Часть третья. Чудо в первом классе
В первые дни учебы у меня появились не подружки -девчонки, как ожидалось, а друг из числа мальчишек нашего класса. Его звали Колька Власов. Он был веселым, озорным и очень добрым голубоглазым мальчуганом с ежиком светло-русых волос и слегка оттопыренными ушами. Мы как-то сразу прониклись друг к другу обоюдной симпатией, наивной детской влюбленностью, переросшей со временем в обычную хорошую дружбу. Наши парты разделял проход между рядами, и мы могли переглядываться и даже шептаться во время уроков, за что учительница Александра Самсоновна делала Кольке строгие замечания. На переменках мы играли кто где, каждый в своей компании, а вот домой он никогда не уходил без меня. Обязательно нес мой портфель, доходил до моего переулка, потом шел назад, в обратную сторону, чтобы повернуть на свою улицу. Всю дорогу я смеялась над его уморительными историями, половину из которых он придумывал на ходу. По пути иногда к нам присоединялась стайка знакомых ребят, и тогда над Колькиными хохмами хохотали все. Обгонявшие нас старшеклассники шикали свысока: « Вы что ржете?! Вот малышня пошла!»
На прощание Колька каждый раз удивлял меня своими «сюрпризами», которые доставал из своего портфеля и, немного смущаясь, перекладывал в мой: «Дома посмотришь!» Это были то шоколадная конфета, то яблоко, то открытка с цветами, то спичечный коробок с каким-нибудь сушеным насекомым, то маленькая игрушка… А однажды он подарил мне детский журнал «Веселые картинки», который дома всем понравился, и я выпросила у родителей годовую подписку на него.
В начале второй четверти наша учительница решила всех ребят в классе пересадить по-новому и начала с того, что предложила всем сесть по желанию, кто с кем хочет. Происходило это шумно, радостно, ведь многие успели подружиться между собой, а к некоторым проявить антипатию. Я уже было рванулась пересесть к Тане ( с ней мы хорошо общались и жили по соседству), но не успела: кто-то схватил меня за руку и крепко держал на месте. Конечно, это был Колька! Он пересел ко мне. – «Не уходи, давай вместе сидеть», - попросил он меня. И я осталась на своем месте.
Наконец гвалт стих, все расселись по своему желанию: девочки с девочками, мальчики с мальчиками. И только за одной партой в среднем ряду мальчик сидел с девочкой. Это были мы. В повисшей тишине вдруг раздался мальчишеский голос с задней парты: -
- Тили-тили-тесто…жених и невеста! Ха-ха-ха! Колян, что с тобой?
Все громко засмеялись, а учительница погрозила кому-то пальцем. Обескураженным взглядом Колька растерянно озирался по сторонам. Алая краска медленно заливала его щеки и уши, улыбка сползла с лица, и весь он как-то померк, помрачнел. Видно, не ожидал он такого от друзей. Мне стало его очень жалко, в чем же провинился? Но к его чести надо отметить, что он остался сидеть со мной, правда, всего на несколько дней. Мальчишки все-таки задразнили Кольку до предела, и на четвертый день он ушел с моей парты на «камчатку», к двоечнику Овчарову. Со мной посадили девочку, новенькую, тихоню и скромницу Любу. А с Колькой мы так и остались хорошими друзьями, несмотря на пережитую неприятность.
Учеба давалась мне легко, благо я на год была старше почти всех в классе. Учительница Александра Самсоновна часто хвалила меня, ставила в пример как усидчивую, старательную, дисциплинированную ученицу. Излишняя дисциплинированность из-за страха получить не «пятерку», а «четверку» или еще что-нибудь похуже однажды чуть не довела меня до беды. А случилось вот что.
