История одной газеты, или Как взрослело наше покол
До 1985 года все СМИ бывшего СССР были под жестким колпаком цензуры. Это ограничивало, если не исключало, существование желтой прессы, как таковой. Хотя методами желтой прессы пользовались и сами советские «агитпропы». (сокращ. от агитационные пропагандисты – прим. авт.) Чего стоила газетная пропаганда поднятия целины при Хрущеве, или кинематографическая агитация БАМа. Тысячи молодых комсомольцев положили там своё здоровье, силы, молодость, а некоторые и жизни. Пресса в СССР служила мощным пропагандистом и агитатором и совершенно не стремилась никого развлекать.
Во время перестройки М. С. Горбачевым была объявлена сначала антиалкогольная компания, что ударило население по «самому больному», затем был введен новый термин – гласность. Его понятие заключалось в том, что существенно ослабилась вездесущая цензура, и самое главное – ликвидировалось в советском обществе множество информационных барьеров. Резко ослабился контроль над периодической печатью. Наконец-то народ, живший столько лет за «железным занавесом», узнал, как живут где-то там, за пределами необъятной Родины.
Несколько позже в сознание людей поселилось такое понятие, как «свобода слова». Можно было говорить то, о чем думаешь, и не опасаться за свою жизнь! Пресса начала освещать не только то, что нужно было Партии ЦК КПСС, а и рассказывать о том, что в стране наконец-то появился секс, о культуре которого многие даже не подозревали. Вот на этой волне «подъема с колен» великого народа, победившего фашизм, и стали появляться частные газеты, они уже открыто могли использовать приемы «желтой прессы». Но те заголовки, которые были раньше – небо и земля с теми, что мы видим сейчас, но об этом позже.
Рождение и стремительно быстрый рост «СПИД-инфо»
В просторах Рунета очень мало информации о газете. Ведь раньше никто не делал сканирования газеты или сохранял её в электронном виде. Возможно, что информация хранится в частных коллекциях в виде подшивок или отдельных номеров, но доступа к этой информации, увы, нет. Достоверно известно лишь то, что газета выпускалась с 89 года, и что изначально была пособием для молодежи. Своеобразным ликбезом по поводу СПИДа, который в то время только обнаружили ученые и совершенно не знали, что с ним делать, но было очевидно, что СПИД опасен.
Первое название газеты было AIDS-INFO/СПИД-ИНФО. Аббревиатура AIDS и означала по-русски Синдром Приобретенного Иммунного Дефицита. Черно-белая обложка первых номеров значительно отличается от современной. О составе редколлегии, учредителей - ни слова. Дана лишь информация о том, что сын известного литературоведа и ответсека (ответственного секретаря - прим. авт.) «Медицинской газеты» Андрей Манн под эгидой Ассоциации борьбы со СПИДом начинает ликвидацию сексуальной безграмотности советского населения. Он возглавляет редакцию и руководит её на протяжении долгих лет. «Газета каким-то чудом пробивалась через ЦК КПСС, в этом была задействована куча людей и экспертов. Первый номер, его обложка по сравнению с тем, что сейчас есть на прилавках, — девственный листок. Но он вызвал взрыв — люди были в шоке» - говорит в интервью нынешний главный редактор газеты «СПИД-инфо» Олег Кармаза.(он сменил на посту Андрея Манна в 2002 году)
Выходит первый номер газеты «СПИД-инфо» 26 сентября 1989 года. Полумиллионный тираж первого номера 16-страничной газеты печатается в Минской типографии ЦК компартии Белоруссии и за две недели триумфально расходится по стране, где говорить «про это» до сих пор считается непристойным. Разговор с читателем начинается с описания трагедии в Элисте и Ростове-на-Дону, с проблем профилактики и лечения СПИДа. Если раньше в Советском Союзе считалось, что заразившиеся СПИДом сами виноваты, так как ведут хаотичные половые связи. Некоторых за это даже сажали в тюрьму, вместо того чтобы начать давать противовирусную терапию. То случай в Элисте и Ростове-на-Дону потряс население. Там в больнице массово заразились СПИДом дети. До этого причинами заражения считалась наркомания, проституция, гомосексуализм и венерические заболевания.
Буквально после первых выпусков на редакцию мешками посыпались письма читателей. Сексологический ликбез воспринимается как откровение; благодарные читатели спешили поделиться с редакцией своими многочисленными проблемами, им отвечают сотрудники газеты, ученые, специалисты и другие читатели, у которых «тоже так было, а потом все стало хорошо».
Уже через пару лет «СПИД-инфо» выйдет в лидеры российской прессы. Обгонит по продажам таблоид «Экспресс-газету» и еженедельник «Мегаполис-экспресс». Тираж моментально взлетел — 50 тысяч, 70 тысяч, 100 тысяч, 200 тысяч, 500 тысяч, миллион, полтора, два миллиона: цифры посыпались, как снег с веток. К 1992г. тираж издания достигнет 3 млн экземпляров. В эпоху рыночной экономики высокодоходный холдинг «С-инфо», помимо выпуска многочисленных приложений, газет, журналов и учебников, будет также работать в сфере медицинских услуг и детских игрушек. На успехе «СПИД-инфо» вырос издательский дом: «Декамерон», «Изюминка», «Эгоист», «Вырастайка», «Смак», где Андрей Макаревич заведовал, появилось издание школьных учебников.
