Парадоксы истории

             "ТАК ПРИХОДИТ МИРСКАЯ СЛАВА!"

 Многим знакомо выражение « Богат, как Крез » и « Слава Герострата ».
 Во многих греческих мифах говорится о Дельфийском оракуле в храме Аполлоне.
 Какие же события связаны с этими именами и событиями ,и храмом в Дельфах?

 1. Давно это было, много столетий назад. Захотел как-то Андрокл, сын афинского царя Кодра,  стать самостоятельным  и  жить  в собственном  городе. Согласился Кодр с сыном, но послал его за советом к  Дельфийскому оракулу,   авторитет  у которого был непререкаемый: что он скажет, то и выполнить следует, исходя из его предсказаний. А гадали в то время специально обученные жрицы на внутренностях животных, по полёту птиц, по листьям священных деревьев,  по ударам молнии. И указывало гадание, что город надо построить там, где найдёт  он огонь, рыбу и кабана.Призадумался Андрокл,но собрал свою команду , сели они на корабль и поплыли по Эгейскому морю на поиски «знаков».Плыли они , плыли и увидели красивую и живописную бухту, а на берегу огонь: то местные рыбаки готовили себе ужин из рыбы. Пристал корабль к берегу, подошли они к костру рыбаков, а тут вдруг от искры от костра загорелся куст, а из-под него выскочил испуганный кабан .Все приметы совпали: огонь, рыба, кабан! Боги послали им благословение! "Вот где они будут строить город ",- решили они. Но здесь жило воинственное племя женщин- амазонок. Пришлось с ними заключить мир и многие амазонки вышли замуж за поселенцев-греков. В одну из них, Эфесию, влюбился молодой Андрокл и назвал  город в честь своей возлюбленной- Эфесом.
Так возник в Ионии новый греческий полис, расположенный в Малой Азии .
Покровительницей его стала богиня Артемида,покровительница   животных,домашних и диких,
  исцеляющая  от болезни ,дающая счастья в браке. В честь
 богини-девственницы построили эфесцы храм – храм Артемиды Эфесской.

  Красивая и драматическая была судьба и у города, и у храма. Ни один раз они были разрушены захватчиками: киммерийцами, персами, готами .Но эфесцы восстанавливали и свой город ,и святилище своей покровительницы- богини Артемиды.
   Некоторые жители Эфеса принесли ему мировую славу. Знаменит  он своими  мыслителями , учёными, врачами, историками:Каллин, Анаксимандр , Гиппонакс, Гераклит, Зенодот Эфесский, Саран Эфесский, Гиппократ, здесь писал свою «Историю» Геродот, Фалес Эфесский.

