Уссурийск

В Уссурийске я прожил почти девять лет.
Приехал туда из города Канска, бросив перспективную работу. Стояла золотая дальневосточная осень.

Ещё на вокзале мне показалось, что город должен быть неким «среднестатистическим» провинциальным городом российской глубинки. Об этом говорило и само здание вокзала, выстроенного в стиле сталинского классицизма.
От вокзальной площади я двинулся пешком в сторону центра города. Моей целью был городской рынок, и от вокзала он был не очень-то и далеко. Перешёл речку Раковку и оказался на улице Чичерина. Бойкие цыганки возле входа на рынок торговали польской косметикой. Рынок был довольно большой и товаров на нём было в достатке. Тут я припомнил, что до революции здешние места заселялись в основном выходцами из Малороссии – об этом можно найти материалы в Интернете (смотрите в поиске «Зелёный Клин» - http://ru.wikipedia.org/wiki/ ).
Рядом рынком стояло капитальное здание стационарного цирка (старейшего на Дальнем Востоке).  Городской парк знаменит своей каменной черепахой (оставшейся от древнего государства чжурчжэней). В старом центре города остались постройки времён Российской Империи. К тем же временам относится и здание городского театра имени Комиссаржевской.
Меня удивило, что улица Ленина была совсем не главной улице города. Главная улица носила имя Некрасова. А жил я в первые месяцы на улице Горького. Центр города производит впечатление обжитого уюта, но большая часть застройки была в конце семидесятых годов довольно безлика: стандартные пятиэтажки-хрущевки и одноэтажные деревянные домики на окраинах (как правило – без каких-либо удобств).  Запомнился и мемориальный паровоз на проспекте Блюхера, в топке которого японские оккупанты (во времена Гражданской) сожгли живьём подпольщика Сергея Лазо.

В городе очень много военных, что совсем не удивительно в виду близости границы и множества различных воинских частей, базирующихся в Уссурийском районе. В городе есть и суворовское училище. Совсем рядом военный аэродром в селе Михайловке, откуда некогда перебежчик угнал в Японию новейший истребитель.
Рядом с городом протекает река Раздольная (которую старожилы упорно именуют старым именем Суйфун), на берегах которой можно неплохо отдохнуть.

В городе много различных заводов и фабрик. Тут ремонтируют локомотивы. Изготавливают дизельные двигатели, делают мебель, производят растительное масло из сои и подсолнуха, мощное железнодорожное хозяйство, много разнообразных институтов и техникумов. Я успел поработать и грузчиком Уссурийского торга, и слесарем-сборщиком на производстве холодильников «Океан». Примерно через год мне на глаза попалось объявление о наборе желающих пройти курсы рефрижераторных механиков подвижного состава при Уссурийском рефрижераторном депо. Работа на железной дороге давала возможность удовлетворить мою постоянную тягу к перемене мест за государственный счет. Ну, и, кроме того, давала возможность хорошего заработка и перспективу безбедной жизни до самой пенсии. Сама по себе работа с железом, электричеством и дизельным оборудованием мне тоже импонировала, так как вполне укладывалась в рамки моего мировоззрения российского "мачо".

Курсы длились шесть месяцев, курсанты получали приличную стипендию и имели возможность прирабатывать в депо. Я, сразу же после зачисления на курсы, «проставился» начальнику электроцеха Кравчуку, и он (мужик умный и отзывчивый) взял меня на время курсов электриком пятого разряда, что сразу увеличило мой месячный доход в полтора раза.
Жильё я снимал вместе с приехавшим на курсы из Владивостока Александром Осадчим. Жили мы в летней кухне, которая находилась во дворе крепкого дома в ста метрах от депо. Это давало возможность утром спать чуть подольше, и не бояться опоздать на автобус после вечерней смены.
Так и шло время - днем учился, а вечером работал электриком.
Для экономии мы с Сашкой Осадчим питались в основном мясом кита.
Это было самое дешевое мясо в Приморских магазинах - оно стоило всего пятьдесят копеек за килограмм. Для того, что бы отбить не шибко приятный привкус, мы вымачивали китовое мясо в уксусном маринаде и щедро его солили-перчили. После двухчасового отмачивания и хорошей обжарки такое мясо могло тягаться с местными, не очень умело приготовленными, ресторанными шашлыками.
Чтобы разнообразить меню мы, начиная с мая месяца, отправлялись на пригородные озерки с бреднем на ловлю раков или шли ранним воскресным утром с удочками на берег Суйфуна и с пустыми руками не возвращались.
 
