Последний день старых рыбных рядов Привоза

Ранним- ранним утром мы оказались в Одессе. Возвращались домой в Харьков из командировки в город Чадыр-Лунга, что в буджакских степях, одного из центров виноделия Молдавии. Встречали нас заводчане всегда приветливо, гостеприимно. Даже ритуал определённый выработался. В день приезда и отъезда ( а то и каждый день) приводили нас к хозяину, славящемуся хорошим вином. В холода поили горячим со специями красным, в жару белым. Вода в Чадыр-Лунге  ужасающая на вкус и поэтому даже трезвенники предпочитали пить вино (да ещё задаром!). Вот и накануне собрались мы в каком-то благоустроенном сарае, быстро потеряли счёт выпитым стаканам, закусывали маринованными, обжигающими рот, красными перцами ( больше одного не съешь).  Выпили обязательный последний стакан « на посошок», после чего нас аккуратно  доставили на вокзал к одесскому поезду. Итак, мы в Одессе;  пошатывает, но мы спешим выполнить одну из основных заповедей простых советских командированных: прежде всего, обеспечить себя билетами до Харькова.  Подходим к кассе, кассирша  спросонья  сообщает, что билетов пока нет и неизвестно, будут ли. К счастью, среди нас был  человек, не без оснований считавший себя очень « пробивным» и он заплетающимся языком стал объяснять, почему нам просто необходимо попасть на  ближайший поезд.  В заключении своей речи  заявил, что мы не забудем « отблагодарить». Кассирша проснулась, стала ковыряться в бумажках, а наш уполномоченный велел нам отойти в сторонку. Через несколько минут  подходит  и вручает по билету. Спрашиваю, во сколько обошлась « благодарность». Ни во сколько, отвечает. Я дал ей деньги за билеты, копейка в копейку - без сдачи, забрал билеты, сказал  « Огромное спасибо» и попрощался. Нечестно он поступил, ну да ладно.  Поезд на Харьков будет не скоро, сидим на скамейке, есть не хочется - отходим от вчерашнего мероприятия и рассуждаем, чем бы себя занять. Мимо проходит пожилой  одессит;  услышал наш разговор, подсел и стал предлагать нам варианты полезного времяпрепровождения в утренней Одессе. Ещё слишком рано, ничего не подходит. Разговорились.  Он оказался инженером, недавно вышедшим на пенсию, одиноким человеком, который не знает, куда себя девать. Плохо спит; просыпается очень рано и направляется  в вокзальный  буфет завтракать. Если посетителей в буфете нет, буфетчица охотно общается с ним. Иногда ему везёт и находит собеседников – пассажиров, ожидающих поезда.  В это утро ему повезло , он нашёл нас и мы хорошо поговорили «за  жизнь»  Одессит оказался милым, скромным , интеллигентным  и грустным,  вызывающим уважение и сочувствие, человеком. Мы тепло распрощались и он зашагал к выходу. Через пару секунд  возвращается и говорит: « Слушайте, сходите на Привоз, сегодня последний день функционирования старых рыбных рядов».  Кто же не помнит « Белеет парус одинокий»  В. Катаева и яркого описания  даров Чёрного моря  на прилавках привоза?
      « - Раки! Раки! Раки! Раки!
        - Камбала! Камбала! Камбала!
        - Скумбрия живая! Скумбрия, скумбрия!
        - Барбунька! Барбунька!
        - Мидии! Мидии! Мидии! Мидии! Мидии!
        - Бычки! Бычки! Бычки!
        Из  всех  торговок  привоза  наиболее  резкими,    крикливыми    голосами славились торговки рыбного ряда.
        Надо  было  обладать  бесстрашием  одесских  хозяек  и  кухарок,  чтобы неторопливо пройтись по этой аллее столов, корзинок и  рундуков,  заваленных грудами морской рыбы, раковин и раков.
        Под громадными парусиновыми зонтиками и дощатыми  навесами,  трепеща  и сверкая, лежали вываленные напоказ живые богатства Черного моря.
        Какое разнообразие форм, цветов, размеров!»

И вот мы на рынке, пришли к открытию. Покупателей почти нет. Продавцы уже на месте. Да,поражает изобилие, разнообразие и красочность товара. Вот длиннющий прилавок с доброй сотней невинно убиенных  молочных поросят. Толстая покупательница с пристрастием допрашивает продавца: сколько дней было  несчастному созданию, когда его зарезали, сколько времени везли на рынок, разве что о родителях не спрашивала. Другая тётка бегает с высунутым языком в поисках лимонов, но не простых, импортных, а обязательно грузинских. Видимо одесситы очень серьёзно относятся к еде! Целые ряды с домашним сливочным маслом, роскошным творогом,  а какие красивые овощи! Дело было в 80х годах прошлого века…
Видно наш вокзальный знакомец малость напутал, старые рыбные ряды снесли накануне. Остались только несколько пустых ларьков и неистребимый запах рыбы. До новых рядов мы не добрались. Ох, как я сожалею об этом!


Рецензии
Юрий! Я тоже читаю ваши "опусы"(как вы ответили на рецензию В.Гугеля).Опусы, написанные в таком стиле,я люблю.Я был в Одессе всего два раза,но впечатления остались на всю жизнь.На Привозе слышал самое страшное в то время ругательство продавца и покупательницы:"Шоб ты жил на одну зарплату!Шоб у тебя начался ремонт!Шоб к тебе на все лето гости приехали!".А пивная "Гамбринус" на Дерибасовской!? Будет желание прочтите главу 113.Проверки...
15 ВВК ОдВО (военно-врачебная комиссия Одесского военного округа)в моих мемуарах "Жизнь военного врача".Там мои Одесские и Молдавские впечатления...Ставлю "понравилось".С уважением Анатолий

Анатолий Комаристов   26.07.2013 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.