  Город известен с давних времён, но наибольший расцвет и пышность он приобрёл в годы правления лидийского  царя Креза, о богатстве которого ходили легенды ,и именно его огромное состояние нашло выражение в поговорке « Богат, как Крез».Завоевал Крез город в 56О г.  до н.э. Огромные деньги вкладывались в строительство города, в    архитектуре
 которого господствовал ионический стиль, но было  и влияние восточной культуры.
Поэтому и храм Артемиды строили по канонам ионического ордена, на возвышении .На возведение святилища Крез, царь Лидии, вкладывал свои личные средства .Строили храм сто двадцать лет и его великолепием гордись не только эфесцы,  но и весь греческий мир.
  Лидия - страна в Малой Азии, расцвела, став могущественной и богатой именно в годы правления царя Креза.Имея богатые золотом месторождения, ведя успешную торговлю с Востоком и западом, получая дань от завоёванных им территории, Лидия стала невообразимо богатой страной. Её столицей был многочисленный и красивый город- Сард.Лидийцы славились любовью семье, к роскоши, танцам и музыке,  были поклонниками красоты , в семейных отношениях  у них женщины и мужчина были равными партнёрами. Даже во время голода они продолжали проводить время в развлечениях:один день они играли в азартные игры, на следующий день они постились, чередуя постные дни с пирами,с танцами и танцовщицами.
  В  Лидии были развиты многие ремёсла и славилась она и своими золотыми узорчатыми и пурпурными тканями, и роскошными одеждами, головными уборами,о знаменитой лидийской обуви писала даже сама Сапфо,славилась она и своими расписными сосудами,ювелирными   изделиями из горного хрусталя и, сердолика,золота и серебра.Строили лидийцы неприступные крепости и монументальные царские гробницы,искусственные водяные сооружения,при строительстве использовали прочный кирпич ,многоцветные терракотовые рельфы,хорошие минеральные краски, развита у них была медицина , накоплены знания о лекарственных травах.Алфавитная письменность была  было заимствована у греков Малой Азии.Популярны были у них гимнастические военные игры и пляски , различные игры в кости и кубы,мяч.Высока была музыкальная культура- лидийские инструменты: флейты, дудки, трещотки,кимвалы, многострунные лиры. 
  Особенно был богат и царский дворец: он был отделан золотом, в его хранилище скопилось огромное богатство и драгоценности.Имя его стало нарицательным и вошло в поговорку: "Богат, как Крез". Имея много золота, Крез отменил чеканку монет из сплава золота и серебра, и стал чеканить монеты из чистого золота и серебра. Позже этот опыт в Македонии повторил и отец Александра Македонского, Филипп  второй,начав чеканить золотые монеты, утверждая, что " нет такой неприступной крепости, куда не смог бы войти ослик, нагружённый золотом".
  Тщеславный Крез захотел удивить своим богатством посетившего его афинского реформатора и мудреца Солона, угостив его изысканными блюдами и пригласив посмотреть его хранилище, он ожидал услышать слова восхищения и удивления. Но мудрец спокойно отреагировал на виденное. И тогда Крез задал ему вопрос:" Может ли он, Крез, считать себя самым богатым и счастливым из смертных?" На что мудрец ответил, что" никого нельзя считать счастливым прежде его смерти". Не понял тогда Крез всей мудрости этого ответа.
 Спустя годы слух о несметном богатстве Креза распространился далеко за пределами страны. И это послужило началу войны Лидии и набиравшего силу правителя Персии Кира Великого. Когда войска персов, в 547 г.  д.э. , приблизились к территории Лидии, Крез послал богатые подарки Дельфийскоиу оракулу, как делал это много раз, с вопросом:"Начинать ли ему войну?", на который получил туманный ответ:" Если перейдёшь реку, то уничтожишь царство".
  Крез , не дожидаясь своих союзников, с которыми он договорился о помощи, перешёл реку Галис , помог ему перейти эту реку с войсками без мостов Фалес.Но в результате войны  уничтожено было  не царство Кира, а самого Креза.
 О судьбе пленённого Креза существует несколько версий:по одной из них он был казнён, по другой приговорён Киром к сожжению на костре.Когда костёр загорелся, Крез трижды произнёс:" О, Солон"! Заинтересованный Кир спросил, к какому богу он обращается в такой страшный момент. И тогда Крез рассказал ему о словах Солона о счастье.Кир  оказался мудрее Креза и понял всю мудрость сказанных слов Солона и он  приказал отменить  смертную кару, но костёр разгорелся настолько, что остановить его было нельзя. И тогда , по легенде,бог Аполлон обрушил на  костёр  ливень воды и Крез был спасён.И был приближен ко двору самого Кира Великого.
 Видя, как персы уничтожают и грабят его столицу Сард, Крез обратился к Киру:"Если ты победил и твои солдаты грабят Сард, то они грабят твоё имущество". Этим Крез остановил разграбление своей бывшей столицы. Так пленённый один царь дал мудрый совет другому, победившему его царю.
 Геродот писал, что Кир правил своей страной 29 лет, а греки отзывались о нём, как о мудром и справедливом правителе, о его происхождении существуют четыре версии, а Ксетий писал, что Кир был сыном нищего разбойника, который возвысился и , согласно предсказанию
вавилонского мага, обрёл величие- стал царём Персии. 
 
