Абстинент

                Новелла

      Положительный, значит, герой… Но не надо спешить!.. В словаре абстиненция, а по-русски сказав, воздержание, два имеет значения: воздержание от употребления спиртных напитков и половое воздержание. Алкоголь в энной степени – достижение культуры, посему для кого-то может быть нежелательным, а нормальный ли тот человек, кто в придачу еще игнорирует то, что природой дано?.. Если да, то как можно такого назвать? Может, он лишь ханжа, а быть может, святой… И не буду судьей!..
      Человек подобен дроби, - Толстой Лев Николаевич в свое время писал, - числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
      Это вовсе не значит, что любого из нас приравнять можно к дроби действительно – если кто-то, к примеру, даст значение себе, знаменателю, ноль, кто же он в таком случае в реальности?!.. Да, действительно, ноль!.. Нельзя слишком себя принижать, и вообще принижать!.. Дав значение себе много меньше числителя, мы и впрямь далеко не продвинемся, потому что заранее съежимся, превратим лишь в букашек себя, а дав больше – принизим значение дроби!.. Ерунда получается!.. Правда, Лев Николаевич сказал: человек лишь подобен дроби!.. Хорошо, между прочим, сказал!.. Это я, ненормальный, чрезмерно люблю ковыряться во всем!..
      Абстинент… Могут быть ли такие, абсолютно ни капли спиртного непьющие и без женщин живущие абстиненты-мужчины совершенно здоровые?.. Видно, могут, раз слово такое придумано… Кто они и зачем это делают, зачем так истязают себя?.. Очень-очень хотел бы узнать…
      Сублимация Фрейда, когда либидо человека им же самим сознательно направляется совершенно в другое русло, где, уже переработанное, помогает ему, индивиду, достичь небывалых высот в сфере наук или в других областях культурной общественной деятельности, не есть нечто такое, что возможно понять и принять абсолютно безоговорочно, хотя с возрастом я допускаю сам факт, что безгрешный совсем человек достичь может и впрямь самых-самых высоких, где еще не бывала нога человека, вершин. Достичь можно, но надо ли, тем лишая себя человеческих радостей, надо ли так стремиться к чему-либо великому?.. Вероятно, оно, и не есть столь великое, как казалось сперва, вероятно, оно, принесет обывателям много больше вреда, чем богатства и благ?.. И не надо считать, что простой обыватель недостойный того, чтоб его посвящать во все эти дела, потому что с таким отношением к нему превратимся в зверей, потеряем тем самым все таланты свои и вернемся к исходному, и вернемся к тому, от чего так стремились уйти, не достигнув, увы, ничего!..
      Кто же он, абстинент?.. Сумасшедший иль умный, или попросту малость того?..
      Не секрет, что почти что любой человек совершенно открытым и доступным становится в исключительных случаях, совершенно расслабившись, с людьми малознакомыми, то есть с теми, с которыми он полагает, надеется никогда не увидеться вновь и не стыдно которым выдать тайны свои, рассказав о себе даже то, о чем вряд ли расскажет кому-либо вообще. Часто это случается в поезде или где-то еще, где немало людей, где нетрудно найти собеседника.
      До Перми двое суток езды. И в купе мы одни. Сосед мой внешне очень и очень интересный мужик, лет на вид ему сорок, может, больше чуть-чуть. То есть он еще молод совсем, сказать можно, пацан предо мной!..
      И ноутбук у него… В мониторе успел разглядеть непонятные формулы и какие-то графики… Он пытался работать… Безуспешно, увы…
- Инженер я, строитель, - понимая его состояние, когда дело не ладится, улыбнулся попутчику, - мое имя Евгений Михайлович. А вы, вижу, ученый.
- Да, ученый, я физик, а в Пермь еду по личным делам, - улыбнулся и он, выключая ноутбук. – А зовут Даниилом Никитичем.
