Весна

                Период пробуждения природы, кричащий о торжестве жизни. В городе менее заметно, когда приходит весна, а в сельской местности каждый день видишь какие-то изменения и совершенно иначе все воспринимаешь. И не понять разницы, пока не появится возможность сравнивать, собственный опыт.

                Мне было чуть за тридцать, когда я ненадолго в марте оказался в деревне. Мама попросила навестить пожилого дальнего родственника, пользуясь тем, что я был по всем статьям свободен. Безработный, семья только что развалилась, перспективы во всех направлениях расплывчатые и настроение минорное. Мыслей, что жизнь закончилась, я не припомню, как и четких целей для ее продолжения. Я «завис» между пройденным этапом и каким-то непонятным новым, вот и все. Перемена обстановки в таком состоянии тоже движение вперед, хоть многие сочтут это побегом. Не соглашусь, от самого себя убежать невозможно, но приостановиться, чтобы осмыслить полученные уроки жизни, более чем полезно. И поговорить с тем, кто мудрее, очень хорошо, а дядя Илья, тот самый родственник, достойный собеседник.

                Приехав на автобусе в самую настоящую российскую глубинку, я топал от шоссе к деревеньке той дорогой, какую помнил. Шел по утоптанным тропинкам среди укрытых белым-белым снегом полей или лугов. В городе такого чистого, ослепительного снега не увидишь, мне это сразу бросилось в глаза, заставив задуматься о дарованной сельским жителям возможности слияния с нетронутой природой, какой практически нет у горожан. Пробираясь берегом небольшой речушки, я любовался обледенелыми ивами, склонившимися надо льдом. Ветви некоторых тонули в сугробах, образуя причудливые, сказочные арки. Тропинка кое-где петляла сквозь эти чертоги веток, вынуждая наклоняться или кланяться замечательным естественным  архитектурным формам. Топая по опушке леса, я восхищался радостным светом, исходящим от стволов березок, особенно ярких на фоне молодых зеленых елочек.

                Шагал и восхищался - красотища необыкновенная! А какой воздух! Он имеет вкус или непередаваемый аромат, его хочется вдыхать полной грудью до головокружения. Самый привлекательный город меркнет перед такой сказкой, рождающей фантазии о волшебных превращениях, чудесах, способных что-то изменить и в твоей жизни.

                Деревенька, где жил дядя Илья, очень старая и небольшая. Улицы как таковой нет, дома стоят по обе стороны трех прудиков, разделяющих селенье. И все такое маленькое, убогое, заброшенное, что даже колеи от трактора или машин я не заметил, но дым из труб некоторых домов поднимался в небо. Жива старушка! И в таком медвежьем уголке есть люди. Однако, к забору дома дяди Ильи вела даже не тропинка, а следы в сугробах. Сразу ясно, здесь только старики, и у них не хватает сил расчищать дорожки.

                Наш родственник, как оказалось, болел всю зиму, и из-за этого не выходил на связь. Почта в нескольких километрах, на территории бывшей главной усадьбы колхоза, и пешком туда тяжело топать, а ни какого транспорта нет.

                - К нам по средам приезжает частная автолавка. Кооператоры нас поддерживают, но и у них проблемы со связью, - обрадовавшись моему приезду, сходу рассказал дядя Илья, - новые ваши телефоны тут бесполезны. Ребята говорят – черная дыра!

                Вот такое замечательное место приютило меня той весной на две недели.

                ***

                Изрядно запущенное хозяйство в связи с недомоганием дяди Ильи полностью поглотило меня на первых порах. Оно хоть и небольшое – две козы, десяток куриц под предводительством грозного петуха, собака, кот и кошка – а требует внимания.

                Я типичный горожанин, ни чего не знал о сельской жизни, но под руководством старичка быстро освоился. Убедился, что ни чего сложного нет в чистке хлева, уборке курятника, растопке печи и приготовлении в ней еды для людей и живности. Наколоть заготовленные заранее дрова и натаскать воды из деревенского колодца тоже не проблема, когда ты молод.

                - Я снег растапливал, - рассказывал мне дядя Илья, как обходился без меня, - а Петровна приходила помогать с дровами и скотиной. На нашей стороне мы с ней вдвоем зимуем, а за прудами всегда богаче жили. Там Николаич и Федотыч помогают четырем бабкам, а те им самогон гонят. Деды любят принять на грудь с обедом, а после засыпают и не успевают за день на нашу сторону, темнеет зимой быстро. Летом нам всем полегче будет, дачники приедут. Хорошие, отзывчивые люди! А к кому-то внуков привезут дети.

