Музей Тюссо

             (путешествия)
 
Люблю Париж! Я с детства мечтала попасть именно туда,так как романтизм живший во мне, не без участия французской литературы и искусства- ,давал о себе знать.Каждый раз я открывала  для себя совершенно неизвестный мне город.В эту поездку я открыла для себя музей мадам Тюссо,...  музей Гревен, второй по значимости музей восковых фигур после Лондона.
  Этих музеев сейчас полно во всём мире, начиная от Лондона, где была впервые устроена стационарная выставка  в 1835 году на Бейкер стрит, и кончая Копенгагеном, Амстердамом, Лас- Вегасом, Сиднеем и Пекином...
   Пятьсот  миллионов человек  только в Лондоне посетили этот музей! По пятнадцать миллионов в год! Это музей, в который идёт бесконечная  очередь в любую погоду...
 В холле этого музея вас встретит его хозяйка - Мари Гросхольц - Тюссо...
Конечно,  не совсем она... но реализм без берегов! Она за девять лет до своей смерти сделала свой портрет -шедевр! Маленькая старушка в черном платье с накидкой, лицо с большим носом, не отличающееся красотой, и никаких себе реверансов и комплиментов,- только реалия!Каким же нужно быть самодостаточным человеком, чтобы изобразить себя настолько правдоподобно!Без малейшего намека на лесть...   
    Но начинала Мари  Гросхольц ( это её фамилия по отцу, который всё пропил и бросил её мать) в Париже свою деятельность, куда перевез  её, и её мать из Страсбурга ,любовник матери Филипп Кюртюс...- человек, сделавший её от начала и до конца...
Сначала она была   экономкой, а потом стала  его женой.Он стал для девочки прекрасным отцом.Он обучал девочку и  воспитал  её как свою дочь. Главное,- он  подарил ей профессию на всю жизнь.Себя он называл анатомистом – то есть обладал знаниями в области анатомии -строении тела, и занимался  лепкой и  моделированием лица. Он делал бюсты из воска- это было очень популярно и недорого, что могли себе позволить многие в то время. Тем более ,что многие хотели иметь своё изображение. Мари  он учил делать фрукты и цветы из воска, учил рисовать, лепить, шить и проводил бесценные уроки моделирования.Она была усердной и благодарной ученицей.
   Филипп был человеком образованным, воспитанным и  интересным собеседником.
В 1777г. он обратился к своему кумиру - Вольтеру с просьбой позировать ему, и тот на счастье- согласился. На уроке  моделирования присутствовала и Мари, которая проявила ум, и живой интерес к Вольтеру. Через два месяца он умер.Это была огромная потеря для мыслящего человечества. Кюртюс и его семья  стали единственными обладателями слепка   великого мыслителя сделанного из воска.
Филипп  снял галерею, сделал копию со слепка и выставил на показ всем желающим
 в галерее. К ним шли толпы народа, стояли часами, чтобы взглянуть на своего любимца....Никто не верил, что его уже нет! Это надо было видеть!
Вольтера все любили..., гордились его умом, как своим, и хотели видеть его всегда рядом,быть причастным к великому мыслителю -энциклопедисту.
Кюртюс понял,что это их  звездный час и его нельзя упускать.История сделала им подарок!
Через некоторое время не стало Бенжамина Франклина, затем Мирабо... Все  живущие знатные и знаменитые люди   теперь с удовольствием делали свои портреты для истории.... Мы все не бессмертны!
Робеспъер и другие герои  Великой Французской Революции... желали себя увековечить, понимая свою для истории значимость.... История предлагала свои варианты, и ими нужно было воспользоваться.
Потом произошло убийство Марата,- лидера якобинцев.   К Филиппу  пришли из судебных органов, чтобы он сделал слепок головы Шарлотты Корде, убийцы Марата, а он понял, что это будет хорошо смотреться сценой, и сделал  ещё слепок с головы и тела Марата.
   Была создана" камера ужаса"- все кровавые сцены, гильотины, пытки, слепки со всех обезглавленных - всё в этом отделе в изобилии, но это ещё и память , и история, хотя и кровавая....   Постоянно велась огромная работа по моделированию, декорированию и искусству композиции в музее.
      Я думаю, что благодаря этим  слепкам, единственным в мире, и  результатам моделирования - мы можем наслаждаться и скульптурой Гудона – его мудрым Вольтером  в кресле, и живописным полотнами  Жака Луи Давида (несколько вариантов сделано) «Смерть Марата». Хотя Давид знал Марата  и был  у него накануне убийства, и даже был распорядителем на его похоронах. Да и дальнейшие изображения Наполеона ,и многих других великих  были сделаны позднее благодаря, или опираясь на работы  Филиппа Кюртюса.
 Вскоре Филипп Кюртюс  умер. Мари возглавила его дело и продолжала трудиться, ведь он её всему обучил к этому времени, а она всегда была прилежной ученицей.
Вскоре она вышла замуж за Франсуа Тюссо. Это был не очень счастливый брак. Кроме фамилии, она не получила от него ничего.  Родила двух сыновей и продолжала работать, и налаживать связи. Она вывозила теперь  свои выставки в разные страны, где они пользовались большим успехом.
