Художник Андрей Верещагин

От Конструктивизма к Систематизму

Когда в Яндексе начинаешь набирать словосочетание «художник Андрей…», поисковик подобострастно предлагает найти нужную фамилию среди десятка самых известных художников России. И наряду с такими именами, как Андрей Рублев и Андрей Васнецов, в десятке неожиданно высвечивается фамилия Андрей Верещагин. Именно к этому художнику, считающемуся одним из современных апологетов такого направления в искусстве как Систематизм, в его  мастерскую на Пречистенке в Москве, мы и отправились с фотографом Машей Новиковой…

Истоки

- Андрей, вы родились в Сергиевом Посаде?
- Я родился в роддоме на Кировке, в 5 часов утра 28 мая 1969 года. Мама мне рассказывала, что стояла весна, сквозь открытое окно сильно пахло сиренью, и тут на рассвете я и родился…
Родители мои работали на Новостройке, в НИИХИММАШе. Отец был инженером-испытателем ракетных двигателей. Прожили мы в Загорске лет пять-семь, и после наша семья оттуда переехала.
- Откуда у вас, живя в семье технической интеллигенции, родилось желание стать  художником?
- Наверно, передалось что-то от дедушек. Мой дед по отцовской линии, будучи главным инженером завода, играл в духовом оркестре на флейте. Дед по маминой линии тоже работал на заводе, но при этом у него была мастерская по расписыванию карет. То есть, он был дизайнером, говоря современным языком.
- Учились художественному ремеслу?
- У меня незаконченное высшее образование. Учился в художественном училище имени Венецианова в Твери, затем продолжил учебу в Киеве, и тут грянула перестройка. Вся жизнь кипела в Москве, и я уехал с Украины в столицу…
- Но где-то нужно было жить…
- Снимали с друзьями квартиры, один раз у нас была коммуналка из восьми комнат. Там и жили, и творили…

Прибавить и умножить

- Искусствоведы считают, что ваши картины созвучны Питеру Брейгелю и Сальвадору Дали…
- Естественно, что на каждого художника оказывают влияние его предшественники, если ты рисуешь в стиле «фигуративной живописи» (имеется в виду реалистическое искусство - прим. ред.), потому что она имеет за собой несколько веков. Существует такое понятие как «синхронизм» - что кто-то что-то уже придумал, изобрел и создал – еще до нас.
Поэтому ты обязательно будешь на кого-то похож по технике исполнения. Но так же естественно, что сюжеты уже будут другие…   
- Когда современного художника сравнивают с кем-то из прошлых великих – это раздражает или, наоборот, льстит?
- Что плохого, если мои работы сравнивают с Брейгелем?! Я очень люблю и Питера Брейгеля Старшего, и Питера Брейгеля Младшего. Они тоже рисовали какие-то немножко непонятные сказки с людьми, немножко сюрра. Если уж на то пошло, то они, как и я, художники-систематисты…
- А в чем выражается формула этого самого Систематизма?
- Систематизм – это некое понятие, которое систематизирует что-либо. Вот Брейгель Старший, например, систематизировал пословицы. Все голландские пословицы, какие были, он нарисовал. Поэтому они глубокие художники, они в веках – их можно прочитывать, зная НЕЧТО, зная то, что спрятано за внешним изображением…
- А к вам откуда пришли эти фантазии, эта необычная манера?
- Совершенно непонятно, каким образом я ко всему этому пришел. Мы же как некие передатчики – настраиваемся на некую волну, нам передается информация. Я фантазировал что-то в голове, потом эти фантазии оттачивались уже в процессе работы над холстом. Иногда садишься напротив чистого холста и совершенно не знаешь, что там произойдет, что нарисуется. Все как-то САМО рисуется, рисуется и ВЫрисовывается…
- В углах ваших картин нарисованы белые штрихи. Они что-то символизируют?
- Вертикальный и горизонтальный – вместе - это знак сложения. Наклоненные - вместе дают знак умножения. От них исходят энергия и позитив.
- Если вычленить корни Систематизма – они в математике или в более хаотичной науке – физике?
- В геометрии. Бог – геометр. По Платону Бог создавал этот мир, используя геометрию.
- Если художник не ремесленник, то он всегда стремится что-то высказать своим творчеством. Какая цель вашего искусства?
- Правильно. Что такое ремесленник и что такое Художник? Ремесленник – человек, который при помощи ремесла зарабатывает себе средства на существование. Ремесленника тоже могут называть Художником, если он достигнет неких вершин в своем ремесле. Это высшая похвала ремесленника.
А Художник – это тот человек, который в какой-то мере меняет мир. Неким своим пониманием и знанием, которые ему даются свыше. Например, Леонардо да Винчи в какой-то момент понял, как устроен мир. Что есть противоположности, и они обязательно объединены в ндиное целое. Их друг без друга не бывает. Есть материя, теперь доказано, что есть и антиматерия. Есть черное и белое. Есть добро и зло. Есть да и нет…
- А жизнь где-то посередине…
- Именно. Как вопрос «быть или не быть?» - он держится на чем-то, на грани. Баланс – его золотая середина…

