Художник - часть 14

Оказалось, что уже близиться вечер, солнце бросало яркие блики, но они выглядели далекими, и отчего-то унылыми, прощальными.
Лилия очень быстро нашла единственную в деревне школу.
Библиотека находилась в небольшой пристройке этого старого одноэтажного здания. Когда она подходила к ней, пожилая хрупкая женщина, стоя спиной к Лилии, закрывала большую железную дверь на тяжелый навесной замок.
– Добрый вечер, – обратилась к ней девушка. – Вы Агата?
Женщина обернулась, и видимо хотела улыбнуться, потому что уголки ее губ сразу же поползли вверх, но вдруг замерла, побледнев от испуга, и неожиданно – чуть не введя Лилию в шок этим жестом – быстро перекрестилась!
Девушка недоуменно оглянулась.
– Простите, вы...
Она не смогла подобрать нужных слов.
Но старушка очень быстро пришла в себя, и будто ничего удивительного не произошло, радужно улыбнулась:
– А вы новая жительница?
– Да. – Лилия тоже быстро нашлась. – Знаете, мне показалось, что вы меня испугались.
– Нет. – поспешно отмахнулась та. – Нет, ну что ты, дитя. Просто… Что только не покажется старой дуре без очков.
– А что вам показалось? – спросила девушка.
– А ты ко мне, что ль, пришла? – увильнула женщина.
– Если вы – Агата.
– Агата, Агата, – кивнула она, отчего-то смутившись.
– Я хочу поговорить про дом, который купила.
– Это Зоя наговорила чепухи всякой, да? – Женщина виновато улыбнулась.
– Знаете, я думаю, это не чепуха, – серьезно ответила девушка.
Похоже, Агата поняла, что от молодой гостьи так просто не отделаться. Она бросила быстрый взгляд по сторонам, словно проверяя, никто ли их не видит, и, отперев замок, впустила Лилию внутрь.
Библиотека оказалась совсем маленькой, состоящей из двух комнат: приемной и читальной. В приемную при желании могли поместиться только пять человек, ели бы стояли здесь в плотной очереди перед небольшим столом с высокой перегородкой, за которой и поспешила скрыться Агата.
Старая женщина одела очки и подняла голову, внимательно разглядывая девушку.
– Ты такая красавица, – не удержалась она от комплимента.
– Спасибо, – Лилия против собственной воли почувствовала смущение. – Вы расскажете мне про дом? Что там за шорохи слышали?
Женщина присела на стул.
– Ну, я даже не уверена, что слышала. Мне было там скучно. Сидишь одна, как пень целыми днями. Дом просторный, не то, что эта каморка. Зоя наверное много чего наплела? – Она снова неловко улыбнулась.
– Она говорила про шаги и вздохи.
– Нет, я такого не помню. – Агата утвердительно потрусила головой. – Точнее, мне могло показаться, но сказать стопроцентно, что я что-то слышала, не могу.
Лилия разочарованно потупила взгляд. Но снова взглянула на старуху, которая сверлила ее любопытными глазами. Ей вдруг захотелось потребовать объяснения.
– Почему вы перекрестились, когда увидели меня?
Женщине стало страшно неудобно за свой порыв, она раз пять извинялась.
– Я же тебя не видела раньше и не знала, как ты выглядишь, а ты...
Похоже, она просто оправдывалась.
– Ты почему-то с первого взгляда напомнила мне одного человека, поэтому я даже перепугалась немного. Дура старая, говорю же...
– Какого человека? – настаивала Лилия.
– Ну, – замялась старуха. – Ты, может, будешь смеяться, скажешь, что я выжила из ума, а, может, так оно и есть...
– Не скажу, – перебила девушка. – Обещаю!
Агата колебалась. Сняла очки и несколько секунд неуверенно вертела их в руках. Затем все же решительно вздохнула, снова их одела и пошла к одному из книжных шкафов, который скрывал за стеклом плотные ряды книг. Внизу шкаф имел несколько выдвижных ящиков, и Агата с усердием принялась в них копошиться.
– Я точно знаю, она здесь...
– Кто?
– Да фотография, – бормотала старуха, кряхтя и вздыхая. Ей пришлось опуститься на колени, чтобы добраться к ящикам, а в ее возрасте это было немыслимо сложным физическим упражнением. Однако собственное любопытство оказалось сильнее.
– Фотография? – Лилия ничего не понимала.
– Да. Портрет. Ох, сколько тебе нужно объяснять!
Видимо, решив не тратить время попусту, Агата стала рассказывать, продолжая свои поиски. Лилии приходилось изрядно напрягать слух, чтобы разобрать ее приглушенное бормотание сквозь шорох бумаг, которые перебирала женщина.