                Упоминание о детях заставляло тяжело вздохнуть и старичка, и меня. Его двое сыновей рано ушли из жизни, не оставив ему внуков, а мой пацан уже жил с чужим дядей, новым мужем моей бывшей. Пока не развалилась наша семья, я не задумывался о многом. Например, каково ребенку видеть равнодушных друг к другу родителей, и как он сможет принять изменения, и какие будут у него отношения со всеми: со мной, с матерью и ее мужем.

                - Ты только не бросай парня, не перекладывай на него свою обиду, - высказывался дядя Илья в ответ на мои вздохи, - будь ему прежним любящим, внимательным отцом, и стань постепенно другом. Надежный друг в любом возрасте нужен, а опека до поры, до времени. Цыпленок, оперившись, ни к отцу, ни к матери не подходит, сам клюет и летать пробует. У каждого это по-своему выходит, навязывать что-то бесполезно даже во благо, а иметь возможность поделиться с кем-то близким, очень важно. И тебе, и ему в будущем это пригодится.

                Прав был мудрый старик, теперь я это знаю, и благодарен ему за науку и поддержку. Хоть сын и не живет со мной, а у нас доверительные отношения и мы оба ощущаем те невидимые нити, что прочно связывают нас.

                В старой избушке, возле теплой печки той весной, устроившись вечерами за столом и попивая особо вкусный чай, приготовленный при помощи пузатого самовара, мы о много говорили с дядей Ильей, не только о детях. Всего припомнить невозможно, но у меня осталось ощущение постижения житейской мудрости, первых шагов на пути осознания смысла жизни и того, как можно радоваться ей.

                Завершив неотложные дела по хозяйству, я стал выбираться днем на длительные прогулки по окрестностям деревни. Дядя Илья снабдил меня отменными самодельными лыжами, чтобы я мог двигаться, куда захочу, и настоял на том, чтобы я брал с собой его ружье и охотничий ножик. На всякий случай, для самообороны, но не от человека. В тех местах в то время еще полно было диких зверей и мне кое-кого удалось увидеть. И понаблюдать довелось за неспешным пробуждением природы.

                ***

                Дни в марте уже довольно длинные, солнышко появляется часто и припекает ощутимо. Следы его горячего дыхания на сугробах – это кружевные льдинки, сверкающие всеми цветами радуги, если наклониться и внимательно приглядеться. А поднимаешь голову и над тобой необхватное голубое небо, к которому тянутся верхушки деревьев настоящего леса, окружившего плотной стеной белые просторы.  Рядом журчит подо льдом речка, ее скорее угадываешь, чем видишь, но для завершения картины раздолья этого вполне достаточно.

                Огляделся, вздохнул свободно и возникает неописуемое эмоциональное состояние – независимость. Делай, что хочешь и все будет в радость. Двигайся, куда глаза глядят, или стой на месте, зажмурившись, и подставив лицо солнцу. Размышляй или всего себя отдай созерцанию, чтобы голова звенела пустотой и отдыхала – все в твоей власти и во власти окружающей тебя природы.

                Представляете, каково это? Невероятно, подобно растворению в воздухе и легкость ощутима. Хочется смеяться, разговаривать вслух или кричать, и все можно, ведь ты совсем один. Но это совсем другое одиночество, не такое, как дома в четырех стенах. Оно не давит, не расстраивает, а радует. Оно позволяет осознать, как хорошо жить: дышать, видеть, слышать, двигаться и наполняться эмоциями, а иногда и переполняться ими.

                Той весной я столько увидел и узнал, что удивлялся, как и чем жил до этого. И  жил ли или только существовал, подчиняясь ритму большого города, всяческим законам, правилам и надобностям. Ведь жить полной жизнью, значит, радоваться каждую минуту самым простым вещам, и даже крохотным открытиям, и с искренней благодарностью относиться ко всему вокруг тебя и внутри.

                ***

                За те дни, что я был плотно занят помощью дяде Илье, солнышко все время пригревало, и когда я вновь оказался возле речки, кусты ивняка вдоль нее уже освободили ветви из снежного плена. Сама речушка все еще была заледенелой, но жила, журчала, а появившиеся на льду проталины намекали на грядущий ледоход. И всему этому радовались птицы, весело щебетали - я их обнаружил, как раз около реки.

