Вера как побеждённая любовь

Часто приходится нам встречать афоризм: "Бог есть любовь" (Первое послание Иоанна, 4:8).

А ведь это не совсем так. Да, вера в Бога может принимать форму любви, то есть эмоционального отношения к предмету веры. Но всё-таки вера и больше, и выше, чем любовь.

Любовь есть чувство, присущее каждому человеку. Вера - нет, далеко не каждому. Религию, веру не следует смешивать с религиозным чувством, что и происходит сплошь и рядом. Религиозное чувство есть у всех, но совершенно необязательно такое чувство перерастёт в веру. И атеист, и агностик, и все-все-все, имеют в душе это религиозное чувство. Но в Бога они могут и не верить. Или один поверит в 10 лет, а другой в 100. Религиозное чувство ещё не вера.

А мы смешиваем два родственных, но не тождественных понятия. Иногда по незнанию, иногда преднамеренно. Вот, ввели некоторым образом уроки религиоведения (в школьной программе называется иначе, но важна суть). И мы детям, готовым реализовать любопытство, присущее человеку вообще, а ребёнку особенно, даём для этого религиозный материал. Как и в любви: а что это, а как это, а что будет, если я вот так сделаю? То же самое и с религиозным чувством: мы даём ребёнку объекты удовлетворения этого чувства, которые не таковы суть, и могут быть другими. Потому что Бог не равен объектам культа, и объекту знания, и объекту любви. И объекту веры - тоже.

Потом, как и в любви, наступает прозрение. Ах, оказывается, объект моего чувства вовсе не такой, каким я его люблю... А в церкви, оказывается, топится печка, и свечками торгуют, и сумрачные лица, да и вообще, непонятно: а где же тот, кого я готов любить?!
Так вот же, на кресте...

Все помнят прекрасное, очень лирическое определение любви, данное апостолом Павлом в Первом послании Коринфянам, глава 13: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит...".

Но вера больше любви. Вера есть любовь побеждённая. Спаситель на кресте - какой? Побеждённый, распятый, мёртвый. Если Бог есть любовь, то любовь убита, побеждена... Но мы верим в то, что он воскрес, и это есть самое главное в нашей вере. Как справедливо заметил Павел, без этого наша вера мертва (Первое Коринфянам, гл. 15: "...И проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша").

Когда любовь уже не может, остаётся вера. Но вера порождаёт вновь и любовь, и надежду. Под присмотром мудрости сии три возносят меня, но не превозносят, и это так именно благодаря матери их, Софии.

София, премудрость, устрояет мир так, как возможно устроить его для нашего несовершенства. И через несовершенство мира я прихожу к мысли о том, что должно быть совершенство, его не может не быть. Знание о совершенстве не приобщает меня к нему, но открывает глаза и даёт силы терпеть превратности судьбы в мире, где нет Бога, но есть вера как побеждённая любовь к этому миру.


2013.


Рецензии
Вера больше любви? Автор похоже даже не понимает что такое вера - вера не есть доверие старым книгам и церковным авторитетам...
---
Евр.11:1 Вера же есть осуществление
ожидаемого и уверенность в
невидимом.
---
Как видно... вера может быть и у неверующего крестьянина, когда он пашет, сеет, пропалывает... или, например, откармливает бычка, поросенка. вера... тоже всякая...

Скоромохин Столик 5   07.03.2013 07:22     Заявить о нарушении
Мне кажется, я напрасно давал в своём тексте ссылки на авторов, с которыми частично согласен (именно на то, с чем согласен, и давал). Теперь это даёт основания комментаторам критиковать меня за "ошибки" и "неточности", которые являются таковыми лишь в той системе воззрений, которой принадлежит тот же ап. Павел. Однако, сам я к этой системе не принадлежу, хотя и признаю за ней относительную (абсолютной и не бывает) истинность. Критиковать мой текст поэтому следует с позиций формальной, а не религиозной логики. Тогда всё становится на свои места.

Андрей Тюков   07.03.2013 14:44   Заявить о нарушении
Вы туточки про ап. Павла упомянули... У него были и следующие слова
---
1Кор.13:12 Теперь мы видим как
бы сквозь [тусклое] стекло,
гадательно, тогда же лицем к лицу;
теперь знаю я отчасти, а тогда
познаю, подобно как я познан.

Скоромохин Столик 5   08.03.2013 05:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.