твоя,
На кого ты не гневаешься,
Кто не знает заблуждения кручин»
Содержание последней, сто четырнадцатой суры «Ан-Нас» - «Люди».
«Прибегаю к Господу людей,
царю людей,
Богу людей
От зла наущателя скрывающегося,
Который наущает груди людей,
От джинов и людей».
Период военного противостояния Медины и Мекки приближался к концу. В местечке Худайбийа было достигнуто соглашение о перемирии. Через несколько месяцев мусульмане совершили малое паломничество, хадж, в Мекку. Бывшие враги-сородичи Мухаммеда сдались на его милость. Мекка была очищена от идолов, язычникам запретили паломничество к Каабе.
В ДВИЖЕНИЕ ВОСТОК ПРИШЕЛ
В движение пришел восток,
Как варево в котле клокочет,
Людской рождается поток
И двинутся куда-то хочет.
Людскую массу кормит степь,
Весна повсюду зелень, травы,
В шатрах не может усидеть,
Народ кипучей, своенравный.
Скрипят повозки по степи,
Змеею тянется орда
Аллах велит туда идти,
Где травы есть, и есть вода.
Вот только увидеть это Мухаммеду не удалось. В июне 632 года он умер
Осталась глубокой мысль его:
Что в ближней жизни совершили,
И что осталось за спиной?
О том в Коране известили,
И не забыли ни одной.
. После него стали править избираемые общиной мусульман «заместители» - халифы.
При первом халифе Абу-Бакре (632-634) была сделана первая попытка записать Коран. До этого сподвижники Мухаммеда текст Корана заучивали и знали наизусть.
При третьем халифе Османе (644-656) была составлена окончательная редакция текста Корана, полная, достоверная.
Мне бы очень хотелось завершить этот небольшой ракурс в историю религии словами сто девятой суры:
Бог – един, но вера – различна. У вас своя вера, у меня своя. Вы поклоняетесь тому, кому я не стану поклоняться.
Каждому из нас, к какой бы вере он не принадлежал, придется прийти на суд Господень и выслушать его приговор. Я уверен, этот приговор будет справедливым!
ВОСПРИЯТИЕ МУДРОСТИ ВОСТОКА
О ПОМОЩИ ПРОШУ
Прибегаю к Господу рассвета,
И прошу о том, чтобы помог:
Защити от ложного навета,
Чтобы враг не переступил порог
Моего укромного жилища,
Надо мной беды не сотворил,
Не вкусил со мною в доме пищи,
Дремлющего зла не разбудил,
Защити от шепчущего в уши,
Защити от зависти людской
И от злого мрака, что нас душит
И сопровождается тоской.
СЛОВА ПУСТЫЕ
Слова пустые в клятве вашей,
Они сквозь сердце не прошли,
В пустынной, каменистой пашне
Добра посевы не взошли.
Предметом клятвы имя Бога
Не должно никогда звучать,
Господь за это судит строго,
Душе придется отвечать.
В ИЗБЫТКЕ ЧУВСТВ
В избытке, задыхаясь, чувств,
Достигнув высшего блаженства,
Желаете продлить его еще чуть-чуть,
Душою принимая совершенство.
БЛАГОДАРЕНИЕ СОЗДАВШЕМУ НАС
Клянусь я с ночи павшим покрывалом,
Клянусь и днем, когда он засиял,
По замыслу Аллаха и по нраву –
Мужчину, женщину из праха он создал.
Стремления и признаки различны,
Прекрасна женщина,- о чем тут говорить,-
Мужчины члены силою отличны,
В молитвах Бога мы должны благодарить.
Прекраснейшее, истиной считая,
Мольбами Бога не тревожь.
Ты на земле вкусил плоды от рая,
Плохим считать – заведомая ложь!
МИЛОСТЬ СУДЬБЫ
Возвысит судьба над тобою другого,
Надежды на милость оставив,
Пусть будет она даже пола иного,
Ты будешь служить ей и славить
ДЕНЬ РАЗЛУКИ ПОРВАЛ МОЕ СЕРДЦЕ
День разлуки порвал мое сердце в куски,
И моленья несутся к Аллаху,
И надежды на встречу с любимой пусты –
Солнце счастья зашло, и покрылось все мраком.