Она сделала Наполеона и Жозефину, именно по настоянию Жозефины, с которой она бала дружна.
Муж  Мари вскоре всё проиграл и пропил, полностью её разорил. Несчастья преследовали её: сгорела большая часть её экспозиции при пожаре, часть утонула на одном судне, которое перевозило выставку из одной страны в другую. Она еле выживала… Муж пустился в бега.Она стала строить свою жизнь одна, не дожидаясь помощи ни от кого. Восстанавливала коллекцию... и всего добивалась сама в этой жизни.
С двумя детьми уехала от него в Британию, и начала своё дело с самого начала. Англичане, влюбленные в свою историю,оценили её труд по заслугам.
Она дала им возможность заглядывать в прошлое,помнить настоящее,и обеспечивала бессмертие в будущем очень многим знаменитым людям. Заказы поступали один за другим. Мари снимала посмертные маски со всех знаменитых современников, и накопила огромный  архив для работы. Это был бесценный вариант её коллекции. Два сына помогали матери и продолжили её дело. Затем присоединились и внуки.Знаменитые люди всегда были и будут гордостью  каждого народа, и благодаря ей они были сохранены для истории. Она пользовалась огромным уважением у всех без исключения.Ей удалось сделать бюсты Вальтера Скотта, лорда  Байрона, современных поэтов, музыкантов, композиторов, военных деятелей.
   Запоминается портрет Адмирала Горацио Нельсона- который был без правой руки и одного глаза...
  Некоторые писали,что и одной ноги у него не было,но это не так.Руку  он потерял в битве на Канарах, а глаз тоже был поврежден, но что-то видел ещё...Под Трафальгаром он был смертельно ранен французским снайпером ,а когда умер, то тело его доставили на родину в бочке с бренди....
В центре Лондона установлен ему прекрасный памятник. Англичане гордятся всеми своими памятниками...и никогда не разрушают их, а наоборот, не просто гордятся ими, но и ухаживают, сохраняют...- ведь это и их история.
История есть история,ее нельзя переделывать и переписывать несколько раз...это уже будет ложь, а не история...
Королева  Виктория обратила внимание на  труд  Мари и, с её легкой руки, они стали моделировать принцев и принцесс, всех -  испанских ,английских и прочих королей и королев,  обслуживая всю Европу.Это была особая сказка.  Мари дружила с царственными особами, делала бюсты Елизаветы бабушки, которая прожила длинную жизнь, и "пила "с Мари чай в "файф о клок" ...Королева  в сто четыре года ушла из жизни, но осталась навеки в музее восковых фигур на Бейкер стрит. Даже когда  Мари не стало, и её дело продолжали дети, внуки, правнуки - всё равно все говорили, что это сделала Мадам Тюссо, дорогая Мари.... Таким образом, она тоже обрела бессмертие. История была источником вдохновения для Мари и её сыновей.Ее ценили и приглашали ко всем знаменитостям. Все хотели оставить память о себе, и делали у Мари заказ на своё изображение.У неё появилось много знаменитых друзей и знакомых, которых мы можем встретить в её музеях по всему свету.Это и Мерлин Монро, и знаменитая группа «Битлз», Элвис Пресли, мировые ученые, космонавт- Юрий Гагарин, Эйнштейн, все кинозвезды и киногерои, певцы и предприниматели, великие полководцы, любимые актрисы, музыканты, певцы, художники -Чарли Чаплин, Майкл Джексон, Джолли, Пирс, Пабло Пикассо,  Сальвадор Дали, импрессионисты, Софи Лорен, Джеймс Бонд, Джулия Робертс, Паваротти, Кареррас, Билл Гейц, Луи де Фюнес, Мадонна, Ростропович, Хемингуэй, Нострадамус, Жанна Дарк, и многие другие знаменитые люди планеты, как прошлого, так и настоящего...
 Главы разных правительств тоже стали украшением музея: Фидель Кастро, Мао,  Гитлер, Черчилль, Помпиду, Клинтон, Сталин, Ленин, Брежнев, Путин и многие другие известные исторические личности поселились в музеях мадам Тюссо.
 Было сделано пятьдесят три тысячи моделей !!! Она работала всю жизнь не покладая рук, до последнего дня своей жизни. А умерла в девяносто лет, оставив после себя шлейф музеев мадам Тюссо, уникальные музеи восковых фигур по всему миру.
   Я посетила такой музей в Париже... Это был небольшой музей с акцентом на французскую историю. Он был открыт пятого июня в тысяча восемьсот восемьдесят втором году.
Удивительная достоверность экспонатов! Сцены с Наполеоном. Они просто меня потрясли!
Наполеон на острове Эльба...- в его облике сквозит обреченность, покинутость, одиночество! Настроение передано великолепно.... Свет так падает изысканно, полутона, всё на высоком уровне.
Наполеон на острове святой Елены,- больной, бесконечно одинокий,...умирающий и такой великий...Император. Человек с такой великой судьбой! Великий...и такой беспомощный перед смертью,...смерть уравнивает всех.... Так и запомнится он таким надолго многим посетителям музея.Очень правдоподобный, хорошо сделан до мельчайших подробностей. Кажется, что живой...и вот-вот заговорит.
