К рассказу М. М. Зощенко Свинство

        Согласно теории Ч.Дарвина, эволюция животного мира в целом и человека в частности – результат резких и спонтанных изменений в их генетическом коде. Социум развивается абсолютно так же. Новаторские идеи, зарождающиеся в мозгу одного человека, приводят к очередному витку «прогресса» общества. Не все такие идеи являются этичными, оправданными с точки зрения морали, не каждая из них получает распространение и укореняется в сердцах людей. Но все же, некоторые из них оставляют заметный отпечаток в мировой истории.
        Советский писатель М.М.Зощенко в своем творчестве 20-х годов прошлого столетия часто обращался к комическому образу героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающий мир, что было связано, в первую очередь с распространением на территории Советского Союза коммунистических идей. Неизвестно, каков был истинный взгляд писателя на политическую и идеологическую ситуацию в стране, но в своих творениях он прибегает к сатире, направленной на носителей идей социализма. В рассказе «Свинство» автор рисует перед читателем образ Ивана Петровича - «типичного гражданина» своей страны. Иван Петрович – рядовой обыватель, оказавшийся в «трудной» жизненной ситуации. Зародившаяся с легкой руки авторитетного «заведывающего» революционная идея полностью захватывает героя. Узнав, что на него «вся Европа смотрит», Иван Петрович признает все необходимость новаторства. Не имея возможности быть направленной в нужное русло, революционность обращается в направление, которое не требует никаких изменений – в ономастику. Ссылаясь на отсутствие фантазии, герой обращается все к тому же «заведывающему» - человеку, имеющему более высокий социальный статус. Герой не находит выхода из этой ситуации, он мечется и проходит серьезное душевное испытание. Вместе с тем, он осознает, что ему не так и важно, как именно он назовет своих детей, ведь самое главное – необычность и новизна имени. Иван Петрович решает, что ребенок «виноват» в том, что получит такое имя, и именно ребенку придется жить с данным ему именем, а это является аморальным и безответственным.
        В этом и заключается острота сатиры и весь писательский талант М.М.Зощенко. В обычной на первый взгляд бытовой зарисовке ему удается полно отразить всю идеологическую обстановку, царящую в социалистическом обществе. В этой игре роли обозначены заранее. Есть «начальник»-голова, есть общество в лице одного человека, принимающего сказанное ему за непреложную истину, за призыв к действию. Безликость главного героя показана остро сатирично. Человек, не имеющий фантазии, не имеющий собственного мнения, является идеальным инструментом для построения общества, угодного лидеру. Ярко отражено отсутствие у обывателя чувства ответственности и заботы о собственном будущем. В данном рассказе победившей стороной является мораль, подобно иммунитету сумевшая превозмочь развитию чужеродной и нелепой идеи. Но так случается далеко не всегда…
        Над всем этим смеется М.М.Зощенко, смеется над режимом, над властью, на собственный страх и риск. Только глубина его произведений и непрозрачность намеков на недостатки идеологии позволяли ему продолжать свою писательскую деятельность. Как известно, он закончил свою жизнь в нищете, будучи подвергнутым резкой критике со стороны Партии, но несмотря на это, он сумел войти в историю, как один из немногих думающих людей своей эпохи.


Рецензии