Джон Брайн. Право на вечную славу

ПРАВО НА ВЕЧНУЮ СЛАВУ
Джон Брайн (1762)
http://www.mountzionpbc.org/John_Brine/A.htm

Предварительная версия перевода

Предисловие

Публикация этого краткого рассуждения обобщает мои совсем недавно произнесенные проповеди "Милость Бога" и "Заслуги послушания Христова". При составлении его не было ничего дальше от моих мыслей, чем публично повторить свои прежние рассуждения, заключенные в них. Однако поскольку некоторые из моих достойнейших друзей, которым они пришлись по вкусу, попросили меня опубликовать их, и я решил исполнить эту просьбу. Кроме того, они одобрили объединить их, к чему я не был склонен. И в том и в другом случае от меня просили краткости рассуждения. Я надеюсь, она будет не в ущерб его содержанию или аргументам, используемым в его защиту.
Я опасаюсь, что подвергнусь осуждению некоторых людей за свой акцент на бесконечную заслугу послушания Христа. Уже дошло до кощунственных заявлений, что Его послушание не принесло никакой пользы. Так можно было бы сказать о послушании твари, которое не позволяет ей быть идеальной. Причина, по которой делаются эти дерзкие и кощунственные заявления, такова, что считается, что если Христос заслужил преимущества для нас Своим послушанием, то эти преимущества не могут быть свободной благодатью; то, что заслужено, не даровано и, таким образом, мы должны либо отказаться от доктрины свободной благодати, либо отказать Христу в надлежащих заслугах в отношении тех духовных благ, которые Он даровал нам отныне и навеки.  Но если кто-то докажет, что благодать Божия к нам и заслуги Христа для нас - это противоречивые вещи, я спокойно расстанусь с доктриной заслуг нашего славного Искупителя в Его послушании и страданиях, ибо я твердо убежден, что суверенная благодать Божия является источником всего нашего спасения и счастья; но я смело скажу, что этого никто никогда не докажет, ибо нельзя доказать, что Христос в Своих страданиях и заслугах не находился под влиянием суверенной благодати Отца к Себе как к Человеку, и также к нам. Я искренне стремлюсь возвеличить славу благодати Божией и воздать честь нашему драгоценному Спасителю, как Богочеловеку в Его единстве. Я не умаляю славы благодати Божией по отношению ко Христу как Человеку, утверждая, что Он вполне заслужил плоды милости Божественного Отца. Этим я не заслоняю Его славы, ибо утверждаю, что суверенная благодать сделала Его послушание достойным Бога. Я полагаю также, что не будет умалением славы благодати утверждать, что Христос заслужил духовные и вечные благословения для нас Своим послушанием, ибо эта заслуга вытекает из самой сути Его Личности, которая имеет в Себе чистоту суверенной благодати к человеческой природе. Его Лицо явилось как есть ради нас. Целью существования Христа как Божественной Личности в человеческой природе было наше счастье в подчинении славе всех совершенств Бога. И это было замыслом бесконечной Мудрости, что влияние суверенной благодати на Христа как Человека и на нас одинаково. Таким образом,  суверенная благодать Божественного Отца имеет первостепенное значение для нашего спасения и вечного блаженства в силу заслуг послушания и страданий Иисуса Христа. По этому важнейшему вопросу я буду говорить то, что думаю. Вечная слава Божия нигде не явлена так, как в заслугах и праведности Его Сына. И будет крайне слабым и неразумным возразить, что наше будущее блаженство не основано на свободной благодати, если оно не заслужено для нас праведностью Христа, ибо свободная суверенная благодать сделала Его способным заслужить для нас дар Его праведности, то есть дар благодати. Четко и последовательно изложив это, я отмету нападки на наше утверждение, что у нас есть законное право на вечную жизнь благодаря идеальной праведности Христа.   

Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
Тит 3.7

В этом тексте мы должны отметить четыре вещи.
I. Благо нашего оправдания.
II. Его причину, а именно благодать Божию: "чтобы, оправдавшись Его благодатью".
III. Следствие этого оправдания: "мы соделались наследниками".
IV. Жизнь, которую мы наследуем, вечна.

I.Первое, что мы видим в этом тексте - это славное благо нашего оправдания. Оно состоит из двух аспектов: во-первых, избавления от вины, и во-вторых, устроения нас праведными, в силу чего мы и считаемся таковыми.
1. Искупление от вины является первой частью нашего оправдания. Под виной я понимаю все, что не согласуется с законом как правилом нашего поведения. Каждый из людей платит греху. "Все согрешили и лишены славы Божией". "Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех" (Рим.3.23, 19-20). Наши нарушения закона чрезвычайно многочисленны, их "больше, чем волос на наших головах", и их нельзя исчислить, ибо никто не может помнить всех своих греховных помыслов, желаний и стремлений к незаконным наслаждениям. И каждое нарушение Божественного закона делает нас достойными смерти, ибо по справедливому закону Бога "возмездие за грех - смерть", не только временная, но и вечная, лишение вечной жизни.