    Герои Французской революции  - молодые, горячие сердца! Все в новых идеях, окрылённые верой в новую жизнь,- это витает над ними.
Робеспьер и его окружение полны огня и страсти! Но, сколько голов полетело в ту революцию.
 Убийство Марата Шарлоттой Корде в ванной... - всё  продумано до мелочей.  Сцена страшная - горло перехватывает.   Да, все революции похожи одна  на другую,...кровавая драматургия событий,...но завораживает, ...до мурашек!
   Залы музея в полумраке... Много разных ходов, комнат и коридоров.
   На входе портрет с обращением, что разыскивается важный преступник! Его выразительное  Фото... Приглядываюсь...Лицо сразу запоминается, но, идёшь дальше, и об этом забываешь.
Переходишь из одного небольшого зала в другой. Вот ряд деятелей культуры - кинозвезды! Грудь Софи Лорен вздымается, она дышит! Это удивительно! Живая улыбка и дыхание!
У Элизабетт Тейлор не менее прекрасная грудь, и тоже восхитительно колышется, она дышит. Смотрю, и нет никакого сомнения, что сейчас она заговорит со мной! Её знаменитые фиалковые глаза! Какой в них свет и цвет! Лица все живые, хочется дотронуться, так как уже себе не веришь!
 Все слишком безукоризненно сделано. Приглядываешься,обходишь со всех сторон.
  Не может этого быть! Поры на лице и ресницы, волосы, улыбка- всё натурально... Вижу следы чьих-то ногтей - тоже не верили... и проверили...
Со всеми экспонатами можно сделать фото-  Я и ВЕЛИКИЙ...Эйнштейн(к примеру)
Всё в полутьме, только отлично подсвечены лица, акцент сделан правильно, и я не вижу, куда дальше двигаться.... На скамейке в зале сидит, читает газетку смотритель зала, я решила подойти и спросить - 
 А как пройти дальше? Куда направить свои стопы? Подхожу, спрашиваю - никакой реакции, я тронула за рукав, и вновь повторила вопрос - реакция нулевая,- может у меня плохой прононс? Смотритель продолжает увлеченно читать. Может, смотрители какие-нибудь глухие, подрабатывают на старость лет-думаю я. Но,... тут я поняла, что смотритель тоже из воска, а я с ним на скамейке ведь рядом сидела до этого, как с живым  минут пять, и ничего не заметила. Ну и дела!
Вот и наш Хрущев здесь, Брежнев в своём "иконостасе" из орденов и звёзд! Внушительно смотрится! Вот и мы... попали в историю...
Много залов.Огромное разнообразие различных героев как прошлого,так и современного мира. Сворачиваю за угол …и,о ужас! Я вижу знакомое лицо! Мгновенно понимаю,что это тот, кого разыскивают в том объявлении! Бежать!? Нет! Сообщить! Я шарахнулась, огляделась и направилась к мужчине, который очень внимательно разглядывал Жоржа Помпиду в зале... Я обратилась к нему, но он не реагировал на мои слова…  Боже!Это тоже был муляж! А так правдоподобно разглядывал! Так меня разыграли дважды. Провела меня мадам Тюссо.
 Затем было представление в круглом зале, вселенское шоу под названием - Дворец Миражей. Создан он был в тысяча девятисотом году.
Ты - как  в коробочке находишься, кругом зеркала, система двигающихся зеркал, сверху тоже, мы все стоим в этой коробочке. Тушат свет,...и тут начинается нечто.... Зеркала увеличивают пространство. Вдруг, ты видишь уходящие в бесконечность дороги, то возникает потрясающий индийский храм ...Кругом бегают манки(обезьянки),но самый писк- это дикие джунгли со всем многообразием своих обитателей! И это не для слабонервных!
Вдруг арабская сказка... вязь зданий, минареты,...природа и бабочки, как живые. Вот страшно становится, когда на тебя с потолка спускаются змеи, вокруг тебя огромные змеи вьются, того гляди тобой закусят или сдавят тебя. Так страшно, так как ощущаешь эффект настоящих рептилий,всё шипит и движется... - кобры, гюрзы, питоны...и ты в беспомощном положении! Нет выхода! Ты в коробочке из которой нет выхода! Начинается страшный крик, все поворачиваются, увертываются от рептилий, а там ещё страшнее сюжет: …кто-то к тебе тянет загребущие руки, и змеи готовы проглотить тебя со всеми потрохами…
Звуковой эффект и ор усиливается! Боже !Какой это был крик! Сердце выскакивало из груди. Я думала, что будет разрыв сердца! Тут ещё всё происходило с припущенным небольшим туманом и звуками Ада...Мама дорогая! Преисподня! Не иначе....
Когда все это закончилось,у всех был шок. Всех трясло. Такого мы не ожидали....
Некоторые побежали в туалет….И мы долго их ждали. Кто-то глотал таблетки... Вот так я познакомилась с музеем мадам Тюссо в Париже.
Да, это была удивительная женщина. Ей удалось возвысить смерть до уровня Истории искусства и шоу, и сохранить память о многих выдающихся личностях до наших дней. 
Ну,а шоу? Припугнули немного, чтобы жизнь не казалась сказкой,...или, может, хотели сказать "мементо мори" -помни о смерти?... Такое не забудешь!


