Сакральные поединки. Дельфин

                ТАНТАЛ.
Тан-тал это почти уже забытый титул. В процессе истории он не раз менял свое название. Тан и тал представляют титулы культа морского единорога (кита). Тан это жрец водной стихии тал ее воин. Эти титулы на территории современной Европы появились в III тысячелетии до н.э. С Балкан и с Аппенинского полуострова, людей культа кита (морского единорога) вытеснили пришедшие туда индоевропейские племена. Как таковой Тантал был божеством до греческого пантеона богов, и видимо, являлся одним из воплощений верховного бога Варуна. В период архаичной Эллады, людей этого культа, как и всех поклонников Варуна, называют пеласгами – т.е. древними. Отсюда, догреческое население Средиземноморья получило название пеласгической группы. В раннее средневековье, на территории Европы титул тана еще встречался как крупного землевладельца. Позднее он трансформировался в барона и русского барина.
Учитывая, что тан и тал титулы культа кита, то с кем должен был сразиться претендент, на такую Власть? Вывод очевиден. Тан и тал вступают в ритуальный поединок со своим сакральным животным – КИТОМ. Тал, как будущий полководец, выходил на единоборство с единорогом глубин – нарвалом. Тан вступал в поединок с касаткой. 
Нарвал, сакральное животное тала, относится к зубатым китам. У нарвалов зубы недоразвиты, зато один из резцов превратился в бивень - грозное оружие. У этих китов много общего с дельфинами, так же как дельфины они питаются рыбой. Еще в средневековье, бивень нарвала выдавали за рог мифического животного, единорога.  Нарвал и относится к морским единорогам с четко выраженным “рогом“. Именно этот трофей приносил в доказательство своей победы тал.
      Киты - млекопитающие, они рождают живых детенышей и кормят их молоком.
    Ученые поделили китов на две группы: зубатые киты и усатые. Нарвалы относятся к семейству зубатых китов. Это довольно распространенный вид, по крайней мере, был распространенным, пока не подвергся уничтожению ради своего бивня. Обитает нарвал около берега.  Живет он либо в одиночку, либо стаей насчитывающей до 25 особей. Как и большинство сакральных животных, относящихся к единорогам, морской единорог, достигает половой зрелости к 5 годам. Но и в этом возрасте его еще не всегда допускают к спариванию. Длинна, взрослого самца нарвала, чуть больше 6 метров (6,1 м), самки меньше (4,2 м). Вес взрослого морского единорога 0,8 – 1,6 т. питаются нарвалы, в основном, глубоководной рыбой,  (палтус, морской красный окунь, полярная треска, сайка) и головоногими моллюсками. Нарвалы приспособились жить в разводьях среди льдов, и их не страшит опасность задохнуться. Именно в жизни среди льдов им помогает их бивень. Когда замерзают полыньи: предполагают, что лед разламывают самцы, нанося бивнем фронтальные удары снизу. Через побитое отверстие дышат все члены стада. Масса содержимого желудка нарвала,  достигает 10-20 кг. Судя по характеру пищи, он может погружаться до 500 м и глубже. Обитает этот единорог морских глубин  в высоких широтах - в Ледовитом океане и арктических морях. Чаще встречается близ Гренландии и северных частей Канадского архипелага.
Видимо, раньше, когда климат земли был значительно холоднее, мест его обитания было гораздо больше, что позволяло претендентам на титул тала далеко не уходить со Средиземноморья. Ритуальный поединок проходил в холодное время года. Море было скованно льдом. По льду претендент отправлялся на поиски своего сакрального животного. Таким претендентом мог быть только непорочный, самый сильный и смелый воин. Претендентов было семь, и только один из семи добивался титула тала. Титул получал самый сильный, самый стойкий, самый бесстрашный. Тот, кто выдерживал все испытания ледяной стихии и проходил ритуал с сакральным животным.
Не надо думать об этих претендентах как о дикарях каменного века. В своих городах обнесенных каменными стенами, они жили во вполне приличных условиях. У них были пятиэтажные дома, канализации, ванны с холодной и горячей водой, хорошо отлаженная вентиляционная система. Улицы были мощеные. Женщины ходили в кринолинах или широких штанах украшенных оборочками. Эти люди в свободное время проводили парусные регаты, у них уже были женские седла с подставкой под ноги. Лошадь готовилась к выездке в течение 200 дней. Но при этом они придерживались своих религиозных взглядов. Ритуальный же поединок входил в идеологическую систему. Он поддерживал в людях стремление гармоничного сосуществования с природой. Это гарантировало, что человек занимающий власть не только физически способен выполнять возложенные на него обязанности, но и быть достойным власти. В древности считали, что в здоровом теле здоровый дух, а любая болезнь является наказанием человеку за его поступки. Древние (пеласги) приходили к выводу, что только сильный, здоровый, умный и красивый может управлять людьми, ибо он лишен комплексов ущемляющих его личность. Именно ритуальный поединок в том, цивилизованном обществе выявлял все слабые стороны в претенденте, и не давал право недостойному занять Власть. Все претенденты на титул тала были кузнецами, могли выковать как меч, так и пилу.