Перед самыми экзаменами нашу группу отправили на две недели перегружать грузы из корейских вагонов в отечественные. Происходило это на станции Хасан, которая находится возле точки, где сходятся границы России, Китая и Кореи. Мы перегружали из корейских вагонов конфеты, рубашки, коврики из кроличьего меха и корейскую водку, настоянную на "огородном" женьшене. Нужда в перегрузке была вызвана тем, что железнодорожная колея в Корее и России разной ширины. Наблюдали за перегрузкой представители Северной Кореи, все одетые в одинаковые темно-синие костюмы. На груди у каждого - значок с профилем Ким Ир Сена, а в голове - идеи чучхе. Общались они только между собой, а с нами – исключительно в рамках рабочей необходимости. Держали дистанцию.
Во время перегрузки мы запасались корейской водкой с запахом сырого подвала и коричневыми хрупкими конфетами, которые напоминали жженый сахар. Вечерами ходили по маленькому поселку или забредали к озеру Хасан, чтобы поглядеть своими глазами на цветущий розовый лотос.

А потом шесть или семь лет работал механиком рефрижераторных секций в вагонно-рефрижераторном депо Уссурийска (ВЧД-7).

Но для меня самым важным было то, что в этом городе я прожил самый активный период своей жизни – здесь я встретил настоящую любовь и настоящих друзей. Именно в этом городе родились двое из моих четырёх детей.
И я всегда вспоминаю Уссурийск с особым теплом.


Рецензии
Приветствую Вас! И я тоже помню этот город, но в основном со стороны вокзала и проездом. Этот город сродни перекрестку: Владивосток, Артем, Хабаровск... Был много раз и в город не выходил, а оказывается зря. Со стороны города висел почтовый ящик и раз в этом ящике подпалили мое письмо. Но что удивительно, по обрывкам адреса составили отдельную бумажку и письмо дошло по назначению. Правда в шибко израненном виде.
Рад встрече, Анатолий.

Анатолий Шишкин   04.03.2013 06:27     Заявить о нарушении
Эх, жалко, что на "Прозе.ру" нельзя к своему комментарию фотографию "прицепить"...
Я нашёл в Сети несколько весьма удачных. И окрестности Уссурийска тоже достойны внимания - я там на Сергеевском полигоне переподготовку проходил. У нас там был упор на стрелковую практику (автоматы, пулемёты, пистолеты), но и из РГД берёзки сшибали. И первый раз именно там из гранатомёта "Пламя" по склону сопки очередями стрелял. Гранаты были учебные, давали такой сиренево-розовый дым. И склон сопки очень наглядно показал, что будет со скоплением живой силы противника, ежели он окажется в зоне поражения из этого гранатомёта.

В центре Уссурийска (а центр там можно обойти за неполный час) был в мои времена очень неплохой пивной ресторанчик "Грот". Его открыли в бывшем бомбоубежище, отделав стены оксидированной жестью "под скалу", светильник были сделаны в форме факелов, полутьма, подвесной мостик на цепях...
У постоянных посетителей были свои кружки (трофейные немецкие, сувенирные деревянные и всякие иные штучной работы).
Довольно стильное было заведение, даже во Владивостоке пивные точки были не такие запоминающиеся.
Да и другие городские ресторанчики были весьма уютными.

Мальхан   05.03.2013 17:01   Заявить о нарушении
Будет малость потеплее, попробую соорудить деревянную кружку из липы. Липа не коробится, не рассыхается и не набухает. Поэтому само изготовление должно быть очень (даже неоправданно) точным. Моей квалификации должно хватить. Зато простая, ключевая вода будет из этой кружки медом отдавать.

Анатолий Шишкин   05.03.2013 17:45   Заявить о нарушении
Я слегка переделал и дополнил ,,Загородки" плюс опубликовал ,,Загородки 2". Может что-то будет для Вас интересным.

Анатолий Шишкин   05.03.2013 17:49   Заявить о нарушении
Какой-то медленный у вас был поезд. Первый и второй вроде не больше 12 часов идет от Владика до Хабаровска (или обратно).