                Меж голых веточек ивы порхали стайки мелких пташек, среди которых я легко узнавал зеленогрудых, озорных синичек. Взлетая над кустами, птички выписывали в воздухе замысловатые круги, будто приветствуя хороводом солнце. Смотреть на них и слушать их, вдыхая вкусный воздух, можно было очень долго, мне это не надоедало. Я наслаждался праздником жизни, пытаясь уловить смысл на первый взгляд бессмысленного поведения пичуг, и размышлял.

                Сороки и вороны были еще интереснее. Эти к реке прилетали парами, храбро садились на лед и осторожно пили талую водицу, образовавшуюся на поверхности. Сороки-непоседы, известные своей болтливостью, перепархивали с места на место, довольно громко стрекоча. Вороны ни куда не спешили. Расхаживали горделиво от берега к берегу, долбили ледяной панцирь клювами, внимательно всматриваясь в темную глубину. И все время вместе, рядом или друг за другом, будто влюбленные на свидании.

                Наблюдение за воронами позволило мне приметить участки особенно тонкого льда, и прикинуть, как устроить себе рыбалку без опасений провалиться в воду. Летом я люблю посидеть с удочкой, поиграть с рыбой в древнейшую игру «кто кого», а подледный лов были чем-то новым. И я дважды попробовал удить рыбу в закованной льдом реке за время пребывания у дяди Ильи. Увлекательная забава! Разбиваешь тонкий лед недалеко от берега палкой, забрасываешь в образовавшуюся полынью леску с наживкой на крючке и подергиваешь, дразнишь кого-то там, невидимого, а потом радуешься, когда клюнет. Улов был смехотворный, только порадовать кота и кошку, но столько положительных эмоций и такой согревающий азарт, что это не сравнить со стаканом самогона.

                Во время своих прогулок я не только к реке ходил, но и в лес. Далеко не забирался интересного и нового для меня, хватало и на лесной опушке. К примеру, цепочки следов, которые я пытался «читать», уверенно распознавая только волчьи, заячьи и беличьи. Стежки-дорожки кабанов мне тоже были знакомы и глубокие отпечатки в снегу ног лося я узнавал.

                По следам живности я как-то вышел к оврагу, где резвились зайцы. Белые ушастики так здорово маскируются, что я мог и не заметить их, если бы они не шевелились. Незабываемое впечатление – белые пушистики на белом снегу. Они еще не начали линять, меняя зимнюю шубку на летнюю, но уже чувствовали весну, гонялись друг за другом, шалея от восторга. Опять торжество жизни, наполняющее позитивной энергией зрителя.

                А сколько белок я увидел тогда и не описать! И пробегавших по снегу между деревьями, и прыгавших с ветки на ветку, и ловко карабкавшихся по стволу, и смирно сидящих, укрывшись хвостиком. Шустрые, деловые, серо-рыжие зверьки надолго приковывали к себе мое внимание. Если понаблюдать за ними, кажется, что это маленькие человечки, и общаются они между собой так же, как некоторые суетливые люди. Но особенно интересно смотреть, как они грызут что-то, удерживая еду передними лапками, как крохотными ручками.

                На опушке леса, среди молоденьких елочек, я один раз увидел лосей. Не знаю, зачем пара сохатых пришла в это место, но это была именно пара, по-другому не скажешь. Один крупнее, второй и ростом ниже, и не такой мощный. Они стояли рядышком, потряхивая периодически головами и, глядя на них, я задумался о том, почему они вместе. Каким образом животные находят подходящих партнеров и почему люди лишены такого чутья?

                Почему мы частенько довольствуемся сожительством по расчету или по привычке, успокаивая себя непонятным «так надо». Как это - так? Не по законам природы, а по дурацким правилам, придуманным людьми? Или это «надо» вытекает из страха одиночества? А что мешает нам выбирать спутника жизни сердцем? Зачем мозг пугает нас возможными разочарованиями и душевными страданиями? Чего на самом деле мы боимся, обуздывая наши чувства? Вопросов было много и ни одного ответа.

                ***

                - Экий ты глубокомысленный парень! – рассмеялся дядя Илья, выслушав меня вечером в тот день, когда я наблюдал за лосями, - Вот повзрослеешь, и поймешь, что выбор разума – это более легкий путь, а выбор сердца – это чувства и они идут рука об руку с тяжким трудом. А вообще-то без труда ни чего не бывает! Что-то требовать от других без отдачи не выйдет, а это значит и самому придется потрудиться. И начинать первым лучше! Отдать бескорыстно, не ожидая исполнения своих пожеланий, сделать от чистого сердца, без страха, и это зачтется.