Следовательно, мы должны заключить, что наше состояние крайне плачевно. Как виновные мы не имеем в себе ничего, что позволяло бы надеяться на принятие нас Богом или Его благословение, но напротив, мы можем лишь страшиться Его гнева и ожидать из Его рук кары. Следовательно, без прощения мы будем навсегда несчастны. Непрощенный грех навсегда лишает нас надежды на счастье и подвергает немыслимому и бесконечному сокрушению. Единственные счастливые люди в мире - это те, чьи грехи покрыты. Ни одно виновное существо не может наслаждаться счастьем без полного избавления от вины, которую оно получило. И ни один грешник не может ни компенсировать свои беззакония, ни создать способ, посредством которого он может обрести прощение. 
Бог в Своем бесконечном милосердии дал указ о помиловании грехов, и в Своей великой мудрости открыл путь, на котором мы можем быть оправданы от нашей вины без малейшего ущерба для Его закона или бесчестия для Его правосудия. Во Христе Он "примирил с Собою мир", то есть разработал план его примирения, "не вменяя людям преступлений их" (2 Кор.5.19). Его благой волей было то, что Христос должен был понести грехи, пострадать и претерпеть казнь вместо нас, которые ее заслужили. Потому Благословенный Иисус согласился на это в совете мира, состоявшемся между Ним и Отцом. В этом "изобиловала всякая мудрость Божия" (Еф.1.8 KJV), "премудрость Божия тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей" (1 Кор.2.7). Это было для Него возможностью выразить Свою любовь к нам лично и в полной мере явить Свое справедливое возмущение против наших грехов. Христос, "не знавший греха, стал грехом за нас" (2 Кор.5.21), и Господь "возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53.6). "Он вознес наши грехи телом Своим на древо". Наша вина была взята от нас и вменена Ему от Отца Его, и Христос добровольно взял ее и согласился ее понести.   
Человеческая воля нашего Спасителя в этом дивном совете была целиком предоставлена суверенному благоволению Отца. Просто как Человек Он не желал бы подпасть каре и вменению наших преступлений, чтобы очистить их. Однако наши грехи были вменены Христу, и Он претерпел то наказание, которого они заслуживали, будучи "сделан за нас клятвою" (Гал.3.13). Меч Божественного правосудия поразил Его (Зах.13.7). Его страдания и смерть были, таким образом, праведной карой. И по причине бесконечного достоинства Его Личности, реальных и бесконечных заслуг, присутствовавших в Его страданиях, праведный и справедливый Бог был целиком удовлетворен за всю нашу вину. Таким образом, только Бог "оправдывает тех, кто верит" в Иисуса (Рим.3.26), и на этом основании делает их не только верующими, но и праведными, прощая наши грехи. Правосудие может освободить грешника от наказания только через удовлетворение, внесенное за его преступления. Верующие "оправданы от всех вещей, от которых они не могли быть оправданы по закону Моисея", который "ничего не довел до совершенства". У них есть "лучшая надежда" на Христа, Который "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов или козлов уничтожала грех". Но "Христос уничтожил грех Жертвою Своею". Его Кровь искупления дает полное прощение грехов и очищает от всех грехов, так что наши беззакония прощены и наши грехи покрыты. "Будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева" (Рим.5.9). Нам прощаются все грехи (Кол.2.13), и ни один из них не может быть вменен нам. Христос "возлюбил нас и омыл нас от наших грехов Кровию Своею" (Откр.1.6). Поэтому Божественное помилование избавляет от всей вины. Она включает в себя наши грехи до и после обращения, грехи в сердце и жизни, действием или упущением. Многое можно было бы сказать еще, но я смиренно иду дальше, ибо не здесь моя главная цель, а в том, что отсюда непосредственно следует: как мы должны стать наследниками вечной жизни. И поэтому я считаю, что данная часть оправдания - лишь начало, из которого следует наше право на будущее блаженство. Только избавление от вины еще не дает грешнику счастья. Оно действительно освобождает его от мук и казней, но еще не дает права на обретение славы.