СТЕНАНЬЯМИ НЕ ДОКУЧАЙ
Богатство брызжет через край –
Нет благодарности в словах.
А беден стал, и на устах Аллах…
Стенаньями ему не докучай!
ТВОРЯ НАМАЗ…
Ты всякий раз, творя намаз,
Не забывай: кто дал богатство,
Тот может взять его, отнять,
В руках его и рай, и рабство.
ВЕС ДЕЛ ТВОИХ
Вес дел твоих положат на весы,
Коль тяжелы, то это признак добрый,
Коль легче пуха, сколько ни неси –
Предстанут пропастью загробной..
Клянись зарею и ночами,
И четом, нечетом клянись,
Что сгинуло под острыми мечами,
Не возвратиться в жизнь
ИДУЩЕМУ НОЧЬЮ
Идущий ночью, берегись,
И если есть души-хранитель,
Аллаху прежде помолись,
Ведь только он ее спаситель.
КУДА ТЫ МЧИШЬСЯ
Куда ты мчишься, человек,
Коня безжалостно стегая,
Ты укроти стремлений бег,
Бездумьем не достигнешь рая!
ЗЛО ПОД СОЛНЦЕМ ТАЕТ
Утром ясны, светлы небеса,
И под солнцем зло ночное тает.
Птичьи раздаются голоса,
Все живое бегает, летает!
СТРАСТЯМИ ОДЕРЖИМ
Страстями одержим, молитву погубил-
От наказания не убежать, ни скрыться.
Бежать куда? А хватит тебе сил, -
Возможностям Аллаха нет границы..
В сад вечности, что Бог нам обещал, -
Господь твой ничего не забывает, -
Путь грешнику закрыт, он духом обнищал,
Он в сетях Иблиса пребывает.
Когда ослепнет взгляд, луну закроет тень,
И солнце, и луна в единое сольются,
Для всех людей наступит судный день,
Аллаха милости не на тебя прольются.
НЕТ ВОДЫ - НЕ БЕДА
Нет воды у меня – не беда,
Есть песок золотой, вдаль, без края,
Омовение им совершаю тогда,
И к Аллаху мольба улетает!
СВЕТ ИСТИНЫ
Во тьме неверие приют себе нашло,
Она – источник зла и страха.
Чтоб людям различать добро и зло,
Свет мудрости подарен был Аллахом.
УРОК БЕЗУМНОМУ
Урок безумному не впрок,
Всему намеченному – срок,
И от судьбы не скроешься.
И от скупца до вертопраха.
На суд прибудете аллаха,
Там сокровенное откроется.
ОТДАЙ ВСЕ ДОЛЖНОЕ
Отдай все должное ему,
Аллаху все давно известно,
Ему известно одному,
Где ждет тебя твоя невеста?
Доволен будешь ты женой?
Достаток будет в твоем доме?
Или пойдешь бродить с сумой,
Нуждою по земле ведомый?
ТЫ В ОКРУЖЕНЬЕ ЛИЦЕМЕРОВ
Ты в окруженье лицемеров,
От бед владыкою храним.
Не ослабляй в Аллаха веры,
Он в мире властвует один!
ТЕРЗАЕТСЯ ДУША
Терзается душа плененного любовью,
Лик милой обращен не на него.
Коварная не чует боли
Ты – тень, и больше ничего
ВКУС СЛАДКИЙ У СТРАСТИ
Вкус сладкий у страсти, но муки таят,
Дни, ночи проходят в томленье
Я не знаю на свете иного огня,
Готового вспыхнуть в мгновенье.
ДУША МЯГЧЕ ВОСКА
Душа мягче воска того, кто влюблен,
Он чарами женщины связан,
От ревности стал, словно желтый лимон,
Окраскою сердцу обязан.
В РАЗЛУКЕ
Отдаление и разлуки.
Так трудно юному снести,
И день, и ночь терзают муки,
И розе счастья не цвести
Коль плод любви был прежде сорван,
Хоть был единый грех тогда?
Свидетельство о публикации №213030100726