Эстэтика и природа

   
               
               Немецкий философ Александр Баумгартен ввёл термин "эстетика" в восемнадцатом веке.
Он говорил, что эстетика - искусство прекрасно мыслить аналогично разуму. Представляет собой науку о чувственном познании.
             Чтобы развивать свою мысль, не давать ей застаиваться, нужно каждый час работать.
Канут в бездну дни и часы проведённые в безделье и праздности. Останется только труд,
останется радость. Я имею в виду труд интеллектуальный.  Интеллектуальная  жажда неутолима. Чем больше мы познаём, тем больше нас это привлекает. Так повторяется до бесконечности, пока человек существует. Однако это может перерасти в идеологический комплекс если не будет выхода к общению, или прекратится совсем, если произойдёт по каким-то причинам деградация личности, а деградация постепенно происходит.Все эти современные сериалы,
боевики и т. подобное всё против эстетики, против мысли. Нас приучают не думать, а принимать
мир таким каков он есть.Но в этом то и ошибка. Мысль человеческая вечна и она сама по себе
не исчезнет. Когда мы смотрим все эти кровавые ужасы, у любого человека просыпается мысль
что это всё неправда и для чего это нужно. Хорошо если человек понимает, что не это главное
в жизни, тогда он продолжает свою мысль и в итоге всегда приходит к прекрасному.
           Говорят, что в царстве животных образец всестороннего развития - гусь. Он летает,
хотя и не так быстро, как стриж; плавает, правда  медленнее щуки ; бегает, но не так скоро,
как лань и т.п.
          В царстве чувственного познания мира  образцом всестороннего развития конечно  же
является  эстетика.
         В.Маяковский говорил:
         Четыре
         Тяжёлые как удар.
          Кесарю кесарево - богу богово
          А такому,
          как я,
          ткнуться куда?
          Где для меня уготовано логово?
Чтобы найти своё "логово" в жизни, надо постоянно заниматься самообразованием;
грузить, чтобы в памяти  оставались  не только даты и лица, но и накапливался интеллект,
умение логически мыслить, изящно и умно говорить, правильно и достойно поступать.
Самообразование должно быть не формой, а содержанием в обычной жизни человека.
Эстетический смысл деятельности человека не только в искусстве, или литературе, но и в повседневной жизни. Особенно это видно в вопросах отношения человека с природой.
В эстетическом восприятии природы человеку важно не только созерцание, но и соприкосновение с природой. Потрогать рукой ветку, понюхать цветок, ощутить тяжесть спелого плода,
всё это даёт большую радость, чем просто увиденное. Писательница Лидия Гинзбург напоминала,
что эстетика природы несводима только к созерцанию, что на неё работают все пять чувств;
а пять чувств работают одновременно только у участвующего в действии.  Вот почему, плывя например на теплоходе по Волге и наблюдая прекрасные пейзажи по берегам, мы не испытываем
того удовольствия, которое возможно, в буквальном смысле общаясь с природой.
         В античном искусстве почти полностью отсутствует мотив природы. Это говорит не  о
слабости человека, не о страхе его перед природой, а о бережном, почтительном к ней отношении. Только в 20 веке началась борьба против матери - природы. Как не нравственно глумление над
матерью человеческой, так и ложна и аморальна борьба с матерью-природой.
         Ещё Ф.Энгельс писал, что на каждом шагу факты напоминают нам о том,
что мы отнюдь не властвуем над природой, так как завоеватель властвует над чужим народом,
не властвуем над ней так, как кто - либо находящийся вне природы, - что мы, наоборот
нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри её. А вот Луначарский
и Горький ошибались в их утверждении о необходимости борьбы человека с природой
ради победы его над силами природы. С природой надо жить в согласии, тогда будет и
гармония и удовлетворённость. Эгоистическое - хочу  жить, умею  жить, умею переделать
жизнь, сокрушу  мир и т. п  - не к чему хорошему, как мы видим  наше общество не привело.
        Для людей мало образованных, грубых и злых догматизм как палочка-выручалочка.
Не надо думать, учиться, проявлять самостоятельность. Довольно подчиниться авторитету,
догме и дело с концом.
        Мы должны постоянно жить и думать. Только думая, анализируя все события и
действия мы ощущаем себя "человеками". В.М. Шукшин , работая на своими книгами
утверждал, что ему дорог тот, кто находит время читать , вдвойне дорог тот, кто читает и
думает.


Рецензии