Второе пришествие Diablo Swing Orchestra

Глубокий вечер пятницы. Полупустой вагон метро, подъезжающий к конечной станции метро Пятницкое шоссе. Я дочитываю бессмертную алкогольную поэму Венечки Ерофеева. А в ушах до сих пор звучат напевы композиции Diablo Swing Orchestra «Vodka Inferno». Прилично одетый мужчина роняет свой смартфон на пол и не торопится его поднимать, горделиво выпрямившись в позе памятника. В чём же дело? Он настолько презирает внешние атрибуты роскоши? Оказывается не настолько, насколько можно было это предположить сперва. Он с безмятежным видом опускается на корточки, однако смотрит в противоположную сторону. Затем протягивает божественную длань в сторону этакого пенька, растущего их вагонного пола, призванного, видимо, предотвращать удары отворяющихся (по случаю) дверей о стены. Единственное, что роднило этот предмет с новомодным гаджетом, это чёрный цвет. Но мужчина не сдавался сразу, норовя выдернуть того из основания вагона. Ничего не получилось. Сознательный пассажир приходит на помощь.
И вот конечная, но взор нашего гуляки настолько замутнён, что он пытается выйти через двери на противоположной стороне. Хорошая была пятница!

Столь же запоминающейся, а то и более колоритной она выдалась и для меня. Ведь в Москву пожаловали те самые шведы Diablo Swing Orchestra, именно финальная песня их концерта гремела у меня в голове, пока я добирался домой. Второй раз я шёл на их концерт – первый состоялся 22 мая 2010 года, и я о нём довольно подробно рассказывал. Тогда московский зал «Точка» выглядел полупустым, а пришедшие на концерт выглядели во многом случайными людьми, пришедшими, так сказать, потусоваться. Теперь же всё обстояло ровным счётом наоборот. К семи часам самого отвратного московского клуба ККЗ Москва или Arena Moscow после ребрендинга выстроилась гигантская очередь, вьющаяся чуть ли не от Тверской-Ямской! А зал-то, зал!

Он определённо заслуживает отдельного упоминания. Я наведываюсь туда уже третий раз. Первый раз, когда в него почти за год до описываемых событий прибыли с концертом Тони Макальпин и его коллектив, там был отвратительнейший, блевотный звук. Один из худших, что мне приходилось слышать. Даже «ДК МАИ» мог похвастаться раньше на порядок лучшим звучанием! Когда Тони Макальпин пересаживался за клавиши они издавали верещащий, переходящий в металлический скрежет звук, похожего на эффект положительной обратной связи в применении к обычным микрофонам.
За неделю до этого концерта я не мог не прийти на также шведский ансамбль Pain of Salvation. В тот день зрителей было раза в три меньше, но ожидание на входе было не менее утомительным. Плюс узенькое окошко гардероба и жуткий сквозняк при открытых дверях, просто вымораживающий всё нутро. Даже если на концерт придёт только десяток преданных фанатов, в зале всё равно возникнет ощущение толкучки! Тут ККЗ Москва может на равных конкурировать с хардкоровым «Plan B». А в общем рейтинге клубов я бы поставил этот грязный притон на почётное предпоследнее место. Всё-таки ничто не сравнится с филиалом ада на земле – трижды проклятым клубом «Milk», когда там не работает вентиляция, или (по слухам) работает эксклюзивно только для обладателей дорогих билетов на сидячие места. Уж не бывший ли директор клуба «Хромая лошадь» подался в Москву на заработки и таким гнуснейший образом попирает наше право дышать чистым воздухом?

Концерт по заведённой традиции начался часа через полтора после объявленного времени. Казалось бы, выход прост – приходи всё время чуть позже, часа этак на полтора, но находятся отдельные особо честные промоутеры, которые начинают всё вовремя, и это может послужить для некоторых неприятным сюрпризом! В отношении ККЗ Моска можете быть спокойны – они не обманут ваших надежд. Спасибо, хоть разогрев не поставили. Часа два ожидания перед Pain of Salvation, особенно после волейбольного матча стоили моим ногам очень немало!

Музыканты появились под звуки внушительного интро из диснеевского мультика «Pink Elephants on Parade». Во внешнем виде главных героя вечера произошли небольшие изменения: теперь они не столь строго придерживаются своего фирменного дресс-кода в чёрно-красных тонах. Вместе с тем они определённо стали чувствовать себя свободнее и увереннее на сцене. Время громко заявлять о себе и как-то себя позиционировать, попутно эпатируя публику, прошло. И теперь они истинные короли сцены, пусть даже такой небольшой. Кроме того, в составе команды произошли небольшие изменения к трубачу Мартину Исакссону присоединился тромбонист – Дэниэль Хедин. Также в очередной раз произошла смена барабанщика – новый драммер коллектива Йохан Норбэк.

Чуть более скованно, чем раньше вёл себя виолончелист Йоханнес Бержион, и да – на этот раз обошлось без досадных поломок инструмента, как это было в случае первого блина. Раньше он выступал в роли неугомонного фрика, безумного экзальтированного арийца, так и напрашивающегося на экранизацию талантливейшим Кристофом Вальцем. Теперь он вынужден вести себя более достойно, хотя бы потому, что ему приходится исполнять арию в «Rancid Romance». Да, возможно, эта песня вживую звучит чуть проще, так как недоступны всяческие эффекты и студийные наложения, от скоростных моментов совместного припева Йоханнеса и великолепной Анны-Люсии Лёгдлунд, но дикий невероятный драйв от этого никуда не пропадает.

