Сельби. История вторая

                И даже если у меня останется лишь один нож,

                а рук я буду лишен, я заколю сердце твое.




В песках черных таится речь мудреная,

В морях синих лежит слеза соленая,

А ты ,дитя, не отводи глаза, и не смотри туда,

Край земли далек. Лучше услышь, как поет нам ветерок

О том, как измена гнилая, судьба ,видно, злая, погубила одного.

Семь лет скитался он, видел тысячи звезд, и не считал он верст.

Смелости не занимать ему, в глазах покой земной. Где еще живет такой?

Махмуд и я. Рассказать, готовы мы всегда. Пусть лишь будет тверда под ногами земля.

Пусть сто плетей свистят над рабами, а ты слушай песню нашу, над дикими орлами.

 

Иди! Спроси у каждого, спроси у них: «Лгун ли я?». Беги ,сынок, да и не обломай себе ноги, и даже если ты оббежишь, все города и аулы, не найдется ни один смертный, который засвидетельствует о том, что я лжец. Аллах одарил меня благами великими, и благодарен я ему, и больше благодарен за то, что он не подарил мне лицемерие.  Лучше сядь смирно и услышь историю тихую. Про двух влюбленных. Послушай про ложь, но не коварство, про страсть и преступление, не от сердца черного, а от глупости….

 И при закате, когда  ночь ласкала вечер, по пустынной дороге мчался всадник. Кровью был пропитан его меч. Он мчался как ветер, мчался на солнце, в сторону скал невысоких. Его конь был страшнее волка и свирепее тигра. Сквозь ветер всадник кричал и плакал. Никто уже не узнает, плакал ли он от счастья, или слезы те были- слезы  горечи.

 И когда наступила ночь, вдруг  вся живность зашумела вокруг. Как будто все животные пустыни знали, что эта самая плохая ночь за их жизнь. Но всадник не мчался на коне, он словно летел, и не волновали его звуки окружающие, и не было воли в его глазах. Воистину, эта ночь была страшная и до дикости странная….

И знает млад и стар, что черные пески засасывают, знают все, что черные пески крадут душу. Я слышал от своего отца, что пустыни и горы, как и моря и озера, так и небеса, запоминают нас, они записывают наши грехи, они оценивают и узнают нас лучше других.  И верю я, что судьба, как и мы, не знает, чем закончится жизнь, думаю, никто не знает будущего.  Ибо если бы Аллах знал бы, что будет с нами, то он бы потерял интерес к нам. Я почти уверен, что судьба идет за нами попятам, она не идет впереди и не ставит камни на дороге, она полностью нам дает выбор, и за каждый шаг мы отвечаем своей головой. «Но что дороже головы?»- спрашиваю я себя, и в потайных глубинах сердца своего, я чувствую, что самые простые чувства  дороже всего золота, и дороже бессмертия на небесах.

 

С первыми лучами солнца, когда жаркая погода не установила власть свою на весь день, приехал, наконец, всадник в один оазис. Измученный жаждой конь, увидев колодец,  упал…. Недолго мучился он. Немного погрустив, всадник взял острый нож и заколол своего верного друга, который сослужил ему долгую службу. Всадник ударил по коню ножом семь раз. Возвел он руки свои к небу и стал молиться.  И  не узнает  теперь никто, о чем молился он, о чем просил, ибо молитва протекает внутри, а не снаружи, это нечто тайное, сокрытое от ушей, от глаз чужих…

И, по моему мнению, девушка, которая подошла позже к всаднику, не была столь красива, как описал мне рассказчик. Я думаю, что девушка, которую звали Сельби, была обворожительна, но, как нередко бывает, девушки, которые просто милы собой, способны украсть сердце даже у самого Азраила. Единственное, что отличало Сельби от других девушек  этого злостного края, то, что ее волосы от рождения были огненно- рыжие…. И эта Сельби с огненными волосами подошла осторожно к нашему путнику и тихо, почти шепотом, как будто боясь кого-то разбудить, спросила его:

- Откуда ты, всадник? И что привело тебя сюда? Наверное, ты первый человек, которого я встречаю не из своей деревни.- Сельби говорила уверенно, ее голос дрожал как струны инструмента, но голос ее не был как у павлина, этот голос пел, пел соловьиную песню.

- Как зовут тебя ,дитя?

