Змеиная тень

Посреди жаркой и сухой пустыни, где днем солнце сжигает безжалостно все живое, стояла одинокая гора. Гора эта была окружена рвом, в котором чудесным образом вода никогда не иссякала, поэтому от засухи горе страдать не приходилось, и разные лесные и горные жители поселились кто у ее подножья, а кто на вершине.
И вот однажды, когда солнце поднялось высоко в зените и нависло над пустыней как огромное распаленное облако, еле заметным зигзагом подползла к подножью горы пятнистая змея и стала гору упрашивать впустить ее в свои тенистые леса:
-Гора, гора! Ты стоишь, окруженная живительной влагой, в лесах твоих резвятся зайцы, да стрекозы, богаты местами для ночлега твои зеленые раздолья, а вода в ручьях твоих чиста и светла, что затмевает при взгляде глаза. Впусти и меня в свою обитель, разреши проложить мост через реку и стать навсегда твоим жителем.
И отвечала змее гора:
-Не могу впустить тебя, змей. Ты мал и незаметен, но слишком длинная тень падает от твоего холодного тела.
-Но разве сама ты не отбрасываешь тени?
-Тень моя – пристанище для белок и для барсуков,  жарким днем крохотные шелкокрылые колибри прячутся в тени моих деревьев, чтобы не опалить свои лазурные спинки, а к вечеру – порхать, словно тропические бабочки от цветка к цветку. В твоей же тени все меркнет, поэтому убирайся прочь, не могу тебя впустить я.
И уползла змея восвояси. Но прошел день, и солнце нависло над пустыней еще ниже. И снова поползла змея к горе.
-Гора!Гора! Нет мочи больше жить среди пустыни, кожа моя иссохла, а глаза стали слепы. Впусти меня, ведь ты так прекрасна. И обещаю я не есть полевок, что живут в твоем подножьи, да не губить кроликов для пропитанья.
И отвечала змею гора:
-Не могу впустить тебя. Ты мал и жалок, но слишком длинную темную тень отбрасывает твое тело. Тень твоя чернит все, на что падает, и нет от нее спасенья. Уходи прочь, не отбрасывай свою тень и на меня, потому что я светла и высока. И с высоты твоя тень кажется мне еще ужасней.
-Но не потому ли моя тень падает на тебя, что ты тоже стоишь на земле?
-Ноги мои на земле, и от этого еще крепче и дольше буду стоять я, окруженная прохладными водами ручья. Но пик мой вздымается в холодную и светлую высь, где под самыми небесами кружат над снегами моих вершин ясноокие орлы. И никогда не мечтал ты об этой вышине,  так что даже подножье мое будет тебе недоступно, поэтому убирайся прочь, не могу тебя впустить я.
И уползла змея восвояси. На третий день солнце раньше обычного поднялось в зенит и сжигало землю до тех пор, пока камни не превратились в пыль, а желтоглавые бессмертники не опустили от засухи свои соцветья. В третий раз приползла змея к горе и стала взывать:
-Гора!Гора! Последний раз прошу, впусти меня! Ведь я, увы, не вижу своей тени!
И отвечала змею гора:
-Не могу впустить тебя, змей. Тени своей ты не видишь только оттого, что сросся ней, а потому твоя тень – и есть ты сам.
И уползла змея, и ни разу она не приползала больше к подножью горы, лишь лежала в собственной тени и никак не могла понять, почему свою тень не видит.


Рецензии