      
  2. Жил в городе Эфесе молодой торговец рыбой и зеленью Герострат .Ел по утрам ячменные лепешку, сворачивая трубочкой, обмакивал её в соус, руками ел жареное мясо или рыбу, заканчивал трапезу виноградом или овощами. На работу свою, на базар, шёл он в льяном хитоне или, если было  очень жарко, носил набедренную повязку. Ходил босиком и думал:" Я  как Диоген, хожу босиком и хотя не в лохмотьях и не в бочке живу, а всё говорит о моём статусе- бедняка, ну , ничего, я, если и не разбогатею, то всё равно прославлюсь!" Идёт он, наголо бритый,   и невесело смотрел по сторонам: морской порт, каким был Эфес,  жил  торговлей, здесь сходились морские и сухопутные караваны. Здесь были   расположены богатые банки. В них можно было получить долгосрочный кредит за невысокие проценты. Город имел свою монету с изображением пчелы .Среди банкиров были и знаменитые: прославился  в Ионии банкир Гермиос, бывших раб.  Первые банкиры в Греции  были  рабами, поскольку среди аристократов банковское дело считалось непристойным занятием,.
   Гермиос   дружил с Платоном и Аристотелем во время учёбы в Афинах, куда его направил учиться его бывший  владелец , который  увидел его способности и смекалку.  Таких способностей у Герострата не обнаруживалось и он всем был недоволен:  вот навстречу идут аристократки, в  красивой, почти воздушной тунике,  в разноцветных кожаных сандалиях с  жемчугом и золотыми украшениями  на шее, а причёски у них красивые, ухоженные.На него внимание не обращают: босой,иногда  в простом хитоне, пусть даже и с каймой, но- босой, что выдавало его социальный статус .А он – молодой, красивый, и он всем ещё покажет: есть у него одна задумка, что сделает его знаменитым, покроет славой.И жениться он мог только на девушке из своего сословия."Хорошо хоть, что он мог не содержать отца в старости, как позволяло ему право, данное реформой Солона, поскольку отец не научил меня никакому ремеслу.И рыбу простую покупаю у местных рыбаков, а не могу купить у купцов солёную или копчённую рыбу, что привозят с побережья Черного моря."Идёт он мимо гончарных изделий и злится, что не   может он купить ни этрусскую статуэтку , ни кувшин, раскрашенный многоцветной краской, ни  чёрно-белое большое блюдо."А пока идет он улице мимо гимнасий,и снова недоволен:" И   гимнасии у нас разные: у богатых свои, с залами для физических упражнений, и бассейны, а для нас они  попроще ."Идёт он  мимо театра, откуда доносятся  звуки флейты и хорового пения. Раздражают его и танцующие  жрицы, идущие к храму Артемиды. И сам  Храм - величественное здание, построенное архитектором Херсифроном и его сыном Метагеном. «Храм строился долго, 12о лет, а какие средства  на него истрачены за эти годы? Вот мне бы хоть немного из них бы досталось!»- думал молодой торговец.- И строили его знаменитые архитекторы, тоже богатые граждане. Ничего, я  не могу построить, то разрушить - смогу!"
  Идёт Герострат  и мысль о том, что не приглашают его пиры, которые проводятся по ритуалу, продуманному ведущим пиры, выводит его из себя:" А как там здорово: вносят кратеры с вином, закусывают сыром, оливками, финиками,фигами  и дынями.Вино размешивают с водой, чаще всего в соотношении один к трём, песни поют, играют в кости, присутствуют  там иногда и гетеры или фокусники, играли флейтистки.А я так никогда гетер и не послушаю!"