- Я Аман! Не смотри на мой меч, так удивленно, я не убийца, я ехал с караваном из Мерва в Бухару, но по дороге на нас напали, мне одному удалось сбежать. И теперь я в поисках хлеба и крова. Помоги мне! Я в долгу не останусь, знай, свое слово я подтверждаю делом.

   Аман, странный гость, который зашел в комнату сердце Сельби, и поселился там, не спросив разрешения. Он зашел в сердце как самый наглый из людей, и откуда знать кто такой Аман, ведь даже я не понимаю, кем он был на самом деле.

 «Дает ли мудрость старость?»- спросил я одного старца. Он не ответил мне, а просто огорченно отвернулся от меня. И спустя много лет, я стал понимать, что своим молчанием старик подарил мне ключ от сокрытой шкатулки, в которой лежит и крепко спит - ответ….

Увидев друг друга, Сельби и Аман не были поражены любовью. Они понравились друг другу. Сильная симпатия- я бы назвал это так. Я знаю, что любовь не проверяется годами, я знаю, что любовь как взрыв, пожар внутри сердец, где раскаляются чувства как сталь, докрасна! Я это знаю, и именно поэтому, я могу сказать, что Сельби и Аман не влюбились сразу друг в друга, они друг другу понравились….

 Повстречав красивую, рыжеволосую Сельби, Аман решил остаться в этом оазисе, ведь он устал от долгой дороги. И поселился Аман у одного старца по имени Перхат. Перхат был вождем племени, которое проживало в этой местности, но, не смотря на свой дикий нрав, он  был озорной старик, он любил смеяться и не любил, когда разговор заводится о двух вещах: О Боге, и о любви….

 Аман помогал старику всем, чем мог, он достроил для него дом, поставил в центре двора тамдыр, чтобы печь хлеб. Посадил несколько деревьев и посадил цветы. И жизнь старика Перхата потекла красиво и беззаботно, как течет речка в горном ущелье.  Старик стал жить как шах, его сад был как отдельный оазис. По утрам он читал Коран, а вечером они с Аманом пили виноградный сок, и делились друг с другом сокровенным. Они стали почти друзьями.

- Но как сказать? Как объяснить тебе сынок, что этот мир, который построил Бог, лишь игра. И мы даже не пешки и не короли, мы не рабы случая, мы настолько вольны, что нас трудно приписать к чему -либо. Один богат золотом, другой умом, третий даром поэта, четвертый имеет голос, который заставляет плакать, а пятый убьет любого, кто встанет у него на пути. Мы на своем месте, Аман. Вот мы сидим, пьем виноградный сок, и кушаем дыню, и так должно быть. Мы не должны сегодня воевать или строить что либо, мы не должны быть сейчас среди женщин, мы там, где мы есть, и здесь наше место.- Старик Перхат говорил размеренно, у него играли скулы, лицо было почти черное от солнца, шея была вся изранена, он был покрыт шрамами, но самое интересное в его внешности - это были  его зубы, они были атласно белые.

 Увидев, что Аман хочет  что-то сказать, он передал ему маленькую золотую монету.  Когда Аман с Перхатом строили дом, они придумали игру «Фикр [1]», правил практически не было, пока у человека есть монета, он может говорить, а слушатели не имеют права их перебивать, но монету долго нельзя задерживать, потому что может оказаться так, что другим просто станет скучно….

 Получив золотую монету, Аман перелег на бок, немного отпил из кубка сок, посмотрел внимательно на Перхата и улыбнулся.

- Хм. Я тут хочу кое- что сказать. Точнее, спросить, господин! Что ты знаешь о Сельби? Что вообще слышал про нее, кто у нее родители, приличные ли они люди, откуда они?

- А зачем тебе это знать?

- Ты ведь все прекрасно понимаешь. Я уже не мальчик, чтобы носится по миру с мечом в руке, а то так? скоро, буду бегать с топором в голове. Перхат, взгляни мне в глаза, я знаю, что я чужак в этих краях, и я тебе не сын, и доверия ко мне не может быть никакого. Но…. Помоги мне, помоги стать тем, кем нужно быть. Ты говоришь про место в жизни. Может быть, мое место с ней!