02.03.13


Рецензии
Добрый день,Ольга! С огромным удовольствием прочитал Ваш рассказ о мадам Тюссо,ее жизни,творчестве и созданном ею музее.Бывая в Париже,не удосужился посмотреть этот прекрасный музей,о чем очень сожалею.Сейчас удалось частично восполнить пробел,за что благодарен Вам.Большое спасибо за прекрасное описание,я будто побывал там.
С искренним уважением и признательностью,Павел.

Простите,у Вас опечатки в именах,надо: Растропович, Кареррас, Луи де Фюнес.

Павел Лосев   09.08.2017 17:55     Заявить о нарушении
Спасибо Павел за отзыв! Посещение было очень интересным и запоминающимся.Сейчас исправлю опечатки. Когда в темноте печатаю ,чтобы не будить домашних, иногда не туда попадаю. Как отдыхается на даче? Наконец, лето наступило...надолго ли? Всех благ, Павел! Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   09.08.2017 18:13   Заявить о нарушении
Только дача и спасает,работаю на земле,насколько хватает сил,пытаюсь добиться совершенства,меняю,переделываю,затем сажусь за компьютер, и там продолжаю трудиться.Уж больно неугомонный у меня характер,все что-то хочется улучшить. Спасибо за Ваши добрые слова. Всего Вам самого наилучшего.С уважением,Павел.

Павел Лосев   09.08.2017 18:21   Заявить о нарушении
Что-то у меня голову сносит сегодня... Мы всегда маэстро звали Растрап... вот и результат, а сейчас пишут-Ростропович....

Ольга Сергеева -Саркисова   10.08.2017 00:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.