По балтийскому и северному морям. финляндия

Ф И Н Л Я Н Д И Я.

Наш теплоход подходит к причалу Хельсинки. Все на палубе. С моря открывается прекрасный вид на город. Над центральной частью города господствует купол собора Святого Николая. Он стоит на вырубленной в гранитной скале площадке, и к его порталу ведет широкая лестница, ступени которой служат трибунами в дни народных праздников. По боковым сторонам просторной квадратной Сенатской площади построены в стиле ампир здания университета, университетской библиотеки и Государственного Совета (бывшего Сената). Этот главный монументальный ансамбль города – Сенатская площадь создан в 1820-30-х годах приглашенным из Петербурга архитектором Энгелем. Мы на Сенатской площади.  Сенатская площадь – это сердце Хельсинки, здесь со-единилась религия, наука и политика. Ансамбль Сенатской площади украшает Кафедральный собор. Храм был открыт 15 февраля 1852 года.

Первоначально собор был назван Николаевским - и в честь святого Николая, покровителя моряков, и как дань уважения императору Николаю II, который проявлял большой интерес к сооружению собора. По требованию Николая II на крыше храма - по примеру Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге - были поставлены фигуры двенадцати апостолов, отлитые в цинке и выполненные четырьмя немецкими скульптурами. Он же приказал построить огромную гранитную лестницу, которая ведет от собора к Сенатской площади. Белоснежное здание храма с большим фронтоном и колоннами коринфского ордера выполнено в стиле ампир. Здание венчает большой центральный купол, а на башенках по углам крыши расположены четыре купола меньшего размера. В качестве картин для алтарной части церкви Император подарил работу русско-немецкого художника Т.К. фон Неффа. Внутреннее убранство собора, как принято в лютеранских храмах, скромно и аскетично. Внутри собора установлены статуи крупнейших деятелей лютеранства - Мартина Лютера - основателя лютеранской религии, Филиппа Меланхтона - ученого-гуманиста и теоретика лютеранства и Микаэля Агриколы - родоначальника финской литературы. Над церковью возвышается центральный купол и скульптуры двенадцати апостолов.

Если смотреть с высоты кафедрального собора – парадной лестницы – в центре памятник Александру II, установленный в конце XIX века, слева – белокаменное здание сената, сейчас – Государственный совет, символ государственной власти, справа – главный корпус университета(1832г.) и великолепное с точки зрения архитектуры здание университетской библиотеки.

Один из крупнейших финских историков Матти Клинге назвал отношение к императору, сложившееся в Финляндии, «культом Александра II». Он пишет: «Настоящее поклонение Александру II существовало в Финляндии как при его жизни, так и после его преждевременной смерти. Ещё современники Александра заметили, что императором восхищались заметно больше в Финляндии, чем в России, не говоря уже о Польше. Для либералов он был монархом, даровавшим сейм и парламентаризм, для финноманов – императором, подписавшим рескрипт о финском языке, а для всех – государем, в период правления которого Финляндия не только развивалась экономически и культурно, но также превратилась в современную нацию и государство».
Еще одно здание сенатского ансамбля – дом купца Седерхольма (1757г.), которое используется как выставочный зал.

В самом старом каменном здании старого центра Хельсинки с 1995 года находится один из филиалов музея города. Здание было построено в 1775 году для Иоганна Седерхольма, самого зажиточного купца Хельсинки. Коллекции музея отражают жизнь Хельсинки в 1700-е годы. Здесь проводятся также временные выставки.

Дом Седерхольма, расположенный на углу Сенатской площади, - старейшее каменное здание в центре Хельсинки. Дом назван по имени первого владельца - богатого шведского купца Йохана Седерхольма. Этот двухэтажный особняк, построенный в 1757 году, славился в свое время как самый великолепный частный дом в Хельсинки. Предполагается, что он был построен по проекту немецкого архитектора Самюэля Бернера. Первый этаж дома занимали магазин и контора Седерхольма, на втором располагались жилые комнаты, а в каменных подвалах - склады.

Наследники Седерхольма владели домом до 1822 года. В 1865 году его хозяином стал купец и архитектор Киселев. Он перепланировал дом, значительно изменив его внешний облик: под окнами второго этажа появились балюстрады, а на фасаде - три двери. Семейство Киселевых владело домом до 1912 года.
По проектам Энгеля застроена и расположенная впереди набережная с дворцом президента республики и ратуши. Считают, что Хельсинки - последний классический ансамбль в Европе, задуманный и построенный как единое художественное целое. А исторический центр поражает композиционной завершенностью.

Практичность, деловитость, точность и продуманность – эти черты ха-рактеризуют и современную архитектуру Финляндии.
Хельсинки – современный город, жизни которого присущи международный характер, связи с Востоком и Западом. Хельсинки – крупный морской порт и главный промышленный центр страны.

Совершая экскурсию, остановились перед дворцом «Финляндия». Дворец "Финляндия", расположенный недалеко от здания парламента, на берегу залива Тёёлёнлахти, используется для проведения концертов и конгрессов.
Дворец был построен по проекту знаменитого финского архитектора Алвара Аалто, в творчестве которого национальные традиции сочетаются с принципами функционализма и органической архитектуры. Дворец "Финляндия", идеально вписанный в окружающий пейзаж, - одно из лучших произведений Аалто. Основной корпус дворца был возведен в 1971 году.
Ежегодно во дворце "Финляндия" проводятся несколько десятков кон-цертов, в том числе и концерты классических музыки. Дворец известен еще и тем, что именно здесь в 1975 году главами 35 стран были подписаны Хельсинкские соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе. Перед дворцом "Финляндия" установлен памятник Урхо Кекконену, президенту Финляндии, правившему страной с 1956 по 1981 годы.
 