- Ты торопишь события сынок!- Перхат сильно нахмурился, в его глазах читалось смятение, старик был умен и опытен, и в силу возраста, как старый саксаул не верит в дождь, так и этот старик мало кому доверял.- Знаешь, Аман! Я был в твоем возрасте женат! Но случилось так, что чума забрала у меня жену и пятерых детей, когда я был в другом месте. И до сих пор я думаю, был я в правильном месте, или нет. Я знаю Коран наизусть, сын мой. Я его учил, и во многих случаях я отступаюсь от него, но позволь! Старик Перхат стар, я это знаю, но я не могу доверить тебе девочку, которую практически воспитал сам! Можешь считать, что Сельби - моя дочь! Когда война отняла у нее отца, я стал ее отцом и дедом и братом и всем - Перхат повысил голос и быстро встал. Аман, увидев злобу старого вождя, тоже быстро подскочил. Несмотря, на возраст, Аман бы не рискнул биться с Перхатом.

- Успокойся ,,Господин! Прошу тебя сядь. Садись, я не хотел тебя оскорблять. Ты приютил меня и дал кров, дал хлеб, работу. И я благодарен! На небесах, ты займешь почетное место, за твою храбрость в жизни и за мудрость, которую нельзя не увидеть. Но и ты меня послушай, я понимаю все, но мои намерения чисты. А ведь ты знаешь, что пророк наш Мухаммед, говорил сподвижникам, что намерения нас определяют, и судить по большей части нас будут по намерениям.

-Оставим этот разговор, сейчас иди спать, а я посижу здесь, мне нужно одиночество, иди и не спорь!

Закончив свой диалог, Перхат остался лежать на ковре, он поднял голову к небу и стал пристально глядеть туда. Когда как Аман пошел в дом, приготовил там постель и быстро сбежал из дому через окно. Пройдя пару домов, он увидел, как возле колодца его ждала Сельби. Она сидела на полу, и ноги у нее были босыми.


Поцелуя возжелав, он поднял ее ввысь, на небо к звездам,

А она опустила глаза и не пела чувствам.

Он побежал к ней на встречу, чтобы станцевать,

А она кричала ангелам, и просила не убивать,

 

Ослушаться они вопреки всему решили,

Любить друг друга до конца спешили.

Губы их сплелись в поцелуе жарком,

Окунутся в грехе приятно, в сладком.

 

Не судит никто-думали он и она. Обнялись,

Влился в нее, и вот теперь мораль: смирись.

Лежат -не двигаются, смотрят в мокрые глаза.

Все свершилось, потекла, полилась река….

 

Мысли унесли меня. Я полетел на их крыльях в тучи черные. Летел, пока не увидел голубой небосвод, летел, пока лучи солнца не ударили меня по лицу. И вот я на мысли верхом, лечу, открылись: дальние края, разбитые сердца, в горной речке синяя вода, короля голова, и у поэта соскользнула рука, а у музыканта порвалась струна, от всего этого у меня немного заболела голова, и я решил открыть глаза, чтобы увидеть изнутри, кто же есть на самом деле я….

-Я лежу здесь с тобой, милая, и мое сердце готово остановится. Я долго искал тебя. Искал место, где мои чувства будут в покое. И я нашел, рядом с тобой мне хорошо - Аман с Сельби лежали на земле, плечо Сельби было обнажено, волосы рыжие распущены, они были очень красивы…- Почему ты молчишь, милая? Или тебе нечего сказать? Скажи просто, что ты не жалеешь, о том, что сделала?

Но Сельби молчала, она не хотела ни о чем говорить, она взяла какой - то листок и положила себе на грудь, потом быстро вскочила и убежала в сторону дома, а Аман остался один…

И вот проходят дни, месяцы тянутся медленно, в грехе купаются молодые, а старик ничего не замечает. Он не видел, что творится у него под носом, а может, и не хотел замечать. Сельби и Аман любят друг друга. И кажется, что ничто не может помешать их счастью. Он обещает, что возьмет ее в жены по всем законам Ислама. Он говорит ей, что больше нечего бояться, что он останется с ней навсегда, а она верит ему. Она хочет ему верить, потому что Сельби любит его. Их сердца кружатся, где- то в другом мире, и они оба счастливы. Его лицо сияло. С утра просыпался он с желанием увидеть свою возлюбленную. А она все время обнимала его и грустно молчала. Красивые, молодые, вот теперь Аман и Сельби ,мне кажется, были влюблены друг в друга. И как говорил Перхат, так и должно было быть. Их любовь должна была случиться. И дело тут не в судьбе, судьба на самом деле сама переживает все, что переживаем мы. Они любили друг друга сильно, их чувства накалялись, как стал в огне, докрасна!  иногда ругались, но два года и семь месяцев они были вместе, в тайне, но вместе….Но, однажды произошло странное, что разрушило их любовь….