Семь претендентов в одиночку, зимой, отправлялись на поиски сакрального животного. Поджидая его у полыньи, они вступали в единоборство, взывая за помощью ко всей своей силе и выносливости. Редко в таком единоборстве человек пользовался кинжалом. У выскальзывающего, мокрого, водного единорога, претендент должен был вырвать бивень.   Стержневидный левый бивень со спиральной нарезкой выступает вперед у самцов на 2-3 м. Загадка, почему у самцов развивается лишь левый бивень и спиральная резьба закручивается налево, еще не разгадана. Миниатюрный же правый бивень у самца и оба бивня у самки скрыты в челюстях. Лишь крайне редко у представителей обоих полов до полных размеров развиваются оба бивня. В случае поломки бивня его зубной канал закрывается костной пробкой. Этот зуб-бивень (рог) претендент должен был вырвать с корнем, что бы принести минимальный вред сакральному животному, своему дальнему родичу. Претендент на тала, считал себя потомком бога моря в образе нарвала, и животное с которым он сражался, за право Власти в море, было его дальнем братом.
Только тот из семи претендентов, к которому подплывал морской единорог, был достоин, сразится с ним. Выбор поединщика оставался за сакральным животным. Это считалось выбором бога, и никто не имел права вмешиваться в ритуал. Человек безошибочно узнавал своего первопредка и сделанный им выбор. Нарвал поднимался из глубины морской. Окраска светлая с многочисленными пятнами неправильной формы, не более 5 см в диаметре, располагающиеся на голове, спине и боках. Слегка выпуклая спина несет невысокую складку кожи до 5 см высотой и 75 см длиной. Величина тела, форма, грудные плавники и темная окраска сосунков такие же, как у белухи. Однако, темная поверхность на светлом фоне тела и могучий бивень, позволяет безошибочно определить нарвала. Хвост нарвала отличается от хвоста всех видов китообразных: сверху напоминает якорь с двумя широкими лапами. Рот маленький, расположен внизу.
 Если в схватке за рог единорога человек одерживал победу, приносил, в подтверждение этого бивень нарвала, то происходила инаугурация. Богом был избран самый непорочный,  самый сильный и он становился талом. Он водил войска в море, он сражался на суше. Тал обходил дозором вверенные его защите территории. Художественное описание служения тала можно найти у А.С.Пушкина, в “Сказке о царе Салтане“:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
и окажутся на бреге,
в чешуе, как жар, горя,
тридцать три богатыря,
все красавцы удалые,
великаны молодые,
все равны, как на подбор,
с ними дядька Черномор.

Так именно Пушкинский Черномор и является тем талом, который сражался в поединке с нарвалом, свита же его состоит из “великанов“, жрецов культа дельфина. Об этом культе мы будем говорить потом. При военном поражении, тал считается не выполнившим возложенную на него службу (задачу), не оправдавшим доверие бога, отдавшего ему свой зуб. Проигравший в войне тал, должен был, обязан, согласно своей вере, чести и совести, заколоть себя рогом морского единорога. В древности поражение смывалось кровью. Только собственной кровью, человек Власти, мог возродить к себе доверие бога.
По этому, задача выявить самого достойного стояла тогда перед природой, в виде холодной стихии, и сакрального животного. Культ кита имел широкое распространение. Он как одна из составляющих вошел в культ Посейдона, создав, наряду с другими морскими культами, образ так хорошо известного античного бога. В Европе культ кита почти полностью был уничтожен, в Средние века, но вот в легендах Китая кое-что сохранилось о народе кита – валийцах.   Бог моря у них считался и богом северного ветра. Имя его было Юй-цянь. Когда же Юй-цян являлся в образе бога моря, он был сравнительно добрым. Первоначально он был рыбой, в большом Северном море, и звали её Гунь, что значит «рыба кит». Кит был огромен, нельзя даже сказать,  сколько тысяч ли. Он мог вдруг закачаться и превратиться в птицу пэн, огромного злого феникса. Он был так велик, что одна спина его простиралась неизвестно,  сколько тысяч ли. Разгневавшись, он улетал, и два его чёрных крыла затмевали небо наподобие туч, простиравшихся до горизонта. Каждый год, зимой, когда течения в морях меняют своё направление, он из Северного моря отправлялся в Южное, из кита превращался в птицу, из бога моря - в бога ветра. И когда поднимался ревущий и стонущий, леденящий и пронизывающий до костей северный ветер, это значило, что дунул превратившийся в огромную птицу Юй-цян, бог моря. Когда он превращался в птицу и вылетал из Северного моря, то одним взмахом крыльев вздымал огромные, доходившие до неба морские волны высотою в три тысячи ли. Подгоняя их ураганным ветром, он взбирался прямо на облако в девяносто тысяч ли. Полгода летело это облако на юг, и, лишь достигнув Южного моря, Юй-цян опускался, чтобы немного передохнуть. В действиях бога моря и ветра Юй-цяна прослеживается миграция китов в теплые воды. Возможно, что в древности, кит – нарвал, как бог моря, был един для разных народов, связанных жреческими школами. В китайской мифологии, нарвал, как сакральное животное, именуется цзочи - «клык-бурав».