В середине учебного года, где-то в начале февраля, у нас начались уроки ручного труда. Мы с увлечением клеили аппликации, вырезали бумажные фигурки животных, что-то лепили из пластилина. Вместе с учительницей мы готовили поделки для подарков своим родителям: папам к 23 февраля и мамам – к 8 Марта. В самый ответственный день на урок труда надо было принести пластилин. Перед уроком я с ужасом обнаружила, что в портфеле у меня не оказалось пластилина! Как я могла его забыть дома?! А сегодня будет выставлена итоговая оценка за поделку.
- « Получить «двойку»?! Какой позор!» - подумала я и молча, минуя гардеробную, в чем была выскочила из школы. За спиной прозвенел звонок на урок. Изо всех сил я мчалась по накатанной снежной аллейке домой за пластилином! Легкие прорезиненные тапки скользили, я падала, снова вставала и бежала дальше с выпученными глазами, без пальто и шапки. Навстречу дул холодный ветер, мелкие колючие снежинки неприятно били по глазам, путались в волосах, но я этого не замечала, холода почти не чувствовала. В голове стучала лишь одна мысль: « Скорее добежать домой, взять пластилин и назад, на урок! Надо успеть!» Встречные прохожие , закутанные в шарфы, удивленно смотрели вслед бегущей маленькой девочке в школьном коричневом платьице и с непокрытой головой, что-то возмущенно бурчали, разводя руками.
Наконец показался знакомый поворот в родной переулок. Еще несколько метров, и я, запыхавшись, с грохотом влетела на порог, распахнула дверь, и вот она, моя коробка с пластилином!
Мама была дома с младшими детьми. Мое неожиданное появление в таком растрепанном, наполовину обледеневшем виде повергло ее в шок. Кое-как отдышавшись, я объяснила, в чем дело, выхватила из рук братишки пластилин и в наспех наброшенном маминой рукой домашнем пальтишке с капюшоном бросилась в обратный путь, на урок.
В школу я бежала уже не в таком паническом настроении, сил поубавилось, мой кросс сбавил темп. В здание я входила уже почти спокойным шагом. Постояв под дверью кабинета несколько минут, так и не решившись постучать, вдруг вздрогнула от оглушительного трезвона. Урок закончен! Слезы обиды медленно навернулись на глаза.
Втянув голову в плечи, опустив глаза, я потихоньку протиснулась в раскрывшуюся дверь и подошла к своей парте.
- Где ты была?! – это был грозный голос учительницы.
- Домой бегала. Я сегодня пластилин дома забыла.
- Почему ты мне ничего не сказала?! Зачем убежала из школы?! Ты же так далеко живешь! Зачем ты это сделала?!
- Боялась получить «двойку» за урок.
- Теперь ты получишь «двойку» по поведению! А завтра я жду тебя с родителями, есть разговор!
Но до завтра ждать не пришлось. Уже через час мама была в школе. Она почти следом пришла за мной, обеспокоенная случившимся.
Ох и влетело же мне тогда и в школе, и дома! Но никакой «двойки» мне учительница тогда так и не поставила. По какому-то чуду я даже не простудилась из-за проделанного марш-броска. Потом еще дня три она вместо похвалы укоризненно бросала в мою сторону: «Эх ты… кулема». Но к концу учебного года я, видимо своей старательностью и дисциплинированностью, реабилитировалась в ее глазах. Теперь иначе, как « самая круглая отличница», Александра Самсоновна меня не называла. Но иронию в этих словах улавливала не только я: некоторые мальчишки с задних парт ехидно хихикали и громко шептали: «Круглая…квадратная…треугольная!»
Заканчивался апрель 1961 года. Шла подготовка к первомайской демонстрации, одному из самых любимых в нашем детстве массовых праздников. Все называли его парадом. « Ты в чем пойдешь на парад?» - излюбленная тема всех особ женского пола. Мамы старались принарядить не только себя, но и подрастающих дочек. Вот и для нас с сестренкой мама постаралась и сшила к празднику нарядные платья: мне розовое, а ей – голубое. С разноцветными шариками, с крупными бумажными цветами девчонки в легких ситцевых платьицах, а мальчишки в светлых рубашках с красными флажками в руках весело вышагивали рядом со взрослыми в шумных колоннах мимо главных трибун города. Первомай в моем детстве - это всегда теплая, солнечная погода, радостное настроение , музыка духового оркестра, развевающиеся алые знамена высоко над головой, а потом - карамельные петушки на палочках и сладкая газировка из автомата.
