Птица-тройка

Птица-тройка

Насколько удачно сравнение России с тройкой лошадей, запряжённой в сани! Как писал Гоголь, «птица-тройка».
А что собой фактически представляет русская тройка?
Коренной конь (тот, что посередине) бежит рысью. Он единственный из тройки движется в нужном направлении. Слева и справа от него находятся пристяжные. Они, в отличие от коренного, несутся галопом со всей дури, притом один норовит загнуть влево, а другой – вправо, и увести сани с проторённой дороги невесть куда.
Казалось бы, какой толк от пристяжных? Но дурь левого уравновешивается дурью правого, а в итоге ещё и получается вектор в нужном направлении, хорошая добавка к труду коренного. Страшно подумать, что случится с санями, если пропадёт один из пристяжных, а другой останется!

Примечание. У Гоголя, если быть точным, говорится о колёсном экипаже, как мне тут совершенно справедливо указала одна из авторов. Но мне показалось, что сани тут более уместны, так как зимние дороги в нашем отечестве лучше и дают гораздо больше возможностей для быстрой езды.


Рецензии
Вечера доброго Вам!

На самом деле, тройка, исключительно русское изобретение, уникальный конный экипаж, ни одна другая упряжь не позволяет достичь такой (до 50 км/ч) скорости на длинной дистанции.
И выбор мощного коренника и более легких пристяжных имеет очень важное значение, ни о какой дури тут и речи не идет, как раз задумка очень удачная... Хотя управлять таким экипажем мог далеко не каждый возница...
И в общем-то сравнение с Русью вполне корректно, учитывая, в том числе и роль опытного извозчика...

С уважением,

Сергей Макаров Юс   28.04.2024 17:27     Заявить о нарушении
Спасибо за интересный отзыв, Сергей!
Я не очень сведущ в вопросах гужевого транспорта. Мне просто стало интересно, почему коренник бежит, а пристяжные скачут? И почему пристяжные тащат немного в сторону. Неужели всем нельзя дружно бежать в прямом направлении?

Григорий Рейнгольд   29.04.2024 06:28   Заявить о нарушении
Тут есть глубокий смысл, таким образом между лошадьми распределяется нагрузка.
Кстати, ход, когда коренник идет рысью, считается экономным, но при необходимости, возчик всю тройку пускает в галоп, и экипаж набирает скорость.
А насчет движения всех лошадей в одном направлении, так это просто невозможно, они инстинктивно начинают разбегаться в стороны. Обратите внимание, на экипажи в Европе, запряженные большим числом лошадей - всегда не больше пары в одном ряду. Увы, уж так получается, потому и в тройке и пошли на такое ухищрение.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   29.04.2024 06:35   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснение!
Цугом запрягать тоже не очень хорошо. В первом ряду должен быть форейтор, сидящий верхом. Лошади тяжело, и не один, а два человека заняты. Нерационально. Манёвренность страдает. Кстати, так и у нас запрягали тоже (У Пушкина в "Евгении Онегине")

Григорий Рейнгольд   29.04.2024 07:12   Заявить о нарушении
Кстати, вспомнил, что у нас в Иркутске ещё в конце 80-х годов ящики к чаеразвесочной фабрике подвозились на больших конных повозках. Запряжены были парами, один коренник, один пристяжной, не помню, левый, или правый. Резвой рысью бежали, казалось, что оба прямо.

Григорий Рейнгольд   29.04.2024 07:46   Заявить о нарушении
Да, две лошади еще вполне могут бежать прямо, потому, двойки и четверки, запряженные цугом, были так распространены.
С тройкой сложнее, однако, только такая упряжь позволяет набирать реально большую скорость.
Кстати, появление тройки, как раз и продиктованное необходимостью иметь скоростной экипаж на больших расстояниях, могло произойти только в России. И тому есть вполне логичное объяснение.
Многие скептически относятся к известной фразе Маркса - "Бытие определяет сознание", однако, многие специалисты, занимающиеся изучением развития государств и народов в чисто географическом и климатическом аспектах (что многие, увы, обходят стороной, а зря) вполне могут подтвердить актуальность этой фразы.
Каждый народ формируется под влиянием того пространства, в котором живет, под влиянием тех или иных внешних обстоятельств.
И в России, с её просторами, заметьте, даже улицы средневековых русских городов никогда не выглядели столь стесненными, как во многих Европейских странах, вполне логично было появление экипажа с широким расположением тягловой силы.
Квадрига, которую тоже пытались использовать, уже не дает приращения скорости, да и с управляемости еще сложнее, а уж о габаритах и говорить нечего.
Так что тройка - очень ценное изобретение, не просто так получала несколько раз призы на международных выставках.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   29.04.2024 07:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.