Воспоминания - Шаги в детство-11

      "НАША УЛИЦА" И УСТРОЙСТВО НАШЕГО ДОМА

      В нашем городе Ногинске (бывш.Богородск) всё начинается от вокзала:железная дорога с Москвой построена в к.XIX - н.XX в.в. Перед вокзалом - трамвайная линия(между Глуховым и Истомкином),дорога и улица (Комсомольская) от парка и горбольницы с заворотом до переезда на шоссе Энтузиастов.Теперь это кое в чём изменилось...
      Комсомольская улица перед вокзалом уходила на два дома вглубь,освобождая место под сквер.Так вот участок вдоль сквера до дома №76 (нашего дома) и ещё четырёх домов-дворов и был "нашей улицей".
      Наш дом (участок в виде прямоугольной трапеции)угловой состоял собственно из двухсекционного дома,сеней между ними,сарая - палатки и ещё домика,во дворе были построены дом - баня,два сарая и уборная.Такой небольшой хуторок в стиле литовского хутора по замыслу дедушки.
      Свободное место занимали двор и сад,где росло четыре яблони:китайка,коричная,белый налив и антоновка;и смородина,клубника,малина и цветы:георгины,флоксы,золотые шары и мелочь...Росла в саду и сирень.Перед войной я принёс из леса рябину и посадил...Во дворе гуляли куры,индюшки,гуси...Позднее дом-баня был сломан,китайка замёрзла и сараи во время войны пошли на "бомбоубежище" и дрова...А их места были засажены картошкой...
      Следующий за нами был дом Десятских(позже Прощиной).Бревенчатый дом на кирпичном высоком фундаменте в три окна по фасаду,а внутри имелись две комнаты:одна на два окна,другая - на одно,общая кухня,русская печка,вход один со двора через крыльцо и сени...
В большой комнате жили Прощины:старик и старуха и у них был приёмный сын Борис - мой крёстный...в маленькой комнате жил мой друг Лодик (Всеволод) со своей мамой Лёлей и отчимом дядей Володей...
      В следующем двухэтажном доме,в подвале жили Михалины:мать и двое детей:Сергей (мой будущий друг)и его сестра Людмила.У них была коза...Наверху в одной из двух квартир в 1939 году заселились Безбородовы:с мальчиком я учился в одном классе со 2-го по 4-ый...В начале войны они эвакуировались...
      Дальше через простенок находился двухэтажный дом,в полуподвале которого жили Пронины(мать-тётя Ксюша с двумя детьми Валеркой и Лариской),Роговы (отец Никита,мать - тётя Наташа и Пётр - сын)...
      Ещё дальше жили Гальцовы:бабушка,внучка - Галина,родители её работали в Москве,приезжали на побывку...У них была корова...
      Затем шёл сад Миловановых и на углу замыкала "Пивная"...За углом дом Миловановых (дочь была подругой моих тётушек и матушки),дом Кареловх (отец был сапожником,дети Сергей и его сестра дружили в молодости с моими родными).Мы с бабушкой носили чинить обувь только к Карелову...Далее - сараи и хлев Сосновских,у которых мы брали молоко,но это уже на другой улице (Февральской)...
      Напротив Сосновских через улицу был открыт пивной завод.Далее находился дом, в котором жил Михаил Хрусталёв - друг молодости моего дяди Вити(этот дом сохранился до сих пор)...
      А справа от нас через дорогу,ведшую от вокзала к рынку,жил Яшка Шибаев - мой товарищ в двухэтажном доме на улице Февральской.Далее находился сад и дом Романовых,двухэтажный кирпичный и тесовый,наверху жили Романовы(друзья юности моих родных).а внизу-две еврейские семьи то ли Осиповых,то ли Евсеевых (у них было два сына,одного звали Оська) и Мельниковские (с сыном Михаилом я учился в начальной школе и одно время дружил),в войну они эвакуировались на Урал...
      Вот,собственно говоря,и вся "наша улица"...Мы и дружили,и ссорились,и ругались,но всё-таки дружно жили,бабушка была избрана одно время в уличный комитет...
      Да,за вокзалом,за "Линией" была улица Привокзальная,здесь жили бабушкины знакомые и друзья Мухамедзяновы,мы к ним ходили в гости,меня всегда приветливо встречали Самат и его сестра...На этой улице к концу войны поселились и Михалины...Во втором ряду также находился дом,который посещала моя бабушка,там же был стадион "Буревестник",а дальше - Первый лес,где имелось стрельбище,на котором мы - ребята собирали свинцовые пульки для использования в качестве грузила на удочках...
      Дальше было поле,а за полем - Второй лес,где мы с бабушкой собирали грибы и ягоды...
      Дом же наш был устроен таким образом.Крыльцо(за крыльцом - конура собаки),сени:слева большой чёрный шкаф,за шкафом - вход во вторую меньшую половину дома в одну комнату с печкой и одним окном;прямо - чулан со шкафом и сундуком с книгами;справа - вход в основное помещение:прихожая,слева - кухня и русская печка;прямо - зала и слева от залы ещё комнатка на одно окно,сдавалась жильцам - квартирантам;когда никто из них не жил,была моей комнатой с кроватью и письменным столом...
      Иногда сдавалась кровать в прихожей,где также стоял стол.В прихожей приходилось обитать и мне,когда маленькая комната сдавалась.Если же квартирантов был полон дом,я спал на бабушкиной кровати,благо она была широкой и уютной или на печке...
      Сейчас вместо "нашей улицы" - городской автовокзал...

                2013   


Рецензии