- Предлагаю на «ты» перейти, - мне уже за шестьдесят. – Как ты смотришь на это, Даниил?..
- Трудно сразу вот так!..
- А давай-ка с тобой по сто грамм?.. И забудешь о разнице в возрасте!..
- Был бы рад за компанию, Евгений, - все ж таки произнес мое имя без отчества, но при этом совсем растерялся сосед, - беда в том, что я вовсе спиртного не пью.
- Трудный ты человек!.. – и опять улыбнулся ученому, артистично вздохнув. – Давай чаю хоть выпьем тогда!..
- Чаю можно, сейчас принесу!..
      Это тот, абстинент, с кем желал познакомиться!.. Чем плохой экземпляр?.. Черт возьми, это я очень-очень плохой человек, сую нос свой везде, а он добрый, он славный, он труженик!..
- Вот и чай!..
- Может кофе?..
- Нет-нет!..
      Ныне медики-умники наконец унялись и твердят совершенно обратное, кофе очень полезный для здоровья напиток, в малых дозах и детям и противным таким старикам, каким я становлюсь, очень-очень желателен!.. Не старик, слава Богу, пока, лишь не надо ехидничать, и не надо повсюду искать негативных явлении!..
      Чай полезен тогда, когда сала съедаешь к нему, ну, хотя бы грамм сто!.. Вот тогда я готов часа три и не пить и не есть ничего!.. Вот и мы славно чаю попили с попутчиком, не есть можно уже до утра!..
- Живешь, значит, в Москве, - начал я разговор.
- Нет, в России живу, - без улыбки ответил Даниил.
- А Москва?.. – полагая, ослышался.
- А столицу уже трудно стало Россией назвать, - пояснил лаконично молодой человек и ученый и умница.
      А во всем ли он умница?..
- Спать еще рановато, я думаю, - мысли вслух произнес, - и, увы, мало света, чтоб читать иль сканворды гадать.
- Да, и впрямь чрезмерно темно, - согласился сосед по купе.
- Открывай в таком случае ноутбук, фильм посмотрим какой, если есть.
- Нет в нем фильмов, Евгений.
- Даже легкой эротики?..
- И тем более эротики!..
      Вот он, мой абстинент!..
- Как же так?.. Ты не любишь хорошеньких девушек, любишь только жену?!..
- Нет жены у меня, - сообщил мрачным тоном Даниил.
- Пора, значит, ее заиметь!..
- Ненавижу я женщин, Евгений!.. – тут не выдержал, вспыхнул сосед. – И не надо, пожалуйста, о них!..
- Хорошо, раз так хочешь, молчу, - сделал вид, будто мне нипочем, зная точно, он вскоре расколется и расскажет мне все.
      Рассказал…
- Счастье есть удовольствие без раскаяния, - повторив для начала, к моему удивлению, Льва Толстого слова. – А я каюсь всю жизнь!..
- Жизнь еще не прошла!..
- Я в работе нашел свое счастье, Евгений, любовь в прошлом, увы… И была ли она, настоящая?..
      Рассказал, что лет десять назад претерпел настоящую драму любовную, собирался жениться уже, но был брошен любимой своей, потому что она совершенно нежданно-негаданно сошлась с парнем другим – ситуация банальная и, увы, в наше время привычная…
- Однолюб я, - в завершение мой физик грустным тоном изрек. – С той поры и живу совершенно один…
      И тут он совершенно раскис, и был мрачным как ночь…
- А давно ли узнал, что не можешь уже?..
- Только месяц назад, - не пытался скрывать…
      Как он жить будет дальше, дело лично его… До Перми все ж таки далеко…
      Через месяц Даниил позвонил…
- Все в порядке!.. – сказал.
      И я рад за него!..

                2013 г.


Рецензии
Как хорошо, что у Даниила жизнь всё-таки наладилась!
А то прямо жалко его было.
Мало ли что бывает в жизни, но всё проходит, как было мудро написано на кольце царя Соломона.
Успехов в творчестве! И всех жизненных благ!
с уважением,

Наталия Антонова   24.10.2015 19:19     Заявить о нарушении
И еще раз спасибо!.. И того же желаю и Вам, всех-всех жизненных благ, продолжайте нас радовать!.. И приятного дня... С уважением...

Владас Ивашкявичюс   25.10.2015 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.