2. Следующая часть нашего оправдания - то, благодаря чему мы считаемся и становимся праведными. "Все мы нечисты, и наша праведность как запачканная одежда". Пороки и пятна лежат на всех обязанностях, которые мы исполняем. Наш грех заставляет нас пренебрегать многим, и во многом наши дела существенно злы. "Все мы много согрешаем". "Нет человека, который делал бы добро и не грешил бы". Очи Божественного Законодателя слишком чисты, чтобы созерцать беззаконие. Значит, мы должны понять, как мы можем оправдаться пред Ним. "Как оправдается человек пред Богом?" (Иов 9.2). Святое Евангелие четко решает этот самый важный вопрос. Оно говорит о вменении праведности нам без дел. "Блажен человек, которому Господь вменит праведность независимо от дел" (Рим.4.6). Праведность состоит из дел, достойных и согласных с законом, что и является правилом для нас. Соответственно фраза "без дел" подразумевает наше собственное личное послушание. Действительно, ни в каком ином смысле нельзя понять, что Бог вменяет нам праведность без дел. "Господь наша праведность", и Христос "сделался нашей праведностью". Это дивная польза, ибо святость включает в себя и принцип святости, и дела, вытекающие из этого принципа. Праведность и освящение не одно и то же, но есть отчетливая разница: Христос делает нас праведными пред Богом, но не производит освящение, наличие же освящения не делает праведными.  Наша праведность - в Нем как Представителе и Главе нашего освящения. Он сообщает праведность путем вменения, а освящение путем общения. Отсюда видно, что праведность присутствует во Христе субъективно. Мы не становимся ее субъектами так, как Он, ибо Его Божественная сущность не является в нас. Праведность вечно пребывает во Христе как ее Субъекте, и по Его благодати вменяется нам. Следовательно, праведность означает святую природу Христа и Его послушание закону. "По неповиновению одного, сделались многие грешными, и послушанием одного сделаются праведными многие" (Рим.5.19). В силу этого наш драгоценный Спаситель носит титул "Господь оправдание наше" (Иер.23.6). В Нем все семя Израиля оправдано и прославлено. В этих двух вещах состоит наше оправдание как грешников: вменение нашего греха Христу и вменение Его праведности нам, в силу чего Бог считает нас праведными.
II. Причина нашего оправдания - это благодать Божия, ибо Он оправдывает по благодати Его.
1.Благодать - это то, что является абсолютно свободным и незаслуженным. Ее субъекты не зависят ни от каких присущих им качеств. Любовь Бога, этот Источник нашего спасения, не имеет причин вне себя. Только Его благоволение есть закон Его суверенной воли по отношению к нам; Он "кого помиловать, помилует, кого пожалеть, пожалеет". Никакой другой причины здесь нет и быть не может. В нас нет ничего, за что мы могли бы быть возлюблены Богом. Напротив, мы столь отвратительны, что можем быть только предметами Его возмущения и гнева. Следовательно, Его любовь к нам по праву может быть названа благодатью. Она мотивирована только Его благосклонностью к тем, на кого она направлена. Без такой любви Бога к нам наше восстановление из руин было бы абсолютно невозможно.
2. Любовь Бога исходит от Отца как Первого Лица Троицы. Он отличен от Святого Духа и Господа Иисуса Христа. Доброта и любовь нашего Бога и Спасителя к людям явлена им не по делам праведности, которые мы сотворили, но по Своей милости Он спасает нас, банею возрождения и обновления Духом Святым, Который излит на нас обильно через Иисуса Христа, нашего Спасителя. Избранные - это те, на кого излит Святой Дух через Христа. И следовательно, не Дух и не Христос есть Источник благодати, о котором говорит здесь апостол, но Бог Отец, как отличный от Них обоих. 
3. Наше оправдание основано на милости Бога Отца и берет в ней свое начало. Ее источник - Его абсолютно бесплатная и незаслуженная любовь. Эта самая важная предпосылка нашего спасения полностью вытекает из Его суверенной доброй воли и благоволения. Его воля оправдать нас в нашем благословенном Спасителе не была вызвана ничем в нас. Указ Отца об оправдании нас от нашей вины, чтобы считать нас праведными, был актом чистого благоволения, без каких-либо причин в нас. Я надеюсь, что никто не будет думать, что то, что чистая любовь и абсолютно свободное благоволение Бога к святым как-то умаляет честь Христа как в Его послушании, так и в Его Жертве, вмененной нам для нашего оправдания. Чтобы прояснить и представить в наиболее ярком свете этот знаменательный пункт, я хотел бы предложить к рассмотрению следующее.
(1) Отец предназначил человеческую природу Христа к самому близкому и невыразимому союзу с Его Божественной Личностью. Он "предназначен еще прежде создания мира, но явился в последние времена для вас" (1 Пет.1.19). Слово, Которое было в начале у Бога и Которое было Богом, стало плотью (Иоан.1.1,14). Он стал Человеком в человеческой природе, согласно предназначению Отца. и та природа, которую Он принял, обитает в Его Божественной Личности и стала едина с Ним. Этот союз Божественной и человеческой природы в Лице Посредника есть тайна и слава нашей святой религии. "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим.3.16). В этом и состоит самая высокая слава Христа как человека, ибо в результате Он стал "наследником всего, и по наследию принял звание высшее, чем ангелы" (Евр.1.2). Это сделало Его богатым, хотя ради нас Он стал бедным, чтобы через Его бедность мы обогатились. Сей указ Отца относительно Христа как Человека был самым высоким установлением свободной, суверенной благодати, которые когда-либо были и будут. И очевидно, что эта благодать лежит в основе всего нашего спасения, и в этом все ее и наше достояние.