                - Как!? А если в ответ на мое хорошее, искреннее отношение мне прилетит ушат помоев и заявление, что я мало дал и не заслужил другого? – возразил я, опираясь на опыт уже совершенных ошибок.

                - Значит, надо без обиды подумать, что было не так и трудиться, - сказал старичок, но прищурился хитро и прибавил со значением, - работать головой! Так и дойдет, что или сам не хорош, или не того человека выбрал. Может, погнался за внешней красивостью, а внутреннюю гнильцу просмотрел. Конечно, людей без изъянов не бывает, но и зачислить всех скопом в свиньи не разумно, и метать бисер перед свиньями последнее дело. Есть где-то твоя половинка, только ее искать надо, а это труд. И когда найдешь придется трудиться, чтобы понять, а потом подогнать себя, как бревно при постройке избы. Обтесывать себя не бойся, это тебе всегда пригодится. У разбитого корыта остается пожелавший получить больше, чем дать может, как в той сказке о рыбке. Что старуха сделала для деда за его старания? Только кричала, как могла и умела. Это не скверный характер, у нее попросту ни чего другого и не было. А старик ее кто тогда? Разумный мужик или трусливый дурак, как считаешь?

                - Выходит, трусливый дурак! – усмехнулся я, а помолчав, с грустью сказал, - Как многие среди нашего брата. Баба потребовала - надо бежать исполнять, не хрена думать и возражать!

                - А возражать и надо!? - моментально откликнулся дядя Илья,- Подумать следует и если требование глупо, заведомо невыполнимо или несвоевременно, без лишних слов отказать надо. И пусть она трудится, шевелит мозгами, соображая, в чем причина отказа, вот и будет взаимность. Если потерять не захочет, то поменяет хотелки, подгонит себя под тебя. Если не додумается сама до причины, смекнет, как расспросить без скандала. А если упрется – это уже приговор! Сама вынесла и подписала, остается исполнить.

                - Какой приговор? – удивленно спросил я, не понял, клянусь.

                - Как это какой? Под зад коленом! Не хочет по-хорошему, обоюдно, пусть гнет свою линию в другом месте, нет смысла на такую тратить время, - пожав плечами, безапелляционно выдал старичок.

                - Так один останешься, - вздохнул я.

                Не хотелось мне с ним спорить, но и принять его утверждения, как аксиому, было сложно. Мне чего-то не хватало, а чего именно я не понимал тогда.

                - Глупости говоришь, парень! – продолжил разъяснять свою позицию дядя Илья, - Так можно научиться разбираться в людях, не теряя уважения к себе, не кривя душой и не ползая на коленях. И это не осудят, а оценят. Взамен одной никудышной прибежит с десяток стоящих, только выбирай! А будет среди них твоя половинка или нет, ты почуешь, если не зря набивал шишки.

                Во как! Без романтики, но и без унизительного расчета, опираясь на доводы разума и собственный опыт, и действуя с полной отдачей, можно обрести счастье, по мнению мудрого старца. Было о чем задуматься, услышав такое, и все-таки мое сердце жаждало чувств с яркими эмоциями, и не односторонних, а взаимных, и ради этого потрудиться не возражало.

                ***

                С первых дней пребывания у дяди Ильи мне понравилось позволять себе краткие перерывы в работе с перекурами на завалинке. Оттуда почти вся деревенька видна, спокойно оглядеться можно. Люди, правда, не часто попадали в поле зрения, их очень мало, зато собаки и кошки бегали свободно, и за ними было интересно наблюдать.

                Так я приметил небольшой сарайчик, крышу которого облюбовали деревенские киски для своих посиделок и, глядя туда, сам себя развлекал хвостатой математикой. Подсчитывал, сколько мурзок нежится на крыше, сколько прибежало и убежало, и это привело к тому, что я засек один стандартный маршрут всех деревенских кошек.

                Посидев на крыше сарайчика, «пообщавшись» с соседками, кисы спрыгивали в сугроб строго с одной стороны, а потом вдоль заборов чесали к молодой березовой рощице на пригорке за деревней. Мне стало интересно, зачем кошки бегают туда, что их привлекает, и я решил человеческими тропками пробраться в это место.

