О педагогике

Когда удается заглянуть в будущее, это всегда интересно. Думаю, та градация, которую я привожу, будет когда ни будь основой для педагогов, не только шахматных. Зачем я пишу эти строки? Да все просто - если человек с 8-ю классами образования, при помощи этой методики, смог чего- то добиться, то человек образованный пойдет дальше... Когда? Не знаю, может быть, через 5 лет, а может быть, через 100. Это зависит от нас с Вами.

 Я отношусь к той категории педагогов, которые не любят педагогов. Это не парадокс, а жизненный опыт. Школьных учителей не помню. Лишь один вспоминается, кличка у него была "Мотня", преподавал физику, ходил в старом, потертом пиджаке, весь в мелу, мотня на коленях, очки как то чудом удерживались на его толстом лице, но где то сбоку. Весь в плевках, и не только со спины, он вызывал отвращение, и не стоит нашего с Вами внимания.

  Но довелось мне как то работать в Днепропетровском техникуме автоматики и телемеханики лаборантом. Прикинул, как обычно, устроюсь, пару дней поработаю, потом возьму больничный, потом уволюсь, ну все, как обычно. Начальник у меня был Кнобель Марк Генрихович (все настоящее, и фамилия, и имя, и отчество, и место работы). Уверен, страна должна знать своих героев. Я часто слышу фразу - "Мне повезло с учителями". Думаю, это от незнания того, каким должен быть УЧИТЕЛЬ. Так вот, Марк Генрихович, это Учитель с большой буквы. Работал он зав. кабинетом физики, химии, и ЭРМ, и читал это ЭРМ, но как читал! Его голос, как голос Паваротти, брал, наверное, 4 октавы, то затихая совсем, то, вдруг взрываясь громким мажорным всплеском, приковывал к себе внимание всех присутствующих. Его жестикуляция, да ещё при небольшом росте, усиливала впечатление. Несколько лет назад я попал в театр одного актера "Крик", на Мельника. И вспомнил Кнобеля. Тот, точно так же бегал по сцене... Извините, кабинету, и так же отчаянно рассказывал о электрических материалах, как будто это были Ромео и Джульетта, и я, в то время уличный хулиган, открыв рот, слушал о сопротивлении материалов так, как будто это было главное в моей жизни. Тогда мне было уже за 20, в перерывах между посадками я женился, родилась дочь...Я слушал Марк Генриховича абсолютно не понимая в этих самых электро-радио-материалах. И мне казалось, что слышу музыку, так он рассказывал. Сейчас, будучи знаком с творчеством композиторов, могу сказать ассоциативно, - Ференц Лист. Дело не в скорости, с которым ассоциируется это имя. А в том, что невозможно оторваться, когда слушаешь, так захватывает. Сам я никогда не думал, что буду преподавать, и что его уроки не пропадут даром. У меня нет столько артистизма, сколько у него. Здоровья Вам, Марк Генрихович! И спасибо! Если кто учился у него - отзовитесь!!!

Ну а затем арест, так получилось, но жизнь берет свое, и, через много лет, я в школе. Правда, не в обычной, а в спортивной, и не учитель, а тренер. Но работы родственные.

Конечно, тут меня можно упрекнуть, – ты, мол, отбираешь детей, а им, учителям, что делать?  Отвечу и на этот вопрос. Быть может, несколько нескромно доставать  грамоту, но зачитаю – «За помощь в работе с детьми, стоящими на учете в РОВД награждается…» Дело было так, к нам в школу обратился райотдел, с просьбой, организовать летний лагерь для тех, кто стоит на учете. И посоветовали, для нашей безопасности, поставить пост милиции. От поста мы отказались, и взялись за работу, засучив рукава. Как ни странно, очень пригодился опыт моей молодости - мы быстро нашли общий язык, и три месяца пролетело незаметно. Они - ребята хорошие, но всеми брошенные. И протестующие против этого. В штыки они воспринимали попытку их построить. А попытку понять - не хочется писать "На ура", но именно так. С ними никто, и никогда, не говорил, как с равными, и это, для них, был шок.

 Вспоминаю парня, у которого не было шахматных данных, но ему так понравилось у нас, что он пытался научиться через силу. Сидел, думал, ничего не мог придумать, но упорно смотрел в доску. Мне было его жаль, я то понимал, что начнется тренировочный процесс, и парень исчезнет, ему надо особое внимание, а взять его неоткуда. Да и переросток он, а такие быстро исчезают.

  Помню такой случай, я – человек очень рассеянный, вечно что то теряю, и что то ломаю… Однажды я забыл телефон в одной комнате, и пошел в другую.  Один из «подопечных» приносит его со словами-

 -«Не забывайте, здесь народ разный, утянуть могут».

 За три месяца не было ни одной кражи, ни одной драки. Конечно, до того, как раззнакомились, было сложно, детки – не сахар, но потом – все ок. Так что опыт общения с разными детьми у меня есть…

 Итак, начальные отношения, это отношения "Я-учитель, ты-дурак", с этого начинается любая педагогика. Именно так я слушал Кнобеля, и в этом нет ничего постыдного. Уважение - это немного позже, а стартово дети слушают, открыв рот, и не включают критическое мышление. Обычно, 90% учителей, начиная с таких взаимоотношений, ими и заканчивают. Они удобны точно так же, как тоталитарный режим удобен тирану. Именно из-за этого я не люблю учителей. Как, впрочем, и тиранов.