Каждая школа , а их в нашем городке было всего четыре, старалась украсить свои праздничные колонны как-то по-особенному, чтобы выделиться своей оригинальностью на фоне других. Однако для всех обязательными были транспаранты с праздничными призывами, портреты политических деятелей, знамена комсомольских и пионерских дружин. Все это почетное «убранство» колонн всегда доставалось нести ребятам из старших классов. Все остальные шли в колонне тоже не с пустыми руками. Особенно приветствовались букеты из живых полевых и горных цветов. К сожалению, к концу парада они приобретали жалкий вид, и их потом просто выбрасывали на обочину, в пыль.
В один из предпраздничных дней учительница вызвала в школу мою маму, не объяснив причину, а загадочно улыбаясь:
- Пусть твоя мама завтра обязательно придет, есть срочное дело.
Из их «секретного» разговора потом мне стало известно, что наша школа решила внести «изюминку» в оформление школьной первомайской колонны, и таким образом отличиться перед начальством. Автором новой идеи была наша учительница, и по ее замыслу главная роль предназначалась первокласснице-отличнице, и эта роль досталась мне. Она и поручила моей маме срочно сшить для меня белое платье, обязательно белое пышное платье! Но ведь в шкафу уже висит для меня новое розовое платье на Первомай! Но слово учительницы в первом классе – это всегда закон!
- А что я должна буду делать? – с тревогой в голосе спрашивала я маму.
- Пока это секрет, потом тебе все объяснят, на параде. Мы же все будем рядом, не бойся.
И вот этот солнечный день наступил! Все ученики и учителя собрались у школы, стали выстраиваться в колонну, чтобы шествовать по городу в гулком многолюдном потоке и кричать «Ура!» Некоторые первоклассники были с родителями или бабушками-дедушками. Меня сопровождала мама, держа за руку сестренку, братишка остался с бабушкой. Отец был на работе, теперь он был занят и в праздничные дни: ушел из шахты и возил начальство на легковушке. Об этом он когда-то и мечтал.
На мне было пышное платье из белой накрахмаленной ткани-марлевки, на голове восседал такой же бант. В
руках я держала маленький красный флажок с белым оттиском голубя и слов «Мир-Труд-Май». Я слегка нервничала в ожидании своей миссии на этом празднике, даже в коленках дрожь появилась. Но вот к нам подошла Александра Сомсоновна и велела следовать за ней в начало колонны. Там сосредоточились самые представительные люди нашей школы – ученики выпускного класса! Они весело хохотали над своими шутками по поводу некоторых атрибутов 1Мая, оказавшихся у них в руках, размахивали флагами и дурачились, прячась друг от друга и от завуча за широкими транспарантами и портретами вождей пролетариата.
Но особенное оживление царило вокруг четырех самых статных парней в черных пиджаках, которые держали на своих сильных плечах грандиозное, как мне тогда показалось, сооружение, похожее на носилки для падишахов и богатой знати из стран Востока - палантин. В его центре возвышалась большая плетеная корзина, вся увитая зелеными еловыми лапами и украшенная гирляндами цветов. На верхушке ее круглой ручки, тоже обмотанной зелеными хвойными веточками, была прикреплена корона из медной фольги и цифра №3. Это был номер нашей школы. Деревянные ручки носилок, а также их основание тоже были предусмотрительно обернуты в зеленую плюшевую ткань. Не хватало лишь крытого верха на четырех вертикальных стойках, чтобы назвать это сооружение настоящим палантином. Но крытый верх, как позже выяснилось, здесь был бы совсем лишним.
- Какая красота! Кто же это сделал? - воскликнула мама.
