Причины культа личности Сталина
Как бы ни были велики заслуги Сталина, одним из важнейших факторов его культа стала человеческая природа, сама суть и стержень русского народа. Россияне, изначально привыкшие к наличию высшей власти над ними, которая бы оберегала их и порядок в стране, даже после прошествия тринадцати лет со дня Октябрьской революции не могли от неё отвыкнуть. Нельзя сказать, что народ питал какую-то особую любовь к царю, императору, а затем и Советской власти в лице Ленина, а позже и Сталина, в большинстве своем, может, и нет. Но инстинкт, живущий в людях не одно и не два столетия, инстинкт "овечьего стада", которому, как ни крути, а нужен хороший пастух, брал своё. После долгих, казавшихся бесконечными, политических дискуссий, после необходимости разбираться в плавающих, то возникающих, то пропадающих отличиях между различными политическими группировками, народу, как и партийной верхушке, захотелось обрести единого лидера и ясную цель. В течение долгих лет неопределенности, смены или же вообще отсутствия какой-то едино признанной власти народ увидел в Сталине что-то вроде твердой и надежной почвы, на которой можно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. И пусть политика, проводимая Сталиным, во многом оказывалась спорной, неоправданно жестокой и часто охваченной манией "антисоветского", а то и хуже "антисталинского" заговора, она была. Как говорится: "Из двух зол выбирают меньшее". Возможно, так решил и народ.
Возвращаясь всё к той же неопределенности в до сталинские годы, стоит упомянуть и политику В.И. Ленина. Какова была его идея? Мировая революция! Но что с ней стало? Что же, не говоря уже о том, что эта утопическая мечта Ленина изначально многим казалось сомнительной, она и спустя годы не давала плодов. Да, прошла революционная волна по Германии, но ПРОШЛА же. Да, создавались в европейских государствах коммунистические комитеты, но дальше-то дело не шло. А деньги на их содержание продолжали выделяться Советским правительством, а оно в своё время продолжало спрашивать их с народа. Была ли нужна последнему звену этой цепочки такая политика? Судите сами. А если говорить короче и без туманностей, то в народе постепенно накапливалось раздражение, реальные результаты десяти послереволюционных лет не совпадали с тем идеалистическим представлениям, которое влекло народ и во имя которого и совершалась-то революция. А выдвинутая Сталиным ещё до его, так сказать, "восхождения на престол" перспектива быстрого построения социализма в стране оказалась куда привлекательнее идеи пресловутой мировой революции. Т.е., то, что когда-то помогло Сталину победить в политической борьбе за личную власть, помогло ему и снискать любовь народа в будущем. Ведь если есть Сталин, есть идея быстрого построения социализма, а если есть эта идея, есть и идущий за ней народ. Что это? Простая арифметика и тонко продуманная политика, и никак иначе!
А теперь от общего термина "политика" перейдем к его более детальному рассмотрению. На чем, собственно говоря, держалась политика Сталина? Всего на трех составляющих: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Оставив культурную революцию и коллективизацию, кратко осветим итоги индустриализации, имеющей прямое отношение к экономике. Темпы роста тяжелой промышленности в годы первых пятилеток, введенных Сталиным, были в 2-3 раза выше, чем в России перед Первой мировой войной. По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. XX в. вышел на второе место в мире после США. Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Среднегодовые темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире - от 10 до 17%. СССР превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс, продукция которого превосходила лучшие мировые образцы. СССР за годы первых пятилеток совершил гигантский рывок в своем развитие. Всё это не могло не сыграть роли в продвижение Сталина как лидера государства. Поднять страну с колен, вывести её из экономического кризиса - дело непростое, и, само собой, требующее определенных жертв. Да и если говорить о жертвах, не все они были вынужденными. Значительная часть народа была полна энтузиазма и сил, а раз так, дело за "малым".
Последнюю причину в силу её своеобразия можно назвать "рекламной акцией", она таковой и была. Ажиотаж, поднятый культом личности Сталина, и был своего рода его причиной. Выработанная в данном случае психология была настолько тонка и проницательна, что, как и в первой причине, заставила сработать механизм "овечьего стада", только иного происхождения. Человек, справа и слева, сверху и снизу окруженный сталинской пропагандой, волей-неволей поддавался ей. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющие И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. "Он — то, что снилось самым смелым, Но до него никто не смел" - пишет поэт. Но разве стихи - это предел? Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном Г. А. Эль-Регистаном и С. Михалковым в 1943 году: "Нас вырастил Сталин — на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил!". Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты; он постоянно присутствовал в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях, на транспорте. Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов, улиц, заводов, шахт, колхозов, дворцов культуры и прочих объектов, а также военная и прочая техника. В общем, такой рекламе в наше время позавидовал бы любой политический деятель. Вероятно, создавая этакую атмосферу всеобщего уважения и обожествления "Великого вождя", приспешники Сталина, да и что греха таить он сам, надеялись на то, что ход мыслей у народа приобретет нужное им направление: "Раз все любят Сталина, почему бы и мне его не полюбить?". Такому настойчивому и вездесущему внушению трудно было сопротивляться, но всё-таки реально. Однако стоило ли оно того? Все мы прекрасно знаем, что становилось со всеми неугодными Сталину лицами. Народ вовлекали в бесконечный круговорот Сталина в СССР, внушали мир и в результате получали его.
В завершение этого исторического размышления трудно что-то добавить. Определенные выше причины не являются единственными и абсолютно верными. Культ личности Сталина был обусловлен рядом причин, о некоторых из которых могут не знать даже опытные и хорошо осведомленные историки. О Сталине говорили, говорят, и будут говорить разное, порой идущее в разрез с уже существующими и даже немного укоренившимися точками зрения. И все же, какие бы доводы и факты нам не приводились, последнюю точку все равно будет ставить время, в котором мы живем, и люди, которые этим временем управляют. Возможно, в те далекие 30-е годы именно время и стало главной причиной культа личности Сталина.
Свидетельство о публикации №213030201162
Паулов 02.03.2013 18:29 Заявить о нарушении
Мария Тиханкова 12.03.2013 18:43 Заявить о нарушении