Гитара музыкальная 1. Вступление

Гитара в старинной музыке.

Музыку, в которой присутствует Божий Лик, целесообразно называть старинной. Следовательно, в неё входят произведения трёх художественных эпох: Средневековья, Возрождения и барокко. Слушая творения старых мастеров, невольно чувствуешь на себе взор Отца Небесного. Иногда этот взгляд пристальный, порой – едва ощутимый. Именно к Нему, Всевышнему, обращаются композиторы и те, кому адресована их музыка.

Так продолжалось до второй половины XVIII века, вплоть до Мангеймской школы и венских классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена. Только в эту эпоху человек окончательно освободился от Бога, стал самостоятельным. Его помыслы обратились к окружающему миру. Конечно, Высший Судия не исчез бесследно. Он снизился в околоземные сферы, перевоплотившись в облик Судьбы или Рока, которые представлялись людям слепой волей или трагическим стечением обстоятельств. В новое время человеку стала противодействовать Судьба. С нею он вступил в решающий поединок. Вспомним знаменитое бетховенское: «Я схвачу Судьбу за горло...»

Религиозному мироощущению в музыке положила конец индивидуализированная мелодия, неповторимая в своей Красоте. Общие формы музыкального движения уступили место личностному восприятию мира. Перед человеком открылись безграничные просторы жизни!

Пока еще мало изучено, какое место занимала гитара в старинной музыке. Современные гитаристы вынуждены озвучивать произведения, написанные для лютни, виуэлы, скрипки, клавесина, органа. Их интерпретации шедевров прошлого радуют наш слух изумительными по красоте тембрами и богатством выразительных средств, свойственными чудесному испанскому инструменту.


Простая и величавая музыка эпохи Возрождения волнует тех, кто слышит голос Всевышнего и ощущает биение собственного сердца. Это целомудренные, благодетельные натуры.

Старинная музыка осуществляет негласную связь исполнителей и слушателей с Отцом Небесным. Над их головами простирается Вселенский духовный купол, источник Божественной гармонии и красоты – предмет вдохновения композиторов.

Ансамбль старинной музыки – это не просто совместная игра на различных инструментах. В ту далёкую ренессансную пору люди собирались вместе, чтобы выразить своё совместное восхищение Красотой, дарованной нам Отцом Небесным.

В старинной музыке каждый инструмент был самостоятельным и свободным, над ним простиралось только одно – необъятное духовное Небо. Однако когда появился барочный концерт, многоголосный оркестр попал под власть солистов. Это была уже не вселенская, а салонно-аристократическая музыка. Солирующий инструмент и певец символизировали собой, так сказать, верховную светскую власть в лице короля, великого герцога или магната, который повелевает всем и вся. Позволяя лютне на короткое время выйти на авансцену, оркестр всё же продолжал держать её в своей зависимости. Так что любой солирующий инструмент был бесценным бриллиантом, надёжно прикрепленным к золотой короне музыкального ансамбля.


В народной музыке XVI–XVII веков мотивы просты и лаконичны. Вот почему песни, исполнявшиеся под аккомпанемент лютни и виуэлы, в дальнейшем оказали столь благотворное воздействие на профессиональное музыкальное искусство.

При версальском дворе короля Людовика XIV имелась официальная должность «придворного учителя игры на гитаре», а через столетие в Париже появилась аналогичная профессия, но уже, так сказать, массовая, для более простого народа – дворян, зажиточных купцов и мещан.

Так что этот инструмент постепенно спускался с небес на землю, становясь демократичным, общедоступным.

Мало кому известно, что Антонио Страдивари, величайший скрипичный мастер, делал также и гитары, которые высоко ценились в его время. Приближая звук скрипки к тембру человеческого голоса, он, надо полагать, имел те же намерения и в отношении испанского инструмента. Желательно, чтобы кто-то из специалистов-музыковедов проверил эту версию...

Вдохнул новую жизнь в гитару, как ни странно, не музыкант. Им оказался поэт Винченце Эспинола, друг Сервантеса и учитель Лопе де Вега. Что он сделал? К четырём струнам старой гитары добавил пятую, это расширило возможности инструмента. Данный исторический факт свидетельствует ещё вот о чем: великие испанские писатели стояли, по существу, у колыбели новой модификации гитары, просуществовавшей в дальнейшем почти два столетия!

На лютне играли Данте, Караваджо, Бенвенуто Челлини, Леонардо да Винчи. А кто из гениев эпохи Ренессанса поверял чувства и мысли гитаре? Вопрос трудный, так как он всерьёз не рассматривался историками музыки.

Надо отдать должное королю Генриху VIII, который ввёл в своих владениях так называемое англиканское вероисповедание, разновидность реформатской церкви. Любвеобильный и жизнерадостный правитель частенько предавался плотским утехам и не пошёл по стопам религиозного тирана Кальвина. А ведь этот аскет-швейцарец до такой степени «творчески усовершенствовал» учение Мартина Лютера, что довёл церковные реформы до логического конца: при нём в Женеве людей брали под стражу за такие невинные по нынешним временам проступки, как появление в яркой одежде, игру на музыкальных инструментах, чтение неправедных книг.

Тучный владыка туманного Альбиона, будучи одновременно главой церкви, вовсю бражничал, то и дело менял жён и любовниц. Он ухитрился за время своего правления казнить 72 тысячи человек и между делом писал музыку!

Его лютневые пьесы в переложении для гитары впечатляют.

В частности, эмоционально содержательна Фантазия с полифонической фактурой.


Рецензии