Про запасное колесо, паяльную лампу и мороз

Так называемая "Паяльная лампа" - "штука" напоминающая примус, очень была любима "автогубителями" в век "Волг", "Москвичей" и прочих "легковушек" "Совавтопрома".
Да и водителям большегрузных автомобилей, она не раз и не два давала живительное тепло двигателю и...хозяину, помогала приготовить еду рыбаку и выручала "автопутешественника":)



С «паяльной лампой я познакомился», когда обзавелся «горбатым Запорем». Купил на барахолке бэушную «паялку» и бросил её в багажник, даже не проверив качество, настолько речист был хозяин, уверявший, что и «с полпинка разжигается и горит долго и - экономичая и т.д.»
И лежала она там до тех пор, пока не увидел старший брат – автомобилист и «автобусник» «с таким стажем - сколько не живут». Он её покрутил в руках, кое-как запалил, почистил форсунку, чего то там покрутил, и подождав немного, стравил воздух из полости.

Потом, посмотрев по сторонам, молча закинул…

Я открыл, было, возмущенно, рот, но он так же молча подошел к своему «жигулю» и достал старенькую паяльную лампу. У неё «горелка», была почему-то слегка свернута набок.
- Вот, пользуйся! – сказал брат. Безотказная вещь. От моего «Икаруса» – продолжил он. Не раз и не два меня выручала.
- А ты? – спрашиваю изумленно и подчиняясь действиям старшего брата.
- А у меня ещё есть - хитро прищурившись, сказал он.

Я частенько мотался, и один и с семьей, к своим родителям в Капчагай. Это поселочек строителей ГЭС, в 60 км от Алма-аты.
Однажды зимой, проехав половину пути почувствовал, что машину повело в сторону и упала скорость: кирдык правому заднему колесу – подумал я. Оно было и так всё в заплатках, от летних поездок «по прериям».
Кое-как отрулил к обочине и встал, на ветру и морозе.
- Градусов двадцать за бортом, однако – выйдя из «броневика» отметил для себя, подходя к багажнику.

Достал запаску и,.. ахнул:  забыл заклеить дырку, попав с месяц назад на гвоздь!
Хоть и одет был соответствующе, но ветрюга на вершине холма, пробирал сквозь демисезонку и свитер, поддувая под широкополые, «по моде», брюки.
Автоаптечка была, но кончились «пиропатроны», позволяющие приваривать заплатку хоть на морозе.

- Надо разбортовывать колесико то, чтобы чего-нибудь придумать! -  почесал я репу, и достал пятисотграммовую кувалдочку-молоточек - тоже подарок, только среднего брата- «металлиста».
Пока разбортовывал с помощью «уголка» и кувалды - ещё ничего, согрелся маленько, а вот когда достал камеру и пока прикинул что с ней делать - вмиг подмёрз.
Печка на «горбатом» была никудышная – еле хватало, чтобы не обмерзало лобовое стекло. Позже я выкинул её на,….. и «взял горячий воздух из двигательного отсека», посредством толстенной резиновой трубы и «волговской улитки».

- Бум греться работой – поеживаясь, осматриваю дырку в камере. Полез в покрышку тылом руки, и наткнулся на острый гвоздь, застрявший в резине. Пока искал бокорезы и цеплял головку гвоздя, без перчаток, руки - закоченели.
- Бл_ха – муха! – так и задубеть недолго - рассердился сам на себя, забывшего простое правило:  «выезжая за город, проверь все что надо».
Все было.
А запаска – дырявая.

Стоп!- хлопнул себя по лбу. Ну–ка, где моя «паялочка»?

Дареная паяльная лампа, мухой разожглась и загудела басовито невзирая на усиливающийся к вечеру ветрюган.
- Так! – думаю, куда её приладить и,…. ставлю возле машины, а сам - иду за колесом, хотя можно было бы и наоборот.
Когда возвращался с колесом и камерой к «паялке» неожиданно для себя обнаружил, что
меня, ниже пояса, обдувает горячим воздухом, хотя расстояние до лампы было метра полтора.

- Эге! – Смекнул быстро и поставил лампу ещё на полметра дальше, против ветра, присев к колесу.
- Твою дивизию! – восхитился тут же. Как в теплом помещении сижу, обдуваемый мощным потоком, подогретого и чистого воздуха - смешанного с морозным ветром и пламенем горелки.
Встал, и подправил поток воздуха подложив камешки под дно лампы, нагнув её «жерло» пониже. Я ведь буду у земли, а не во весь рост.

Достал складной стульчик, и не спеша усевшись на него занялся камерой.
К сожалению, ничего другого не остается, кроме как «зажать дырку пятаком» – понял, едва глянул на остатки клея и запасные "заплатки" в коробочке.
- Так у меня же есть ещё камера! – возрадовался было, но вспомнил что отдал её соседу по стоянке, а возврата - не дождался…..
Делать нечего! Нашел пятак, согнул пополам на пассатижах молоточком и, аккуратно зажал порез сначала пассами, а потом - легонько постукивая и молоточком.
Пока выдрючивался, да снова заправлял лампу начало темнеть, и поэтому забортовывал и накачивал запаску, ручным насосом, уже в полутьме.

Рядом встала грузовая машина и подошедший водитель спросил, нужна ли помощь, но войдя в «тёплую зону» - восхищенно цокнул языком и коротко обронил: Удачи, братишка!
Я поменял колеса и быстро разбортовал  спустившее.
Так же быстро зажал махонькую дырочку на пятнистой от заплат, камере, вторым пятаком и, забортовал. Накачивать его на всякий случай уже не было сил.
Но отъехав километров пять, «встали уже на второе колесо», правда - в низинке, где ветер был потише и рядом с крытой, пустой ночной остановкой автобуса.
Я считал качки насоса и думал про себя, что у меня в машине теперь будут лежать.... «сто целых камер и куча пиропатронов», и,.... всегда целая и накачанная «запаска».

Но об этой мысли - вспомнил только летом, лежа на пляже и глядя как соседский пацан, нашел спичку и думая что его не видят - присел у заднего колеса моего «Собарожца», высунув язык и нажимая на торчащий клапанок золотника, стравил воздух - наполовину.
Пока ленивые от жары мозги давали команду языку чтобы сказать «кыш», раздался шлепок по затылку «диверсанта», и его отец виновато улыбнулся мне: мол, прости засранца!

Я кивнул ему, улыбаясь и показывая на открытый багажник, где сверху лежал...ножной насос, и опять - дарённый. Средним братиком - «металлистом», подрабатывающим небольшую копейку на самопальных ножных насосах.
:)


Рецензии
Умелые руки - необходимый атрибут для нашего брата - разгильдяя, Степаныч. Очень жизненная миниатюра. Помню, как однажды, потеряв хитроумный ключ от хитроумного "надежного" гаражного замка, за 20 минут открыл дверь, отогнув металлическую планку двери, чтобы добраться до засовов замка. А куда деваться? Не слесаря-домушника же вызывать?!

Владимир Микин   22.03.2019 19:23     Заявить о нарушении
Да, "против лома нет приёма" - верно говорят:)
Приветствую на моей страничке, Петрович!

Степаныч Казахский   23.03.2019 10:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.