В центр города въезжают поезда, останавливаясь совсем недалеко от здания парламента. Здание вокзала выполнено из гранита и представляет собой наиболее известное в мире произведение финской архитектуры. Скульптура Центрального вокзала (архитектор Э.Саарингн) – символ города. Расположенные по обе стороны от центрального входа фигуры со светильниками в руках выполнены Эмилем Викстрёмом. Рядом с вокзалом находится Национальный театр, наискосок через дорогу – огромный торговый дом Стокмана. Так что все учреждения у приезжего под рукой. Крестьянский консерватизм, практичность и непосредственность его мышления трогательно проявляется в планировке города Хельсинки.
 
Впечатляет своей массивностью здание парламента, построенного в 1931 году Й.Сиреном в стиле монументального классицизма 1920 – х годов, как символ независимости Финляндии.
 
Перед фасадом парламента установлены скульптуры первых президентов независимой Финляндии  К.Ю. Стольбергу и П.Э. Свинхувуду.  Можно присутствовать на пленарных заседаниях Парламента по вторникам и пятницам.

Привлекает внимание Олимпийский стадион с 73 метровой башней. На стадионе в 1952 году состоялись Олимпийские игры. Началом истории Олимпийского стадиона принято считать 11 декабря 1927 года, когда под эгидой городских властей Хельсинки был основан фонд, призванный собрать средства для строительства спортивной арены, способной принять Летние Олимпийские игры. Строительство стадиона продолжалось с 12 февраля 1934 года по 12 июня 1938 года. Стадион готовился принять XII Олимпийские Игры 1940 года, от проведения которых отказался Токио из-за участия Японии во Второй японско-китайской войне. Однако, Игры были окончательно отменены по причине начала Второй мировой войны. Спустя 12 лет Олимпийский стадион Хельсинки стал главной ареной XV Летних Олимпийских Игр 1952 года.
 
Университету Хельсинки – 350 лет. Центральное здание Университета выполненно по проекту К.Л. Энгеля в 1832 году. Академия была учреждена в 1640 году в Турку и переведена в 1828 году в Хельсинки. Академия была переименована в Императорский Александрийский Университет, а в 1919 году — в Хельсинкский Университет. Фасад Университета представляет собой повторение пропорций и композиций Государственного совета. Вместе с единой линией построек южной части площади и церковью здания образуют одну из наиболее чистых по стилю неоклассических площадей Европы. В 1937 году университетское здание было расширено до размеров целого квартала.
 
Университет Хельсинки является самым крупным университетом в Финляндии. Хельсинский университет является одним из лучших междисциплинарных исследовательских университетов в мире. На его 11 факультетах учатся более 35000 студентов из разных стран мира. Здесь работают свыше 3900 ученых и преподавателей. Как и во многих других высших учебных заведениях Финляндии, преподавание ведется на финском, шведском и английском языке. Количество англоязычных программ постоянно увеличивается.

На бульваре Эспланада стоит памятник поэту, автору национального гимна Рунебергу.
В Финляндии первый театр был создан в 1872 году. Сейчас в стране насчитывается более 40 профессиональных театров. Кинематограф появился в стране в 1919году. В Хельсинки ежегодно устраиваются международные музыкальные фестивали, известные под названием недель Сибелиуса. В Хельсинке работает секретариат Всемирного Совета Мира.
На берегу одной из бухт, в живописном парке расположился памятник  композитору Сибелиусу.  Ян Сибелиус (1865-1957) - финский композитор, который стал известен во всем мире как выразитель национального духа и реформатор классических идей в музыке. Именем Сибелиуса названа Хельсинкская академия музыки.
 
Самый известный и посещаемый туристами памятник Сибелиусу был открыт через 10 лет после его смерти в 1967 году. Автор Эйла Хилтунен трудилась над памятником несколько лет. В результате свет увидел ан-самбль из нескольких сотен медных труб, что до сих пор вызывает неоднозначные эмоции жителей и гостей Хельсинки. Как бы там ни было, но этот памятник Яну Сибелиусу — наиболее часто посещаемое туристами место в столице.

Вспоминая историю всех увиденных стран, вспоминая всех исторических личностей, которые жертвовали своей жизнью ради будущего, думалось, что человечество платит за каждый свой шаг вперед – будущему, что существует далекая цель, может неосознанная, к которой идем сами того не сознавая, цель, как нечто прекрасное, совершенное, справедливое и окончательное, и которая дает интерес(возможность) жить и надеяться.

Все опять на палубе, отплываем. Берег города, который удалялся. Сколько портов встречало и провожало нас в поездке. Это серое море соединяло  порты, в которые мы входили.  В душе чувствуется восторг перед неисчерпаемой, мощной природой. Как же красивы города, в которых побывали, как красива жизнь! Разве не радость узнать не только о стране, но и жизнь прошлых поколений в этих странах, жизнь во всем ее могуществе, жизнь с ее бессмертной надеждой.
 
Наш теплоход отплывает и держит курс на Санкт – Петербург.


Рецензии
Интересно - спасибо! Удивило, что почитают нашего Александра и даже памятник ему стоит. Так не вяжется с современным положением в мировой межнациональной практике - это говорит, видимо, о разумности финской элиты и её правильном отношении к истории страны. Интересно - спасибо!

Георгий Кучеренко   10.04.2016 20:32     Заявить о нарушении
Поэтому и исторических памятников у них больше. Спасибо за отзыв!

Татьяна Подплутова 2   10.04.2016 21:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.