 Но есть учителя, которым не нравится тоталитарные отношения, и тогда они должны  перейти на следующий уровень – «Друг- Ученик», это тогда, когда ученик понимает, что ты реально помогаешь ему жить. Когда твои советы облегчают ему выполнение  поставленной перед ним задачи. Тогда ребенок прислушивается к твоим словам, становится более серьезен. Твои слова падают уже не в пустыню, а на более благодатную почву, и прорастают там хоть квеленько, но уже постоянно. Притча о сеятеле Иисусом не зря была рассказана, и сеятель должен заботится не только о качестве семени, но и взрыхлять, и удобрять почву, если хочет получить хороший урожай. 

 Урожай будет лучше, если он  найдет возможность перейти на следующую ступеньку, и называется она – «Брат- Брат». Это, конечно, не банальное панибратство, это – состояние родственных душ, когда ученик понимает, что, в случае его проигрыша, или неудачи, тебе будет больно. Когда ребенок понимает твое сочувствие, сопереживание. И сопереживает тебе.  Далеко не все могут дойти до этой, высокой ступеньки взаимоотношений, но, к счастью, такое случается. И на этом уровне взаимоотношений уже возможно решать сверхзадачи.  На этом уровне СЛОВО начинает выигрывать у ЗНАНИЯ.

Вообще -то знания, это пустое.

Простой пример – человек, который начинает изучать шахматную науку, выучивает с десяток законов стратегии. И что? Он играет хуже, чем играл до сих пор. Если он раньше мало-мальски что то понимал, то , после изучения законов, он начинает путаться в них, не понимая, какой закон, в какой момент работает, он начинает совершать ошибки. Только повторение знаний, и упорство в этом, могут принести результат.  Тогда знание превращается в понимание,  и, наконец, дает результат.

Иногда случается, что удается перейти на следующий уровень, назовем его – «Символ».  Или «Талисман».  Это, когда твое присутствие меняет ситуацию. Да, так бывает. И без примера здесь не обойтись.

 Когда я пришел работать в школу, то все, включая директора, тренеров, и лучших учеников, были перворазрядниками. Выполнение нормы кандидата в мастера спорта было связано с некоторыми сложностями, и этот барьер никому не покорялся.  Сам  не без труда, но выполнил эту норму, и стал готовить старших учеников.

 Готовил несколько странно, по тренерским меркам, – мы гуляли по городу, и я рассказывал разные истории. Конечно, такой подход разделяют далеко не все тренеры. Многие считают, что надо сидеть, изучать варианты.

  К вершине одной горы ведут много разных тропинок. Кто знает, которая из них короче, какая длиннее, где опаснее, где легче. Я и раньше считал, и сейчас считаю, что на первом месте эмоциональное состояние подопечного, а знания на втором.

 И вот – турнир, играет Володя Т, я - наблюдаю. Из 11 партий я не был на двух – эти обе он проиграл.  Наступает последняя партия – Володе  надо победить –и он КМС.  Но это – не так просто. Если точнее - почти невозможно. Всех, кто идет на норму, ломает финиш. Я знаком с человеком, который 20 раз не добирал по 0.5 очка. Допустить такое - грех, но...  На последнюю партию я опоздал, вижу, сидит без пешки, и под атакой. Надо сдаваться. Но мне, в голову, пришла одна мысль – ценой другой пешки резко изменить ситуацию на доске.        Терять то нечего, все равно проиграно, а там шанс, пусть призрачный, но шанс. Выхожу, закуриваю. Выходит Володя, лицо землистого цвета, руки паркинсоновые.

 -«Игорь Олегович, полная ж…а, мне сдаваться?»

Я стою, улыбаюсь. Дух важнее материи. Он смотрит на меня, не понимает моей веселости, но получает дозу радости-

-«Ты его уже сделал, молодец, осталось добить в эншпиле» - говорю я, излучая уверенность.

 -«Так там я ещё без одной пешки...» -Ещё неуверенно, но уже понимая, что что то изменилось, говорит Володя.

 -«Да» -говорю, -« Это ты за атаку пожертвовал, теперь добей»

 Конечно, объективно было проиграно. Но вот, какая штука – ситуация на доске резко изменилась, так же изменилось настроение Володи, что мгновенно почувствовал соперник.  И в этой, изменившейся ситуации у соперника сдали нервы, и он ошибся….Так появился первый в нашей школе КМС – ученик.

 Теперь в школе КМС - как грязи, есть и мастера, и, даже, гроссмейстер. Мы, мэтры, ходим между столиками, улыбаемся наивности молодого поколения. Но оно не наивно, оно прагматично, и разумно. БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЮ Я ПЕСНЮ!

 Вера – великая сила, управление верой – огромная ответственность. Та градация, которую я привел, обязательна для педагога, но не обязательна для ученика. Каждый идет по своему пути, но педагогика будущего, это когда для каждого ученика найдется свой учитель – талисман. И по каждому предмету. Мы будем жить в удивительном мире, где гармония станет нормой, где фамилия участкового врача будет Парацельс, руководить ближайшим ларьком будет Неш, управлять страной будет Линкольн, а Басков будет петь у Вас на дне рождения. Тогда не будет границ, и будет одна страна - "Земной шар". Но я до этого не доживу. Моя задача - не дожить до такого, а приблизить будущее, вот, и работаю по мере сил....Спасибо, что выслушали.


Рецензии