Она словно прочитала мои мысли. Я от восторга просто онемела, когда услышала над собой слова своей учительницы: « Это для тебя, кулема!»
- Парни, вот принимайте принцессу! Ее понесете! Опускайте корзину, сейчас подсадим девочку туда и осторожно пойдем. Уже время выдвигаться.
Такого поворота событий я, конечно, не ожидала! Через несколько минут я уже торжественно восседала в корзине, и меня несли во главе школьной колонны самые сильные, самые высокие парни школы. На зависть всем девчонкам, наверное, но я не думала об этом. Был небольшой страх оказаться нечаянно опрокинутой уставшими носильщиками, однако во время вынужденных остановок по причине возникающих заторов меня спускали на землю, и я несколько метров шла рядом со своими родными. Носильщики облегченно вздыхали и просили меня еще немного пройтись пешочком. Путь был неблизкий, поклажа не из легких, в пиджаках становилось жарковато, поэтому их можно было понять. Нашлись желающие из старшеклассников на время подменить назначенных носильщиков. От школы надо было пройти почти через весь городок, чтобы достичь главной цели: поприветствовать в едином порыве весь цвет городского начальства, собравшегося на главной трибуне административного центра.
На одной из предпоследних остановок ко мне снова подошла моя учительница с неожиданным вопросом:
- Голуби у тебя? –
- Какие голуби? Нет, у меня только флажок.
- Вот, я так и знала! А ты Колю Власова не видела? Он должен голубей тебе передать. Сейчас мы его поищем, а ты послушай меня внимательно. Самая главная твоя задача – это вовремя выпустить голубей в небо!
- Колька Власов! Иди сюда скорее! Власов! – понеслись вниз по колонне ребячьи голоса.
От неожиданности я растерянным взглядом стала смотреть в небо и представлять себя парящей вместе с голубями под облаками. А в это время учительница продолжала меня наставлять: -
- Когда будете проходить мимо трибун, ребята скомандуют тебе выпускать голубей. Бери их по одному, бросай повыше!
« Ну, вот еще чего! Никогда в жизни я не брала в руки голубя! Да и голубятни у нас не было, чтобы вот так запросто с ними обращаться. А если они клюются? Как я выполню это задание? А вдруг всю школу подведу из-за своего страха?» - с ужасом думала я, глядя вверх, на цифру 3, сверкнувшую на макушке моей корзины. Учительница очень волновалась, почему же нет до сих пор Власова с голубями. Получается, мы обе сильно переживали за кульминацию задуманного ею сценария.
Передние колонны демонстрантов двинулись ускоренным шагом. Это было сигналом и нам подтянуться для приближения к центру праздничного мероприятия.
Меня снова посадили в корзину и понесли уже основным составом мои «официальные» носильщики. Вдруг они резко притормозили, корзина слегка сдвинулась вперед, но удержалась на площадке носилок. Вот и причина резкой остановки: Колька Власов объявился, догнал-таки нас! И вот уже чья-то крепкая рука протягивает мне наверх небольшую клетку из металлических прутьев с парой белых голубей внутри.
- Держи! Когда крикнем, открывай клетку и выпускай их повыше в небо!
- Да ты не бойся! Руками их вытаскивай! Они же не крысы, не кусаются! Ха-ха-ха! - это уже сам Колька решил меня подбодрить и повеселить немного. Он задрал голову вверх и смотрел на меня тяжело дыша и улыбаясь во весь рот. Его светло-пшеничные вихры на макушке торчали веером, а на лбу и висках слиплись от пота. Можно себе представить, как сильно он бежал ко мне с этими своими голубями, прорываясь сквозь праздничную толпу! Молодец, Колька, настоящий друг! Я помахала ему в ответ рукой и шепнула: «Ладно, понятно, спасибо.»
