Мистерии древние и христианские. часть 3

Часть 3.

СТАДИИ (СТУПЕНИ) ПОСВЯЩЕНИЯ.

 Посвящаться в мистерии могли все, без различия положения, пола, племени или государства. Но лица порочные и преступники не могли быть посвящены. Так император Нерон не посмел просить посвящения из-за убийства Агриппы.

 Желающий быть посвященным просил об этом. И если его сочли достойным, то ему давался в руководители мистагог (т. е. уже посвященный в мистерии), и после определенного испытательного срока он допускался сначала к малым мистериям (первые стадии посвящения), а уже затем, проходил испытания и обучение к большим.

 Так перед началом малых мистерий глашатаи проезжали по городам и выкрикивали имя будущего соискателя. (мистерии Деметры).

 Толпы народа при мистериях в Евлевсине в день осеннего солнцестояния двигались к храму, который вмещал до 25 тысяч человек и где проводились театральные постановки мифов о богах и богинях.

 А затем кандидаты в неофиты (ученики) спускались в нижние подземные храмы, где и проводились истинные посвящения.

 Стадий посвящения было семь. Елена Петровна Блаватская приводит египетские названия первых четырех стадий, но без перевода.

 Но вот о стадиях в мистериях Митры известно больше Их тоже было семь.

 Прошедшие низшие ступени посвящения обладали весьма ограниченными знаниями, честь же заслужить более высокие ступени завоёвывалась упорным трудом над собой и над даваемыми знаниями.

 Первые три ступени назывались «Служители». К ним относились «Ворон», «Скрытый» и «Воин».

 «Ворон» символизировал смерть, так как в древней Персии, где тела умерших, оставленные на площадках похоронных башен, являлись добычей воронов. То есть «Ворон» познавал смерть и вечную жизнь через смерть физического тела.

 От «Скрытого», носившего на лице вуаль и держащего в руках лампаду, Свет Истины был затемнен завесой повседневности. «Воину», коленопреклонённому и обнаженному с завязанными глазами и руками, на острие меча предлагалась корона. Отказываясь от этой чести, он перемещал корону на плечо, после чего путы из циплячих жил разрубались одним ударом меча. Как это похоже на Евангельский сюжет о Христе и дьяволе, предлагавшем Христу все царства земные, но тот отказывался. Это наводит на мысль, что все Великие Учителя тоже проходили посвящения (Будда, Пифагор, Аполоний Тианский и другие).

 Высшие ступени посвящения открывались «Участниками». К ним относились «Львы». Они следили за священным огнём и приготовлением трапезы, которая была аналогом пира Митры, когда перед его вознесением на солнечной колеснице вкушали хлеб и вино. И этот ритуал нам напоминает христианский ритуал причащения хлебом и вином в память вечери перед казнью Иисуса Христа.

 «Перс» - следующая высокая ступень иерархии, связанная с окончательным подчинением низших аспектов человеческой природы. Его атрибутами были коса и серп, как уничтожающи всё низшее в человеке и оставляющее только высшее – беспредельную любовь ко всему сущему и служение Общему Благу.

 Следующая ступень – «Солнечный вестник». Его атрибутами были корона и факел, во время посвящения он облачался в красные одежды. Красный цвет – цвет крови, Цвет Огня. А в то же время, как говорит Елена Петровна Блаватская, «одежды в Египте были белые, символизирующие полную чистоту. Красный же цвет означал, что посвящаемый не пожалеет своей жизни ради блага человечества.

 На вершине иерархической пирамиды находился «Отец» («Папа») – Это напоминает нам вершину католической иерархии, которого в миру зовут тоже «Папой».

 «Отец» носил специальный митраистический головной убор. Подобный головной убор в католицизме называется «Митра». Символами «Отца» были перстень и жезл – знаки духовной власти. «Отец» объединял все общины.

 Елена Петровна Блаватская в «Тайной Доктрине» (том 3 стр. з59 – 360) говорит, что в Индии чела (ученик) третьей ступени посвящения имеют двух гуру (учителей) – один живой адепт, другой – развоплощенный и сияющий Махатма, который остается советником и наставником даже высоких адептов. Мало таких принятых чела, которые даже видят своего живого учителя, своего гуру, до дня и часа своего окончательного и навсегда связывающего обета.

 Елена Петровна Блаватская в статье «Корни обрядности в масонстве и церкви» приводит такие незабываемые слова:

 «С незапамятных времен каждый посвященный перед началом своего высшего испытания в древности, так же, как и в настоящее время, произносил эти сакраментальные слова (…) «Я клянусь отказаться от своей жизни ради спасения моих братьев, которые составляют всё человечество, если меня призовут, и умереть, защищая истину».


Рецензии