9. 6

Откуда ждать войну. Уж, конечно — издалека. На дальних рынках встречали жителей дальних стран. Без торговли нельзя. Как нельзя без соли. Но увидев вороха мехов чужаки создавали сказки про богатые поселения наивных дураков, покупающих соль за бесценные шубы. И шли авантюристы с разных сторон. Кто с бронзовыми боевыми топорами, кто с железными ножами. Но все эти орды со временем понимали, что в этих местах есть одно богатство - «живой товар», женщины.
Да, в странах, где женщин считали товаром, их катастрофически не хватало.
Ну а сейчас, здесь, в заповедном краю тепло и спокойно. Живут селяне в деревянных рубленых домах небольшими хуторками. Как правило рядом с рекой или родничком, которых в этих древних лесах много. Все слова, все названия поменялись с тех времен. Не было сословия «крестьяне», как и никаких других сословий.
Гораздо позже, уже в исторические письменные времена, крестьянами стали называть весь люд, принявший христианство. И было это почетным и передовым. Лишь в темных лесах с полузвериным укладом жизни жили собиратели и охотники, не знавшие христианства, названные «поганью». Так как в те времена это слово только становилось ругательством, поскольку означало людей диких, неграмотных, не знавших плодов цивилизации.
Но это будет не скоро. Цивилизация придет и в этот народ и разделит его на куски страшными «гражданскими» войнами. Брат на брата. Сын на отца.
Сейчас же жизнь так проста, что разделения быть не может. Все на пределе выживания.
Практически все делают своими руками. Дома большие, опирающиеся либо на прикопанные валуны, округлые камни, оставленные ледяными реками недавнего ледникового периода. Либо на смолистые сваи, которые время от времени приходиться менять. Тут каждый мужик — умелец. А артель — это компания соседей, помогающих построить дом.
В домах, на земляном полу обязательные очаги. Со стенками из камней, скрепленных глиной. Без них здесь не прожить. Рядом полати — деревянные надстройки, расположенные повыше от холодного пола и приспособленные для сна. Дым из печи уходит в дырку посередине кровли. Уж что, что, а дрова экономить не приходилось. Кругом лес.
Топили много, но только зимой. Летом же меняли соломенные крыши и в доме и в многочисленных сараях, где хранили зерно и сено. И еще спасались коровы и лошади в суровые послеледниковые стужи. Так, что на каждого жителя был не один дом, а целый поселок построек. Обогреваемых и просто хранящих тепло.
 Не меньше, чем войны опасны были просто пожары. Случайные. Соседи селились на расстоянии друг от друга. Общались даже больше зимой, когда длинными вечерами собирались на посиделки. Особенно женщины. Не отрываясь от рукоделья пели и болтали. Зимой нечего делать земледельцам.
Раннее утро обозначилось рассветом. Спал ли ты или гулял накануне, сегодня надо идти на работу. Вылезти из под теплого мехового одеяла и быстро одеть грубую каждодневную одежду. Скушав завтрак, то есть то, что вчера оставили на завтра, надо выходить из теплого дома. День еще не прогрелся. Окрестности тонут в холодном тумане. Всем кланом, включая малых детей идем на заготовку сена. Идти не далеко, ближайшая луговина заросла травой. Пока еще усеянной мелкими капельками росы. А прилепившиеся к траве паучьи сети так и играют в первых лучах солнца драгоценными камнями.
Как представить себе каменный век без серпов и кос. Какими сложными были эти орудия, составленные из мелких острых кремней, вставленных в деревянную основу. Не могу себе представить...
Лучше перейдем на пахоту. С древнейших времен наши предки пахали на лошадях. Если земледелие народов западной и центральной Европы изначально основывалось на использовании волов, в нашей местности, после ухода ледников, земледельцы появились сразу с лошадьми. До них жили другие племена собирателей и охотников. Их выживание было возможно при ничтожной плотности населения.
Как произошло, случайно или закономерно, но в наших местах всегда использовали лошадей для пахоты. Теплолюбивых волов в наши зимы содержать невозможно.
Кроме того, так же, как и все европейцы, лошадей использовали и для перевозки людей и грузов. Но безлошадный человек не мог быть земледельцем.
Тут нанизано много лжи про жаждавших коммунизма безлошадных крестьян двадцатого века, предававших кулаков. Безлошадных и бездомных крестьян у нас не могло быть. Они бы не выжили. Как объяснить самоуверенному американцу, у которого под носом в центральных парках Вашингтона люди спят на скамеечках, что у нас не могло такого быть. Да, были слабые, были больные, но они уже не были хозяевами, не крестьянствовали на земле. Крестьяне в железном веке, также, как земледельцы — в каменном, это была привилегия и гордость.
И дворяне вплоть до петровских времен просто нанимались народом для защиты Отечества. В своем понимании крестьяне ни платили подати, а нанимали людей военных, также как в свое время свободные жители городов призвали варягов для ведения войны. И те победили. Совершенно чуждая нам  теория о изначальном рабстве крестьян порождена лживым временем.
Хозяйство в старые времена, также как и сейчас, требует постоянного досмотра. Чинить двери, подправлять кровлю, гонять коров, кормить животных надо было всегда. С каменного века существовали мельницы. И сейчас в окрестностях старых поселений часто находят жернова из плотного камня. А в древности мельник считался почти колдуном.
В каменном веке до земледельцев жили таинственные древние племена. Известно только, что они хоронили своих покойников в ящиках на высоких столбах. Это где-то близко к традициям захоронения древних персов. Да и имя Бабы Яги в избушке на курьих ножках говорит о ведических корнях этой культуры. Таинственны некоторые параллели. «Агни йога» по русски звучит, как «мудрость огня».
Древняя земледельческая культура придерживалась общей индоевропейской традиции сжигания покойников. Сжигание вместе с лодкой на водной поверхности. Это событие сопровождалось тризной, не очень понятным нам долгим застольем. В христианстве не изжитым, а сохранившимся в форме поминок.


Рецензии