несколько слов в оправдание великой печали

               НЕСКОЛЬКО  СЛОВ  В  ОПРАВДАНИЕ  ВЕЛИКОЙ  ПЕЧАЛИ

                Песнь моя – о прозе бытия,
                О его недугах и болезнях.
                Я не встану в бронзовость литья
                На столах любителей поэзий,

                Я не лягу в сердце милых дам
                Ни тоской любовною, ни негой...
                Боль моя - на бездорожье, там
                Где забытый крест присыпан снегом.

   Я, как человек пишущий, естественно, получаю отклики на свои творения. Довольно разные. Порою – прямо противоположные. За добрые слова – спасибо. За критику, конечно, тоже. Ежели и не все приму к сведению, то уж прочту обязательно.
   Да, у меня немало стихов остросоциальной направленности. Пишутся они потому, что душе покоя нет, не устраивает ее многое из того, что творится вокруг. Не хочет она мириться с неправдой и несправедливостью, с унижением и хамством...  Такие свои стихи я называю «больными»  и в первую очередь стараюсь их донести до читателя, оставляя другие, может и совершеннее в художественном отношении, на «потом», на «когда-нибудь»...
   И вот более всего меня беспокоят упреки в «великой печали», по выражению одного из читателей. И таких упреков хватает. Откуда, спрашивают, эта обреченность, этот трагизм и видение «края пропасти»? Неужели все так плохо, так безнадежно? Убеждают: оглянись вокруг. Разве не видишь, что жизнь налаживается? Вспомни события 15-20 летней давности, когда действительно стояли на грани, когда многие уже сомневались, а выживет ли Россия вообще... Вспомни очереди за пенсиями и зарплатами, обвалы и дефолты, закрытие заводов и разруху деревень... Вот когда надо было бояться и кричать от отчаянья. Вот когда! Теперь же живем пусть еще не богато, но стабильно. Более спокойно. Страна возрождается. Помогать надо, а не причитать...

   И я оглядываюсь... И вижу... И соглашаюсь... А душа-то все равно ноет. Великая печаль не отпускает. Не дает уснуть. Заставляет искать причины этого беспокойства. И, кажется, я их начинаю нащупывать.
   Да, действительно, хотя и продолжаем затягивать пояса, но уже не рывками, плавнее и незаметней, хотя и продолжаем бежать, но уже ровнее, без одышки. Жизнь становится спокойней и устойчивей. Но что лежит в основании этой устойчивости, какие краеугольные камни, - вот в чем главный вопрос для меня. А строится это здание «новой» России на фундаменте рыночных отношений. Говоря проще, народным языком, - на делячестве. Иначе это и не назовешь. Где духовность, нравственные заповеди, моральные критерии – лишь помехи этому строительству. Рудименты. И напрочь забыты, задвинуты в самый дальний угол и уже безнадежно завалены строительным мусором самые важные, самые заветные и извечные чаяния народные, как то: мечты о равенстве, о справедливости, о возможности жить достойно своим честным трудом, мечты о духовном возрождении.

   Бог создал человека по образу и подобию своему, никого не возвышая и не унижая. Все мы Его дети. И, пожалуй, с самого зарождения человечества идея равенства бередит умы и души. Нет, речь идет вовсе не о том, чтоб всем есть с одного стола и ходить в одной униформе. Вовсе нет. А о равных возможностях для каждого. Ближе всего к этим целям, пожалуй, мы подходили в советские времена. Конечно, были там и свои издержки, и свои перекосы. Но никто не станет отрицать, что идея эта пропагандировалась и довольно таки успешно претворялась в жизнь.  Мы повсюду видели и слышали эти замечательные слова: Мир, Труд, Свобода, Счастье, Равенство, Братство. И мы верили. Причем, не только верили, но и знали, что при желании и наличии определенных способностей ты получишь и среднее, и высшее образование. Стремление и усердный добросовестный труд будут замечены и отмечены, дадут возможность продвигаться дальше. И в болезни мы все были равны. Стоит ли брать во внимание особые медлечебницы при ЦК, когда они охватывали совсем незначительную по численности касту. Основная же масса обслуживалась практически «на равных». И все это вне зависимости от наличности в твоем кармане. Теперь же, как нам ни «заливают» про бесплатную медицину и общедоступное образование, мы-то видим прекрасно, что без денег ты не выучишься и не вылечишься. И все предпринимаемые реформы в дальнейшем это положение только ухудшают.