                Мой путь был длиннее кошачьего, но меня поразило, что выбранное мною направление не чуждо и другим людям. От деревеньки и со стороны дороги, соединяющей поселки, в рощу вели хорошо утоптанные тропы. И только когда я оказался совсем рядом с пригорком, я понял, в чем тут дело. Издали среди молодых березок и сугробов крестов не различить, а вблизи их стало хорошо видно.

                Рощица на пригорке – это маленькое сельское кладбище, погост, и люди его навещают в любое время года по разным причинам. По склону, между деревцами и оградами могил, вились тропинки, и я поднялся на пригорок по одной из них, а по другой спустился, разглядывая захоронения. Помпезных памятников, привычных на городских кладбищах, я не увидел. Надгробьями в основном были строгие кресты с табличками, но попадались и гранитные доски с выбитыми именами. Две привлекли мое внимание. На них ниже фамилий усопших были надписи с глубоким философским смыслом.

                «Все, что имеет начало - заканчивается», - гласила одна, а вторая вызывала грустную улыбку: «Вы еще в гостях, а мы уже дома».

                Невольно задумаешься о неизбежном конце, ни кого это не минует. Мы действительно гости здесь, если сравнить продолжительность человеческой жизни с временем существования нашей планеты. И большинство из нас скверные гости! Мы не уважаем хозяйку - природу. Мало того, что потребительски относимся к ней, так еще и отрицаем ее законы, противоречим. Наша жизнь и так коротка, а мы растрачиваем ее попусту и сами себе сокращаем. Не делаем даже для самих себя то, что хотим и можем, если постараться. А второго дубля не будет! Жизнь – это не кино, и не компьютерные игры.

                С гнетущими мыслями и тяжестью на душе, совсем забыв, что привело меня в рощицу, я торопливо покинул ее.  Неуютно мне было там, на пригорке: ветрено, холодно, хоть и светило солнце. В деревню и на завалинку домика дяди Ильи, я вернулся задумчивый и грустный. Старичок заметил мое состояние, и видел наверно, откуда я шел, присоединился ко мне.

                - Ты, парень, ее не бойся, она мудрая и сочувствует нам, - произнес он, вздохнув, - не вовремя не приходит. Всем дается возможность погулять здесь всласть, только многие этого не понимают. Жалеют на последнем шаге, а уже поздно. Каждый новый день, считай подарок человеку любого возраста, и ему радоваться следует. Если так жить, то и уходить легко. Будет, что вспомнить.

                - А что надо кошкам на погосте? – спросил я, переводя разговор на другую тему.

                - Известно что! Мышки! – усмехнулся старичок, - Кошки всегда там, где мышки, а на пригорке снега меньше, поймать их проще. Там наверно снег тает уже на верхушке. Погост у нас первым сбрасывает с себя зиму и встречает весну, и это правильно. Хорошим людям надо согревать косточки, а там плохих нет. Все туда приходят чистыми, грязь здесь остается.

                Я не знал, что ему сказать и стоит ли говорить. И чувствовал я уже совсем другое. У меня появились еще неясные, не оформившиеся в мысли, цели для продолжения жизни. Это меня вдохновляло, и это состояние мне хотелось укрепить в себе за оставшиеся дни. И еще погулять по просторам, радуясь солнцу, небу, воздуху и начавшейся весне. Сердце и голова хорошо работают, когда дышишь полной грудью, наполняясь природной светлой энергией.

                Весна – самое лучшее время для изменений, и надо успеть воспользоваться этим, черпая жизнь полной ложкой.

                ЕВКА, март 2013 г.


Рецензии
Очень аппетитно написали о весне. Такая живая картина. Даже весенний запах чувствуется.
А что касается мудрости, то... Спорно, наверное. "Если где-то твоя половина, то её искать нужно" - это да. Но, если это, действительно, твоя половина - это уже целое. Представьте две половинки одной монеты. Если соединить - то они подойдут друг к дружке. А если одну из этих половинок обтачивать, то потом половинки не сойдуться.)
(Мы иногда пропадаем, потому что в сеть выходим с работы. У нас тут есть компьютер с русской раскладкой. А дома интернет не стали ставить - не любим сидеть в сети).

Армант Илинар   11.03.2013 13:21     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и похвалу. В этом рассказе не все получилось выразить так, как ощущалось. Мне его стоит доработать, хорошо подумав.
А "пропадаем" на время мы все, это нормально, есть реальная жизнь. И я лично приветствую не любовь засиживаться в сети, ее не зря называют паутиной.
С наилучшими пожеланиями, Сан Саныч

Сан Саныч Евка   11.03.2013 15:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.