– Я так любила тот дом. Там была прекрасная библиотека… А самые лучшие книги, конечно же, достались от Алексея Романова. Их уже нет давно. Я даже не заметила, как они все исчезли. Я слышала, такие книги, которым по сто лет и больше стоят очень-очень дорого. Ну, кто-то прибрал к рукам… Что поделать… Когда дом горел первый раз, меня еще на свете не было. – Старуха как-то странно хихикнула, что напомнило скорее хрюканье молодого поросенка. – Я не такая древняя, как ты, наверное, думаешь… А мне моя бабка рассказывала все. Она иногда собирала яблоки у Романова во дворе, он разрешал. Ой, что это были за яблони! Там сейчас другие, никакого сравнения… Ну  и в благодарность бабка моя угощала его своим фирменным яблочным пирогом. Он такой всегда был мрачный, что его чуть ли не Дракулой тут считали. Но моя бабка его любила, потому что он очень добрым был, просто, говорит, странным и каким-то уж больно несчастным выглядел… Одиноким таким! Так вот, он много рисовал своих картин, и все вельможам… А только одно рисовал для себя. Много портретов одной женщины. Ох и красивой! Так… когда дом сгорел первый раз, спасли только половину книг, и один единственный из этих портретов… Районная газета стала писать про художника. Дескать, все оставил деревне, а сам как сквозь землю провалился...
– Куда он, по-вашему, исчез? – Лилия почувствовала, как ее тело неожиданно прошиб холодный пот.
– Ой, не спрашивай, детка! Те времена страшнее ада были… Могли куда хочешь увезти среди ночи… И дом поджечь… Этот дом с тех пор и стали бояться. Меня, как и всех детей в деревне, в детстве пугали, что если пойду к нему, то исчезну навсегда… Потому мы туда и бегали… У детей же все наоборот. Не страшно, а интересно… Ну так вот! Этот портрет и сфотографировал фотограф из газеты. И так фотография всем нравилась, что из нее потом сделали поздравительную открытку. Вот она у меня где-то и была... Еще довоенная...
– А сам портрет?
– А Бог его знает, куда он подевался. Кто-то себе забрал, наверное. Или продали его. Я самого портрета никогда не видела… Ох! Я же говорила, что фото где-то здесь!
Она быстро, насколько это было возможно, вскочила на ноги.
Отдышавшись, Агата посмотрела на открытку, и снова удивленно уставилась на девушку.
– Видишь! Я сразу заметила схожесть! Разве такое бывает?
У Лилии затряслись руки и ноги от нетерпения взглянуть на фото. Старуха же будто нарочно дразнила ее, долго изучая его и пораженно охая.
– Пожалуйста, – взмолилась девушка. – Дайте мне посмотреть!
Наконец, дрожащая от волнующего момента рука библиотекарши подала ей потрепанный снимок.
Чуть взглянув на него, Лилия перестала дышать.
На размазанном и выцветшем от времени изображении… был не просто портрет… это была именно она, Лилия, в том самом платье, что было на ней в последнем сне...
И снова ошеломляющий приступ боли, намного сильнее, несравнимо сильнее, чем все предыдущие!!!
В глазах  что-то резко вспыхнуло, а затем потухло. Лилия упала на пол, сжимая снимок в руке. Сквозь быстро ускользающее сознание, она услышала громкий возглас старухи...

***
– Что же это, Господи! – кричал голос очень близко.
Этот крик заставил ее очнуться.
Но боль была жуткой, заглушала даже эти дикие крики.
Открывая глаза, Лилия неосознанно поморщилась. Тело было слишком слабым, она с невероятным трудом поднялась на ноги и присела на стул.
Агата в полном ужасе носилась вокруг нее, двери на улицу были распахнуты.
– Очнулась! Фу ты, Господи, помилуй! – Она не переставала истерично креститься. – Тебя фотография так напугала, что ли? Или ты больна? Может, ребенка ждешь?
– Что? – Лилия посмотрела на старуху, как на сумасшедшую. – Ребенка?
– А что ж ты так плюхнулась? И за живот держишься...
– Это… Это вы правы. Мне нехорошо что-то. Спасибо вам, спасибо, Агата… Мне нужно идти. – Лилия резко подхватилась. – Меня ждут!
– Так что, на фотографии прабабка, может, твоя? – крикнула ей вдогонку Агата, так и не утолившая собственного любопытства.
А Лили и вправду пришло в голову, что ее ждут. 
Что нужно поторапливаться...



Читать дальше (Часть 15) : [url=http://proza.ru/2013/03/04/1537]


Рецензии