   А главная беда – в нечестном, несправедливом распределении богатств страны. Еще вернее – в наглом, бандитском ограблении народа. Все, что было создано руками этого народа, все, что считалось общим достоянием, - все вдруг оказалось растащено, разворовано нечистыми на руку людьми. И это не какое-то огульное охаивание из зависти. Это – реальная действительность. Ни один шахтер, ни один тракторист почему-то вдруг  не стали хозяевами фабрик, нефтяных скважин или агрокомплексов. Народ, как всегда, остался ни с чем. Да и власти теперь уже вполне признали нечестность, несправедливость тех, первых, приватизаций. Признали и поставили народ перед фактом: Смиритесь. Оплошали. Но исправлять ничего не будем. Зато уж следующие этапы приватизации проведем по-честному. И опять это самое «по-честному» вызывает только горькую усмешку. Народ-то знает, у кого в России большие деньги и кто сможет принять участие в этаких «честных» конкурсах. Есть замечательное высказывание Г. Форда: «Я готов отчитаться перед обществом за каждый заработанный мною цент, кроме первого миллиона долларов». Вот в этом вся суть богатых людей, а наших олигархов, в особенности. Не только за первый миллион, но и за все последующие отчитаться им ох как трудно будет...

   Народная мудрость гласит: «В трудах праведных не наживешь хором каменных». Да, собственно, и не стремился никогда простой народ к хоромам этаким. Не его это вовсе. Ему дай только возможность честно трудиться на своем клочке земли либо у станка да этим честным трудом обеспечивать достойную жизнь себе и своим близким. Всего-то... Но мы от такого порядка вещей отходим все дальше и дальше. Честный труд не в почете. Тем более, производительный. Смотрит вот так работяга на все эти дворцы да хоромы, видит, кто там живет, чем живет и вкушает горькую истину: ни ему со своим честным трудом и грошовой зарплатой за этот труд, ни детям его, пошедшим по его стопам, никогда не выбраться из этой нищеты.  Те же, кто свой первый миллион зарабатывают, переступая через все нормы морали и нравственности, наживаясь на несчастьях других, властями и сложившейся ныне системой не только не наказываются, а, наоборот, поощряются. Они-то, как раз, чувствуют себя очень вольготно, считают себя «хозяевами жизни». Так о какой же справедливости может идти речь?! О каком доверии к власти? Отчуждение все нарастает...

   Рынок и духовность – вещи несовместимые. Не зря когда-то Христос изгонял торговцев из Храма. Есть народы (особо, восточные), для которых базар – жизнь. Хлебом не корми – дай поторговаться. В русском же человеке никогда не было этой жилки «купи-продай». И сколько б ни твердили о том, что нет никакой «особливости» русского человека и нечего ее выискивать, я все ж буду стоять на своем: «Есть!». Все народы – разные. И ежели одну страну называют «мозгом», другую – «печенью» или там «желудком», то Русь, Россия – самая непознанная, самая таинственная, но и самая необходимая составляющая этого организма – ДУША, без которой организм так и останется просто организмом, но никогда не станет – человеком.
   Похоже, русская душа пусть исподволь, неосознанно противится этим самым рыночным отношениям, отчего и рынок-то у нас обретает далеко не цивилизованные формы, превращаясь в какую-то жестокую и слишком нечестную «толкучку», в которой и государство играет пусть не самую главную, но очень неприглядную роль.

   Здоровье нации, ее образование и духовное становление – вот что в первую голову должно волновать правительство, если только оно действительно желает видеть свой народ счастливым и свободным, а страну – могучей. Что ж наблюдаем мы?
   Наши властители просто-напросто сбрасывают со своих плеч этот «тягомотный» груз на те же «спасительные» рыночные рельсы. Неперспективные (не пополняющие казну) вузы – закрыть; школы, больницы, очаги культуры – на самоокупаемость, то есть, по большому счету, обрекают их или на верную погибель, или вынуждают занятья предпринимательством, сдачей площадей в аренду и прямыми поборами. Такие «Храмы Науки и Культуры» с закутками-лавчонками по продаже товаров ширпотреба или заседаниями в соседнем зале членов партии любителей пива. Это что-то!
   Народ и власть уже настолько разъединены, что и смотрят-то друг на друга, словно с разных планет прилетели, и говорят-то абсолютно на разных языках. Просто не могу здесь не привести образчик такого диалога, встреченный в «Литературной России» от 30.11.2012 в статье Р. Сечина «Тихая проза, крепкая жизнь»: «Тут выступила Анна Андронова, прозаик из Нижнего Новгорода:
- Вот я – врач. Получаю три тысячи. Выхожу из дома, вижу объявление: набираем водителей мусоровозов. Зарплата – 15 тысяч. Так что, на мусоровоз пойти?
- Я бы пошел – на вашем месте,- ответил Сурков. – Вы знаете, мобильность – это первое условие гибкого, свободного демократического общества». ( Вл. Сурков тогда – зам. главы администрации президента).
   Данный ответ ни в каких комментариях не нуждается. Естественно, чиновник думает так же, как и его начальник.

