Родился я сегодня! рис. автора

 ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:http://www.proza.ru/2012/01/06/433

СБОРНИК "МОИМ РОДНЫМ И МАЛЕНЬКОЙ РОДИНЕ!" рец.1

РОДИЛСЯ Я СЕГОДНЯ!
ТОЧНЕЕ – ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ЛЕТ НАЗАД!
Вставало солнце из-за Дона!
Леонид Крупатин
Вставало солнце из-за Дона,
Лучи свои, окрест бросало,
Они в донской воде мерцали,
Как искры дивного кресала!

Народ давно был на ногах-
Кормил скотину, ладил косы
И торопился на покос
Пока  свежи на травах росы.

Просясь на пастбище коровы
Мычали рядом и вдали
И куры с бойким петухом
Купались радостно в пыли!

Петух не глядя на часы
Легко поднялся на забор
И заорал : «ку-ка-ре-ку!»
Вложив в него души задор!

Он возвестил: Начался день
Который дарит людям Бог!
Чтобы они пройти успели
Пути неведомых дорог,

Посеяв хлеб, детей растили,
Для них построили жилище
И охраняли,  чтоб оно
Не превратилось в пепелище!

В  «лавине» любо казаку
Лететь среди казачьей рати,
Но даже плуга рукояти
Не ущемят казачьей стати!

А  коли надо казаку
Прогнать кручину напрочь-вон-
То песню вольную услышит
Седой и мудрый Тихий Дон!