И вот торжественный момент все ближе и ближе. Мы уверенно влились в поток школьных колонн. Все громче и ясней приветственные лозунги к трудящимся и раскаты ответных «Ура! Ура! Ура!!!..» Когда наша колонна почти поравнялась с центральной высокой трибуной, заполненной элитой городка, я почувствовала, как мои носильщики приподняли корзину еще выше и понесли уже не на плечах, а на вытянутых вверх руках. Со стороны это, наверное, смотрелось эффектно, необычно, потому что вокруг усилился шум от голосов и приветственных ударов барабанов. Трудно было услышать команду снизу о голубях. Как бы то ни было, но мне удалось расслышать крик:
- Давай! Жми! Жми! Голубей! Голубей! Жми скорее!
Дрожащими руками я быстро откинула крючок на дверце клетки, вытащила одного голубя, двумя руками сжала его тельце и выпустила в небо! Потом то же самое проделала и со вторым голубем. Они взмыли в небо, быстро там встретились и под радостные детские крики и громкие «Ура!» белоснежной парой полетели над праздничным людским морем в сторону своего дома. Это было красиво! Это было здорово! Двум белым крылатым комочкам мною была дарована свобода! Свобода лететь к родной голубятне! Это ли не чудо?! И только теперь я облегченно вздохнула и, радостно захлопав в ладоши, благодарно улыбнулась, глядя в голубую высь небес, напомнившую в этот миг заветную историю из недавнего прошлого.
Как жаль, что ни у кого из знакомых в этот день не было в руках фотоаппарата! Все события того Первомая остались только в нашей памяти.
В корзине меня, теперь размахивающую красным флажком, пронесли еще несколько десятков метров и, остановившись у школьного грузовика с транспарантами, спустили на землю. –
- Все, приехали, слезай, прынцесса! Уфф!... Наконец-то…-
- Спасибо, - тихо сказала я в ответ своим носильщикам. Даже имен их я не узнала, а ведь они так бережно со мной обращались, что для меня почти родными стали! Но их как-то по особенному за это поощрили в школе , на выпускном вечере. Александра Самоновна получила благодарность, а мне вручили похвальный лист за отличную учебу. Но это было потом, спустя месяц.
Не успев пройти и нескольких шагов, я вдруг опять очутилась в воздухе. Это отец подхватил меня, поднял на руки и кому-то в толпу с гордостью в голосе крикнул: «Это моя дочка! Моя дочка!» Он быстро понес меня в сторону от группы наших школьников, направляясь к обочине, где стоял новенький автомобиль, явно иностранного производства. Он был чудо как хорош, этот автомобиль светло-кофейного цвета, цвета «кофе с молоком»! Сверкая на солнце новенькими металлическими деталями , чистыми стеклянными фарами, полированными овальными боками и всеми своими непривычными для нас формами, он приковывал любопытные взгляды почти всех отшагавших свое демонстрантов. Я не ошибусь, если предположу, что на тот момент в нашем небольшом горняцком городке это была первая и единственная иномарка.
- Вот моя машина, Шкода называется! Я теперь на ней работать буду! – радостно сообщил он мне эту сногсшибательную новость и открыл дверцу. – Садись! Домой вас отвезу! И сразу назад! Начальник разрешил!
В машине уже сидели мама и сестренка. Отец их раньше «выловил» из толпы. Сестренка устала и всю дорогу, пока меня несли, хныкала и просилась ко мне в корзину: « Я тоже туда хочу!» Теперь все были просто счастливы! Еще бы! Сидеть в такой красивой машине! Да еще столько внимания! Я видела, какими удивленными взглядами сопроводили меня в машину те самые «мои носильщики»! Где-то там же стояли мои одноклассники с учительницей, а Колька Власов с пустой клеткой в руках так и застыл на месте, глядя мне вслед. Как же хотелось в этот миг попросить отца взять и этого мальчишку с собой! Но не успела я и рта открыть, как машина плавно рванула с места.
Извини, Колька, но так получилось, что это был мой звездный час, только мой!
Свидетельство о публикации №213030501429
Алла Другая 19.03.2013 10:55 Заявить о нарушении