Мысли по поводу преподавания литературы в школе

    Выскажу довольно крамольную мысль, не вписывающуюся в устоявшиеся рамки понимания литературы и ее преподавания в школе.

    С чего вдруг взрослые так уверены, что дети, особенно средних классов, обладающие минимальным жизненным опытом, способны воспринимать произведения, написанные взрослыми людьми для взрослых с соответсвующими познаниями и жизненным опытом? Что может написать 10-12-летний ребенок в сочинении по поводу любовно-сексуальных историй, на чем собственно и строится вся современная литература, если у человека еще даже переходного периода не наблюдается?

   На мой взгляд, исходя из моих воззрений детского возраста, когда человек склонен познанию, романтизму и мечтательности вот о том и можно разговаривать, из этого уровня и периода взросления извлекать какие-то необходимые знания, уроки, навыки работы с текстом. И следует преподавать соответствующую литературу. И только в старших классах переходить  к более серьезным и взрослым произведениям.

Например, я в детские годы не мог понять Мцыри Лермонтова ( не мог представить обстановку тех лет, ибо не понимал вообще контекста исторической эпохи и очем в произведении говорилось). Я не мог понять Данте, Шекспира... во-первых, это были переводы, причем стихотворные, очень трудно воспринимаемые даже взрослыми; во-вторых, категории категории мышления Средневековья или Нового времени существенно отличаются от современных ( а каково ребенку?)...Да и как можно рассуждать о чужой культуре если еще и свою-то не успел понять, не успел набраться жизненного опыта и знаний о современном обществе, чтобы можно было сравнивать и что-то сопоставлять?..

Может быть всю систему литературы, концепт -  от более древних времен к современности -  изучать в более старшем возрасте и в других учебных заведениях, прежде всего в ВУЗах? Может быть вместо "Войны и Мира" детям  стоит читать более понятные для детского восприятия "Детство" и "Юность"? Может быть теперь стоит прививать любовь к чтению (современные дети вряд ли осилят  " Войну и мир " за 10 лет школьного обучения, не говоря про недели); больше включать приключенческого, романтического?..Может быть, стоит сместить несколько акценты в сторону от "знания классиков", пустой формальности в более продуктивное русло понимания литературы, текста, умения с ним работать, но главное, чтобы он был понятен, а если он понятен, он может быть интересен? Непонятный текст не может быть интересным. В противном случае у нас получается нечто похожее с формальным "изучением истории", сводимое к набору дат правлений, сражений, реформ и именам правителей, полководцев.

Проводил личный миниопросик. Вышло следующее: история ассоциируется прежде всего с огромным количеством дат и имен, т.е. люди даже не понимают вообще что такое история. Возможно, нечто подобное происходит и с литературой в
школе как учебной дисциплиной - что это не мысли и чувства конкретного человек о том-то и тех-то, а набор штампов - имен классиков и произведений?..

Например, вряд ли кто из современных школьников припомнит А.Грина - "Алые паруса", "Бегущую по волнам", чем не изящная словесность, весьма понятные для детей школьного возраста?
1 марта 2013


Рецензии
Правильно, что сокращают часы литературы в школе. Какая разница, кого читать, какое кино смотреть. К этому мы потихоньку подходим. Все говорят афоризмами. Всё превращается в товар для развлечения. Литературные герои уже нас не интересуют. Из-за обилия книг, они появляются и тут же уходят из головы, что мы не успеваем их надолго воспринять и брать с них примеры. Вот жанры надо знать. Я бы лучше их изучал по таковым учебникам.

Алексей Мильков   05.08.2013 12:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.