/1/ Это предназначение от Отца было законом бесконечной любви и милости, и объектом его был прежде всего Сам Христос. Его человеческая природа является искусной работой Духа, и она наполнена сверхъестественной благодатью, что личностно объединила ее с вечным Сыном Бога, сообщив ей Его достоинства. И этот союз с человеческой природой явил также единство Сына с Отцом, а не просто Божию благосклонность или влияние на Него. Ни дело Христа, ни Его страдание в послушании воле Отца сами по себе не побудили бы Его предуставить человеческую природу Сына к этому союзу, в результате чего Он имеет право на такую славу, для которой нет иного или подобного. Наш Спаситель обрел эту славу от Отца, как плод Его вечной любви к Нему: "Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира" (Иоан.17.24). Эта абсолютно свободная любовь в сердце Отца ко Христу как Человеку есть тот источник, из которого вытекает Его высшее достоинство как Посредника.
Уже давно Августин, этот певец свободной милости Бога, улучшил этот аргумент в доказательство и подтверждение того, что свободная благодать является причиной блаженства и славы святых. И действительно, если Христос как ее Глава и Автор обладает величайшей славой, в силу Божественной благодати к Нему как человеку, разумно предположить, что Его члены обязаны своим вечным блаженством ни чему иному, как милости Отца как источнику и причине сей благодати. Христос как Человек вечно поклоняется Отцу в любви к Нему, которая явлена в благом предустановлении Его человеческой природы к союзу с Его Божественной Личностью, в котором Он имеет не только наибольшую славу, но также право и способность действовать как Искупитель в Церкви.
/2/ Этой целью Отца был закон Его бесконечной любви к нам. Его целью в приведение человеческой природы Христа в союз с Его Божественной Личностью было сделать Его Спасителем Его Тела, Церкви, чего без этого союза не могло быть. На самом деле Его человеческая природа, не существуя в Его Божественной Личности, могла быть поддержана силой Всемогущего в своем послушании и страданиях, но в этом случае это послушание и страдания не были бы полезны для нашего помилования и принятия, ибо значение того и другого вытекает из Его Божественности. Каким же славным делом суверенной благодати Бога к нам было решиться на союз Своего Вечного Сына с человеческой природой Христа, чтобы Он был способен спасти нас от гибели и приблизить к Его славе, тем самым бесконечно возвеличивая Свое совершенство! Пусть же наши души вечно любуются этой милостью Отца, которая светит ярче всего в этом дивном замысле по отношению ко Христу и Церкви!
(2) Это был акт абсолютно свободного благоволения Бога в Его указе, по которому Христос как Богочеловек должен быть нашим Главой и Представителем. Это было Его благим определением от века. Закон вечного избрания установлен ради Христа и Его людей. Они избраны Отцом по этому закону, ибо "Он избрал нас в Нем прежде создания мира" (Еф.1.4). Поэтому мы в некотором смысле были во Христе от вечности, ибо в противном случае не может быть правдой, что Бог избрал нас в Нем. Отец избрал Его как Главу и избрал нас в Нем как Его членов. Христос является Избранным Отца (Ис.42.1). Ради этой благой цели Он поставлен как Глава и Представитель всех, кто в Нем, и они в Нем "благословлены всяким духовным благословением", как в их Главе. И они также "спасены и призваны призванием святым по благодати, которая дана им во Христе до начала мира" (2 Тим.1.9). Эти отношения, существующие между Христом и избранными, как между Главой и членами, есть основание, на котором Его послушание и страдания вменяются им ради их принятия Богом и прощения всех грехов их. Они были во Христе с Божественным Отцом, суверенно избранные Им в вечности. И в силу этого Христос соделан для них мудростью и праведностью, освящением и искуплением (1 Кор.1.30). Их союз с Ним как с их Главой и Представителем, таким образом, есть основание, на котором они принимают участие во всех Его спасительных преимуществах. Что же, если не эта бесконечная и суверенная любовь Бога по отношению к ним может быть причиной того, что Христос поставлен как их Глава, чтобы они были Его членами? Ничто в них не могло бы заставить Бога замыслить это в их интересах. Это честь, которой они были абсолютно недостойны, и она для них совершенно незаслуженна. Милость Божественного Отца в этом указе и назначении является, следовательно, самой поразительной. Это результат только и абсолютно Его благоволения, без всяких внешних причин и мотивов; значит, таково же и наше оправдание вмененной праведностью Христа как плод Его благодати. Божия любовь к нам является причиной того, что Он соделал Христа праведностью для нас, чтобы мы могли быть оправданы.