Л.КРУПАТИН, МОСКВА,2009

     Рожала меня мама в станице Нижне-Курмоярской Цимлянского района на берегу Дона. Рожала трудно и стоял вопрос: спасать меня или мать.Родные сказали: Спасать мать! Но я решил тоже посмотреть на Мир Божий!
     Станица наша была старинная, зажиточная.До революции много зажиточных, благородного воспитания людей в ней проживало, но революция уничтожила их, а строительство сталинского по замыслу Петра Великого канала Волго-Дон  рукотворным Цимлянским морем поглотило и нашу станицу в числе многих. Весной 1950 года мне было три года и пять месяцев, когда нас в сопровождении, вооружённых винтовками,  солдат-чучмеков(то есть – не русских) посадили на баржи и спустили вниз по Дону. Однако  я, несмотря на мой возраст помню многие места в станице и себя в ней.
     Помню наш дом – казачий курень, летнюю кухню во дворе, где бабушка пекла вкусные пирожки. Помню у порога дома маленькую яблоньку, чуть выше меня ростом, которую  отец посадил весной после моего рождения. На ней появилось первое яблочко и мне сказали, чтобы я его не трогал и дал ему созреть. Я был послушный ребёнок и яблочко не трогал руками, но откусил бочок не срывая: пусть себе зреет! Помню у соседки во дворе была большая тютина(тутовник) и она всегда варила вареники с тутовником и меня приглашала их кушать. Однажды в такой момент я был чем-то сильно занят,  не в духе и ответил ей:
     -Вот пьистала заяза со своми ваениками!
    Помню, что у соседских пацанов довоенного возраста была заводная игрушка-танк, который сам ездил и из ствола выскакивали искры. Наверное это был немецкий трофейный. У них отец был милиционер и разрешал пацанам стрелять из ракетницы. Старший их пацан однажды подкараулил зайца на своих задворках и подстрелил из ракетницы.
   Однажды мы с мамой и папой собирались выйти погулять. Мама одела на меня старенькую футболку и обнаружила, что нагрудный кармашек с одного угла отпоролся. Мама, не долго думая, говорит:
-А мы его сейчас совсем отсобачим!
   Взяла оторвала кармашек совсем и повыдергивала остатки ниток, а потом пошли гулять. На центральной улице нас встретили знакомые, поздоровались со всеми и со мной тоже. Заметили на груди у меня  невыгоревшее на солнце место бывшего кармана и спрашивают:
-Лёньчик? А куда же у тебя кармашек делся?
На  что я со вздохом сожаления ответил:
-Да мама же отсобачила!
    Однажды у мамы болел зуб и десна воспалилась до флюса. Фельдшерский пункт у нас был через дорогу в одном здании с ветлечебницей. Мама меня завела к соседям, а сама пошла к фельдшеру. Соседи решили идти искупаться в Дону. Меня конечно взяли с собой, а когда возвращались, они спрашивают у меня:
-Лёньчик! Тебя домой проводить?
   Но я ответил:
- Да, нет! Я ещё борща у вас поем, а тогда пойду!
   Когда я ел борщ, то услышал, как какая-то женщина истошно кричала в фельдшерском пункте.      Я , уплетая борщ со взрослым видом сказал:
   - Вот дура какя-то орёт!- я уже забыл, что мама моя пошла дёргать больной зуб.Но ей конечно мой комментарий сообщили.
   Купаться мы   спускались  к чигирю.  Это поливальное устройство, состоящее из громадного деревянного колеса стоящего наклонно к воде Дона, чуть её касаясь. На этом колесе висят штук двадцать вёдер. Колесо вращает ходящий вокруг оси верблюд. Вёдра зачерпывают воду в Дону в нижнем положении и поднимаясь вверх цепляются за край жёлоба, опрокидываясь выливают в него воду, которая идёт самотёком на огороды. Это был наш высокий правый берег. А вот на левом пойменном берегу ничего поливать было  не  надо. Там – палку воткни и  она цветёт- так говорили старики, потому что это была заливная пойменная, удобренная донным илом земля, где был лес , дикие сады и среди них огороды. А ещё там было множество ериков, проток, озёр в которых было рыбы и раков немеряно. У моих бабушек там были огороды и я с ними ходил туда, а перевозил  нас мой дед Вася – отец моего отца – тоже Василия.С огородов я нёс плетёную корзиночку с первыми помидорчиками и огурчиками. Я до сих пор помню, как они здорово пахли. Больше я такого запаха в жизни не встречал, хотя имел свою дачу и сажал грядки. Это был запах детства!
     Дед мой работал на Дону бакенщиком. Вечером он зажигал бакены, а утром тушил. По Дону ходили большущие пароходы на колёсном ходу. На берегу у пристани стоял двухэтажный дом, где был начальник пристани Лаврентьевич. Он стоял на втором этаже с железным рупором и курил здоровенную козью ножку. Время от времени в ожидании парохода, он деловито прикладывал руку к козырьку старой казачьей фуражки и смотрел в верх по Дону. Пароходы ходили разные.Я запомнил только  пароходы  « Генерал Ватутин», "Генерал Доватор", "Адмирал Ущаков". Люди, ожидающие пароход, спрашивали у Лаврентьича:
-Лаврентьич! А какой сегодня будет пароход?
 Он туша об перила цыгарку отвечал:
-Жалезный! Мать его в дышло!
Весной 1950 года мы уже жили  километров на сто ниже по Дону в голой степи в хуторе Рябичи-Задонские, куда перевезли и дом нашего земляка-писателя Серафимовича, который родился в нашей станице. В нём была изба-читальня. В Волгограде его именем назван Пединститут, хотя кроме «Железного потока» я его ничего не читал.
   Через два года мы уже жили в г.Цимлянске, где и прошло моё рыбачье детство в Цимлянском море, где и закончилось после восьмого класса, потому что на рыбалке утонул в Цимлянском море отец.
Море, баркас и я! -памяти отца посвящается
Леонид Крупатин
МОРЕ, БАРКАС И Я…
Цимлянское рукотворное море поглотило  собой многие станицы
                И нашу станицу Нижне-Курмоярскую,  и могилы наших предков,
                И нашу драгоценную донскую пойму, потому что  Дон перегородили         
                Плотиной Цимлянской ГЭС.В этом море утонул мой отец Василий  в
                1962 г.- потомственный рыбак, инвалид Великой Отечественной   
                и   с тех пор начался мой трудовой стаж…с 15-ти лет.

               
Смоляной мой баркас,
Продержись ещё час,
Лишь добраться до берега мне
И с размаху влететь мне килём на песок
На шипучей гривастой волне!

В море я и баркас!
Мой баркас меня спас!
Злобно  волны голодные  ходят
И сверкая на нас глубиной своих глаз,
Угрожая залить, колобродят!