Анатолий Шишкин   05.03.2013 19:41   Заявить о нарушении
В 1995-м году японка сказала, что меня бросит. Она, правда, и до того все время ставила мне условия, что я должен получать, наконец,"пять тысяц доллалов в месяц, как следний японец". На тот момент мы жили в Москве. Она работала администратором японского ресторана(г-ца "Россия"),
а я в той же фирме управлял вопросами страхования... Она получала 2500 у.е в месяц, а я (хотя и работал во много раз больше) только 250... -"потому что вы русский", - говорили японцы, у нас русские все так получают... "Я думала, - как-то, уже незадолго до назначенной даты расставания, сказала мне Макико, - я думала, что ты европеец, а ты... а ты - русский ты Вася, вот, ты кто!.. Короче,катись колбаской по малой Спасской!"... (она уже очень хорошо, с моей подачи, естественно, говорила по-русски)... "А вот ты ошиблась, - подумал я, - посмотрю, как ты будешь плясать, когда я уеду в Америку, и там разбогатею, ха-ха-ха..." И я приобрел билет на самолет Москва-Владивосток, с тем, чтобы оттуда прямиком улететь на Аляску, в американский Анкоридж. То есть я решил, возможно, повинуясь инстинкту, брать Америку с заду, наверняка. И, кстати, долетел до Владивостока, и даже поселился в гостинице
"Экватор"... Правда, дальше пошло все не так. На Анкоридж оттуда тогда еще не летали (хотя и объявляли до того, что летают), а летали, как обычно, из Хабаровска. В поезде Владивосток-Хабаровск меня сразу привлекла фамилия проводницы "Любителева" - "Любителева чего?", -спросил ее я... Так и познакомились... Попутчики оказались какие-то квелые, и совсем не веселые, и, почему-то, не хотели пить со мной шампанское, которое я заказал у проводницы. Может, потому что я уже был на взводе?.. Не долго думая, я перешел к ней, в ее узенькое купе, и мы с ней всю дорогу только и делали, что хохотали, иногда я, помнится, тискал ее очень приятные сиси, ибо она сидела, что называется топлес, а я вообще без трусов. Помню еще, что в ногах у меня болтались ящика два, или три шампанского, за которые я ей сразу же заплатил... Помню, что я ее веселил "Встречами с НЛО", то есть зачитывал прямо из своей недавно вышедшей книжки отвязанные эротические истории... То есть автор нашел читателя... Вот оно - воплощение идеала! И какие там "доллалы", и какие там "следние япошки", если тут такие сокровища?!... Правда, иногда она вдруг кричала, что "нужно выставить наружу желтый флажок", и я выбегал в тамбур вагона... и выставлял... Хотелось бы думать - "флажок"... Кстати, вагон у нас был последний... И к чему это я? А-а, вот, наконец, вспомнил, да и объявили тогда: - СТАНЦИЯ УССУРИЙСК!.. Мы, с проводницей, как смогли приоделись, и вышли из поезда с фонарем. Она стояла,пьяная, на путях, и я тоже, такой же,стоял рядом с ней. Она должна была сигнализировать, что-ли, машинисту, где там конец состава. Но мы... целовались. Напротив была какая-то деревянная будка, похожая на общественный туалет, на которой было очень солидно начертано:
"Уссурийск"... Еще помню, что около будки стояли два удивленных омоновца с автоматами (время-то было тревожное, война, понимаешь, в Чечне)... Мы и не заметили, как поезд пошел... Мы побежали. Я выхватил у нее ее примитивный фонарь, подсадил... потом уцепился сам. Еле-еле успел...

ПОСТ СКРИПТУМ. И дальше все продолжалось, и продолжалось (до Хабаровска же не ближний путь). Ящики я разломал на растопку для титановой печки, шампанское уложил на верхнюю полку (вот, что значит мачо!). Мы включили негромкую музыку и танцевали... Пока поезд пилил и чучукал.

Юрий Якимайнен   05.03.2013 22:07   Заявить о нарушении
От Владивостока до Уссурийска чуть меньше двух часов - но зная Юру Якимайниена (и его "дранг унд штурм") - вполне верю, что он и за полтора часа очень многое успевал.
Даже припоминаю случай, когда друзья провожали меня из Таллина: до отправления поезда оставалось сорок минут, но мы провели это время настолько "плодотворно", что проводница (узрев нашу непривычную для Прибалтики активность) боялась пускать нас в приличный купейный вагон (до тех пор, пока мы ей коробку ассорти не задарили).
Да и потом бывали разного рода путевые приключения, когда за очень короткое время было пережито множество эмоциональных состояний...

Иногда думалось, что само время в "полосе отчуждения" течёт по иным законам, чем в остальном мире.
Каждый человек знает, что такое время.
Но как только начинают спрашивать – внятного ответа не добиться. Это примерно то же самое, что силы тяготения.
Ньютон писал: «Я открыл эти силы, описал количественно, но что это такое – не знаю». Время относится к тем же проблемам.
А тот же академик Козырев утверждал, что из времени получается энергия
Вот Юра и преобразовал время в пути в энергию мужской напористости и натиска.
Примерно так.

Мальхан   05.03.2013 23:26   Заявить о нарушении
Да, согласен. Что-то не сходится. Тем более, что посмотрел по Инету расписание поездов... Но, возможно, я как раз после Уссурийска и подсел к проводнице (выпив предварительно пару шампанских), а с фонарем мы выходили и за поездом бегали уже в Спасске-Дальнем?... Но помню, что действительно было весело. Да и как не быть веселым, если догнал-таки поезд, который уезжал со всеми моими рукописями, документами и вещами...

Юрий Якимайнен   06.03.2013 00:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.