Богатые тоже?

Любое левое, коммунистическое движение всегда (во все времена и во всех странах) подвергалось активному навалу контрреволюции, классу эксплуататоров, которые, ясное дело, не желают терять свои привилегии, положение, власть. Методы эти. Самое интересное, практически идентичны и не меняются пару тысяч лет (с поправкой на НТП, разумеется). Отметим наиболее общее: у любого движения есть лидер (лидеры), а человек, как известно, смертен. И, как писал классик, «смертен внезапно»; Таким образом, делают так: кого-то можно убить, кого-то удастся запугать, а некоторых и подкупить (к этому пункту мы вернёмся чуть позже). Конечно, не личность делает историю, но, согласитесь, в некоторых случаях лидерские качества человека, ухватившего суть общественных трансформаций, осознавшего, что необходимо обществу, может сыграть важную роль. Диалектика личности и общества. Поэтому не утратило актуальности: «поражу пастыря – и стадо разбежится!»…
И тут мы подходим к такому вопросу: некоторые люди воспринимают коммунизм как шариковское «взять всё и поделить», то есть, возможность решить свои финансовые и другие проблемы (зачастую, вызванные собственной ленью и разгильдяйством, а не только рыночной экономикой вообще) исключительно с помощью экспроприации. Самое печальное, что такие люди, в принципе, вполне согласны с разделением общества на классы, но только с условием, что они сами будут принадлежать к классу эксплуататоров. Тогда эти люди будут создавать активную массовку в левом движении, так как они руководствуются принципом: «мы хотим равенства с теми, кто нас лучше (богаче)». Однако при любой возможности самим стать эксплуататорами они тут же ухватятся за неё, так как ими движет лишь эгоистичный интерес, а не верность марксистским идеалам или служение обществу. На мой взгляд, это объясняется неправильным, поверхностным пониманием сущности марксистских идей. Тот, кто недостаточно глубоко изучит идеи классиков, может обратить внимание, в первую очередь, на вопросы отчуждения труда, труда, невозможность реализации сущностных сил, плохое моральное и материальное положение… Да, безусловно, всё это абсолютно правильно, однако может появиться такая мысль у молодого комсомольца: если жизнь бедняка при капитализме тяжела, но почему бы не стать при капитализме … капиталистом??!! Вот так, я полагаю, и мыслили в 80-ые те, кто в 90-ые успешно производили «прихватизацию». «Менеджеры по торговле Родиной», внезапно «прозревшие» демократы, единственное убеждение которых – своя выгода превыше всего…
А разгадка на самом деле очень проста! Необходимо показать, что при господстве рыночной экономики тяжело живётся не только эксплуатируемым, но и самим эксплуататорам! Ведь отчуждение человека от человека их касается также, отчуждение от природы – не менее, чем у рабочего. Также можно провести анализ по многим другим пунктам. К примеру, показать, как избалованный и изнеженный человек деградирует, будучи не в состоянии сделать и шага без машины/слуг/других атрибутов. Фактически, капиталист живёт оторвано от реального мира, без нормального общения и необходимости в постоянном труде, что неизбежно приводит к моральной и интеллектуальной деградации.
Вспомним, что зачастую именно представители высших слоёв общества, люди «с тонкой душевной организацией», становились лидерами левых движений, примыкали к гонимым идеологиям, зачастую идя на мученическую смерть: немало аристократов было среди первых христиан (помните прекрасный роман Г. Сенкевича «Кво Вадис» и фильм по нему же?), представители высшей знати были декабристами, по сути, в большинстве левых движений Нового Времени лидерами были дворяне, богачи, интеллигенция. Видать, не так уж и хороша жизнь «верхушки», если даже на растерзание львам или на каторгу в Сибирь лучше пойти…
Также отметим, что такие фундаментальные базисы человеческого бытия, как любовь и дружба, куда более доступны именно угнетённому классу! Ведь для королей/императоров/олигархов и т.п. во все времена именно финансовая выгода, геополитические соображения были решающими при выборе спутника жизни (а то и на прямую решались без участия самих людей). Точно также с дружбой. Фактически, им приходилось «вариться» в крайне ограниченном кругу, а при общении с людьми из вне всегда остаётся вопрос (обычно – риторический): а не из-за финансовых/политических соображений этот человек меня любит (дружит со мной)?.. Помню, мне даже жалко было, когда я читал, к примеру, о Людовике XIV (который любил Марию Манчини, но вынужден был жениться на испанской инфанте, чтобы укрепить союз с Испанией) или о Татьяне Лариной, влюбившейся в Онегина, потому что она была лишена реального общения с молодёжью;
Таким образом, много лучше будет показать, что жизнь в социально справедливом обществе будет лучше не только для бедноты, но для всего общества, необходимо больше раскрыть проблемы богатых – только так можно будет добиться консолидации. К примеру, к вопросу о гендерной политике: если пытаться показать женщин исключительно как жертв, а мужчин – как агрессоров, это приведёт лишь к усилению конфронтации, к негативной реакции мужчин. Если же показать, что большинству черт классического патриархата ущемляет права не только женщин, но и мужчин – тогда люди поймут, что это проблема всего общества. Так и тут – показывая тяготы жизни рабочих, мы добьёмся того, что люди будут мечтать лишь о прелестях жизни капиталиста, «хозяина мира». Поэтому нужно добиваться понимания того факта, что лишь при социально справедливом строе люди будут наиболее счастливы.


Рецензии
Славословие левым движениям подобно приготовлению компота из несвежих фруктов. Как бы ни был хорош повар, блюдо все равно будет обладать специфическим запахом и не почувствовать его может только тот, кто как и автор страдает отсутствием обоняния. Несостоятельность левых взглядов доказана ходом новейшей истории человечества, которая показывает, что коммунистические режимы на Земле остались только на Кубе и в Северной Корее, а практика, как известно – критерий истины. Кроме того, автор по-видимому говорит о коммунистической идеологии в отрыве от социалистической экономики, а надстройка, как известно, не существует без базиса.
Современные приверженцы левых взглядов подобно доктору Франкенштейну пытаются создавать чудовище из трупов социалистической экономики и пережившей клиническую смерть коммунистической идеологии.
С уважением,
Заинтересованный читатель

Игорь Иванович Белый   05.03.2013 20:39     Заявить о нарушении
Спасибо за интересные комментарии, видно, что Вы не только хорошо знакомы с базовыми категориями марксистской философии (то есть с настоящей философией), а и обладаете прекрасным слогом. Соглашаясь по сути с частью ваших замечаний, замечу лишь: коммунистические режимы остались сейчас не только в указанных государствах, а ещё и в большинстве стран Латинской Америки (как раз тех, лидеры которых по странной случайности больны или умирают от рака..), а если учесть, что "чистых" капитализма\социализма не бывает, речь скорее о смешанных формах - то и Китай добавится, и не только.. Ну и по поводу экономики как базиса - согласен, конечно, просто формат статьи и публицистика как жанр обуславливали моё желание говорить (а точнее писать) более о психологии, нежели экономике.
С уважением, Сергей

Сергей Ставрояни   08.03.2013 01:12   Заявить о нарушении