  И ещё он был недоволен  тем, что после своей  монетной реформы Крез  заменил электроны, состоящие из золота и серебра, на чисто золотые и серебряные монеты,  и разные они : одни весят 872 грамма, тяжёлые; другие, лёгкие, весят вдвое легче,и хотя были и монеты менее ценные,  но всё равно руки к вечеру устают. «И сколько я за день тех монет заработаю? А банки всё  гребут и гребут денежки, зарабатывают на проценты от кредитов .Нет в жизни справедливости, нет! Но ничего, вы ещё узнаете  меня, услышите обо мне!»- успокаивал себя Герострат. Никак не мог он смирится с мыслью, что он не владеет ни ораторским  искусством,   не может он  принимать участия в философских спорах , не может быть значимым и известным, нет больших денег." Нищий я, нищий, даже на одного раба у меня денег нет. А сыночки богатеев могут брать уроки у мудрецов и платить за это сто мин. А  на эти деньги можно двадцать  квалифицированных рабов купить и  открыть дело своё."
  Не знал он, что на вопрос Креза, заданный им  Солону о соотношении богатства и  счастья, тот ответил: »Никого нельзя считать счастливым прежде его смерти».
  А Солон знал ,о чём он говорит: сам был выходцем из  купечества и занимался торговлей, он знал цену и богатства , и счастья, потому что был мудрым и великим реформатором .
  Строительство храма Крез доверил известному архитектору - Херсифрону, а после его смерти заменил его сын -Метаген .Величественным и красивым был тот храм Артемиды Эфесской- был  он  гордостью не только жителей Эфеса, но и всей Ионии и Греции. И это величие и слава храма не давало покоя Герострату.   И ночью 27 июля 356 г. до н.э.,  взяв кувшин со смолой  ,  пошёл  он к храму Артемиды. Он зашёл во внутрь святилища, зажёг факел со смолой и – поджёг храм. Так было совершено это преступление ради честолюбия, ради  славы.   
   Так что   можно считать Герострата  первым и  самым знаменитым пиарщиком в древнем мире.
  Его схватили, состоялся суд и было принято неожиданное решение: казнить, предав его имя забвению. Но вот забвения и не получилось  : несколько десятков лет, по преданию, специальные глашатаи  ходили , объявляя приказ:» Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжёгшего из честолюбия  храм богини Артемиды !».Почти анекдот  :» Забудьте человека  по имени Герострат, который поджёг храм Артемиды!»
  Но история полна парадоксов: многие столетия и многим людям  не дают покоя « лавры Герострата»: добиться известности, привлечь внимание  любыми средствами, пусть  даже преступными.
   А что храм Артемиды и Эфес, какая их ждала  слава?
  Александр Македонский,  победив персов, решил заново построить святилище Артемиды в Эфесе и он поручает своему архитектору  Хейрократу,   который в 333 г. до н.э .на основе старого плана Херсифрона , стал восстанавливать   храм. Его украшением занимались знаменитые ваятели: Скопас  и  Пракситель. Они украсили храм своими прекрасными скульптурами. На этот раз строительство длилось несколько лет .Благодарные эфесцы заказали знаменитому художнику Аппелесу  картину, изображающую Александра Македонского с молнией в руке, подобно Зевсу. Апулей писал об Александре Македонским , что он  "знаменитый , несомненно величайший из всех царей, был прозван  за свои подвиги и завоевания Великим- для того, чтобы  никогда не упоминался без похвалы муж, стяжавший беспримерную славу".
  Страбон писал:»После того, как некий Герострат сжёг храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав своё собственное  имущество и продав колонны прежнего храма».
   Этот храм Артемиды Эфесской  назвали одним из « семи чудес света».
    Но и он бал разграблен готами в 263 году.
   
