Стокгольмский синдром или Парадоксы сознания

Виктимность, мазохизм, Глеб Жеглов и справедливость
 
Среагировала на «стокгольмский синдром», - словосочетание, прозвучавшее в разговоре. Что-то засвербило в мозгу. Из контекста было, в общем, понятно, что имеется в виду, но где-то же слышала или читала… что-то такое. Погуглила – ну, правильно, не ошиблась, именно об этом я и думала. Мысли закрутились дальше. В кучу, в комок, никак не расцепить, не разделить. Короче, извиняюсь за сумбур, потому что по-другому не получается, читайте непричёсанное.
 
Всегда удивлял мазохизм. Вроде бы понятно, что это такое, а… непонятно. Непонятно, как можно любить боль или наслаждаться страданием. И откуда вообще это берётся? Хотя, опять-таки, вроде, всё объяснено… всё равно непонятно.
 
«Стокгольмский синдром» – это оправдание пострадавшим действий преступника, симпатия заложницы к террористу, любовь жертвы к насильнику. По-видимому, в такие моменты эмоциональный и психологический стресс настолько силён, что у некоторых возникают такие парадоксальные чувства. Дико? Однако этот феномен давно известен.
 
Психология жертвы или виктимность. Об этом много говорят – что жертвы сами провоцируют преступление. Своим поведением, внешним видом, нахождением в каком-то месте. Они сами виноваты… таким образом вина перекладывается на жертву и снимается с преступника. Типа, он не так уж и виноват – его спровоцировали. Логика железная.
 
Обвинение жертвы. Ответственность за изнасилование лежит на девушке, если она: а) носит короткую юбку, б) поздно идёт по улице, в) села в машину, г) дала двусмысленное обещание секса, д) выпила в компании, е) …изнасилованная пробравшимся в дом незнакомцем женщина была обвинена в том, что она сама была виновата из-за своих плохих манер или что она выбрала неправильное место для проживания (с)… можно продолжать до конца алфавита.
 
Оказывается, разгадка этих парадоксов кроется в вере в справедливый мир. М-да… Принцип этой веры зиждится на том, что всё в жизни происходит не просто так и где-то существуют весы, отмеряющие каждому по его заслугам и грехам награды и наказания. Если с кем-то случилось несчастье, значит, он его заслужил. Вера в справедливость не допускает существования невинных жертв. Помните Жеглова? «Наказания без вины не бывает…» Вот она – квинтэссенция этой теории. 
 
Когда же сама жертва начинает верить в такую уродливую пародию на карму… тогда и появляются «стокгольмский синдром» и мазохизм. Потому что человек хочет радости и удовольствия, а не мук и страданий. И если невозможно получить их обычным, человеческим путём, он научится получать их такими вот извращёнными способами.
 
Лучше уж поймать козла пошелудивее, загрузить его общими грехами… да и отпустить – «Уйди, противный!», неси наши грехи подальше отсюда… чтобы мы не вешали их друг на друга, не перекладывали вину с больной головы на здоровую… древние иудеи были не дураки и кое-что кумекали в психологии.
Боюсь только, Гринпис будет возражать.
 
Интересно, есть ли всё-таки высшая справедливость или это только наши мечты?
Вот как-то так…


Рецензии