Классный час на тему Семья и семейные ценности

«Общение – роскошь или необходимость»?
Продолжительность мероприятия – 45 минут.
Целевая аудитория – обучающиеся 6 класса.
Цель: показать важность семьи, как ячейки общества, для каждого человека.
 Сформировать представление о семейных ценностях.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое отношение к близким людям.
Предполагается чаепитие по завершении классного часа.
На доске записаны крылатые выражения:
«Родные – все, кто силой духа схож»  (Ф.Шиллер).
«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).
«Ребёнок постоянно находится во власти острейших противоречий. Помогите ему преодолеть преграды. Не отмахивайтесь от детских невзгод» (Ю.П.Азаров).
 « Я уверен, что только гуманностью, лаской, добротой…можно воспитать настоящего человека…» (В.А.Сухомлинский).
 « Всеобщая основа воспитания – потребность  в  другом человеке, потребность любить. Не заставлять, а научить ребёнка быть добрым» (В.А.Сухомлинский).
«Любовь и уважение к родителям есть, без всякого сомнения, чувства святые» (В.Г.Белинский).

Если больной просит воды, ему принесёт каждый. Общение человеку необходимо, как вода, без которой человек может прожить 10 – 14 суток, а может даже и как воздух, без него люди живут всего 10 минут, по истечении этого времени умирают клетки мозга. Человек – существо социальное, он нуждается в общении  с самого рождения. И первые уроки общения он получает в семье.
- А что такое, по – вашему,  семья?
 Ответы  детей:
Саша: Взаимопонимание между людьми, общие интересы. Одинаковые привычки.
Таня: Семья – это мама, папа и ребёнок. Решение всех проблем, и, конечно, любовь.
Хатайи: Это жизнь, любовь, добро и радость.
Владислав: Семья – это целая планета.
Чаще всего звучали ответы: любовь и дружба. А вот что говорится о семье в книгах.
Семья – это малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединённая общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Чтец:
Мы любим дом,
Где любят нас.
Пускай он сыр, пускай он душен,
Но лишь бы тёплое радушье
Цвело в окне хозяйских глаз.
И по любой мудрёной карте
Мы этот старый дом найдём,
Где длинный чай,
Где робкий фартук,
Где ровно в декабре и в марте –
Встречают солнечным лицом! (Иосиф Уткин).
В каждой семье есть свои традиции,  которыми характеризуется семейный уклад и ценности  - вечная категория  для любой семьи. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно там, где царит понимание между родителями.
- Ребята, что  характеризует  настоящую дружную семью?
(Предполагаемые ответы)
- Послушайте, что характерно для такой семьи:
- доверие и высокая требовательность друг к другу;
- доброжелательная и деловая критика;
- свободное выражение собственного мнения;
-удовлетворённость  принадлежностью  к данной группе (семье);
- достаточная информированность всех о задачах группы и состоянии дел;
- эмоциональная удовлетворённость каждого;
- принятие на себя ответственности.
 Буклет: «Маленькие хитрости благоприятного семейного климата или  «Главней всего погода в доме»»… Зачитывается  каждый пункт и объясняется.
1. Прежде, чем отправиться в плавание, надо договориться на берегу.
2. «Не бойтесь говорить друг другу комплименты»…
3. Не давай советы, если тебя не просят.
4. Стремясь повлиять, обеспечь свободу выбора.
5. Споры, а не ссоры.
6. Не высказывай пренебрежения к тому, что ценится собеседником.
7. Прости раздражительность, заведи дружеский разговор.
8. Не демонстрируй чувство превосходства.
9. Критикуй не личность, а действия.
10. Ты тоже всегда в чём – то виноват, найди в чём.
11. Будь признателен даже за желание сделать что – либо приятное тебе.
12. Будь требователен более к себе, чем к другим.
13. Демонстрируй свою безобманность.
14. Чаще улыбайся, даже если тебе не весело.
15. Решай вместе с человеком, а не вместо человека.
16. Смейся вместе с человеком, а не над человеком.
17. Выиграв конфликт, не разыгрывай победителя.

Сценка – экспромт.
          «Папа, возьми меня с собой…».
Сын:- Папа, ты в воскресенье на рыбалку?
Папа:- Да, сынок, хочу поймать золотую рыбку.
Сын:- О, знаю, про неё А.С.Пушкин сказку написал.
Папа:- Молоток, сынок!  Это я тебе её в детстве читал.
Сын:- Только наша мама совсем не ворчливая старуха.
Папа:- Да, она у нас Марья – искусница.
Сын:- Пап, тогда мы с тобой невод забросим, а мама уху сварит.
Папа:- Ох, и вкусная ушица будет!
Мама:- Ради такого события отложу поход в салон.

- Какие ценности можно увидеть в этой сценке?
Предполагаемые ответы: совместный отдых, дружелюбие, юмор по отношению друг к другу.

- Правильно, человек без семьи, что дерево без корней.  Дереву свойственно давать плоды, а какие они будут – зависит  и от ухода, и от питания, и от солнечного  света. Так и в семье необходимо душевное тепло, взаимопонимание, взаимопомощь.
Чтец:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Семья – это связь поколений. В  российской семье любят и оберегают  детей. В семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. У каждого из вас есть дом, семья, родня. У кого-то семья большая, а у кого-то маленькая. И в каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.
Слайды с семейными фотографиями.
- Эту презентацию о своей семье приготовила Аббазова Лейла, а сейчас попробуем описать ценности своей семьи, выбирая самое главное, самое важное. Это будет копилка семейных ценностей, мы и сложим всё в шкатулочку (На заранее приготовленных листочках дети пишут о ценностях своей семьи).
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьёй? В какой- то степени можно. Мы проводим здесь так много времени, и так важно относиться уважительно друг к другу, в трудную минуту помочь и поддержать. Все мы разные, но нас объединяет неравнодушие и желание быть вместе.
Фотоколлаж о классе «Мы вместе…». Звучит музыка
При демонстрации фотографий Л.Н.Новикова читает стих собственного сочинения.
ОТЧИЙ ДОМ.
Я возвращаюсь к отчему порогу,
Целую руки матери моей.
Исчезнут тучи, прогоню тревогу
Исток, родник мой, стала я сильней.

На волосах засеребрился иней,
Мой молодой отец стал дедушкой давно
И наши судьбы – переплеты тонких линий
Легли стремительно на жизни полотно.

Морщинки – это мудрости примета,
Послушай, папа, научи, как жить.
Вопрос опять остался без ответа,
Наверно, поздно этому учить.

Мелькнут перед глазами сны из детства,
Где папа с мамой молоды совсем!
Какой любовью наполнялось сердце
Воспоминанья – сладкий детства плен.

Пускай мы выросли, у каждого есть дети,
Любовь, что подарили нам отец и мать
Не может заменить ничто на свете,
Мой сын и дочь моя, старайтесь все понять.

- И для создания атмосферы семейного праздника, мы устроим чаепитие.


Рецензии