(3) Это был акт Его суверенного благоволения к нам в указе, что Христос должен поставить Себя под закон, чтобы повиноваться ему как наш Представитель. Это четко видно из рассмотрения природы закона, личности Христа и цели Его прихода в подчинении закону ради нас.
/1/ Закон или завет дел требует послушания как условия жизни. В соответствии с его установлением право на счастье есть результат универсального соблюдения его предписаний без какого-либо изъятия: "сделай это и живи". Кто повинуется, будет жить, согрешивший умрет; таковы условия завета закона и, следовательно, точное и постоянное послушание всем его заповедям как условие вечного блага касается всех его субъектов, хотя и невозможно для них.   
/2/ Христос есть Богочеловек Единый, и Его человеческая природа в силу ее бытия в Божественной личности имеет неотъемлемое право на жизнь и славу, предшествовавшие Его подпаданию обязательствам завета дел. И Его подчинение ему было не для того, чтобы обрести право на вечную жизнь для Себя. Это было бы несовместимо с достоинством Его Личности. Когда Он стал человеком, "смирил себя, став послушным" в том числе завету дел, это было по особому повелению Божию ради Его людей, чтобы ввести их как членов в Тело Богочеловека. Это суверенное благоволение подняло Его человеческую природу выше простой твари через личностный союз с вечным Сыном Божьим и, таким образом, она была возвеличена к достоинству, намного превосходящему людей и ангелов, и ради этого Божественный суверенитет повелел Ему подчиниться закону ради нас. Каково же славное величие этой благодати Бога к нам, которую нам надлежит восхвалять во веки веков! Насколько также возвеличен и прославлен закон тем, что ему подчинился Христос, и оказал совершенное послушание всем его заповедям, будучи Богом и Человеком! Бесконечное достоинство Его Личности отражает бесконечную славу закона. Таким образом, Он исполнил завет благодати, воздав честь также завету дел. Ради этого в завете благодати Отец установил, что Христос как наш Представитель должен подчиниться закону ради нас. Здесь благодать и святость сияют равным блеском, милосердие и правда получают ту же славу. "Милость и истина встречаются, правда и мир лобызаются" (Пс.85.10) в этом дивном установлении. 
/3/ Главной целью, ради которой Христос подчинился закону ради нас, было наше оправдание. Будучи нашим Представителем, Он подпал обязательствам завета дел, чтобы Его послушание закону было вменено нам. То, что Он действовал как наш Представитель и Глава, было необходимым, чтобы Его праведность была вменена тем, кого Он представляет. И эта цель никоим образом не может быть достигнута, если Глава завета не оказывает послушания закону именно в Своем качестве. Его праведность именно как Главы становится основанием оправдания как дела Божия правосудия. Суверенная благодать принимает послушание Христа вместо нас потому, что Он поставлен нашим представителем, и оправдывает нас, вменяя послушание Господа, которым мы оправданы во славу Его. Какая любовь, какая мудрость, какое величие святости явлены здесь! Этот способ нашего оправдания столь возвеличивает закон, что, прославляя милость Бога, он также согласуется с Его правдой, и это будет вечно заполнять умы ангелов и святых хвалой и преклонением.   
/4/ Эта милость Бога, явленная в Иисусе Христе как нашем Главе, суверенна и различительна, отличая одних от других. На такую честь и славу не может претендовать никто. Бог вообще не был обязан замыслить это по Своему благоволению; это был указ Его незаслуженной милости, чтобы Христос пришел и действовал как Глава некоторых из сынов человеческих ради их оправдания и спасения. И Бог был абсолютно свободен решать, кому и скольким людям Он дарует сего Представителя и Главу, чтобы Его праведность и соблюдение Им закона могли стать праведностью, вменяемой им. Очевидно также, что будет неоправданно, если не кощунственно предположить, что мнение, что это число невелико, бесчестит совершенство Бога. Если Бог не был обязан принимать меры для оправдания и вечного спасения какого бы то ни было грешника, то слава Его характера видна и в малом числе тех, кому оказано такое благоволение. Также вполне ясно, что Бог действовал суверенным и благим образом, зафиксировав число людей, которых Глава есть Христос, для их безопасности и счастья. Их выбор из числа других в союз со Христом был актом только Его благоволения. Нет никакой другой причины, по которой Петр, а не Иуда, должен быть един со Христом и дан Ему. Не его послушание закону, но суверенная воля Бога определяет это. Избрание к такому достоинству есть чистая милость, никак не зависящая от лиц, включенных в этот Божий указ.   