    Но и на этом не закончилась история Эфеса и храма Артемиды: около 346 г. последний император единой Римской империи Феодосий 1 Великий, борясь с языческими культами, издал указы, запрещающие поклонение языческим богам и посещение языческих храмов и храм Артемиды был закрыт. Потом на том месте Построили церковь, но спустя годы  и она пришла в негодность.
 Но были и другие указы Феодосия  первого, неожиданные, по меньшей мере, варварскими по сути: запретить изучение математики, как  связанной с колдовством и магией, ограничить проведение Олимпийских игр. И в 395 году   прекратились  празднования   Олимпийских игр. Здравый смысл изменял даже знаменитым грекам.
 

  3. Как видно из историй о Крезе и Андрокле,  авторитет Дельфийского оракула был абсолютен , и жрецы в храме Аполлона , их знания и дарования имели огромное значения в Греции, к ним прислушивались и исходили из их пророчеств в решении  и  государственных, и личных проблем. Храм Аполлона в Дельфах , согласно греческим мифам, был построен самим Аполлоном  на месте его победы над чудовищем Пифоном.Храм строился неоднократно, выработался целый ритуал приёма посетителей. Разнообразны были  и формы гадания .На фронтоне храма есть изречения" семи мудрецов", но число "Е" на нём указывает, что мудрецы хотели этим сказать, что их только пять:Фалес Милетский, Солон, Питтак Милетский, Хилон .Таких списков "семи мудрецов"имеется несколько. Так, в  списке  Платона, указаны фамилии :Фалес Милетский, Питтак Милетский, Биант из Присны,Солон, Клеобул, Мисон Хенейский  и Хилон из Лаконии .А Плутарх называет и имя Периандра, которого исключил из своего списка Платон, так как ненавидел тиранов и тиранию.А Диоген Лаэрция, вместо малоизвестного Мисона  Хенейского включил имя Периандра Коринфского. В другом списке Диогена указаны и другие имена и в другой последовательности, например, он исключает Фалеса  в одном из своих перечислений, но называет фамилию Анархасиса и Сократа .Любопытно, что Анахарсис сын скифского царя , приехал в Афины учиться мудрости, подружился с Солоном и другим знаменитым скифом, живущим в Афинах - Торсаром, который был врачом,мудрецом и путешественником. Диодор Сицилийский и Диоген Лаэрция  указывают, что Анархасис и другие мудрецы,  посетили  лидийского царя Креза.  Анархасиса причисляли к "семи мудрецам" и приписывали ему многие мудрые изречения и изобретения.Например, прибыв в Афины, Анархасис попросил одного раба передать Солону, что он хочет стать ему не только гостем, но и другом. На что Солон отправил раба с ответом:"Друзей  нужно искать на родине".
 Анархасис  ответил ему: " Солон, ты как раз и на родине - что тебе мешает приобретать друзей?" Удивлённый такой  находчивостью , Солон  встретил гостя и подружился потом с ним.
 В комментариях к произведениям Апулея в число  "семи знаменитых мужей древности " включены фамилии Питтака,Солона,Клеобула,Периандра,Хейлона, Фалеса и Бианта -  законодателей, философов,которых греки чтили как образцов мудрости.

 Возникает вопрос, почему самыми мудрыми называют семь мудрецов?
 Легенда гласит, что рыбаки, вытащив сеть с рыбой, нашли там треножник и спросили у Пифии, жрицы храма, кому отдать треножник. Та посоветовали отдать его мудрейшему. Рыбаки отправились  к Фалесу Милетскому, но тот сказал:" Я не мудрее всех.Много есть людей мудрых". Когда рыбаки  обратились к Бианту, , он, увидев надпись на треножнике, сказал, что  самый мудрый- это Аполлон, и не принял треножник.Тогда рыбаки пошли к Солону, но и тот отказался , и третий,  и таких мудрых оказалось семь.Все они не считали себя мудрейшими,за что их и прозвали мудрецами.
  Во всех списках фигурируют имена Фалеса, Бианта, Питтака, и Солона. На три оставшихся места претендентов было до двух десятков и в разных источниках они - разные и по философским школам, и по времени рождения.
 Диоген Лаэртский сообщает, что имена "семи мудрецов"  были официально провозглашены в Афинах при архонте Дамасии( 582 Г. Д.Э.)

  В одной греческой эпиграмме сказано:" Семь мудрецов называю их родину, имя, реченья:
   " Мера важнее всего",- говорил Клеобул линдский,
     В Спарте " Познай самого себя",- проповедовал Хилон.
     "Сдерживай свой гнев",- увещевал Периандр, уроженец Коринфа.
     " Лишку нив чём!".- поговорка была милетца Питттака.
     " Жизни конец наблюдай ",- повторял Солон Афинский.
     " Худших везде большинство!",- говорил Биант Приенский.
     "Ни за кого не ручайся!",- Фалеса Милетского слово"

   
   
  --------------------------------------------------
    Написанное не является научным исследованием, но основано на исторических данных, произведений разных авторов. При написании руководствовалась принципом Геродота :" Я обязан сообщать  всё, что мне говорят, но верить всему не обязан"
   
    
 

 Историческая справка:
 
Эфес – один из 12 городов ионической Греции, возникший в 7 в. э н.э., полис  на побережье  Эгейского моря , в Малой Азии, на территории современной Турции.