Как закалялся «СПИД-инфо»
Попробуем всё-таки понять, как взрослело поколение «восьмидесятников» и как просвещались наши родители благодаря газете «СПИД-Инфо». В первых номерах тога ещё никому не известные специалисты сексопатологи описывали лучшие позы для зачатия, рассказывали о том, что изделие №2 нужно «выводить из тени» и называть его, как и весь цивилизованный мир, - презервативом или на английский манер – кондомом. Писали о методах и средствах контрацепции, о высчитывании «опасных дней». Это сейчас известно каждому школьнику, а тогда было просто ядерным взрывом, информационной бомбой разрывавшей стереотипные мышления. Газету, как «Искру» в 1905 году, передавали из рук в руки, показывали друг другу, читали всем цехом.
Рубрика «Интим-клуб» пользовалась бешеной популярностью. Газета постепенно расширяла круг затрагиваемых вопросов и увеличивала объемы полос. Новые темы и жанры стали любимыми у читателей: семейные драмы на сексуальной почве, криминальные очерки о сексуальных преступлениях, пространные интервью «о самом главном» и, разумеется, рассказы о том, «как это бывает у великих».
Но не всем нравится Спид-инфо и это нормальное явление. Были такие мнения:
"СПИД-инфо" издается в России с 1989 года и с того же времени имеет неизменную популярность в нашей стране. Выходит два раза в месяц тиражом 850 тыс. экземпляров и кормит читателей преимущественно фривольным возбуждающим чтивом, обильно приправленным эротическими иллюстрациями. Правда в регистрационных документах издание заявлено как "научно-популярная газета" – пишет Лана Чайка в своей статье Откровенная ложь весьма востребована обществом.
Затем происходит трансформация названия и вместо AIDS-INFO становится SPEED INFO. Это меняет идейную направленность. На первое место вместо СПИДА выходит SPEED - скорость. Омонимичная подменяя идеи была сделана для того. Чтобы перейти на другой уровень. Вся информация в газете «скоростная», или оперативная, свежая, горячая, а впоследствии и «жаренная». За историю этой газеты происходило много случаев, когда с редакцией судились знаменитости попавшие на обложку газеты с непроверенной информацией.
Феномен старейшего таблоида России
Писатель Андрей Некрасов очень точно сформулировал принцип работы нейминга в книге «Приключения капитана Врунгеля»: «Как корабль назовешь, так он и поплывёт». Слоган «СПИД-инфо»: «Лучшее развлекательное издание России» - и этим всё сказано!
Много судебных исков и недовольных возгласов от звезд за те или иные материалы, которые звезды сами же и дают. Профессиональный журналист не должен искажать истины (за это уголовная ответственность), он должен её рассматривать под разным углом и с помощью своей богатой лексической базы подавать новости так, чтоб это было шокирующее. Но правда в том, что звезды не могут существовать без желтой прессы — страна про 95 процентов звезд не будет ничего знать, если о них не будут писать в таблоидах.
Успех подобного рода газет в эпатирующих заголовках. В самой статье может быть абсолютно противоположная информация. Шокирующий заголовок: «Я пять лет спала с Пресняковым», а в самой статье искажение информации. Певица просто пять лет держала под подушкой фотографию кумира. «Алексей Кравченко сгорел на съемках», а на самом деле он просто сыграл роль пожарного. Сила современных таблоидов в анонсах. Правильный анонс для газеты — это половина успеха.
Помимо шоу-бизнеса, эротики, секса поднимаются вопросы межличностных отношений. Но читая подобные издания, следует всё-таки фильтровать информацию. Ещё с древних времен нас учат отделять зерна от плевел.
Сейчас журнал просто набит рекламой, что свидетельствует о его большой популярности. Рекламодатели мониторят газетный рынок и в умирающие газеты свою рекламу не дают. Реклама же здесь желает лучшего. Предлагается «наращивание», «удлинения», «поднятия мужской силы» и всего прочего, что, так или иначе, связано с интимной жизнью, удовольствием, эстетикой и красотой. Но по-другому и нельзя, ведь средства от рекламы составляют немалый процент дохода газеты. Есть реклама – есть газета.
Но зато в журнале нет политики, о которой уже тошно слышать.
«СПИД-инфо» вошел в книгу рекордов Гиннесса, как газета с самым большим месячным тиражем в мире. За 23 года существования газеты никто не смог сделать ничего подобного. С уверенностью можно сказать, что это уникальное издание. «Наша газета — это путеводитель в страну секса, любви, межличностных отношений, научных знаний об интимной стороне деятельности человека» - рассказывает Олег Кармаза.
Люди, делающие своё дело
За все существование газеты первыми журналистами «нового жанра» стали: скандалист и хулиган Отар Кушанашвили, Слава Могутин и Игорь Григорьев, яркий в России научно-популярный обозреватель Александр Никонов (работал в «Огоньке», автор нескольких книг и интернет-проектов) выступает в газете в роли «скандального обозревателя». Очень сильный журналист, одна из лучших в стране, Мария Рипинская, она печатается под псевдонимом Рождественская. Она ведет криминальную рубрику, имеет великолепные связи с УФСИН, ездит по колониям, общается с людьми сложных судеб. В газете, по словам сотрудников, установлена очень жесткая субординация, главного редактора не все сотрудники знают даже в лицо. «Его общение было как сошествие Иисуса Христа с небес, он был как Стив Джобс» – рассказывает в интервью Олег Кармаза. Без жесткости и четко намеченных целей не может быть успеха. За долгую жизнь было многое. Но после кризиса 2008 года Спид-инфо сделал себе интернет страничку и до сих пор держится на плаву.
2 марта 2013 г.
Свидетельство о публикации №213030202159
Иван Таратинский 22.11.2015 22:54 Заявить о нарушении
Зося Ковалева 23.11.2015 01:25 Заявить о нарушении
Зося Ковалева 23.11.2015 01:31 Заявить о нарушении
Татьяна Матвеева 22.02.2016 06:49 Заявить о нарушении
Вера Лемешко 21.07.2022 23:40 Заявить о нарушении