В суточном дозоре

            Ночью, когда город объят глубоким сном, Пётр Фёдорович Малярчук охраняет учебный цех. Ночь полна таинственных звуков. Часто они безобидны, но неизвестность их происхождения настораживает, требует, если надо, откликнуться решительным действием. Вот он услышал возню и какое-то фырканье или ворчанье. Внимательно смотрит во двор через застеклённую дверь и видит хищного хладнокровного убийцу. Это кошка, замучившая мышь, куражится над своей жертвой.

           – Ах, едят тебя мухи! Брысь, брысь отсюда!
Прогнал кошку, обошёл вокруг цеха – всё благополучно. В напряжённой тишине, не слышимые днём, гулко стучат на стене часы, периодически вздрагивает и гудит в буфете холодильник. Ночь в доверенных Петру Фёдоровичу владениях полна спокойного торжества. А что же в окружающем мире?

          Ветеран открывает свою любимую газету «Советский патриот». Меньше всего читаемая в цехе другими, для него она – самый интересный и желаемый источник информации. Подростком переживший трагические годы войны и пять последующих лет отдавший воинской службе, он больше всего тревожится о судьбах мира. Небезразлично ему, как идут дела в Добровольном Оборонном Обществе страны, как готовится молодёжь к защите Родины, смогут ли наши парни дать отпор вероятным противникам.

          Ответ, хотя и частичный, тут же подсказывает сама действительность. Откуда-то с далёкого полигона прозвучали приглушённые расстоянием взрывы. Еле заметные колебания земли докатились и до ног Малярчука.

           – Тоже не спят – тренируются хлопцы, – отмечает про себя старый солдат.
Зазвонил телефон.

           – Учебный! Я слушаю, – сейчас и всегда так отвечает Пётр Фёдорович.

           – Здравствуйте, – говорит дежурный по заводу. – Как там, в ЦПО, без происшествий?

           – Всё хорошо. Правда, трубу прорвало в умывальнике. Завтра слесаря починят. А воду я отключил.

           За окном сереет рассвет. Ночью много листвы налетело на асфальт. Пётр Фёдорович берёт метлу и принимается за работу. Но деревья, обнажаясь, сыплют и сыплют жёлтые и багряные листья. Наверное, чтоб вахтёру спать на заре не мечталось.
А утром сходятся в цех мастера, рабочие, инженеры.

           – Ну что там слышно из Испании? – обращается Пётр Фёдорович к одному из самых заядлых любителей шахматной игры.

           – Карпов опять продул…

           – Да, не везёт мне, едят тебя мухи! Неужели не выиграет?!

           Восемнадцать лет Малярчук добросовестно работал формовщиком в третьем фасонно-литейном цехе ХТЗ, десять – литейщиком на Восьмом государственном подшипниковом заводе. Тяжёлый труд остался за плечами. Отдохнуть бы, да что дома делать?! Самочувствие, вроде бы, нормальное. К тому же годы ещё не пенсионные, если на горячий стаж глаза закрывать. Одним словом, надо работать, пока в твоём труде хоть кто-либо да нуждается.

           К окончанию лета – началу осени в цеховом хозяйстве созревают фрукты. Начинаются набеги на сад пацанов из соседних домов. Лезут они на деревья, а то и ветки ломают. В таких случаях, например, один из бывших вахтёров, в былые годы не кланявшийся на фронте пулям, не выбирал и средств воздействия на детвору. Палку прихватит или камней в карманы наберёт – и давай обстреливать юных налётчиков. Но и те оказывались не из робкого десятка. Спрячутся за высокий забор-«баррикаду» и ответный прицельный огонь ведут по «противнику». После одной из таких «перестрелок» оказался наш старичок в областном военном госпитале. Потому что за «силовую дипломатию» расплата настигла.

          А что же Пётр Фёдорович? Какие он аргументы находит против любителей бесплатных лакомств? Пожурить, конечно, пожурит, но одновременно учитывает и то, что урожай заводского сада практически никому не принадлежит. Им пользуются и сотрудники цеха, и учащиеся. Потому что в стране развитый социализм; как говорится, всё вокруг народное, всё вокруг своё. Так неужели кто-то будет возражать, чтобы испробовали лакомств и младшие школьники – будущие ученики цеха?! Другое дело, что родители и учителя периодически должны напоминать им: «Не своё без разрешения не трогай». Хоть это как будто бы и не стыкуется с озвученной поговоркой.

         – Рвите, ребята, – говорит подросткам Пётр Фёдорович, – только ветки не ломайте да на верхушки не лезьте, а то разбиться можно. А сам по-хозяйски подберёт упавшие на асфальт яблоки и груши и побросает их под деревья, чтобы грузовик колёсами не подавил.
Вот такое оно – вахтёрское дело. На первый взгляд, простое, незначительное: сиди себе – не спи. А если какой случай, тогда набирай номер телефона и милицию вызывай. Но это только непосвящённому так кажется. На самом деле, нет профессий второстепенных. Важными и нужными их делают старательные люди. В данном случае – Пётр Фёдорович Малярчук.

             Дату написания надо разыскать. Сохранилась ли?


Рецензии