III. В силу нашего оправдания мы сделаны наследниками вечной жизни. Чтобы сделать это очевидным, рассудим следующим образом.
1.Право на жизнь по законному устроению есть результат совершенного послушания. Если условия завета дел, на которых он обещает жизнь, будут исполнены, то жизнь будет исходить из него. Я полагаю, это не будет поставлено под сомнение, если представить, что мы способны совершенно повиноваться заповедям этого завета: "исполнивший их будет жив ими". Если же Христос есть наш Представитель в соблюдении закона, то Его послушание должно быть рассмотрено как наше и, в силу этого, мы получаем право на жизнь не меньше, чем если бы мы повиновались ему самолично. Благодать Бога делает праведность Христа нашей и, в силу этого, у нас есть надлежащее право на жизнь даже в соответствии с заветом дел. Право на жизнь проистекает из наличия такой праведности, какую требует этот завет, по сущности и степени ее, будь она достигнута нами или другим за нас. Адам был нашим представителем в неповиновении, и мы попали под смертный приговор, который вытекал из нарушения положений завета дел. Христос же стал нашим Представителем в Своем послушании, и от Него мы имеем право на жизнь по обетованию этого завета в силу идеального соблюдения Им его предписаний. Поскольку Спаситель исполнил закон за нас, в силу этого у нас есть надлежащее право на жизнь в соответствии с обетованием и устроением завета.
2. Рассуждения апостола о плодах неповиновения Адама и послушания Христа, по моему скромному мнению,  наиболее ярко доказывают ту истину, о которой я говорю. Грех ввел в мир смерть, не только как следствие, но и как причину. Смерть "царствовала над нами", ибо мы согрешили по подобию преступления Адама. И это царство смерти перешло на нас, ибо через падение одного стали мертвы  многие. Грех Адама был не просто причиной царства смерти, но и средством ее передачи. Ибо ее власть над нами основана на правосудии, вследствие чего грех Адама как главы и представителя людей подталкивает грешить и их, делает их таким образом грешниками и, следовательно, по справедливости обрекает на осуждение. Но если смерть царствовала через грех Адама, то "милость Божия царствует к жизни" через совершенную праведность Христа, не как средство передачи жизни, но как ее причина.  В самом деле, Его праведность является "нашим оправданием к жизни". Падение Адама по справедливости ведет к смерти, и напротив, праведность Христа по справедливости дает право на жизнь, о чем апостол и говорит в этом контексте (Рим.5.12). Он доказывает, что падение Адама было действенной причиной смерти, и из этого разумно заключить, что он намерен также доказать, что праведность Христа есть действенная причина жизни. Отрицать последнее обязывает нас усмотреть непоследовательность в рассуждении апостола. Ибо если мы получаем жизнь через праведность Христа как средство, через которое она передается нам, а не как действенную причину, то это несерьезно на фоне падения Адама, которое стало действенной причиной смерти.
3. Надежда вечной жизни названа также надеждой праведности. И венец бессмертной славы есть венец правды, данный Господом как Праведным Судией. Праведность, таким образом, является основой всего права на вечную жизнь, которое по справедливости дается тем, кто сделан праведным через вменение им праведности Христовой. Было актом справедливости Господа, Праведного Судии, приговорить к вечной смерти за грех, и также является актом Его справедливости дать вечную жизнь через вменение праведности. Это наше право и слава вытекают из совершенного послушания Христа как надлежащей причины, и такова великая мудрость замысла суверенной благодати, который вполне соотносится с бесконечностью правосудия Божия. Как же прочна основа надежды и веры святых!
4. Отрицать надлежащие заслуги послушания Христа является кощунственным умалением Его славы. Это снижение Его идеального послушания до уровня простой твари. Надлежащее для Его дела благоволение Бога не может вытекать  из послушания даже самых святых существ, но послушание Христа по причине бесконечного достоинства Его Личности имеет надлежащую ценность, заслуги и значение. Не будь всего этого, оно не имело бы превосходства, отличающего его от послушания простой твари. Это столь же принижает Его, как и предположение, что Он не совершенен. В самом деле, ничто не принижает больше Его послушание, чем допущение, что Он просто Человек. И если Его послушание имеет надлежащую ценность, то потому, что Он Бог и Его Личность по Своей вечной связи с Богом бесконечна. Со своей стороны я имею право сказать, что нет ни одной вещи, через которую я пришел бы к более полному удовлетворению истиной, чем доктрина истинного Божества Христа и, соответственно, бесконечной заслуги Его послушания и страданий. Я не поставлю под сомнение то или другое, пока не отрекусь от всего Евангелия. Я говорю об этом со всей силой потому, что к этому меня движет ревность по моему дорогому Искупителю, которая, надеюсь, не будет найдена ошибкой.