Смоляной мой баркас,
Победим мы сейчас-
Шторм жестокий мы не испугались!
Ветров зверский порыв, шквалы волн победив,
Мы до плёса родного добрались!


Направляю баркас
На прибой в самый раз
Правлю прямо в родимый  мой плёс
Чтобы буйный прибой на горбах своих волн
Прямо к дому родному принёс!

Смоляной  мой баркас,
Продержись ещё час,
Лишь добраться до берега мне
И с размаху влететь мне килём на песок
На шипучей гривастой волне!

ПОСТСКРИПТУМ:

Смоляной мой баркас!
Ты отца мне не спас…
Ты порожним однажды вернулся!
Ты позволил волнам пошутить над тобой
И без шкипера в берег уткнулся…

Но, вздохнув старики
Сняв с голов козырьки
Мне гутарят-баркас не вини ты!
Ведь  в такие шторма, он погиб не «дарма»
На Цимле ведь шторма знамениты!

Вытри слёзы с лица,
Не горюй за отца –
Он вернулся в родную станицу!
Для него специально старуха с косой
Запрягала свою колесницу!


Там в станице на дне
Наш казак на коне
Сохранит наших предков  погосты!
В его память  мы выпьем донского вина,
Но не будем гутарить мы тосты!

Л.КРУПАТИН, МОСКВА, 2009 г.
     Л.КРУПАТИН,МОСКВА,ВОЛГОГРАД,ЦИМЛЯНСК,СТАНИЦА НИЖНЕ-КУРМОЯРСКАЯ.
                1947-2011 год.
ПОСТСКРИПТУМ:
Прошедший 2012 год принёс мне четыре юбилея:шестьдесят пять лет от рождения, пятьдесят лет моего трудового стажа, тридцать лет моего адвокатского стажа, и сорок лет моего отцовского стажа!2-го января этого-2013 года, исполнилось 42 года моей семьи!
Л.КРУПАТИН, МОСКВА,январь,2013 год.


© Copyright: Леонид Крупатин, 2012
Свидетельство о публикации №212010600433
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Написать рецензию
С днём рождения, Леонид! С прошедшим Новым годом и наступившим Рождеством! Всего Вам самого доброго и светлого - здоровья, радости, удачи и успехов в творчестве!
С уважением,

Нелли Искандерова   07.01.2012 18:45   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Спасибо,Золотко-Нелли!Желаю крепкого здоровья, Вам и Вашим близким и чтобы пели струны Вашей души!
СБОРНИК "О ЛЮБВИ ВСЕРЬЁЗ!" рисунок автора, рец.0

ДУША ЖИВАЯ ЧЕЛОВЕЧЬЯ!

Душа живая человечья,
Как музыкальный инструмент!
Она в чувствительности к жизни
Непревзойдённый элемент!

И невозможно сосчитать,
Как много струн в душе у нас!
Звучат те струны непрерывно
Не умолкая ни на час!

Услышать музыку души,
Увы, не каждый в состояньи!
Чтобы познать аккорд души
Нам надо слух иметь в сознаньи!

И будет музыка такая,
Какие струны тронешь ты!
Получишь гром грозы и бурю,
Или прекрасные цветы!

Не называйся музыкантом!
Не лезь к струне поганой лапой,
Коль не дано тебе природой
И не привито мамой папой!

В соборе утренняя месса!
Звучит возвышенно орган!
Уже ль вы можете представить,
Что там играет хулиган?

Нет! Не играет! Он – творит
Святое чудо для людей!
Он сам для нас почти святой!
Он Богом данный чародей!

Играет он не на органе!
Играет он на наших душах!
Они порхают в небесах,
В лесах, лугах, морях и сушах!

Любовь, Надежда, наша Вера-
Ведь это главные октавы!
Органа звуки лишь вложили
Их в драгоценные оправы!

Утихнет музыка органа
И тихо к нам вернутся души!
Играли струны наших душ!
И ни при чём тут наши уши…

Л.КРУПАТИН,МОСКВА, сентябрь 2011 г.

Леонид Крупатин   07.01.2012 20:15   Заявить о нарушении правил / Удалить


Рецензии