В партизанском краю

     Мы идём тихими улицами Ровно. На блестящих после дождя тротуарах отражаются цепочки многочисленных деревьев, контуры нарядных дворцов и богатых магазинов, светлые силуэты новых строений.

     Кажется, так всегда здесь и было: тихо, уютно, благополучно. Но вот замечаем на одном из домов мемориальную доску, потом и на втором, и третьем, на четвёртом и пятом… И вдруг – памятник со страшной, холодящей кровь символикой. Всё это о прошлом, отбушевавшем разрушительной войной и человеческими трагедиями.

     Большая группа харьковчан – школьники, учащиеся профтехучилищ и техникумов, студенты государственного университета – во главе с К. В. Бреус, старшим воспитателем пионерского лагеря «Дружба» завода «Серп и Молот», приехала сюда, чтобы прикоснуться к героическому прошлому нашего народа, пройти партизанскими тропами, побывать на местах подвигов советских разведчиков, а после обо всём увиденном и услышанном рассказать своим родным, друзьям и знакомым.

     Мы восхищаемся мужеством и самопожертвованием героев во имя нынешних и грядущих потомков, их человечностью и неукротимой любовью к жизни. У нас есть немеркнущий кумир – Юрий Алексеевич Гагарин, живёт чувство искреннего преклонения перед решительностью в чрезвычайных ситуациях наших сверстников – пограничника Юрия Бабанского, стюардессы Надежды Курченко, юного тракториста Анатолия Мерзлова… Но кто и когда забудет подвиг Николая Ивановича Кузнецова, сына уральского крестьянина, умного инженера-конструктора, прекрасного знатока Германии и немецкого разговорного языка, чекиста и легендарного разведчика?!

     В 1942 году в лесах Ровенщины вместе с боевыми товарищами Н. Приходько, Н. Гнидюком, Б. Сухненко и другими спускается на парашюте доброволец Н. И. Кузнецов, партизан-разведчик отряда особого назначения под командованием полковника Д. Н. Медведева выполнять в тылу врага опасную карательно-диверсионную работу.

     Вскоре на улицах Ровно, столицы оккупированной Украины, появляется «обер-лейтенант фашистской армии Пауль Зиберт». Из уст самого Эриха Коха, гитлеровского ставленника, узнаёт неоценимые сведения о секретных планах Вермахта в Курской битве, о новых образцах вооружений противника, убивает одного генерала (Геля?), смертельно ранит гранатой другого генерала (Даргеля?), при этом и сам получает ранение. Чтобы испытать свою выдержку, во время операции Николай Кузнецов отказывается от наркоза.

     Мужественным советским разведчиком расстреляны генерал Кнут, кровавый палач украинского народа генеральный судья Функ. Генерал фон Ильген возмущается в Берлине, что его офицеры не могут воевать с партизанами, и сам возглавляет карательные войска на Украине.

     Школьники, раскрыв рты, слушают экскурсовода.

     – Вот на этом месте, в самом центре города, среди белого дня, – говорит гид, – Николай Иванович с Николаем Струтинским, поляками Мичеславом Степанским и Яном Каминским украли фон Ильгена вместе с его шофёром. Высокопоставленный матёрый фашист метался, как затравленный зверь, кричал как резаный, а всё-таки увезли. По дороге на квартиру Вали Довгер Николай Иванович проверяет у гитлеровцев документы. Во Львове отважный разведчик уничтожает палачей – вице-губернатора Галиции генерала Бауэра, его секретаря полковника Петерса и других.

     В венках и живых цветах от украинских и уральских пионеров, от польских и чехословацких друзей, от всех, кто за тысячи километров приезжает в тихий украинский город не только по туристическим путёвкам.

     А вот и тихая окраина в этом мирном и свободном городе. Четыре года оглушалась она треском фашистских пулемётов, четыре года не просыхала от потоков крови тех, кто любил свободу, боролся за неё и стремился превратить родную землю в благодатный цветущий сад. Но эта окраина по чужой злой воле приняла в свою землю восемьдесят две тысячи человеческих жизней. И поэтому здесь – памятник, безмолвно кричащий в тишину. Не о помиловании и не о раскаянии.

     В центре скульптурной композиции – женщина с пылающими ненавистью глазами, угрожающе сжавшая над головой сухие кулаки. Рядом – сражённый пулей юноша со взглядом, устремлённым в завтрашний день; мужчина, готовый плюнуть в физиономию фашизму и размозжить её карающим кулаком; молодая мать, закрывшая грудью беззащитного первенца… Над их прахом распростёрлось бездонное охраняемое небо. И, кажется, их кровью окрашены здесь утренние и вечерние зори, и реющие над страной алые полотнища мира.

     А не о них ли пели свои проникновенные песни семиклассник сорок пятой школы Игорь Пинигин и учащаяся городского профессионально-технического училища №8 Оля Коваленко по дороге в Цуманский лес – к бывшему партизанскому лагерю Медведева?! И не их ли трагедией и… оптимизмом прониклась десятиклассница средней школы №2 Наташа Науменко, записывая свои впечатления в Книге отзывов?! О них расскажут своим товарищам восьмиклассник 118-й школы Юра Куценко и девятиклассник 70-й – Юра Залозный. Задумавшись над их судьбами, лучше поймут и юность своих родителей работницы завода «серп и Молот» – вожатые пионерского лагеря «Дружба» З. А. Коротенко и Л. И. Романенко.

     Ещё мы расскажем своим собеседникам о поездке под Берестечко, где героически защищались и погибли за свою землю триста украинских казаков из войска Богдана Хмельницкого, чьи сохранившиеся черепа до сих пор служат острым укором правящим режимам ближайшего западного соседа за его экспансионистскую политику против украино-русского народа на протяжении многих веков. О старинном городе Остроге, где впервые на Руси появилась печатная книга бывшего москвитянина Ивана Фёдорова, о музее Николая Островского в Вилии, об очаровательной красоте Полесья и его людях.

     В родной город мы возвращаемся полные впечатлений и мыслей обо всей нашей многострадальной Родине и её героическом прошлом, о мирном труде народа и его нераскрытых возможностях. И, естественно, с благодарностью профсоюзам, организовавшим для нас эту экскурсию в замечательный легендарный край.*

     *Материал подготовлен по сохранившемуся черновику, где дата написания, к сожалению, не была указана, а поездка состоялась накануне Октябрьских праздников 1972 г.


Рецензии