Теперь, рассмотрим ритуальный поединок с косаткой на титул тана. Тан, в отличие от тала, не воин, а жрец культа кита. В его обязанности входили прорицания, общение с богами и духами. Как жрецы, таны должны были иметь дар ясновиденья и предвиденья, именно это их сближало с сакральным животным. Касатка обладает, как и все киты, эхо локацией, но при этом она может и петь. В песнях таны повествовали о пригрезившихся им событиях. Кроме того, жрецы культа кита несли в мир понятие красоты.
Танатами назывались претенденты на звание тана, еще не проверившие себя на ритуальном поединке.  С 9 лет они начинали проходить обучение на жреца. В обучение таната входило умение петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять и исполнять мелодии, слушать и общаться с природой, а так же плавать и нырять. Экзаменом такой жреческой школы становился ритуальный поединок с касаткой, на который претендент выходил в 16 лет до ломки голоса.  Семь лет он проводил в закрытой жреческой школе. Среди танатов не было разделения по половому признаку. Обучение проходили как мальчики, так и девочки. Так же девочки допускались и на ритуальный поединок с касаткой. Жрецы прорицатели всегда ценились. После прохождения ритуала, их распределяли по разным  географическим точкам, на разные побережья, где своими знаниями и умением они могли приносить пользу. Если жрецов кита именовали танами, то жриц танисами (танями). Это прорицатели культа кита.
 В 16 лет танат выходил на морской берег. В ареал обитания косатки входят прибрежные воды и открытая вода. Касатки живут стаями от одной до тридцати особей, по этому ритуальный поединок мог проходить у нескольких выпускников одновременно. Касатки это крупнейшие и очень проворные плотоядные дельфины. Ископаемые останки этого вида были обнаружены в Италии (Тоскана) и в Англии (Суффолк) в плиоценовых отложениях (около 1,5 млн. лет назад), а останки предков касатки, относящиеся к доисторическому периоду, были найден в Северной Европе. В средние века этот вид часто встречался, вместе с китами, у берегов Гасконского залива. Именно в эти времена появилось его самое древнее французское название: эполар. Вполне можно предположить, что в III тысячелетии до н.э., жреческая школа культа касатки была на Крите (Кофу), которую охранял, согласно греческим мифам, Талос. Некоторые авторы сочли возможным отождествить касатку с "orca" (орк) древних, в частности Плиний. Наиболее старое латинское название, относящиеся к касатке, - это Delphinus orca, или "дельфин-касатка". Из-за полученной репутации опаснейшего убийцы касатка получила свое английское название killer whale ("кит-убийца"). Касатка так же была действующем лицом мифов индейцев Северной Америки. Русское название, предположительно, происходит от слова "коса", с которой ассоциируется высокий спинной плавник самцов, немного смещенный вперед. Вес взрослой касатки достигает 2,6-9 т,  Длина взрослой особи - самки до 8,7 м, самцы до 10 м. Именно с такой взрослой особью должен был сразиться танат, и победить.
На человека эти китообразные обычно не нападают, но и не проявляют перед ним страха, приближаясь к китобойным кораблями и лодкам. В неволе они миролюбивы, быстро привыкают к людям и берут корм из рук. Именно на этом основан поединок с касаткой. Это поединок не с целью убить животное, у танатов другая задача, приручить кита к себе, подружиться, подчинить его, так, что бы касатка приходила по первому же зову жреца. Ритуал заканчивался совместным плаваньем и танцем новоявленных жрецов с сакральным животным. Танец и приручение танами касаток исходит из их стремления к мануальному контакту. Как и другие дельфины, касатки любят прикасаться друг к другу. Эти контакты между особями непродолжительны, животные проводят гораздо больше времени, иногда около часа, потераясь об определенные камни на дне, которые используют только с этой целью. Проплывая мимо водорослей, касатки не могут устоять перед желанием коснуться их и вынести часть растений на поверхность, чтобы лучше почувствовать их прикосновение к хвостовым плавникам. Неизвестно, делается ли это ради игры, удовольствия или по необходимости. Именно из моментов потерания и поглаживания, состоит ритуал с касаткой. Этого кита, называемого волком морей, танат должен был приманить его к себе. Объяснить, что он (танат) ни какой-нибудь тюлень или другая добыча, а свой, тоже умеющий петь и знает положенные ритуалы в стае. В танце, при мануальном касании, танат должен был сразу приучить касатку к себе, и объяснить, что они теперь составляют одну стаю. И времени у таната было на это только один танец. Только те, кто проходил это испытание, посвящались в жрецы.