Третий элемент

- В художественной среде гнездится зависть друг к другу? Например, к тем, кому удается лучше продавать свои картины?
- Нет. Художники, как правило, - это большие личности. А галеристам – тем, кто продает наши картины, – им не нужны большие личности, им нужна корова, которую можно постоянно доить. Поэтому художники тут в равном положении. Друг другу они не завидуют. Чаще они друг другом восхищаются. Потому что, как сказал поэт, гений и злодейство – две вещи несовместные.
Хотя я могу сожалеть о том, что, например, есть такой художник, как Дэ;мьен Херст, который в Британии считается художником номер 1. (Damien Hirst -  английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства. По оценкам Sunday Times, Херст является самым богатым живущим художником в мире - его состояние оценивается в ;215 миллионов – прим. ред.) Он чуть старше нас с моим товарищем,  Дмитрием Гаевым-Орловым. Но то, что сейчас показываем МЫ в проекте «Систематизм», гораздо глубже и нужней человечеству, чем все его вместе взятые коллекции. При этом он стоит миллионы фунтов, а наш ценовой диапазон – 10-20 тысяч долларов…
- Чтобы художнику чего-то достичь в современных реалиях, достаточно ли одного таланта? Или без помощи профессионалов типа продюсера или пиарщика всеобъемлющего успеха не достичь?
- Я отвечу еврейской мудростью. Чтобы получился продукт, необходимы, как минимум, две вещи из трех. Если у тебя есть идея и связи, то можно найти деньги. Если у тебя есть связи и деньги, можно купить идею…
У нас, например, есть идея и есть множество знакомых со связями. Кого-то из них мы просим найти покупателей, кому-то просто дарим свои картины, и они сводят нас с людьми, которые интересуются искусством, с коллекционерами. А потом на нас выходят их знакомые, которые тоже желают что-то приобрести. Ведь вложение денег в произведения искусства – дело беспроигрышное, картины известных художников со временем только дорожают. Вот так при помощи двух элементов мы и получаем третий – деньги.
Правда, есть и другой вариант. Некоторые художники продают свои произведения через арт-дилеров, которые работают с галереями и коллекционерами. Такой путь тоже возможен.
- Старые художники говорят, что они в свое время работали ради искусства, а деньги – это вещь сопутствующая, так сказать, знак признания. А что по этому поводу думают молодые?
- Посвящать свою жизнь зарабатыванию денег глупо. Мы рождены в этот мир не для этого. Нужно стремиться реализовать себя максимально, и если деньги, как благодарность за твой труд, придут еще при этой жизни - это хорошо. Если придут уже после твоей жизни – это тоже хорошо, потому что это означает, что твои идеи не умерли, что ты остался жить в своих произведениях.
А как художник может и после смерти остаться жить в сердцах людей? Например, можно нарисовать столько картин, чтобы они висели в каждом доме. А можно дать людям ИДЕЮ, изменить мировоззрение людей, показать им, как устроен мир. Передать все через свои произведения. Это, на мой взгляд, более важная задача художника.
- А художнику Андрею Верещагину что интереснее – чтобы его картины висели в музее или в частной коллекции?
- Конечно, в музее! Хотя пусть висят и в частных коллекциях. Прибавить и умножить…

Подарок жене Абрамовича

- Где были ваши выставки? В каких музеях и галереях можно посмотреть ваши работы?
- Их было много – и в ЦДХ, и в Манеже, и в Третьяковской галерее… За границей - в Нью-Йорке, в Вашингтоне, в Лос-Анжелесе. Вообще американцы очень любят сказки. Для них сказки – самое интересное. У меня в Америке продавалось очень много принтов – отпечатков с картин, подписанных художником. Есть еще принты с лимитированным количеством. Американцы их очень хорошо покупают. Мои принты продавались там от 600 до 800 долларов. На это художники всего мира хорошо живут, начиная с того же Ивана Шемякина. А у нас этот бизнес пока не развит…
- Некоторые свои вещи вы пишете в соавторстве…
- Да, мы работаем в паре с Дмитрием Гаевым-Орловым. Это очень известный художник, десять лет проживший в Нью-Йорке, где входил в круг элитарных художников очень высокого уровня. И однажды он встретился там с Африкой (питерский художник и музыкант, известный по фильму Сергея Соловьева «Асса» - прим. ред.), который уговорил его вернуться на родину. Наш с Дмитрием основной проект - «От Конструктивизма к Систематизму». Над ним и работаем.
- Кто из известных людей покупал ваши картины?
- Наши с Димой картины есть у Даши Жуковой. Это нынешняя жена Романа Абрамовича…
- Неужели?
- Когда открывался в первый раз Центр современной культуры «Гараж», нас пригласили на это мероприятие, и мы присутствовали при том моменте, когда Абрамович делал Даше предложение. А так как нам сказали, что в этот день у нее был день рождения, мы решили подарить ей нашу картину. И подарили. А потом пообщались. Очень стильная, приятная и внимательная девушка.
Много картин у нас покупают олигархи, но те, которые не любят особо светиться. Поэтому их фамилии я называть не буду.
Мои картины есть у актеров Ирины Печерниковой («Доживем до понедельника» - прим. ред.), Александра Михайлова («Любовь и голуби» - прим. ред.), у музыкантов Владимира Преснякова-младшего, Алики Смеховой, Сергея Крылова. Из шоу-бизнеса – у многих мои картины. У меня покупал шоумен и продюсер Игорь Угольников… То есть я за свою жизнь написал столько картин, что всех не упомнишь…
- Картин написали много. А обидно расставаться со своими творениями? Отдавать их навсегда?
- Иногда, конечно, жалко отдавать. Но что делать? Надо же жить на что-то. Правда, некоторые картины не продаю, оставляю себе или дарю дочке …
- Вы молоды, вам еще рано подводить итоги, но все же. Чем вы можете уже гордиться?
- Я могу гордиться только одним – тем, что у меня дочка-красавица родилась. Ну, и , наверно, еще тем, что я в своей жизни избрал путь художника, очень непростой путь, когда живешь не ради «золотого тельца», а для позитива и желания улучшить окружающий мир….

Беседовал Вячеслав СУХАНОВ


Рецензии