 Кодр-  афинский царь, 1О98-1О68 гг. до н.э.

Андрокл- сын афинского царя Кодра.

Каллин- древнейший элегический поэт, первая половина 7 в.  до н.э.

Гиппонакс – греческий сатирик – ямбограф, жил  ок .53О г  до н.э.

Гераклит – знаменитый древнегреческий философ, основатель первоначальной формы диалектики, 544-483 гг . до н.э., патриарх греческой философии, прозванный «тёмным» и « плачущим» мыслителем.

Анаксимандр – древнегреческий философ, ввёл понятие « закон», приписывается создание одной из первых формулировок закона сохранения  материи, 61О-546 гг.  до н.э.

Паррасий – живописец, вторая пол. пятого века до н.э.

Зеннон Эфесский – филолог, ок 325- ок.26О гг.  до н.э.

Соран Эфесский -  врач, род.ок.98 – ок.138 гг.  до н.э.

Геродот Геликарнасский, « отец истории»,   484-425 огг.  до н.э.

Гиппократ- « отец медицины», врач, ок.46О-373-356 гг. до н.э.

Крез- последний царь Лидии, страны в Малой Азии,правил - 595-546 гг.  до н.э.

Солон-  афинский политик , реформатор, элегический поэт, один из «семи мудрецов», ок. 64О -558 г. до н.э.


Хейрократ- Александра Дейнократ, греческий архитектор , по приказу А.Македонского восстановил храм Артемиды в Эфесе.

 Херсифрон –древнегреческий зодчий, в 55о г. до н.э.
 Начал строительство храма Артемиде в Эфесе
 Филлип второй, царь Македонии. 359-3336 г. д.э.

 Александр Македонский-  великий полководец и завоеватель,356-323 гг.  до н.э.

 Платон – древнегреческий  философ, ученик Сократа,428-424 –
348-347 гг. до н.э.

 Скопас – древнегреческий  скульптор, ок.395-35О гг.. до н.э., жил в Эфесе.

 Пракситель- древнегреческий скульптор, ок.39О- ок 336 г. до н.э.

 Страбон- древнегреческий историк и географ, ок.64-63 –ок.28-24 гг. н.э.

 Феодосий 1 Великий – последний император единой Римской империи,
346-395 гг. до н.э.

 Питттак Милетский - древнегреческий философ,651-590гг до н.э.
 Периандр- коринфский тиран, ок.66о- 585 гг д.э.
 Хилон - политический деятель и поэт из Спарты , шестой век до н.э.
 Биант- из Приены,один из семи  особо чтимых мудрецов, древнегреческий мудрец и       общественный деятель,642-677гг до н.э.
 Клеобул- один из семи мудрецов,правитель г.Линдос,о. Родос,  ок 540-460гг. до н.э.
 Апулей -древнеримский писатель, философ, ок.124 - ок180 гг.
 Сапфо, Сафо- крупнейшая  древнегреческая  поэтесса,6 век до н.э. , о которой Апулей сказал,"...  и даже женщина-лесбиянка...игриво и  с таким изяществом , что прелесть её песен примиряет с чрезмерной вольностью её языка".
 Кир Великий- персидский царь, 559 -  530 гг. до н.э.
 Плутарх - древнегреческий писатель, в 50 лет стал жрецом Храма Аполлона в Дельфах, 46-120гг. до н.э
 Диоген Лаэрция или Диоген Лаэртский, или Лаэрция Диоген -позднеантичный историк философии.Точных данных о годах жизни нет, примерно конец второго- начало третьего тыс. до н.э.
 
 
 
   
 
   


Рецензии