 Каждый из танов имел, после прохождения ритуала, прямую связь, через прирученного кита, с богами и миром духов. Звуковые сигналы касаток разнообразны (до 40 типов): от высокого варьирующего тона до глухих стонов и криков мартовских кошек, некоторые из которых специфичны для каждой группы и образуют нечто вроде диалекта. Среди сигналов не слышалось свистов и визгов, характерных для дельфинов, но отмечались сигналы бедствия. Касатки неравнодушно относятся к музыке. Именно по этому, танаты обучались музыке. Каждая особь кита (касатк) может издавать специфический звук, что сравнимо с тембром человеческого голоса. Это своеобразная "визитная карточка" позволяет животным распознавать друг друга по звуку и, возможно, некоторым из них - руководить операциями. Именно по издаваемому звуку, по умению владеть музыкой и песней, касатки, как бы, принимали жрецов в свою стаю. Жрецы становились руководителями операций стай касаток. С помощью касаток они не только могли загонять  рыбу в сети для людей, но и вести касаток в бой во время воин.  Жрецы вызывали сакральное животное звуками, выдуваемыми из раковин или с помощью коры культового дерева – ясеня. Если тан не оправдывал возложенные на него функции, обманывал надежды божества, он обязан был уйти в море. Тан сбрасывался со скалы, или его сбрасывали.
Третьим ритуальным поединком, входившим в культ кита, был поединок с сакральной рыбой, людей Власти, за право обзаведения семьей и потомством. Такой рыбой является белорыбица, видимо осетр. У пеласгических народов, престолонаследие передавалось по женской линии. Что бы женится на дочери предыдущего тала или тана, и вместе с ней унаследовать землю, а не быть просто приглашенным военноначальником, будущий жених должен был поймать белорыбицу голыми руками. В греческой мифологии этот поединок сохранился в сватовстве Пелея (Древнего) к Фетиде (жрице нереиде – тани). При победе над белорыбицей, из культового дерева ясеня претендент на руку правительницы, делает копье с наконечником из рыбьего шипа, и вместе с рыбиной дарит невесте. Белорыбица олицетворяла собой момент зачатия, и рождения ребенка. Ребенок, потом, пройдя все ритуалы, мог стать таном или талом. Женитьба же на правительнице давала возможность соединить в одном человеке военное и прорицательное жречество. Человек получал титул ТАНТАЛА. Это было объединение военной власти и власти над душами. Поймать и удержать белорыбицу, размер которой 4-5 м, к тому же вооруженную острыми зубами, которыми она будит защищаться от человека тоже задача не из легких. Сыном такого победителя был Ахилл, относящийся к культу кита. Сам Ахилл шел на жречество тала.
Все ритуальные поединки с нарвалом и касаткой являются щадящими по отношению к животным. С приходом людей, сакральными животными которых были псовые, отношение к  морским млекопитающим изменилось. Можно считать установленным, что местом зарождения охоты на китов был северо-восток нашей страны, а местных жителей Чукотки, Курильских островов и Аляски можно считать первыми китобоями. Известно, что эскимосы западной Арктики добывали китов еще до нашей эры. По описаниям С. Крашенинникова, одного из первых исследователей восточных районов страны, в те далекие времена жители Курильских и Алеутских островов били китов с байдар из луков ядовитыми стрелами, а "олюторы ловили китов сетями, которые делают из копченых моржовых ремней толщиной в человечью руку". Более совершенные способы охоты использовали аборигены Чукотки. Они выезжали далеко в море на больших байдарах, обтянутых тюленьими кожами, по 8-9 человек. Подплыв к киту, бросали в него ручной гарпун, привязанный ремнем к надутому китовому пузырю, чтобы видно было, где вынырнет кит. По ремню подтягивались ближе к животному и снова бросали гарпун, пока кит "не утомится, и все байдары к нему не прикрепятся, а затем тащат его к берегу".
На нынешний момент, жречество Тантала утрачено.


Рецензии