   Откуда после такого взяться радости да веселости, уверенности да оптимизму?  Как  здесь не быть великой печали, как  не болеть душе, когда народ мой, среди которого и я локтем к локтю, брошен на произвол судьбы, словно круглый сирота, и оглядывается затравленно и обреченно: а надеяться-то – не на кого, ждать защиты и поддержки – неоткуда. А самому, одному, с этой развращенной и вконец проворовавшейся системой ну никак не сладить. Государству человек абсолютно не нужен. Он правительству жить мешает, путается под ногами. И оно, горемычное, пытается поскорее распродать остатние ресурсы, избавиться от своих последних обязательств, чтобы на любой неприятный вопрос уже с «чистой совестью» развести руками: «Извините, но там же есть хозяин. Он устанавливает правила и цены. Мы не имеем права вмешиваться. Рынок...»
   Так о какой справедливости, о каком равенстве может идти речь?! Когда десятилетиями набивавшие свои карманы негодяи живут преспокойненько в своих бесчисленнокомнатных аппартаментах или где-то в «лондонах», живут да посмеиваются... И ведь ни один не сидит. Посадить – что вы! Надо ж горы доказательств да годы времени. А человеку, рискнувшему всего-то поднять голову на площади да повысить голос ( за что и во имя чего – не суть важно), но -  посмевшему, сразу – тюрьма. Тут ни доказывать, ни разбираться не надо. Ясно – против власти пошел. Значит – виновен.

   А, может, вообще все разговоры о справедливости, равенстве, возможности жить достойно своим честным трудом – утопия? И не стоит тогда «огород городить»? Да нет. Вовсе нет. Коли живут мечты эти в умах и душах человечества с самого его зарождения. Живут ведь! Но как и когда воплотятся, станут реальностью – одному Богу известно.
   Сейчас мир особенно хрупок. Кризисы, катастрофы, катаклизмы... Мир лихоманит, как говорит мой сосед. Человечество начинает осознавать, что «свободное демократическое общество», главной движущей силой коего стало потребление и главной идеей – накопление, - это путь, ведущий в никуда. Точнее – к краху. Никто уже не сомневается, что капитализм изжил себя.  И тогда все более непонятны и вызывают раздражение и недоумение эти постоянные экивоки наших властей в сторону Запада: «А вот во всех цивилизованных странах...», « А вот насколько мы в этом вопросе отстали от Европы...» и т.д. и т.п. Слепец слепца ведет к краю пропасти. Так не самое ли время остановиться? А меня все попрекают, мол, помогать надо, хватит причитать... Помогать подталкивать? Увольте!

   Россия – великая страна. Душа Земли. И русский народ, он – мудрый и сильный. А, главное, - человечный. Ему всегда чужое горе больнее своего, а мысли и мечты его – мирового масштаба. Ну не умеет он жить одним сегодняшним днем, когда «после меня хоть потоп». Один недостаток только – долго запрягает. Да и недостаток ли? А не мудрая ли это выдержка мужественного человека: подождать, не рубить с плеча. Вдруг все еще уладиться, образуется...
   Да вот только надежды остается все меньше и меньше. Она стремительно тает, остывая и чернея, словно последний уголек догорающего костра. О равенстве, братстве, справедливости разговоров-то уже не ведется вовсе. Все как-то о деньгах да о прибылях. Это – у них. У нас же – о непомерно тяжких платежах да о куске хлеба насущного. Да еще о бесперспективном будущем детей наших. Достойно жить своим собственным честным трудом – уже и не мечта вовсе, а лишь какая-то отдаленная туманная иллюзия.
   Так как же здесь не причитать, не стучаться во все двери?! Смириться? Поставить крест на всем том, что извечно жило в душе народа и подвигало его сделать следующий шаг? У меня так не получается. Не могу я петь о беспечных пташках в райских кущах, когда мир, по моему твердому убеждению, движется к краю пропасти. Вот и пишутся больные стихи, вот и не дает уснуть печаль великая. И вселяет надежду то, что я не одинок в своей тревоге. Потому свои измышления и хочу закончить словами мудрого и честного человека Валентина Распутина: « Я все-таки писатель, который не может писать о цветочках и ягодках, когда за окном тяжелая для моего народа жизнь».


                Сергей  Чепров.

                Г. Бийск.


Рецензии
Добрый день,Сергей! И это написано в 2013 году?! Неужели мы при жизни уже не увидим наши ростки надежды на светлое равенство возможностей семидесятых годов. Ваши тревоги только укрепились с годами. Мы уходим, зная что, мы жили во времена, где акцент делался на индивидуальность каждого, слои были, но размыты границы. И я заплывала в мечтах, что если есть правда,она одна для всех.Вас для себя открыла , читая Ваш отзыв Марине Татарской на посвящение Высоцкому. Ваши стихи простреливают живучестью темы охоты на волков. Рада открытию, нового для себя, публициста и поэта.Наталья.

Шишок   13.08.2020 10:54     Заявить о нарушении
Написано ещё раньше, Наташа, просто публиковать начал с 13-го года. А болит давно, с самого развала Союза, когда нас лишили извечной мечты человечества - жить достойно своим честным трудом. Я-то пожил, а вот за детей да внуков дуща болит. С добром, Сергей.

Сергей Чепров   18.08.2020 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.