Мне было очень интересно, как будет вживую исполняться «Lucy Fears the Morning Star», в названии которой содержится такой забавный калабур, то есть мне был непонятен способ исполнения тех призрачных голосов в середине песни. Оказалось, всё спокойно делается вживую. Только для этого понадобились писклявые голоса мастеров духовых инструментов. Браво-браво великолепным шведским талантам. Что приятно и удивительно, вся группа оказалось отлично поющей. Редкий, но очень приятный случай.

Ближе к концу концерта нас порадовали композицией со второго альбома, которая хороша абсолютно всем «Ricerca Dell'Anima» - особенно своими аллюзиями на бондовскую тему. Тут же в голову полезли всякие интересные мысли. А вот если бы Diablo Swing Orchestra доверили написание основной музыкальной темы для нового фильма про Бонда! Или, как мне кажется, им бы очень неплохо дался кавер на «Live and let die»!

В форме диалога между музыкантами прозвучала «Bedlam Sticks», которая по их словам написана по мотивам того, как музыканты пытались организовать свою группу. И тут, конечно, имеется в виду не мифологическое, а реальное происхождение коллектива.

Довольно быстро музыканты перешли к одной из самых ярких песен с нового альбома «Black Box Messiah» с такими странными пищащими голосами в припеве. Мне эта песня особенно близка, поскольку в течение нескольких недель стояла у меня на будильнике. И, да простят мне поклонники группы эти странные ассоциации, но почему-то данная песня очень мне напоминает главный хит Эллиса Купера также с последнего альбома «Disco bloodbath boogie fever».

Надо заметить, что композиции с трёх альбомов исполнялись группой по большому счёту вперемешку. Однако наиболее заметными и концертообразующими песнями стали номера из второго альбома группы. Тем не менее, я с радостью услышал композицию «Heroines» с первого альбома. В отличие от прочих песен группы она более меланхоличная и задумчивая. И тем более разителен контраст с тем, как бы это выразиться, грувом, который следует за плавным вступлением.

«Ballrog boogie», с которой у большинства людей ассоциируются шведские музыканты, была припасена на самый конец концерта для выхода на бис, когда часть зрителей уже начала проталкиваться к гардеробу. После чего уже второй раз за вечер прозвучала «Vodka Inferno», но в немного изменённом исполнении. Стоит заметить, что в первый заход музыканты весьма органично разначили бутылочку водки. По ходу же концерта возлияния совершались, в основном, при помощи пива «Жигулёвское». Это немного притупило градус эстетического наслаждения от концерта, но только самую чуточку.

А аутентичная свинговая композиция «A Tap Dancer's Dilemma» до того раскачала танцпол, что в центре переполненного зала начался жуткий слэм. Единственное, что меня порадовало в этом стихийном безумном явлении так это то, что по ходу него там перепало одному жирдяю в очках, который постоянно сновал туда-обратно мимо нас, пронося напитки. В определённый момент в самую толкучку ринулся нетвёрдо стоящий на ногах алконавт с наполненным стакан пивасика. И этот стакан после очередного прилива волн слэма он случайно опорожнил на жирдяя. Что ж поделом недоумку, ему воздалось за всё!
Но это я так, сгущаю краски, на самом деле, концерт целиком и полностью был великолепным, начиная от элементов шоу, заканчивая самой музыкой. Кстати, и звук в этот день был более удачным, чем в предыдущие мои посещения сего заведения.

Единственное, о чём я немного пожалел на пути к метро Маяковская, это о том, что концерт проходил не в располагающемся прямо напротив Брестской улицы концертном зале им. Чайковского. Им к лицу уже такие сцены, ну или Crocus City Hall худой конец! Ведь каким-то странным образом “дьябловцы” умудряются совершенно уникальную и ни на что непохожую музыку.

Безусловно, основные ассоциации на основе вокального спектра группы связаны с творчество финнов Nightwish, когда вокалистами там были Тарья Туруннен и Марко Хиетала. Однако Анна-Люсия даст сто очков форы Тарье Туруннен, так как она всё-таки настоящая оперная певица, умудряющаяся при этом не ограничиваться одной манерой исполнения (меня даже недавно бросило в пот от приснившегося кошмара, будто вокалистка DSO рекрутирована в Nightwish на место ушедшей Анетт Ользон).
С инструментальной точки зрения корни группы лежат в творчестве, наверное, группы Apocaliptica, но в гораздо большей степени их вдохновлял огромный пласт классической музыки и джаза. Интересно, что по довольно сходному пути попыток играть металлическую музыку усилиями камерных оркестров пошли и некоторые другие коллективы – Skeletonbreath, Alamaailman Vasarat, Майк Паттон с проектом Mondo Cane. Но никто из их возможных коллег или конкурентов не сумел добиться даже близко такого стилистического многообразия, таких ярких композиционных находок, такой мощной сюжетной составляющей музыки и непринуждённости исполнения.
Спасибо группе Diablo Swing Orchestra, что они есть, пусть продолжают сочинять такую же классную музыку и побыстрее возвращаются в Москву уже в статусе мультиплатиновых звёзд!


Рецензии