Утверждение 1. Говорят также, что если послушание Христа вменяется нам, то мы обретаем тем самым заслуги. Я отвечу, что заслуги имеет лишь Тот, Кто имеет их по существу, мы же ничем не заслужили вменения нам праведности Христа. Он заслужил для нас Своим послушанием все, но никак нельзя сказать, что мы что-то заслужили, если Его послушание вменяется нам. Заслуга свойственна Христу как Тому, Кто подчинился закону; мы же нарушили его, и Христово послушание лишь вменяется нам. Это послушание, как и его вменение, не сообщает нам никаких заслуг, и мы ничем его не достойны. Это возражение столь ничтожно, что странно, что оно вообще рассматривается кем-то всерьез.
Утверждение 2. Если Христос заслужил Своим послушанием вечную жизнь для нас или обрел для нас право на вечную славу, то наше будущее блаженство не является свободной милостью Бога, ибо если оно заслужено, то не может быть свободным, ибо Божие благоволение и заслуги Христа противоречат друг другу. На это я отвечу:
/1/ Если бы мы были призваны заслужить славу через то, чтобы сделать послушание Христа нашим, то это возражение могло бы иметь силу, но так как мы не призваны заслужить что-либо через применение Его послушания к нам, то силы оно не имеет. Вечная жизнь и слава по отношению к нам всегда абсолютно бесплатны в силу их надлежащей причины. Во вменении праведности Христа нам мы не стали субъектами того, что не может быть присуще нам. И так как Его праведность сама по себе не присуща нам, нам не присущи и Его заслуги, и несмотря на вменение Его праведности нам, субъективно мы не сделаны заслуживающими вечной жизни. Как праведность Христа не может быть субъективно нашей, не могут быть субъективно нашими и Его заслуги. Таким образом, очевидно, что сами по себе мы по прежнему лишены вечной жизни, но поскольку праведность Христа вменяется нам, мы получаем на нее право. Вечная жизнь дается нам по причине праведности, которая не наша собственная, но Другого, и есть акт Его свободной благосклонности к нам, а не наших достоинств и надлежащих заслуг. Потому во вменении праведности мы не становимся субъектами ее как своих заслуг.   
/2/ Только суверенная благодать дала праведность Христа нам и сделала ее нашей. Это, я надеюсь, четко объяснено и твердо доказано выше. И следовательно, я не могу не сказать, что такие возражения слабы, но поскольку они могут повлиять на некоторых, у меня есть еще одно замечание. Есть старая и самоочевидная аксиома, что причина есть то, что вызывает следствия. Это верно в вещах естественных, нравственных и духовных. Теперь давайте применим это к рассматриваемому предмету. Послушание Христово есть достойная причина вечной жизни, которая в свою очередь вызвана абсолютно свободной любовью и благосклонностью Бога.   
1.По отношению ко Христу: это был акт суверенной любви, включивший Его человеческую природу в союз с Его Божественной Личностью, и этот союз есть источник всех заслуг Его послушания. И следовательно, Его способность к заслугам через соблюдение закона основана на сей благодати к Нему как к Человеку.
2. Это был акт суверенной благодати согласно указу, по которому Его достойное послушание должно стать нашим. Свободная и славная благодать назначила Его нашим Главой и Представителем, и нам быть Его членами. И следовательно, свободная Божия благодать есть источник, из которого вытекает наше право на вечную славу через совершенное послушание Христа, и достойная причина этого права.
3. Слава свободной благодати здесь затмевает все иное. Ибо если дар праведности есть дар благодати, то насколько больше заслуга этой праведности есть милость Бога, ибо если бы избранные были введены в славу без праведности, достойной этой славы, благодать Божия не была бы столь ярко явлена в Его благоволении одарить их вечным блаженством. Так что любое противопоставление благодати Божьей и заслуг Христа в этом дивном деле очень далеко от истины.
4.  Поскольку прощение грехов было должным образом заслужено искупительной Жертвой Христа и явилось даром свободной благодати, то послушание Христа должным образом заслуживает вечную жизнь, хотя она является даром свободной благодати. Причина того и другого одинакова, а именно это свободная благодать, делающая Жертву Христову, а следовательно, и помилование, нашими, хотя эта Жертва и имеет заслуги. И та же свободная благодать есть условие вменения послушания Христа нам и, соответственно, вечной жизни, хотя Его послушание есть заслуга. Возражение социниан, что прощение грехов не есть милость Бога, если Христос заслуживает его Своими страданиями и смертью, является просто убогим, ибо Его смерть была следствием Божией благодати к нам. Очень слабо также возражение некоторых других, что вечная слава не может быть даром благодати, если Христос заслужил ее для нас Своим послушанием, ибо Его послушание также было плодом Божией благодати к нам. Если мы утверждаем, что Жертва, которую Он дал для нашего прощения, основана на Его заслуге, это никак не умаляет славу свободной милости Бога в нашем прощении.  Также ничуть не умаляет славу свободной милости Бога в нашем вечном счастье то, что мы утверждаем, что послушание, которое Он дал, заслужило для нас это вечное счастье. В этой доктрине возвышается слава благодати Божественного Отца и одновременно честь нашего дорогого Искупителя в полном согласии друг с другом. Те, кто отрицает, что Христос заслужил для нас вечную жизнь Своим послушанием, не могут усваивать Ему никакого превосходства, превышающего идеальное послушание простой твари и, следовательно, они бесконечно бесчестят Его. Я не говорю, что они делают это намеренно, но их беспечность дает только такие выводы из-за недостатка здравого суждения, сопоставляющего духовное с духовным. 
