Мысли по поводу преподавания литературы в школе
С чего вдруг взрослые так уверены, что дети, особенно средних классов, обладающие минимальным жизненным опытом, способны воспринимать произведения, написанные взрослыми людьми для взрослых с соответсвующими познаниями и жизненным опытом? Что может написать 10-12-летний ребенок в сочинении по поводу любовно-сексуальных историй, на чем собственно и строится вся современная литература, если у человека еще даже переходного периода не наблюдается?
На мой взгляд, исходя из моих воззрений детского возраста, когда человек склонен познанию, романтизму и мечтательности вот о том и можно разговаривать, из этого уровня и периода взросления извлекать какие-то необходимые знания, уроки, навыки работы с текстом. И следует преподавать соответствующую литературу. И только в старших классах переходить к более серьезным и взрослым произведениям.
Например, я в детские годы не мог понять Мцыри Лермонтова ( не мог представить обстановку тех лет, ибо не понимал вообще контекста исторической эпохи и очем в произведении говорилось). Я не мог понять Данте, Шекспира... во-первых, это были переводы, причем стихотворные, очень трудно воспринимаемые даже взрослыми; во-вторых, категории категории мышления Средневековья или Нового времени существенно отличаются от современных ( а каково ребенку?)...Да и как можно рассуждать о чужой культуре если еще и свою-то не успел понять, не успел набраться жизненного опыта и знаний о современном обществе, чтобы можно было сравнивать и что-то сопоставлять?..
Может быть всю систему литературы, концепт - от более древних времен к современности - изучать в более старшем возрасте и в других учебных заведениях, прежде всего в ВУЗах? Может быть вместо "Войны и Мира" детям стоит читать более понятные для детского восприятия "Детство" и "Юность"? Может быть теперь стоит прививать любовь к чтению (современные дети вряд ли осилят " Войну и мир " за 10 лет школьного обучения, не говоря про недели); больше включать приключенческого, романтического?..Может быть, стоит сместить несколько акценты в сторону от "знания классиков", пустой формальности в более продуктивное русло понимания литературы, текста, умения с ним работать, но главное, чтобы он был понятен, а если он понятен, он может быть интересен? Непонятный текст не может быть интересным. В противном случае у нас получается нечто похожее с формальным "изучением истории", сводимое к набору дат правлений, сражений, реформ и именам правителей, полководцев.
Проводил личный миниопросик. Вышло следующее: история ассоциируется прежде всего с огромным количеством дат и имен, т.е. люди даже не понимают вообще что такое история. Возможно, нечто подобное происходит и с литературой в
школе как учебной дисциплиной - что это не мысли и чувства конкретного человек о том-то и тех-то, а набор штампов - имен классиков и произведений?..
Например, вряд ли кто из современных школьников припомнит А.Грина - "Алые паруса", "Бегущую по волнам", чем не изящная словесность, весьма понятные для детей школьного возраста?
1 марта 2013
Свидетельство о публикации №213030400460
Алексей Мильков 05.08.2013 12:18 Заявить о нарушении