 И вот! Однажды Сельби прибежала к Перхату,  и стала плакать и рассказывать. Она рассказала ему все. Какого зверя приютил Перхат, она рассказала, как всадник Аман жестоко совратил ее и бросил. Украл коня и убежал, при этом убив молодого парня по имени Джелил. Она рассказывала и плакала, а у старика глаза наливались кровью. Он был взбешен. И в глубинах своей израненной души он понимал, что Аман не тот человек, которому можно доверять. Но больше всего он боялся за Сельби. И вот самые страшные события сбылись. Сельби опорочена, Перхат опозорен, а враг сбежал, ускакал, куда- то вдаль.  Перхат в слезах выбежал во двор взял свой меч и закричал:

« И даже если у меня останется лишь один нож,

а рук я буду лишен, я заколю сердце твое»

Перхат взобрался на коня и поскакал вдаль, что найти Амана и убить. Ускакал…

И вот так бессмысленно закончилась эта история, которая должна была стать знаком любви. И я долго думал, откуда у людей столько черноты в душе. Откуда берет начало свое порочность. Почему люди не могут просто любить друг друга, почему не могут жить, так, как им сказал Бог… И ответа я не нашел, но однажды мой брат Махмуд сыграл в игру «Фикр» и вот что он узнал.

-Теперь твоя очередь, Махмуд, бери монету и говори, или спрашивай, можешь петь, брат мой, можешь танцевать, делай все, что тебе взбредет в голову, но только сделай так, чтобы нам не было скучно,- сказал один из друзей Махмуда

-Я слышал про ваше село одну историю, историю про то, как один чужак опозорил девушку по имени Сельби, и оскорбил тем самым старика Перхата.

- Ха. Друг мой, ты слышал, мне кажется, не правильную историю. Да, мы помним, как дед мне рассказывал, что эта Сельби спала со всем аулом, она была ненормальная. И старик Перхат знал про это, но всем запрещал об этом говорить.  И когда Аман влюбился в нее, она совратила его, Сельби рыжеволосая была  умная девушка, и даже после того, как Аман понял, что он у нее не первый, он пообещал, что женится на ней. Видишь, брат, какие бывают люди. Мой дед говорил, что Аман в жизни натворил много гадких вещей, он так ушел от правильного пути, что убил брата своего, а когда понял, что натворил он, ускакал вдаль, куда глаза глядят. Он заездил своего коня до смерти. И когда он думал, что нашел свое счастье, Аллах наказал его. Подарил ему любовь, а потом эта же любовь изменила ему на его же глазах. Уже не помню, как звали того малого, с которым Сельби изменила Аману, кажется, его звали Джелил… .Она изменила с ним, а он убил его, хотя лучше бы, перерезал ей глотку, а когда убил, сбежал с этого проклятого места.

- А что случилось со стариком Перхатом, который бросился мстить за свою якобы дочь?

- А старик вернулся, он так и не нашел Амана, но, как мне кажется, он его и не искал, за что наказывать того, которого судьба наказала за грехи и так слишком сильно. Он вернулся домой, и стал снова оставлять у себя чужестранцев, а Сельби продолжала спать со всеми. И как говорил мой дед, она многим еще поразбивала сердца. Шлюх, наверное, придумали, чтобы они наказывали нас за грехи наши. Грустную историю ты вспомнил Махмуд, в этой истории очень много греха и мало веры… Я помню, как мне часто рассказывал эту историю дед. Он переехал сюда со своей семьей, когда уже у него были внуки. И мне кажется, он знал Амана, очень даже хорошо, потому что рассказывал с такой страстью. И в конце этой истории он всегда любил повторять слова, эти слова с его уст, звучали так пронзительно, как будто он сам пережил все это….

-Какие слова он повторял?

- И даже если у меня останется лишь один нож,

 а рук я буду лишен, я заколю сердце твое….


Рецензии