IV. Жизнь, наследниками которой мы соделаны, вечна. Это вечная слава, к которой мы призваны Богом всякой благодати (1 Пет.5.10). По смерти души святых сразу обретают полноту блаженства и счастья. Все повреждения греха изгоняются из них мгновенно, и принцип благодати перерастает в славу. Их общение с Богом Отцом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом становится самым близким и непрерывным. Их тела, которые сейчас спят во прахе, будут подняты из мертвых, одухотворены и прославлены, став сосудами для уже совершенных душ, и так воссоединяться с ними в конечном блаженстве навсегда.
1. Они будут вечно наслаждаться ясным переживанием любви к каждой Божественной Личности, как явившей замысел и устроение их спасения. Те несовершенные представления, что они имеют теперь по вере, наполнят их невыразимой радостью. Каким же светом и глубиной проникнется их поклонение, когда их видение будет совершенно ясным, обширным и непрерывным! Это состояние блаженства далеко превосходит все, что было обещано в завете дел.
2. На небесах они будут самым ясным образом созерцать славу нашего дорогого Искупителя. Слава Его Личности как Богочеловека едина. Лучи Его Божества сияют в Его совершенной человеческой природе, питающейся от Его Божественной личности. И та слава, что дана Ему, прославляет Отца в Его деле искупления. без сомнения, святых охватит невыразимое блаженство, когда они увидят благословенного Иисуса, увенчанного славою и честью за то, что Он был увенчан терновым венцом ради них. Эта часть будущего счастья также была неизвестна в завете дел и далеко превосходит ту жизнь, что была обещана в нем.
3. Святые в их небесном состоянии будут иметь четкое и постоянное чувство их союза со Христом, так как в Нем Бог и человек едины. Союз Его человеческой природы с Божественной Личностью является Его высшей славой как Человека. И их союз с Ним, поскольку Его Личность такова, является прочным фундаментом их вечной безопасности и их наибольшей честью, а также основой того самого близкого общения с Богом, которым они будут наслаждаться в вечности.  Это союз Лозы и ветвей или природной головы и тела. Избранные составляют мистическое Тело, коего Глава есть Христос. И Тот же Дух почиет на Главе и членах, ибо они одно Тело и один Дух. Это также супружеский союз. Церковь есть невеста и жена Агнца, мы же члены тела Его, плоть от плоти Его и от костей Его. О, каково же достоинство этого единства для сообщества людей Божьих! Ощущение его возвысится и будет поддерживаться в блаженных умах святых, наполняя их восхищением всю вечность. Это также часть нашего вечного счастья, с которой был абсолютно незнаком завет дел. Мы сможем дивным образом понять, как прославляются все совершенства Бога, в том блаженном состоянии, в которое мы введены через посредничество Христово, Его суверенность, благодать, милосердие, доброта, святость, справедливость, истина и абсолютная неизменность. Все это также было непостижимо в завете дел. Наше право на жизнь дано в соответствии с обетованием через заслуги послушания Христа как нашего Представителя. Но это жизнь, значительно превышающая в своей славе ту, что была обещана прежде. И потому праведность Христа как нашего Главы дает нам право на жизнь в той славе, что была обещана в Нем. Я полагаю, что хотя послушание Христа и не превышает повелений завета дел, тем не менее в своей ценности и достоинстве, в силу бесконечного достоинства Его Личности оно бесконечно превышает все, чего требовал этот завет. И поскольку эта благодать исходит от Отца и явлена в достойном послушании Христа, на небесах четко явится то, что Бог есть все во всем. Все мы члены Христа, ибо Он наш Глава. Свободное и суверенное благоволение Бога является источником высочайшей славы Христа в вечном счастье избранных через Его идеальное послушание. Через Его заслуги благодать Отца ко Христу как Человеку предается святым, ибо Бог соделал Его послушание нашим. И потому Христос и Церковь навсегда едины, воздавая хвалу и славу Богу Отцу, Который есть все во всем.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии